Научная статья на тему 'Применение логистических кластеров на региональном уровне'

Применение логистических кластеров на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ / FORM OF ORGANIZATION / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTICS SYSTEM / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / LOGISTICS CLUSTER / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КЛАСТЕР / CLUSTER INFRASTRUCTURE / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ КЛАСТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LOGISTICS CLUSTER FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошкевич Дарья Вячеславовна

В статье исследуется теоретические вопросы создания логистического кластера. Определены специфическими особенности логистического кластера и условия его формирования. Сформированы основные признаки и виды классификации логистических кластеров. Выделены специфические принципы формирования кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LOGISTICAL CLUSTERS AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with theoretical issues of development of the logistics cluster. Determined the specific features of the logistics cluster and the conditions of its formation. Main characteristics and classifications of the logistics cluster are disclosed. Specific principles of formation of clusters are highlighted.

Текст научной работы на тему «Применение логистических кластеров на региональном уровне»

ситета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 39-42.

чивого развития Украины в условиях глобализации // Вектор науки Тольяттинского государственного универ-

SUPPORT OF COMPETITIVENESS OF EMPLOYEES OF THE ENTERPRISES ON THE BASIS OF ACTIVE INTERACTION OF SOCIAL PARTNERS

© 2014

N.V. Danevich, graduate student of department of economy and production organization

Kirovograd National Technical University, Kirovograd (Ukraine)

Annotation-. It has been proved that in the conditions of system crisis in Ukraine, influences of global processes and realization of the European integration course it is necessary to foresee the danger of employees competitiveness decrease at the industrial enterprises. Need of increase of a role of social interaction of employers, labor unions and public authorities concerning questions of support and increase of employees competitiveness of the enterprises has been proved. Suggestions concerning modernization of workplaces, retraining of the personnel have been developed. The actions concerning intensification the social dialogue, increase of social responsibility of employers and labour unions organizations for preservation of labour potential of the enterprises, increase of employees competitiveness have been suggested.

Keywords. competitiveness, crisis, globalization, labour unions, employers, partnership, labour potential, social protection, training, modernization.

УДК 332.122: 338.47

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАССТЕРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2014

Д.В. Дорошкевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и туризма Национальный транспортный университет, Киев (Украина)

Аннотация: В статье исследуется теоретические вопросы создания логистического кластера. Определены специфическими особенности логистического кластера и условия его формирования. Сформированы основные признаки и виды классификации логистических кластеров. Выделены специфические принципы формирования кластеров.

Ключевые слова: логистика, логистическая деятельность, форма организации логистики, логистическая система, логистический кластер, инфраструктурный кластер, логистическое кластерное образование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Кластерное развитие как инструмент повышения конкурентоспособности регионов, инновационного развития их экономики является новым подходом в региональном развитии Украины.

Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий и организаций, физических лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возможно в результате сотрудничества, сочетания кооперации и конкуренции участников кластера: производителей и поставщиков, инжиниринговых и консалтинговых фирм, НИИ и ВУЗов, кредитных организаций, страховых компаний, инфраструктуры, администрации, профессиональных и общественных организаций региона.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы развития современной концепции логистики и рассмотрение различных аспектов ее реализации на практике, достаточно широко рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе. Научными исследованиями в области логистики занимаются отечественные и зарубежные ученые такие как: Б. А. Аникин, М. И. Белявцев, О.Глогусь, М. П. Гордон, П. Друкер, М. А. Гаджинський, Кальченко А.Г., Кизим А.А., Г. Г. Ларина, М. М. Лепа, Ю. М. Неруш, Николайчук, М. А. Окландер, В. А. Панков.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи есть усовершенствование логистического кластера как инструмент повышения конкурентоспособности регионов Украины

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «логистический кластер» рассматривается в научных исследованиях в приложении к определенному виду деятельности. Имеющиеся определения сводятся лишь к перечислению субъектов, формирующих данный кластер[1,2]. Такой подход к пониманию кластера не позволяет отделить данную форму организации логистики от других и идентифицировать его среди других видов

кластеров, например производственных. Логистический кластер - это устойчивое взаимодействие независимых, географически сконцентрированных рыночных субъектов, реализующих логистические функции, в целях поддержания полного цикла основных и сопутствующих потоков, сквозной оптимизации ресурсов участников кластера.

