4. Структура современной системы дистанционного обучения для специалистов наукоемких специальностей I М.С. Чванова, М.В. Храмова, А.В. Самохвалов, A.A. Скворцов II Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 9. С. 117-124.
5. Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей I М.С. Чванова [и др.] II Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 51-59.
References
1. Aktual'nost' vnedreniya komp'yuternykh uchebno-metodicheskikh kompleksov v protsess obuche-niya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. bsmu.by/index.php?option=com_content&view=
2. Kopytova N.E., Nikishina E.V. Mirovye infor-matsionnye resursy: elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2008. T. 13. Vyp. 1. S. 149-149.
3. Uchebno-metodicheskiy kompleks [Elektronnyy resurs]. URL: http://ido.tsu.ru
4. Struktura sovremennoy sistemy distantsionnogo obucheniya dlya spetsialistov naukoemkikh spet-sial'nostey / M.S. Chvanova, M.V. Khramova, A.V. Samokhvalov, A.A. Skvortsov // Vestnik
Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2012. Vyp. 9. S. 117-124.
5. Osobennosti i vybor instrumentariya realizatsii sistemy distantsionnogo obucheniya dlya nau-koemkikh spetsial'nostey / M.S. Chvanova [i dr.] // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2 (20). S. 51-59.
TEACHING COMPLEX «DATABASE»
N.A. Ryzhova
This article focuses on the development of teaching materials. The advantage of teaching complex is the presence of a bunched material, which includes a program of lectures and workshops, the topics of abstracts, program examinations and tests, lists of recommended books. The article shows the need for a training complex "Databases." This electronic resource solves the problem of systematic theoretical knowledge, the formation of practical skills of students with modern databases. The paper presents the structure of the educational complex "Databases" and the interface is the main page of the complex. The paper describes the contents of each section of the training complex. To create an educational complex "Databases" used CMS Moodle, a database management system MySql, Web-server Apache. Teaching Materials "Databases" is for the second year undergraduate field of study 230700 "Applied Computer Science".
Key words: training complex, databases.
УДК 004.588
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
К.С. Савельев
Статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов. Учебно-методический комплекс помогает студенту самостоятельно изучить дисциплину. Необходимо разработать программный инструментарий, позволяющий сделать работу с учебно-методическим комплексом максимально комфортной и продуктивной для преподавателей и студентов. Особенность комплекса заключается в том, что преподаватель быстро дополняет текстовый и иллюстративный материал в учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» разработан на платформе Moodle. В статье перечисляются преимущества системы управления контентом Moodle, представлена структура страницы и схема учебно-методического комплекса «Компьютерные сети». Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» содержит следующие основные разделы: «Лекции», «Презентации», «Лабораторные работы», «Тесты», «Литература», «Рабочая программа». Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» предназначен для бакалавров 4 года обучения направления подготовки 230700 - Прикладная информатика.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, компьютерные сети.
Стремительный процесс информатизации высших учебных заведений на основе современных компьютеров, поступающих в вузы страны, открывает путь учебно-методическим комплексам (УМК). Наглядность электронного учебно-методического комплекса значительно выше, чем наглядность традиционного учебника. Она обеспе-
чивается использованием мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок.
Компьютерные сети играют немаловажную роль в функционировании современных предприятий, составляют структуру глобальной сети Интернет, используются многочисленными программными средствами
для более эффективной и результативной работы.
Учебно-методический комплекс (УМК) -совокупность учебно-методических материалов, направленных на повышение эффективности освоения студентами учебной дисциплины. Учебно-методический комплекс включает в себя:
- цели и задачи изучения дисциплины;
- требования к уровню содержания освоения дисциплин;
- объем дисциплины и виды учебной работы;
- содержание разделов дисциплины;
- описание лабораторных практикумов;
- в случае наличия курсового проекта или работы по данной дисциплине, краткое описание задачи проекта или работы;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- материально-техническое обеспечение дисциплины.
Учебно-методический комплекс, прежде всего, адресован студентам.
Качественно разработанный учебно-методический комплекс может помочь студенту самостоятельно изучить дисциплину. Также содержащаяся в нем информация может быть полезна и абитуриентам, ведь зачастую название специальности и даже названия учебных дисциплин не могут дать бывшему школьнику исчерпывающей информации о том, что конкретно ему предстоит изучать в дальнейшем. Программы учебно-методических комплексов могут быть размещены на сайте, специально созданном для работы с данным комплексом, режимы доступа к данным должны будут быть определены разработчиками системы. Система будет актуальна как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов [1].
