СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВТОРОГО
ПОКОЛЕНИЯ
В.Н. Васильев, А.В. Лямин, М.С. Чежин
Статья посвящена развитию дистанционных компьютерных технологий обучения в СПБГУ ИТМО. Рассмотрена история развития системы дистанционного обучения университета, описаны организация и возможности современной системы AcademicNT. Приведены основные результаты использования системы в учебном процессе и определены основные проблемы, которые необходимо решить для повышения эффективности ее использования.
Введение
Одним из приоритетных направлений развития высшей школы является информатизация образования, осуществляемая путем внедрения в учебный процесс современных методов и технологий дистанционного обучения, позволяющих повысить качество, доступность и непрерывность образования и тем самым способствовать созданию открытого образовательного пространства в форме системы открытого образования.
Современное состояние информатизации образования характеризуется опережающим развитием в образовательных учреждениях технической оснащенности и информационных технологий по сравнению с процессом создания новых педагогических методов и технологий. Это побуждает вузы к самостоятельной интенсивной работе по совершенствованию учебно-методического обеспечения современных компьютерных технологий обучения и создания систем дистанционного обучения.
Развитие системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО
Дистанционное обучение (ДО) - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых различным категориям граждан с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Эта технология обучения реализуется в среде специализированной информационно-образовательной системы, которая называется системой дистанционного обучения и представляет собой системно организованную совокупность информационных ресурсов, средств передачи данных, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Неотъемлемой частью системы ДО является сетевая база данных, в которой хранятся информационные и образовательные ресурсы системы, информация о правах и уровнях доступа всех пользователей системы, а также информация о результатах контроля знаний обучающихся в системе.
Задачи системы ДО - активизация самостоятельной работы студентов, индивидуализация и интенсификация обучения; унификация и объективизация контроля усвоения уровня знания дисциплины; расширение спектра образовательных услуг вуза; развитие возможностей сохранения единства образовательного пространства; обеспечение широкого доступа к информационно-образовательным ресурсам вуза; экспорт образовательных услуг на внешний образовательный рынок.
СПбГУ ИТМО включился в создание средств дистанционного обучения почти 10 лет назад, в марте 1998 г., когда Ученый совет открыл целевую комплексную программу развития системы дистанционного обучения [1, 2]. Для реализации этой программы в 1999 г. в Университете был создан центр дистанционного обучения (ЦДО). На ЦДО возлагались задачи организационно-методического и программно-технического сопровождения дистанционного обучения, совершенствование и развитие системы ДО, обеспечение учебного процесса в системе ДО. Создание и разработка этой комплексной программы базировалось на опыте уже разработанных и функционирующих систем
компьютерного обучения и тестирования на ряде кафедр Университета по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, вычислительной технике и по целому ряду других технических дисциплин.
Было принято решение строить систему ДО в СПбГУ ИТМО на основе сетевой Интернет-технологии, которая позволяет осуществлять доступ к образовательным и информационным ресурсам системы с любого подключенного к сети Интернет или к любой другой IP-сети персонального компьютера посредством программы-клиента Web-навигатора (обозревателя) [3-5]. Сетевая технология для СПбГУ ИТМО является экономически наиболее целесообразной и перспективной, в отличие от CASE- и локальной мультимедиа-технологии, тем более что к этому моменту времени в Университете сформировалась и развитая телекоммуникационная инфраструктура, имеющая выход в глобальные компьютерные сети (RUNNet, Internet). Таким образом, в Университете были все необходимые условия для перехода на новый уровень развития информационных технологий обучения.
Основной принцип построения системы заключался в том, что она должна быть не просто совокупностью различных курсов ДО, разработанных специалистами по компьютерным технологиям, а должна представлять собой открытый, инвариантный к содержанию инструментарий-оболочку, позволяющую любому преподавателю, не владеющему программированием и компьютерными технологиями, создавать и использовать курсы дистанционного обучения в соответствии со своей научно-педагогической квалификацией и опытом преподавания.