Структура логистического кластера образуется организациями и предприятиями, объединенными едиными материальными, информационными и финансовыми потоками. Логистический кластер концентрирует в себе: рыночных субъектов, формирующих, преобразующих и поглощающих материальные потоки, - производителей, потребителей, коммерческих посредников; транспортные и экспедиторские компании, складские комплексы, распределительные центры и терминалы; институциональные органы; вспомогательные организации; организации, оказывающие сопутствующие услуги. Данная структура типична для любой формы логистического кластерного образования (рис. 1).

Государственные структуры

Транспортные компании

Ш

Экспедиторские компании

Ш

Логистические компании

Транспортно-логистическнн кластер

1 1 1 1

Ремонтно- Терминальные Страховые Образовательные

сервнсные и складские компании и научно-

предприятия комплексы исследовательски

и заведения

Рис. 1. Структура и основные участники транспор-тно-логистического кластера

Логистический кластер имеет двойственную природу. Двойственность объясняется возможностью рассмотрения логистического кластера, во-первых, как инфраструктурного элемента (протокластера) экономического кластера, во-вторых, как самостоятельной формы кластерной интеграции. В первом случае логистический кластер обеспечивает протекание потоковых процессов между производителями стратегически важных для конкретной территории товаров, потребителями и другими инфраструктурными образованиями. Задачей логистического

протокластера является обеспечение взаимодействия элементов кластерной организации в целях повышения конкурентоспособности каждого участника кластера на основе использования преимуществ синергетического свойства.

Являясь инфраструктурным элементом экономического кластера, логистический протокластер способствует решению таких задач, как: обеспечение эффективного территориального построения транспортно-логистического и терминально-складского комплексов кластера для обслуживания грузопотоков; оптимизация процесса доставки грузов с участием нескольких видов транспорта; создание системы оперативного взаимодействия, планирования, диспетчерского регулирования в транспортных узлах и обеспечение для грузопотока оптимального сервисного обслуживания; формирование логистической информационной системы, обеспечивающей процесс обмена информацией между участниками кластера.

Логистический кластер как самостоятельная форма образуется с целью управления технологическими цепочками перемещения материальных потоков от поставщиков сырья, производственных компаний до потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единого процесса создания стоимости, что способствует развитию и повышению логистического потенциала определенной территории [1]. В этом случае кластер выполняет следующие задачи: позволяет формировать и развивать базовые терминально-логистические структурные элементы посредством создания грузоперераба-тывающих терминалов, терминально-складских комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих весь набор складских, таможенных и сопровождающих услуг; повышает конкурентоспособность транспортных коридоров; способствует снижению доли логистических (в первую очередь, транспортных) затрат в валовом внутреннем продукте; обеспечивает кооперацию и интеграцию малых и средних логистических организаций - транспортных, экспедиторских, предоставляющих услуги хранения и т.д. - в общую логистическую концепцию; позволяет оперативно и инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к нестабильным рыночным условиям.

Специфическими чертами логистического кластера, обусловленными природой его деятельности, а также факторами и условиями развития логистики, кроме особенностей, обоснованных теорией организационного развития (территориальная концентрация, внутриструктурная конкуренция, устойчивые деловые связи, информационное взаимодействие, инновационное начало и т.д), на наш взгляд, являются следующие:

- продукция логистического кластера имеет вид комплексной услуги, непосредственно связанной с удовлетворением эволюционирующих потребностей людей в сфере обмена. Данные услуги формируют сервисный потенциал региона, и их наличие является индикатором возможностей формирования кластера на определенной территории;

- в зависимости от характеристики оказываемой услуги (основная, дополнительная, обеспечивающая или сопутствующая) логистический кластер может выступать в качестве «ядра» кластера, вокруг которого формируется кластерное образование в качестве «дополняющего» структурного элемента, деятельность которого непосредственно обеспечивает функционирование «ядра», «обеспечивающего» элемента, способствующего функционированию объектов «ядра», но напрямую не связанного с их деятельностью. В отдельных случаях логистический кластер может выполнять роль «вспомогательного» элемента, наличие которого не всегда является обязательным;

- продукция логистического кластера может потребляться за пределами территориального расположения самого кластера (например, услуга по транспортировке грузов), следовательно, логистический кластер может выступать субъектом экономических отношений вне

определенной территории;

- логистические кластеры имеют полицентричную структуру, так как для их образования необходимо несколько организаций-лидеров, способных координировать и обеспечивать протекание потоковых процессов в рассматриваемом образовании.

