на формирование духовно-нравственных понятий (добра и зла, жизни и смерти, любви, красоты), профессиональных ценностей и навыков, этики поведения учащегося. Некоторые темы должны быть тесно связаны с политическими и социальными проблемами, например, с национальным вопросом, широко обсуждаемым в средствах массовой информации. Изучение таких тем невозможно без использования сообщений масс -медиа, причем таких, которые предполагают не развлечение, а серьезную работу ума.
Резюмируя вышеизложенные факты можно сделать вывод о том, что масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств передачи информации и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной работы, творческих способностей и т.д. Особую ценность приобретает способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиамире. Информатизация образования предполагает пересмотр традиционно сложившихся систем, содержания и методов обучения в контексте использования различных медиасредств.
Список использованной литературы
1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В. Жилавская. - Томск: ТИИТ, 2009. - 322 с.
2. Мантуленко В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В. Мантуленко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 36 с.
3. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Л.В. Квасова, профессор, д.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии (ДОТ) являются учебно -методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы [1-5.].
Учебно-методические комплексы, используемые для обеспечения учебного процесса, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых. Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, теоретические материалы, средства компьютерного моделирования и экспериментального исследования изучаемых объектов, включая средства обработки и отображения результатов моделирования и экспериментов, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений.
Состав и структура УМК формируются для конкретной дисциплины и специфики отрасли, в которой функционирует фирма.
В минимальный состав каждого учебно-методического комплекса электронных средств поддержки образования по дисциплине должны быть включены [2,3,]: рабочий учебный (семестровый) план обучающегося; рабочая программа курса по дисциплине - содержание и объем, а также порядок изучения и преподавания учебного курса, расписание проведения учебных занятий всех видов; руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы); учебное пособие по дисциплине (учебному курсу), методически и дидактически подготовленное для дистанционного обучения; дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тексты для самоконтроля и т.п.); практикум (лабораторный практикум) по дисциплине (учебному курсу) или практическое пособие (руководство) по моделированию, если практические занятия предусмотрены рабочим учебным планом; глоссарий.
В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы.
УМК должны отвечать следующим дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным заданиям [1,4,5]: требование научности, предполагающие соотношение содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания; требование доступности предполагает определение степени
теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; требование проблемности предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации; требование наглядности предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их наблюдение учащимся; требование обеспечения сознательности обучения предполагает обеспечение самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности; требование систематичности и последовательности обучения означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области; требование прочности усвоения знаний предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание; требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий.
Рабочая программа курса формируется на основе типовой программы по данной дисциплине (при наличии таковой). Рабочая программа дисциплины в общем случае должна включать следующие разделы [96, 100, 223]: предисловие, раскрывающее цели и задачи курса, соответствие государственному образовательному стандарту, трудоемкость курса; содержание теоретического раздела дисциплины; содержание практического раздела дисциплины; перечень и тематики контрольных работ, заданий и задач; темы рефератов и курсовых работ; перечень вопросов для итогового контроля; списки основной и дополнительной литературы.
Компонент УМК включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, по выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, по выполнению лабораторных работ, рефератов и курсовых работ, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне. Должны приводиться общие методические указания по содержанию и оформлению контрольных работ, рефератов и курсовых работ, дается четкое правило выбора варианта задания. А также примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок.
Электронное учебное пособие предназначается для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного и промежуточного контроля учащегося, а также управления познавательной деятельностью обучаемого с использованием результатов контроля и возможностей других элементов УМК.
Учебное пособие должно быть оформлено в одном стиле (заголовки, цвета, выделения, размещение рисунков, формул, выбор шрифтов, системы управления и т.д.). В электронное учебное пособие необходимо
включить изобразительные и условно-графические средства наглядности. По содержанию и характеру изображаемого, наглядные средства делятся на три группы [5]: изобразительная наглядность (репродукция картин, рисунки, видеофрагменты); условно-графическая наглядность (таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты и пр.); предметная наглядность (музейные экспонаты, макеты, модели).
Рисунки должны быть представлены в формате gif или jpg. Также можно использовать формат animated gif, позволяющий получить анимированные картинки - несложные мультипликации из нескольких кадров. Во всех случаях необходимо принять меры по минимизации объема графического файла.
Электронное учебное пособие должно содержать полный перечень использованных при составлении учебного ресурса источников информации (в том числе отечественных и зарубежных Internet-источников) в дополнение к перечню рекомендованной дополнительной литературы.