На первом этапе были разработаны такие модули системы ДО, как автоматизированная система для проведения аттестующего и обучающего тестирования и электронная библиотека, обеспечивающая возможность удаленного доступа к учебным материалам. Функционирование системы ДО осуществлялось на основе эффективных стандартных Интернет-технологий:
• HTML-обозреватель (Netscape Navigator, Internet Explorer или любой другой Java-совместимый обозреватель) обеспечивает гипертекстовый интерфейс взаимодействия пользователя с системой;
• Java-приложения обеспечивают интерактивность и взаимодействие с базой данных;
• Web-сервер передает HTML-документы и приложения обучаемым;
• сервер базы данных на основе СУБД Oracle позволяет хранить всю информацию, используемую при обучении, включая информационно-обучающие элементы системы, результаты аттестации знаний, информацию о пользователях и их правах.
Внедрение системы ДО в учебный процесс показало правильность принятых решений и перспективность данного направления. Автоматизация процесса обучения позволила студентам контролировать свои знания в процессе изучения дисциплины, а преподавателю дало возможность оценить структуру и качество подготовки учебного материала.
Наряду с программно-техническим и учебно-методическим формировалось нормативно-организационное и кадровое обеспечения системы ДО. Основу нормативного обеспечения учебного процесса в системе ДО составили:
• положение о целевой научно-методической комплексной программе «Развитие системы дистанционного обучения в ИТМО»;
• положение об экспертизе элементов компьютерного обучения системы ДО;
• положение о признании элементов компьютерного обучения системы ДО в качестве учебно-методического труда;
• положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в системе дистанционного обучения.
Все более широкое использование системы ДО в учебном процессе Университета потребовало расширения технических возможностей ЦДО, и с октября 2003 г. в экс-
плуатацию был введен учебный класс, целиком оснащенный рабочими местами и серверами производства компании Sun Microsystems и рассчитанный на одновременное обслуживание шестидесяти пользователей. Использование этого класса со специально разработанной системой формирования индивидуального расписания студентов позволили обеспечить массовый текущий контроль успеваемости в компьютерной форме. Уже в осеннем семестре 2003/2004 учебного года с системой тестирования работал 3851 студент, было проведено 53525 сеансов аттестаций, во время которых студентам было предложено ответить на 750476 вопросов. Через год, в осеннем семестре 2004/2005 учебного года, в системе проходили аттестацию 4309 студентов, проведено 77137 сеансов аттестаций, что в 1,44 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Большинство аттестаций пройдено из компьютерного класса ЦДО, вместе с тем в режиме обучения система активно использовалась и с внешних IP-адресов, в результате чего среднее время, проведенное студентами в системе, составило 17 академических часов.
Опыт использования системы показывал необходимость ее существенного обновления. Необходимо было применить комплексный подход к организации учебно-методических материалов, обеспечить широкие коммуникативные возможности участников учебного процесса, усовершенствовать технологии администрирования. Другими словами, подойти к системе ДО как к информационной системе для проведения учебного процесса. В результате была разработана система ДО второго поколения -AcademicNT, которая с 2006 г. успешно используется в учебном процессе СПбГУ ИТМО. В настоящий момент в системе дистанционного обучения представлено 120 программ обучения, в том числе:
• общепрофессиональных дисциплин - 43;
• гуманитарных и социально-экономических дисциплин - 18;
• математических и естественнонаучных дисциплин - 39;
• специальных дисциплин и дисциплин специализации - 20.
Организация и возможности системы ДО AcademicNT
В системе AcademicNT учебно-методические материалы в совокупности образуют электронный учебно-методический комплекс (УМК), который имеет иерархический, модульный характер [6]. Верхнюю ступень в структуре УМК занимает учебный план подготовки учащегося по определенной специальности. Рабочие программы дисциплин, определенных учебным планом, составляют второй уровень. Каждая дисциплина может включать несколько электронных курсов. Каждый электронный курс, в свою очередь, состоит из ряда аттестующих, обучающих и информационных модулей. В системе ДО AcademicNT предлагается следующий набор программно-технических модулей, позволяющий реализовывать все виды учебной работы:
• электронные конспекты;
• информационные ресурсы;
• электронные тесты;
• виртуальные лабораторные работы;
• электронные практикумы.