Выделенные особенности необходимо учитывать при определении классификационных признаков, при структуризации и формировании логистических кластеров.

Основные признаки классификации логистических кластеров, которые по характеру основного бизнеса относятся к обслуживающим (инфраструктурным) кластерам на основе имеющихся общих подходов к проблеме рассмотрения многообразия кластеров и с учетом критериев, раскрывающих специфику логистического подхода к кластерной интеграции, приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Виды логистических кластеров

Классификационный Виды логистических кластеров

признак

По степени зрелости Сильные кластеры Устойчивые кластеры Латентные кластеры Потенциальные кластеры

По стадиям развития Перспективные (прекластеры) Зарождающиеся кластеры Развивающиеся кластеры Зрелые кластеры Трансформирующиеся кластеры

По формам проявления Транспортно-логистические кластеры Таможенно-логистические кластеры Индустриально-логистические кластеры

По количеству Монологисгические кластеры

о белужин аемых Дуологистические кластеры

экономических кластеров Гетерологистические кластеры

По стабильности Стагнирующие кластеры

использования трудовых Растущие кластеры

ресурсов Устойчивые кластеры

По размеру кластера Малые кластеры Средние кластеры Большие кластеры

По географическому Локальные кластеры

признаку Региональные кластеры Национальные кластеры Международные кластеры

По площади зоны Конгруэнтные с географическим масштабом

о бслуживания Неконтруэнтные с географическим масштабом

По уровню Высокоинновационные кластеры

инновационного развития Низкоииновационные кластеры

Проблемы организации инфраструктурных кластеров до настоящего времени остаются актуальными. Непосредственно подходы к организации логистических кластеров рассматриваются лишь в приложении к такой форме его проявления, как транспортно-логисти-ческий кластер [3]. Основное внимание при рассмотрении проблем кластерной интеграции уделяется определению условий и принципов формирования кластеров, экономическим и правовым основам их создания, организационно-экономическому механизму функционирования, оценке синергетического эффекта в образованиях кластерного типа, а также управлению развитием кластеров. В отдельных научных исследованиях имеет место отражение методического подхода к формированию кластеров, не позволяющего учитывать специфику логистического кластера.

В данной связи предлагаем поэтапную методику создания логистического кластера, которая в логической последовательности представляет порядок реализации взаимосвязанных процедур, позволяющих сформировать логистическое кластерное образование.

Поэтапное создание кластеров должно основываться на четырех методологических подходах, позволяющих минимизировать организационные проблемы кластерного формирования: на ресурсном, процессном, результативно-ориентированном, инновационном подходах. Ресурсный подход позволяет оценить наличие требуемых ресурсов для эффективной реализации возложенных на субъектов кластеризации функций и их потенциал. Процессный под-

ход формирует базу для структуризации логистических процессов и создания системы управления ими, включая контроль за исполнением и эффективностью процессов. Результативно-ориентированный подход является контрольным механизмом, позволяющим оценить степень достижения цели формирования логистического кластера и задающим вектор развития, а также обеспечивает интеграцию всех структурных элементов кластера для реализации общей стратегии. Инновационный подход дает возможность оптимально использовать совокупные ресурсы и стимулирует развитие инновационных процессов в кластере.

Логистический кластер не может быть сформирован без анализа ресурсных условий и правовых основ[4]. Условия формирования логистического кластера можно объединить в 6 групп: экономические условия; пространственные условия; ресурсные условия; институциональные условия; инфраструктурные условия; конкурентные условия. Систематизация условий формирования логистического кластера представлена на рис. 2.