Типовая структура учебного материала должна быть представлена в виде [3,4]:
Наименование темы.
Цели изучения темы (перечисление того, что будет знать и уметь обучаемый в результате работы над материалом блока).
Наименование разделов темы (учебных вопросов, на которые разбита тема).
Учебная информация по каждому разделу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д.).
Резюме по блоку.
Вопросы для самопроверки (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).
Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет, содержащие информацию по теме.
Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где Х - базовый показатель (например, если объем учебного курса 100 часов, то 4 Х = 400 страниц - максимально допустимый объем основного текста). Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, плюс списки литературы, словарь терминов. Число тренировочных заданий должно быть не более 3Х. Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более IX. Число тем курсовых работ должно составлять не менее IX.
Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Должны быть
представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума. Для экономических дисциплин - в виде деловых игр.
Контроль знаний учащихся - неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Система тестирования может включать следующие виды контроля [96, 100, 223]: самоконтроль в виде вопросов и задач, на которые обучаемый пытается ответить самостоятельно. Основная цель самоконтроля - самоутверждение, достижение уверенности обучаемого, что он усвоил учебный материал; входной контроль, который призван определить степень готовности обучаемого к следующему циклу обучения; текущий контроль, основная цель которого - диагностика достигнутых знаний, умений и навыков в процессе усвоения очередной темы и, при необходимости, коррекция обучения; рубежный контроль, основная цель которого - проверка уровня усвоения очередного раздела (темы); заключительный (итоговый) контроль, который представляет собой серию заданий по всему проработанному материалу, который обучаемый должен решить самостоятельно, не обращаясь к помощи.
К содержанию тестовых заданий должны предъявляться следующие требования [96, 100, 223]: тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, четким языком и исключать неоднозначность; содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний; в тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора; в тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга; желательно, чтобы исходные условия задания не превышали 10 слов.
Список использованной литературы
1. Методические указания к разработке электронных учебных ресурсов для системы дистанционного обучения / Воронеж.гос.техн.ун-т; сост. А.А. Шишкин, М.П. Аверина. - Воронеж, 2005.
2. Загидуллин P.P., Зориктуев В.Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования Информационные технологии. 1999. - № 5.
3. Домненко В.М., Шехонин А.А. Принципы построения системы дистанционного обучения на основе Internet-технологий // Секция 1. Телекоммуникации в системе образования: Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования». М.: Исслед.центр проблем качества подготовки специалистов. 1988.
4. Дистанционное обучение: учеб.пособие / Под ред. Е.С. Полат.-М., 1998.
5. Добряков А.А. Концептуальная модель элитного специалиста XXI века и информационное пространство ее реализации. М.: ИЦПКПС, 1999.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СПАСАТЕЛИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ АТО
И.В. Кольчик, ведущий специалист Главное управление ГСЧС Украины, г. Донецк
Специфика деятельности ГСЧС Украины требует постоянной готовности спасателей к оперативно-служебным заданиям, особенно в условиях антитеррористической операции. Это требует от них формирования необходимых для использования профессиональных обязанностей психологических качеств: решимости, уверенности в себе, высокой эмоциональной стойкости, ответственности за свои действия, возможности в кратчайшие сроки принимать решения. Но исполнение своих служебных обязанностей в мирное время и во время антитеррористической операции (далее - АТО) - по сути это те же обязанности, но их выполнение становиться тяжелой ношей для спасателей. Вдумайтесь, сколько должно пройти времени что бы человек живущий во время АТО после её окончания, сможет вести прежний образ жизни? Ведь те условия в которых приходилось им жить, постоянные перестрелки, бомбежки, нехватка продуктов, отсутствие света, воды - в лучшем случае, а в худшем - переезд в другой город, потеря своего жилья, близких людей. Это оставляет заметный отпечаток на социальном восприятии людей.
Донецка область является самым крупным регионом по численности личного состава ГСЧС Украины, и каждый спасатель принимающий участие в восстановление жизнедеятельности должен адаптироваться к условиям в которых ему придется работать. Согласитесь, вряд ли все 6 тысяч личного состава смогут выполнять свои функциональные обязанности, не подвергаясь стрессовым ситуациям, когда на каждом шагу их будут окружать люди из другой социальной среды. Да, у них уже не стреляют, не взрываются бомбы, в магазинах появились продукты