Оптимальная организация процесса обучения иностранному языку предполагает учет потребностей обучающихся в иноязычном общении как для реализации их личных планов и интересов, так и в сфере будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты изучения потребностей курсантов, безусловно, требуют дальнейшего анализа и наблюдения в динамике. Использование данных сведений как в процессе планирования и выбора англоязычных текстов для обсуждения на практических (аудиторных) занятиях, так и в рамках внеаудиторного иноязычного чтения, безусловно, будет способствовать повышению мотивации в процессе изучения иностранного языка, что, в свою очередь окажет положительное влияние на повышение эффективности иноязычной подготовки.
Список использованной литературы
1. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 30 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»). - Утвержден приказом Министерства образования науки РФ от 14 января 2011 г. № 12.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ
Т.В. Кашко, преподаватель И.В. Зубов, начальник кафедры Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время в стране идут процессы демократизации, построения правового государства и гражданского общества. Непременным условием данных процессов является формирование гражданина, наделенного ответственным отношением ко всему происходящему в стране. Особую значимость приобретает проблема формирования этических ценностей молодого поколения, так как современная молодежь живет в условиях постоянной смены мировоззрений.
Наряду с положительными моментами демократических преобразований общественной жизни в России, имели и имеют место отрицательные моменты, которые негативно влияют на процесс
воспитания личного состава, так, например, практически ежедневно усилиями СМИ активно внедряются идеи типа:
- есть стимул (в основном материальный) - есть реакция;
- смысл жизни человека - получать удовольствие;
- неограниченной свободы личности от общества (в том числе свободная любовь и попытки подмены нравственных законов (например, изложенных в священных писаниях) - общественным договором (пропаганда однополых браков, что свойственно странам Западной Европы) и т.п.
Следует также, обратить внимание и на общее неблагоприятное состояние социальной среды (высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей).
Системный кризис (экономический, финансовый, политический, демографический, культурный, духовный, идеологический) 90-х годов ХХ в.в России имел негативные последствия в системе образования. Для специализированных учебных заведений (которые, помимо качественной профессиональной подготовки будущих офицеров, обязаны воспитывать у курсантов и требуемые государством качества личности) - это, прежде всего, отсутствие четких морально-нравственных ориентиров воспитания личного состава.
В результате в системе правоохранительных органов, включая и учебные заведения (МВД, УИН, МЧС России) стали нарастать такие негативные явления, как: служба (учеба) в органах (специализированных учебных заведениях) с целью уклонения от призыва в армию, коррупция, нездоровый карьеризм, использование служебного положения в корыстных интересах и т.п.
Успешная борьба с пожарами и чрезвычайными ситуациями на различных объектах связана с постоянным совершенствованием профессиональной подготовки личного состава ГПС. Одним из основных слагаемых успешного выполнения задач по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ является высокий уровень специальной профессиональной подготовки и этических качеств сотрудников.
Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является формирование не только профессионально подготовленной личности сотрудника ГПС МЧС России, но и всесторонне развитой, морально и психологически устойчивой.
Воспитание в вузах ГПС МЧС России достигается посредством решения совокупности ряда задач:
- учебных (формирование научно-практических и профессионально-ориентированных знаний в соответствии с
государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями),
- воспитательных (формирование всесторонне-развитой, творчески активной и самостоятельной личности),
- развивающих (развитие, совершенствование профессиональных навыков).
В ходе анализа научно-педагогической литературы установлено, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания утверждение о применении медиатехнологий в рамках учебного процесса.
Актуальность данного вопроса состоит в том, что медиаресурсы, медиасредства и медиатехнологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
Также актуальность вопроса медиаобразования определяется следующими факторами:
Во-первых, отметим значительные изменения, которые произошли в информационной среде. Они связаны с появлением новых технических средств передачи информации, благодаря которым практически любая информация стала доступна каждому человеку. Это не смогло не наложить отпечаток на формирование поведения молодого поколения, поскольку в известной мере разрушило те барьеры и ограничения, которые искусственно, в педагогических целях создавались родителями и учителями. Так, информация, создаваемая специально для взрослых, стала доступна людям, у которых еще не полностью сформированы представления о нравственности и морали. Дидактический ландшафт претерпел значительные изменения, и следует отметить, что эти изменения далеко не всегда можно назвать положительными [1].
Во-вторых, ни родители, ни учителя, которые выросли и сформировались как личности в совершенно других информационных условиях, оказались не готовыми к работе с подрастающим поколением в изменившемся мире. Вряд ли можно назвать справедливыми обвинения в адрес школы и семьи как социальных институтов, что именно на них лежит ответственность за прочную тенденцию к ухудшению поведения школьников, поскольку в основе этого негативного явления лежат не субъективные факторы (учитель или родитель не хочет заниматься воспитанием), а объективные причины (родитель и учитель не знают, как воспитывать сегодня, и пытаются это делать так, как делали десятилетия и столетия тому назад).
В-третьих, ранее проведенные педагогические и психологические исследования также опирались на «старый дидактический ландшафт» и не
могли предсказать значительных изменений в сфере информационных и коммуникационных технологий. Условно разделяя единую педагогическую науку на две части: дидактику как науку об обучении и теорию воспитания, - можно констатировать, что дидакты сделали гораздо больше для подготовки учителей к работе в новых информационных условиях, чем ученые, занимающиеся вопросами воспитания [2].
А.В.Федоров определяет медиаобразование как «комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий». В современном мире медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [3].
Главные задачи медиаобразования ученые понимают так: подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета и т.д.
Один из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиа Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире:
1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории.
3. Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [3].
Изучение курса дисциплин посредством медиатехнологий для учащихся должны позволить вычленить ведущую идею: направленность
на формирование духовно-нравственных понятий (добра и зла, жизни и смерти, любви, красоты), профессиональных ценностей и навыков, этики поведения учащегося. Некоторые темы должны быть тесно связаны с политическими и социальными проблемами, например, с национальным вопросом, широко обсуждаемым в средствах массовой информации. Изучение таких тем невозможно без использования сообщений масс -медиа, причем таких, которые предполагают не развлечение, а серьезную работу ума.
Резюмируя вышеизложенные факты можно сделать вывод о том, что масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств передачи информации и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной работы, творческих способностей и т.д. Особую ценность приобретает способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиамире. Информатизация образования предполагает пересмотр традиционно сложившихся систем, содержания и методов обучения в контексте использования различных медиасредств.
Список использованной литературы
1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В. Жилавская. - Томск: ТИИТ, 2009. - 322 с.
2. Мантуленко В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В. Мантуленко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 36 с.
3. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Л.В. Квасова, профессор, д.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии (ДОТ) являются учебно -методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы [1-5.].