систематизированы по таким признакам, как характер, природа, степень значимости и распределение интересов предприятия во времени.

Процесс формирования кластера должен основываться на некоторых принципах, позволяющих определить основные положения и подходы к его организации и построению [5-12]. Следует выделить специфические принципы формирования кластеров, которые могут быть рассмотрены как дополнение к принятым научной общественностью.

Принцип реального времени. Логистический кластер должен формироваться с учетом экономической, социальной ситуации, имеющей место на конкретной территории, а также направлений ее развития, имеющихся возможностей и ограничений при разработке механизмов создания данного кластера. В связи с этим процесс организации кластера должен полагаться на принцип реального времени.

Принцип институционального взаимодействия. В формировании логистического кластера важную роль играют

Условия формирования логистического кластера

Про стран ственн ые условия Ин сггитуци онные условия Ресурсные условия К онкурентные условия Ин фраструктурн ые условия Экономические условия

■ географическо ■ заинтересованное ■ трудовые ■ транзитный ■ характеристика ■ уровень

е положение тъ г о сударств енных ресурсы потенциал тран сп ортных .экон омического

■ размер структур ■ финансовые территории сообщений развития

территории в развитии ресурсы ■ конкурентоспо ■ наличие территории

кластера кластерных ■ материальные со оные виды транспортных ■ транзакционн

■ возможность инициатив ресурсы транспорта коридоров ые затраты

всесезонных ■ законодательное ■ информационн ■ тип ■ наличие развитых ■ специализация

тран сп ортных обеспечение ые ресурсы конкуренции на подъездных территории

коммуникаций интересов рынке коммуникаций, ■ зкон омические

■ наличие государства и логи сгических погрузочно- связи территории

агломераций территориальных услуг разгрузочных и ■ объем и

органов власти ■ методы термин альных структура

■ закрепление идеи конкурентной комплексов территори альных

формиров ания борьбы на рынке ■ качество матери альных

кластера в логи сгических дорожного потоков -

стратегиях развития услуг покрытия и входящих.

территории ■ распределение плотность исходящих

■ государственная рын очных долей движения

и региональная между транспортных

поддержка идеи логи сгическими средств

формиров ания компаниями ■ протяженность транспортных

Рис. 2. Условия формирования логистического кластера

Система взаимоотношений между участниками логистического кластера является сложной по своей природе и должна включать в себя правовой, организационный, экономический, инновационный, информационный и прочие механизмы. Поскольку логистический кластер имеет дуальный характер и может рассматриваться как с позиции самостоя тельного образования, так и с позиции инфраструктурного образования, необходимо особое внимание в процессе его формирования уделять сопряжению интересов участников, что требует выделения этапов этого процесса.

На наш взгляд, рассматривать интересы предприятия следует с позиций его взаимодействия с субъектами внешней среды, осуществляемого постоянно или в течение определенного промежутка времени, вынужденно или по выбору предприятия и обеспечивающего получение прибыли. Интересы предприятия выступают персонифицированной категорией, эволюционирующей во времени и пространстве. Следовательно, предприятия, являющиеся потенциальными участниками кластерной интеграции, должны сформировать систему приоритетных интересов. Интересы предприятия могут быть

государственные структуры, научно-исследовательские организации и бизнес-структуры, определяющие стратегию развития кластера и его структурное наполнение. Отсутствие хотя бы одного из указанных институтов не позволяет кластеру реализовывать инновационные и инфраструктурные проекты, выступающие одним из условий формирования конкурентоспособных кластеров, а также обеспечивать внедрение новаций в практику. Следовательно, формирование кластера должно полагаться на интеграцию государственного, научно-исследоава-тельского, образовательного и корпоративного институтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип 5 «С». Все действия участников логистического кластера должны быть нацелены на реализацию комплексных условий оказания логистических услуг: стоимость, скорость, сроки, сохранность, сервис. Это позволяет акцентировать внимание на доминанте интернет-технологий в процессе выстраивания взаимоотношений между участни ками кластера, а также на использовании современных технологий перевозок, складирования и т.д.

Принцип коммуникационного единства.

