Научная статья на тему 'Роль медиатехнологий в воспитательном процессе курсантов МЧС России'

Роль медиатехнологий в воспитательном процессе курсантов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медиатехнологий в воспитательном процессе курсантов МЧС России»

РОЛЬ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ

И.В. Зубов, начальник кафедры Т.В. Кашко, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России является главным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способные решать задачи МЧС России. Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является формирование не только профессионально подготовленной личности сотрудника ГПС МЧС России, но и всесторонне развитой, морально и психологически устойчивой.

До 1991 года (распада СССР) главной государственной задачей всех специализированных учебных заведений (Вооруженных Сил и МВД СССР) было воспитание у курсантов коммунистического мировоззрения. На втором месте ставилась задача подготовки курсантов, как специалистов. При этом большое внимание уделялось изучению общественных наук, которые, кроме коммунистических догм, формировали в сознании личного состава такие гражданские и общечеловеческие качества, как патриотизм, интернационализм, любовь к Родине, взаимовыручка и поддержка, обязанность ставить общественные (государственные) интересы выше личных, честность, порядочность, верность своему слову, и даже обязанность жертвовать собой в определенных (граничных) ситуациях. Кроме того, практически 100 % курсантов имели членство в комсомольских и партийных организациях, уставы которых содержали нормы, обязательные к исполнению, что усиливало воспитательное воздействие на личный состав. Карьерный рост, служба за границей были практически невозможны без членства в КПСС. В тоже время военнослужащие и сотрудники МВД имели относительно высокий уровень доходов по отношению к остальной части населению страны (выпускник военного училища (лейтенант) получал денежное содержание - 230 рублей, полковник - 450-500 рублей, инженер - 120-150 рублей, а рабочий 150-200 рублей). Результаты такого пристального внимания государства к вопросам воспитания были налицо (уважение со стороны населения к людям в погонах; многочисленные случаи героизма военнослужащих во время ведения боевых действий; низкий, по сравнению с настоящим временем, уровень преступности и эффективная борьба с ней; способность справиться с последствиями глобальных катастроф (например, взрыв на Чернобыльской АЭС, при ликвидации которого погибли практически все пожарные, прибывшие к месту аварии, в первые часы и т.п.

Все вышеперечисленные факторы способствовали формированию у

курсантов специализированных учебных заведений мировоззрения, соответствующего требованиям государства, а также высокого уровня гражданской ответственности.

Системный кризис (экономический, финансовый, политический, демографический, культурный, духовный, идеологический) 90-х годов ХХ в. в России имел негативные последствия и в системе образования. Для специализированных учебных заведений (которые, помимо качественной профессиональной подготовки будущих офицеров, обязаны воспитывать у курсантов и требуемые государством качества личности) - это, прежде всего, отсутствие четких морально-нравственных ориентиров воспитания личного состава, что является следствием несформулированной мировоззренческой государственной концепции (кто является идеалом (примером для подражания) - человек в погонах, добросовестно исполняющий свой долг, жертвующий собой ради жизни людей, государственных или общественных интересов, или олигарх, «благородный» преступный авторитет). Государство должно выделять людей, которые стоят на защите особо важных государственных интересов (военнослужащих, сотрудников МВД, УИН, МЧС и т.п.).

Следует также, обратить внимание и на общее неблагоприятное состояние социальной среды (высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей).

В результате в системе правоохранительных органов, включая и учебные заведения (МВД, УИН, МЧС России) стали нарастать такие негативные явления, как: служба (учеба) в органах (специализированных учебных заведениях) с целью уклонения от призыва в армию, коррупция, нездоровый карьеризм, использование служебного положения в корыстных интересах и т.п.

Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является формирование не только профессионально подготовленной личности сотрудника ГПС МЧС России, но и всесторонне развитой, морально и психологически устойчивой.

В ходе анализа научно-педагогической литературы установлено, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания утверждение о применении медиатехнологий в рамках учебного процесса.

Актуальность данного вопроса состоит в том, что медиаресурсы, медиасредства и медиатехнологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков [1].

А.В. Федоров определяет медиаобразование как «комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий». В современном мире медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с

помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [2].

Использование медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной емкости содержания учебного занятия:

способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний;

концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;

позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными);

формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

В зарубежной практике принята следующая классификация информационных технологий обучения:

- компьютерное программированное обучение;

- изучение с помощью компьютера;

- изучение на базе компьютера;

- обучение на базе компьютера;

- оценивание с помощью компьютера;

- компьютерные коммуникации.

В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.

Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

- усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

- мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;

- выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;

- создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;

- создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;

- ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

- предоставляется реальная возможность использования

межпредметных связей [3].

Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

Кроме того, имеет место тесная взаимосвязь между тематическим интересом и приобретением знаний. Хорошо организованная учебная работа с использованием медиа может оказаться неуспешной, если учащиеся проявляют малый интерес к предложенной тематике. Использование медиа чаще всего несет с собой некоторый эффект новизны, который может привести к мотивированному и интересному изложению (рассмотрению) материала, но эта заинтересованность через определенное время снова снижается.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения и воспитания.

Список использованной литературы

1. Кашко Т.В. Зубов И.В. Применение медиатехнологий в рамках формирования этических ценностей курсантов МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф., 18-19 сент. 2014 г.: в 2-х ч. Ч. 2 / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. - Воронеж, 2014. - С. 48-52

2. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов / А.В.Федоров. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.

3. Егорова Ю.Н. Профессиональное самоопределение социального педагога: теория и практика / Ю.Н. Егорова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. -254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.