Модульный принцип построения электронного курса предоставляет широкие возможности авторам УМК и делает систему ДО более гибкой в использовании, так как отдельные виды учебной работы могут обеспечиваться блоками из нескольких модулей, что даст наиболее полное соответствие авторскому замыслу. Количество элементов электронных учебно-методических материалов и их объем должны соответствовать видам учебной работы и их трудоемкости, предусмотренным рабочей программой дисциплины, и должны быть разработаны на основе государственных образовательных
стандартов. Учащийся, использующий УМК, видит все элементы во взаимосвязи, что существенно облегчает его работу.
Программа дисциплины построена на основе стандартной формы и включает разделы: цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины, объем дисциплины в часах, виды контроля по семестрам, структура дисциплины, учебно-методическое, программное и материально-техническое обеспечение дисциплины, инструкции. Программа должна содержать методические рекомендации преподавателям и методические указания для студентов по всем видам учебной работы и формам занятий по дисциплине, в том числе курсовым работам и проектам. В разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» список основной и дополнительной литературы, используемой при изучении дисциплины, обеспечивает автоматизированный контроль книгообеспеченности учебного процесса Университета.
Одним из основных программно-технических модулей электронного курса является электронный конспект - модуль, основанный на структурированной и разделенной на уровни совокупности информационных страниц и кадров. Содержание информационных страниц отображается на экране в гипертекстовом и графическом виде (схемы, рисунки, графики, сложные формулы, фотографии). Обеспечена возможность использования на страницах электронного конспекта элементов мультимедиа (анимация, видео, аудио). Например, на страницах конспекта могут размещаться демонстрации на основе компьютерного моделирования физических процессов, позволяющие проводить эксперименты, получать различных характеристик элементов и устройств, при этом студент может менять параметры изучаемого устройства.
Структура электронного конспекта может быть построена с использованием принципа многоуровневости (многослойности) изложения учебного материала. В этом случае материал, изложенный на страницах электронного конспекта, структурируется не только в виде линейной структуры, как это принято в печатных изданиях (например, раздел, подраздел, глава, параграф и т.п.), но и по набору уровней (слоев) изложения (например, абстракт, конспект, полный текст, примеры, упражнения, задачи и т.п.). В результате каждая структурная единица имеет несколько уровней изложения, что при построении электронного конспекта позволяет автору реализовать хорошо структурированное, многослойное или многоуровневое изложение материала.
Окно электронного конспекта имеет панель навигации, содержащую кнопки перехода вперед и назад по страницам конспекта, поле для выбора уровня изложения материала, элементы управления для поиска страниц и кадров, оглавление конспекта. Управление навигацией в электронном конспекте задается на уровне описания структуры конспекта, и автору материала нет необходимости создавать специальный интерфейс, позволяющий переходить от одной страницы конспекта к другой. В электронных конспектах поддерживается как полнотекстовый поиск необходимой информации, так и поиск по отдельным элементам - названиям, ключевым словам. Электронный конспект должен содержать информационные кадры с небольшим объемом информации вспомогательного, справочного характера по отношению к материалу страниц электронного конспекта. В качестве такой информации могут выступать определения, иллюстрации, Б^Ь-анимации и т.д. Доступ к информации, размещенной в кадре, учащийся получает по ссылке с информационной страницы конспекта, при этом кадр не входит в основную структуру электронного конспекта. Кроме этого, обращение к информации, размещенной в информационных кадрах, возможно и с помощью процедуры поиска, и путем выбора нужного кадра из списка. В результате с помощью набора информационных кадров в конспекте может быть сформирован глоссарий или другие информационные структуры (например, персоналии, словари, справочники), строящиеся на принципе «ключевое слово-содержание». При необходимости формирования в разделе электронного курса глоссария или справочника с большим объемом информа-
ции на каждой странице его можно сделать в виде отдельного конспекта. Подобный конспект может быть видимым или невидимым. В первом случае конспект будет присутствовать в явном виде в качестве самостоятельного модуля в структуре курса и будет доступен для отдельного изучения. Во втором случае конспект в структуре курса виден не будет, и обращение к страницам этого конспекта будет осуществляться лишь по ссылкам со страниц других конспектов. Таким образом, в разделе электронного курса возможно размещение нескольких конспектов - конспект с основным содержанием раздела, энциклопедия, глоссарий, задачник с контрольными работами и примерами решений, описание лабораторных работ, справочная информация.