Логистический кластер по своей природе является обслуживающим кластером, удовлетворяющим потребности других участников посредством оказания им логистических услуг, обеспечивающих связь между эко-

номическими субъектами за счет перемещения потоков во времени и пространстве. Организация перемещения потоков невозможна без информационных коммуникаций, позволяющих оперативно реагировать на изменяющиеся условия рыночной среды. Следовательно, принцип коммуникационного единства, заключающийся в наличии единого информационного пространства, интегрирующего, систематизирующего и предоставляющего информацию стратегического и оперативного порядка участникам логистического кластера и обслуживающим его структурам, должен лежать в основе построения кластера.

Выводы. Целью формирования логистического кластера является использование конкурентных преимуществ определенной территории посредством совместного выполнения участниками кластера взаимосвязанных видов деятельности, общих ресурсов, упрощения доступа к инновационным технологиям, мобилизации материальных и нематериальных активов и снижения транзакционных издержек за счет увеличения доверия. Главной особенностью логистической кластерной формы является трансформация отношений между ее участниками от стихийно рыночных к административно-плановым. Логистические кластеры формируются на пересечении основных грузовых потоков и объединяют в себе множество профильных объектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Гриценко С.Г. Стратегия випереджального роз-витку транспортно-лопстичних кластерiв в Укра1ш / Гриценко // Маркетинг в Укрш'ш. - 2007.- № 10. - С. 3537.

1 Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Дело, 2003.

1 Легнер Б.А. Логистика / Легнер Б.А. - М.: Нова, 2006. - 136 с.

1 Омельченко И.Н. Логистическая система - основа создания эффективно действующих предприятий / И.Н. Омельченко // Дистрибуция и логистика. - 2005. - № 6.-С. 81 - 86.

1 Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.

1 Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 20-23.

1 Иваненко А.А. Методологические основы выявления кластеров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 16. С. 47-50.

1 Ильичева О.В. Кластерный подход в стратегии инновационного развития сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 24-39.

1 Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 86-89.

1 Евтодиева Т.Е. Экономическая сущность логистического кластера // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 18. С. 3034.

1 Игошин А.Н. Логистика производства зерна как один из путей повышения его экономической эффективности // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 48-57.

1 Туктарова Р.И., Чирва О.Г. Логистический аудит как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 167-171.

© 2014

APPLICATION OF LOGISTICAL CLUSTERS AT THE REGIONAL LEVEL

D.V. Doroshkevich, candidate of economic sciences, associate Professor the Department

of management and tourism

National Transport University, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article deals with theoretical issues of development of the logistics cluster. Determined the specific features of the logistics cluster and the conditions of its formation. Main characteristics and classifications of the logistics cluster are disclosed. Specific principles of formation of clusters are highlighted.

Keywords: logistics, form of organization, logistics system, logistics cluster, cluster infrastructure, logistics cluster formation.

УДК 332.025.1

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2014

С.В. Дунин, инженер-программист

ЗАО «КОМСОФТ», Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматривается текущая ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в Самарской области. Нормативно-правовая база в разрезе развития малого и среднего предпринимательства. Предлагаются основные пути дальнейшего развития.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, нормативно-правовое обеспечение, государственная поддержка предпринимательства, Самарская область.

С 6 февраля 2014 года вступило в силу Постановление правительства Самарской области от 4 февраля 2014 года №45 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства". Данное постановление уточняет и расширяет цели и задачи программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2009 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009.

Одним из ключевых нововведений, установленных в Постановлении является продление сроков государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Самарской области на период до 2019 года. Уточняется порядок перечисления субсидий Организациям, отдель-

ным пунктом оговаривается необходимость обязательной проверки соблюдения Организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий. Данное постановление явилось еще одним необходимым звеном по укреплению нормативно-правовой базы обеспечивающей развитие малого и среднего предпринимательство в Самарской области.

Одной из особенностей субъектов малого и среднего бизнеса является выстраивание основных ориентиров их деятельности на потребности прежде всего местных, региональных рынков. При наличии развитого крупного промышленного сектора, тем не менее, опрос поддержки малого и среднего предпринимательства в Самарской области остается одной и приоритетных задать всех ветвей региональной власти. И здесь очевидно, что имен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.