Учебно-методический комплекс имеет большую практическую ценность. С его помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться учебно-методическим комплексом самостоятельно, без помощи преподавателя или руководите-
ля, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значение учебно-методических комплексов состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.
Развитие сетевых информационных технологий дает много новых возможностей для развития технологий обучения. Поэтому целесообразно организовать систему разработки и доступа к учебно-методическому комплексу с использованием современных компьютерных технологий. Необходимо разработать программный инструментарий, который позволит сделать работу с учебно-методическим комплексом максимально комфортной и продуктивной как для преподавателей, так и для студентов.
Современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий. Все большее распространение при осуществлении профессиональной подготовки получают учебно-методические комплексы [2].
Наиболее популярной в настоящее время являются Интернет-технологии, основанные на языках HTML, PHP, XML, JavaScript. Также широко распространено применение систем управления контентом, таких как «Moodle», «eLearning», «ATutor».
Для разработки учебно-методического комплекса «Компьютерные сети» нами выбрана система управления контентом Moodle, так как она имеет следующие преимущества:
- может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения;
- имеет простой и эффективный web-интерфейс;
- дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется;
- студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты;
- богатый набор модулей-составляющих для курсов;
- доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе с гра-
фиками и деталями работы над различными модулями.
Дизайн учебно-методического комплекса - важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт. Поэтому в процессе создания учебно-методического комплекса были учтены рекомендации специалистов по компьютерным технологиям. Основной информационный носитель - текст - должен читаться легко. Графическое оформление не должно мешать восприятию текста.
Интенсивное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий в образование обусловило создание учебно-методических комплексов, где акцент смещен в сторону самостоятельной работы обу-
чающихся, что требует обеспечения высокого уровня подготовки учебных изданий. Надежда Петровна Мирдак считает, что главной целью УМК является «представлять науку в наиболее ясном и доступном виде», тем самым минимизируя интеллектуальные усилия, затраченные на понимание материала [3].
Обучаемый может воспользоваться учебно-методическим комплексом как самостоятельно, без помощи преподавателя, так и с помощью преподавателя. Выбор той или иной технологии для создания учебно-методического комплекса завит от его тематики и назначения. Создание качественного дизайна также немаловажно при разработке учебно-методического комплекса.
На рисунке 1 представлена структура учебно-методического комплекса «Компьютерные сети».
Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса «Компьютерные сети»
Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» содержит следующие основные разделы: «Лекции», «Презентации», «Лабораторные работы», «Тесты», «Литература», «Рабочая программа». Учебно -методический комплекс «Компьютерные сети» содержит в себе 120 лекций, 9 презентаций в формате .pptx, для закрепления знаний приведено 28 лабораторных работ и 9 тестов.
На рисунке 2 представлена структура страницы учебно-методического комплекса «Компьютерные сети».
В верхней части страницы расположено название курса, имя пользователя и ссылка для выхода пользователя из курса. Также здесь имеется выпадающий список с возможностью выбора языка. В левой части страницы находится меню навигации и настройки. Меню навигации состоит из гиперссылок, при нажатии на которые открывается соответствующий раздел. Ниже находится кнопка «Режим редактирования», при нажатии на которую появляется возможность редактирования курса. Данная кнопка доступна только администратору
курса и преподавателю. В меню «Управление курсом» есть возможность просмотра отчета об оценках. В центральной части страницы располагаются разделы, несущие основную информацию курса. Для удобства материал разбит на 9 тем, которые содержат лекции, презентации, лабораторные работы и тесты.
Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» разработан на платформе МооШе. Для разработки дизайна использо-
вался многофункциональный графический редактор Adobe Photoshop CS3.
Для полноценной работы Moodle определены минимальные требования системы. Представлена подробная инструкция по установке системы управления контентом. Содержатся методические рекомендации по пользованию системой для студентов, содержащие информацию о действиях, которые доступны категории пользователей «Студент» при работе с данной системой.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ,СЕТИ
Учебно-методический комплекс
В начало ► Курсы ► Компьютерные сети
ЕЮ
Навигация
В начало
► Страницы сайта ▼ Курсы
▼ Компьютерные сети
в Участники
► Общее
^ Интернети его использование
► Служба поддержки ^ Планирование
обновления сети ^ Планирование структуры адресации
Тематический план
" Рабочая программа
т
Литература
1 Интернет и его использование
Интернет и стандарты " Поставщик услуг Интернета и его службы " Предоставление конечным пользователям услуг Интернета ™ Иерархия сети Интернет
¡Ц) Использование инструментов для создания карты Интернета Требования, предъявляемые к ISP
Рис. 2. Структура страницы учебно-методического комплекса «Компьютерные сети»
Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» предназначен для бакалавров 4 года обучения направления подготовки 230700 - Прикладная информатика.