Программно-технический модуль «Электронный конспект» является обучающим модулем электронного курса, предназначенным для организации самостоятельной работы студентов при изучении ими теоретических положений изучаемой дисциплины. С помощью электронного конспекта возможна реализация учебно-методических модулей различного типа. Использование материалов электронного конспекта пользователями осуществляется при работе в сети, т.е. в режиме on-line.
Для размещения в системе ДО AcademicNT учебно-методических материалов, предназначенных для скачивания и последующей работы с ними в режиме off-line, используется модуль «Информационный ресурс». В качестве информационного ресурса могут выступать презентации к лекциям, чертежи, рисунки, тексты программ, базы данных, т.е. любая информация, организованная в виде файла. Никаких ограничений на тип файла не накладывается. При необходимости использовать группу файлов они архивируются в ZIP-архив. Информационные ресурсы являются вспомогательными материалами, предназначенными для выполнения самых различных заданий и работ по данному учебному курсу, например в форме информационного ресурса в УМК могут быть размещены элементы методического блока - презентации лекций, плакаты.
Обязательным элементом каждого раздела электронного курса являются электронные тесты. Электронные тесты являются эффективным средством определения уровня знаний студентов. Во время тестирования студенту последовательно предъявляются кадры. В системе определено более 40 разновидностей кадров, в которых реализованы различные интерфейсы. К базовой группе тест-кадров относятся: информационный кадр, задание закрытого типа, задание открытого типа, задание на установление правильной последовательности и задание на установление соответствия. Кроме этого, определены группы тестовых заданий графического и бланкового типов. В тестовых заданиях графического типа основой вопроса и объектом для ответа является рисунок. В зависимости от параметров и способа формирования ответа определены графические задания закрытого типа с одним и несколькими правильными ответами, открытого типа с одним и с несколькими ответами, на установление последовательности и задание одной или нескольких связей, на задание маршрута и на соответствие. Вопросы бланкового типа представляют собой сложные, комбинированные вопросы, состоящие из нескольких элементов, и могут включать поля ввода, списки, ячейки, возможности выделения и перемещения элементов. Последовательность кадров формируется системой на основе алгоритма определенного разработчиком теста. Это может быть и псевдослучайный алгоритм, и жестко определенная последовательность, и алгоритм, когда при выборе следующего кадра учитывается ответ обучаемого на предыдущий.
Электронные тесты в системе ДО AcademicNT подразделяются на обучающие и аттестующие. Обучающий режим теста предназначен прежде всего для самоконтроля студента и определения траектории обучения: в зависимости от ответов студента ему будут предъявляться те или иные обучающие элементы. В обучающем режиме особое внимание должно быть уделено формированию диалога системы и пользователя путем задания вариантов реакции системы на возможные различные действия студента при
прохождении теста. В результате обеспечивается высокая степень интерактивности модулей. Система предоставляет учащемуся возможности активного взаимодействия с модулем, при котором реализуется обучающий диалог с целью выработки у обучаемого наиболее полного и адекватного знания сущности изучаемого материала. Основными компонентами обучающего диалога можно считать:
• обучающее воздействие, соответствующий ему обучающий модуль УМК или его кадр;
• контроль (проверка) исполнения данного учебного фрагмента;
• корректировка обучающего воздействия в соответствии с результатами контроля, т.е. обратная связь.
Наличие обучающего диалога (интерактива) обеспечивает эффект присутствия преподавателя, когда каждый обучаемый по любому вопросу, при любой ошибке, например, при решении задач, получает необходимый именно ему учебный материал. В результате при изучении электронного УМК системой ДО формируется индивидуальная траектория обучения для каждого студента, т.е. система выполняет роль электронного тьютора. В процессе изучения материала системой могут быть обеспечены многочисленные объектно-ориентированные подсказки, «проявляющиеся» по мере необходимости. В результате реализуется уровень интерактивности «реального масштаба времени», при котором учащийся вовлекается во взаимодействие со средой, моделирующей реальные процессы, управляет ее поведением, отвечает на сложные учебные запросы. Таким образом, обучающий тест может использоваться для построения электронного тьютора, модуля с высоким уровнем интерактивности и мультимедийности. Повышение интеллекта данного модуля обеспечивается новыми возможностями по более полному разбору ответа студента и увеличением возможного числа реакций системы на действия студента. Аттестующий режим тестирования должен использоваться как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения экзаменов и зачетов.
Кроме тестов, к контролирующим элементам относятся виртуальные лабораторные работы. Виртуальная лаборатория является модулем системы дистанционного обучения, представляющим собой обучающий комплекс, позволяющий студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы - например, когда существует достаточно большое количество правильных ответов или задача проверки результата не является алгоритмической. Как и в случае с тестами, результат выполнения лабораторной работы доступен и студенту, и преподавателю сразу после ее окончания.
Еще одним контролирующим элементом является электронный практикум. Практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания. Данный модуль
системы ДО может использоваться при организации таких видов учебной работы, как курсовой проект (работа), расчетно-графические работы, реферат.
Полный список, подробное описание и форматы представления элементов системы ДО АсаёешюКТ приводится в «Техническом руководстве по разработке учебно-методического комплекса для системы дистанционного обучения», текущая версия которого публикуется на сайте системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО по адресу <http://de.ifmo.ru/>.
Участники учебного процесса, работая в системе ДО, кроме учебно-методических материалов, могут использовать различные сетевые средства электронного общения для оперативного обмена информацией, права доступа к которым также определяются ролью пользователя и параметрами, которые устанавливает владелец ресурса. В систему встроены доски объявлений, форумы, чаты и электронная почта. Следует отметить, что в рамках, например, форума студенты общаются не только с преподавателем, но и между собой, что еще более повышает эффективность такого инструмента.
Система ДО имеет широкие возможности по мониторингу учебного процесса. Возможность доступа к соответствующей информации и ее объем определяются ролью пользователя в системе. Одним из главных элементов мониторинга учебного процесса в системе ДО является электронный журнал. На страницах электронного журнала можно получить информацию как об успеваемости в какой-либо группе, так и о результатах определенного студента. При этом в журнале учитываются не только результаты электронного контроля с помощью тестов, практикумов и виртуальных лабораторий, но и текущий контроль успеваемости, проставляемый вручную тьютором, ведущим занятия со студентами. Для оценки успеваемости студентов используется модульно-рейтинговый принцип. Работа студента с УМК оценивается состоянием в курсе и рейтингом. Рейтинг определяет, насколько качественно был усвоен изучаемый материал, а состояние позволяет оценить степень изучения курса. Состояния, по сути, являются показателем компетенций. С помощью электронного журнала тьютор не только отслеживает успеваемость, но и управляет учебным процессом.
Кроме информации об успеваемости, в системе ДО можно получить самую различную статистической информацию. Уже разработано большое число различных форм статистической отчетности, позволяющих получить исчерпывающую информацию о зарегистрированных в системе подразделениях, пользователях и группах пользователей, о специальностях, по которым проводится обучение, об использовании УМК и их элементов в учебном процессе, о времени работы пользователей в системе, о результатах аттестаций по дисциплине, курсу или конкретному элементу. Отчеты дают информацию как о результатах отдельного пользователя, так и о положении в учебной группе, на кафедре, факультете и в Университете в целом. Формы используемых отчетов легко корректируются и добавляются в систему по мере необходимости. Такой подход к получению информации делает учебный процесс в системе ДО открытым и прозрачным.
Средства администрирования системы обеспечивают управление учебным процессом в системе ДО, содержанием УМК и собственно работой системы. Администрирование УМК позволяет непосредственно через Интернет осуществлять корректировку содержания элементов УМК. Важно отметить, что внесение изменений в УМК возможно непосредственно в ходе учебного процесса, что существенно повышает оперативность работы автора курса. Раздел управления учебным процессом определяет назначение групп студентов на учебные планы и программы дисциплин и задает время и место проведения электронного контроля успеваемости посредством формирования электронных ключей.