Литература
1. Шакирова А.С. Проблемы разработки учебно-методического комплекса по дисциплинам вуза // Научный вестник Московского государственного горного университета. 2011. № 4. С. 68-71.
2. Технология создания электронных учебно -методических комплексов дисциплин и внедрение их в обучающую информационную систему вуза [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ict.edu. ru/vconf/files/10028.pdf. Загл. с экрана.
3. Критерии оценки качества электронного учебно-методического комплекса [Электронный ресурс]. URL: http://ode.ru/e-journal/2007/ Mirdak.html. Загл. с экрана.
References
1. Shakirova A.S. Problemy razrabotki uchebno-metodicheskogo kompleksa po distsiplinam vu-za // Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo gornogo universiteta. 2011. № 4. S. 68-71.
2. Tekhnologiya sozdaniya elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov distsiplin i vnedrenie ikh v obuchayushchuyu informatsionnuyu sistemu
vuza [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ict. edu.ru/vconf/files/10028.pdf. Zagl. s ekrana. 3. Kriterii otsenki kachestva elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa [elektronnyy resurs]. URL: http://ode.ru/e-journal/2007/Mirdak.html. Zagl. s ekrana.
TEACHING COMPLEX «COMPUTER NETWORKS»
K.S. Saveliev
The article is devoted to the development of teaching materials. Training complex helps the student to study the
discipline. Need to develop a software tool that allows you to work with educational and methodical complex as comfortable and productive for teachers and students. Feature of the complex is that the teacher quickly adds text and illustrations in the training complex. Training complex "Computer Network" is developed on the platform Moodle. The article lists the advantages of content management system Moodle, the structure of the page and circuit training complex "Computer networks". Training complex "Computer Networks" contains the following sections: "Lectures", "presentation", "Labs", "tests", "Literature", "Work Program". Training complex "Computer network" is intended for bachelors 4 years training areas 230700 "Applied Computer Science".
Key words: training complex, computer network.
УДК 004.588
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «WEB-МАСТЕРИНГ»
И.И. Черных
В данной статье рассматриваются общие вопросы создания учебно-методических комплексов. В статью включены материалы, касающиеся технологий создания учебно-методических комплексов, требования к оформлению всех электронных учебных изданий. Учебно-методический комплекс <^еЬ-мастеринг» был создан в среде Moodle, которая является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения. В статье представлена структура учебно-методического комплекса «^еЬ-мастеринг». Каждый блок разделен на отдельные темы. В статье подробно раскрывается содержание каждого блока. В комплекс включены лекции, презентации, лабораторные работы, для самоконтроля предназначен тестовый блок. Описана блочная структуру страницы учебно-методического комплекса «^еЬ-мастеринг». Учебно-методический комплекс «^еЬ-мастеринг» предназначен для студентов 5 курса специальности 080801 - Прикладная информатика (в гуманитарной области). Разработка учебно-методического комплекса «^еЬ-мастеринг» в среде Moodle позволила нам произвести визуализацию учебного материала, оценить качество знаний с помощью тестовых заданий, применить совокупность полученных знаний и умений при выполнении лабораторного практикума.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, новые информационные технологии, web-мастеринг.
Подготовка специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования имеет свои особенности, которые обусловлены высокой динамикой научных знаний изучаемой предметной области и необходимостью постоянной связи обучения с включением студентов в реальную (актуальную) проектно-ориентированную профессиональную деятельность [1].
Одним из этапов развития любого современного вуза является формирование такой системы образования, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. При такой постановке вопроса главной целью вузов становится формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при
создании новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции [2].
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в высшее профессиональное образование приводит к существенной перестройке процесса обучения и, как следствие, к необходимости разработки соответствующего учебно-методического обеспечения [3].
Существует очень много определений учебно-методических комплексов. Например, О.А. Удотова дает следующее определение учебно-методическому комплексу [4]: «Под учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины мы понимаем совокупность нормативных документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дисциплины в образовательном процессе и способствующих эффективному