Заключение
При разработке системы ДО AcademicNT была решена задача обеспечения возможности использования новых педагогических инструментов, которые становятся доступными благодаря компьютерным технологиям - интерактива, мультимедиа, мо-делинга и коммуникативности. Практика использования системы в учебном процессе показала полное соответствие системы предъявляемым требованиям. Вместе с тем продолжилось совершенствование программно-аппаратного обеспечения системы. Для повышения надежности и защищенности сеансов работы пользователей система ДО переведена на использование протокола HTTPS, который обеспечивает проверку подлинности пользователей и позволяет установить безопасное подключение между отправителем и получателем. Временный разрыв связи, выключение клиентского компьютера теперь не приводит к потере сеанса при аттестации, и при повторном подключении работа пользователя будет продолжаться, а вся информация сохраниться. Кроме использования системы ДО AcademicNT в учебном процессе Университета, были разработаны схемы, обеспечивающие проведение самообследования и олимпиад, что подтвердило гибкость и универсальность разработанной системы. Все изменения и дополнения вносились в систему ДО оперативно, без остановки учебного процесса. И это очень большое преимущество системы ДО AcademicNT. Это показывает возможность оперативной адаптации системы к любым изменениям в организации учебного процесса Университета, что является залогом ее успешного использования в течение длительного времени.
Использование системы ДО AcademicNT выявило и ряд проблем, требующих обязательного решения. Основная проблема заключается в том, что громадные возможности этой информационной системы не используются в полной мере. Количество УМК, разработанных с 2003 г., недостаточно и покрывает лишь небольшую часть учебного процесса Университета. А ведь именно использование системы ДО позволит упростить процесс перехода на модульные принципы. При разработке УМК не в полной мере используются возможности системы и компьютерных технологий. Слабо используются обучающие возможности системы, мало реализовано схем интерактивных диалогов, практически не используются возможности программирования состояний в электронном курсе. Часто отсутствует оперативный контроль за результатами аттестаций как со стороны преподавателей, ведущих дисциплину, так и со стороны сотрудников деканатов. Преподавателями не в полной мере используются возможности, которые им дает электронный журнал, средства электронного общения. В этой связи крайне важным представляется подготовка авторов и тьюторов, готовых в полной мере использовать современные компьютерные технологии, которые предоставлены Университетом.
Литература
1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Система дистанционного обучения СПбГИТМО: Современное состояние и перспективы развития // Современные образовательные технологии: Сборник статей / Под ред. В.Н. Васильева, ЮЛ. Колесникова - СПб: СПбГИТМО(ТУ), 2001. - С. 13-34.
2. Васильев В.Н., Шехонин А.А., Лямин А.В., Тарлыков В.А. Развитие системы дистанционного обучения в соответствии с целевой комплексной программой университета // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). 2001. № 1. С.45-49.
3. Лямин А.В., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методология построения системы дистанционного обучения в СПбГИТМО(ТУ) на основе интернет-технологий // Сбор-
ник трудов конференции «Оптика и образование». - Санкт-Петербург, 2002. - С. 20-22.
4. Васильев В.Н., Шехонин А.А., Лямин А.В., Тарлыков В.А. Информационно-технологическое сопровождение учебного процесса в СПбГУ ИТМО // Сборник трудов конференции «Оптика и образование - 2004». - СПб: СПбГУ ИТМО, 2004. -С. 62-63.
5. Шехонин А.А., Лямин А.В., Тарлыков В.А., Чежин М.С. Организационно-методическое сопровождение текущего контроля успеваемости в СПбГУ ИТМО на базе компьютерного тестирования // Материалы XI международной конференции. Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции «СТО-2005». - Санкт-Петербург, 2005. - Т. 1. - С. 14-15.
6. Лямин А.В., Чежин М.С. Модульное построение электронных учебно-методических комплексов для системы дистанционного обучения // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2005». - Санкт-Петербург, 2005. - Т. 2. - С. 511-512.