Научная статья на тему 'Создание координационных логистических центров интегрированной логистической системы СМП'

Создание координационных логистических центров интегрированной логистической системы СМП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / ПРОЕКТ КООРДИНАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ЛОГИСТИКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КООРДИНАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ / NORTHERN SEA ROUTE / LOGISTICS OUTSOURCING / PROJECT COORDINATION LOGISTICS CENTERS / LOGISTICS CLUSTER COORDINATION AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Братцев А.И.

Предложен механизм концептуальной переориентации СМП на клиенториентированное обслуживание 5PL. Для этого автором обосновываются условия и особенности формирования и функционирования территориальных транспортно-логистических образований на базе действующих предприятий зональных координационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Братцев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF THE COORDINATION OF LOGISTICS CENTERS THE INTEGRATED LOGISTICS SYSTEM NORTH SEA ROUTE

The proposed mechanism of conceptual reorientation of SMP on customer-oriented service 5pl LLC. To do this, the author substantiates the conditions and features of formation and functioning of regional transport and logistics formations on the basis of existing enterprises zonal coordinating centres.

Текст научной работы на тему «Создание координационных логистических центров интегрированной логистической системы СМП»

УДК 656

СОЗДАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СМП

Братцев А.И., аспирант кафедры «Предпринимательство и логистика», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени

Г.В. Плеханова»

Предложен механизм концептуальной переориентации СМП на клиенториентированное обслуживание 5PL. Для этого автором обосновываются условия и особенности формирования и функционирования территориальных транспортно-логистических образований на базе действующих предприятий - зональных координационных центров.

Ключевые слова: Северный морской путь, логистический аутсорсинг, проект координационных центров логистики, логистический кластер, координация и управление

THE ESTABLISHMENT OF THE COORDINATION OF LOGISTICS CENTERS THE INTEGRATED LOGISTICS SYSTEM NORTH SEA ROUTE

Brattsev A., the post-graduate student,Entrepreneurship and Logistics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»

The proposed mechanism of conceptual reorientation of SMP on customer-oriented service 5pl LLC. To do this, the author substantiates the conditions and features of formation and functioning of regional transport and logistics formations on the basis of existing enterprises - zonal coordinating centres.

Keywords: Northern sea route, logistics outsourcing, project coordination logistics centers, logistics cluster coordination and management.

1. Введение

При возрастающей роли транспорта в экономическом развитии стран и территорий важно должным образом учитывать те выгоды экономического и социального характера, которые может предложить эффективная система использования потенциала Северного морского пути. Северный морской путь обладает огромным транспортным потенциалом, являясь уникальной мировой транспортной артерией, соединяющий Азию и Европу в зоне Арктики.

Понимание возможностей использования Северного морского пути (Далее - СМП) нашло отражение в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года[1], где обозначена ключевая цель - увеличение транспортного потока СМП. Однако, сложившаяся практика по транспортировке грузов по Северному морскому пути находится в кризисе в связи с международными экономическими санкциями[2-4] и требует трансформационных изменений. Для достижения поставленной цели необходимо оптимизировать все имеющиеся ресурсы, использование которых должно отвечать современным требованиям.

2. Постановка задачи

Состояние экономических отношений, сложившихся сегодня в сфере логистики СМП в результате роста ее значения на международном уровне, поставил на первое место проблему конкурентоспособности логистических центров, включающих в себя перевозку и терминалы по складированию, сортировке и хранению грузов, то есть, прежде всего, инновационное развитие инфраструктуры и бизнес-процессов деятельности портов СМП, особенно территориального назначения.

Средством решения этой проблемы является концептуальная переориентация деятельности отечественных портов на интервокальное обслуживание потребностей предприятий и общества СМП на базе создания транспортно-логистического кластера путем внедрения координационного центра управления.

3. Результаты исследования.

На сегодняшний день органом координации фактически выступает Администрация СМП. Но юридически права данного учреж-денияограничены обеспечением навигации, контроля безопасности и распределения информационных потоков, происходящие нецен-трализированно. Важно отметить, что использование судоходных мощностей СМП и сложившаяся сеть аутсорсеров 4PLявляются базой для создания инновационной для Российской Федерации системы логистических услуг 5-го уровня.

В связи с вышесказанным, предлагается внесение изменений в работу Федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути», созданного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р[5]на основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30

апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» [6]для осуществления организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути. Предлагается включить в перечень функций ФГКУ «Администрация Северного морского пути» следующие положения: регулирование и контроль работы портовых инфраструктурных объектов государственной и частной формы собственности с правом координации, административного наказания / поощрения, оптимизации маршрутной карты и управления другими функциями логистического характера, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Предложенные изменения позволят реализовать авторскую концепцию создания аутсорсера 5PL [7]которая будет строится на использовании клиентоориентированного подхода, а не ресурсного - как это принято в российской практике. То есть в зависимости от потребностей по определенному заказу аутсорсер будет принимать решение о выделении ресурсов на совершение логистической операции, нести все страховые, транспортные и прочие риски (выступать в роли центра ответственности) и координировать действия исполнителей, распределяя между ними итоговую прибыль по факту выполненных работ. Именно данная авторская модель поможет усилить конкуренцию между терминально-складскими центрами и заставить их искать новые инвестиционные и прочие ресурсы для развития.

Таким образом, на этапе формирования проекта необходимо выработать единый подход относительно механизмов концептуальной переориентации деятельности отечественных портов СМП на клиентоориентированное обслуживание 5PLв пределах новейшего территориально-отраслевого объединения - кластера. Для этого нужно скоординировать все информационные потоки от 1 до 4 PL и сформировать систему макрологистического информационного обеспечения СМП.

На данном этапе главной целью является разработка схемы концептуальной переориентации деятельности отечественных портов на всей протяженности СМП на основе координации не только информационных, но и логистических. экономических и ресурсных потоков.

В связи с этим, необходимо разработать схему ядра - координационных логистических центров, включая четыре основных элемента (см. Рис. 1.).

Для создания координационных центров на базе опорных портов СМП необходимо определение целесообразности и возможностей формирования кластерных структур: территориального бизнес-кластера транспортно-логистического кластера и его транспортно-логистического ядра -порта. Для этого, Администрация СМП как новый управляющий орган должна сформировать базу данных,

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №5 2017 j 107

Рис. 1 Элементы формирования кластера на базе сети координационных центров СМП

координационные центры контрольной функцией для реальной (авторский подход «снизу вверх») оценки эффективности кластерных преобразований, что является важным этапом для дальнейшего планирования и разработки проектных решений в деятельности порта, зоны и СМП в целом.

отражающую анализ и диагностику деятельности предприятий кластера, маркетинговые исследования и оценку направленности местного бизнеса на рынок транспортно-логистических услуг.

Предложенные концептуальные положения механизма транспортно-логистической деятельности координационных центров для опорных портов СМП определяют следующее:

- основными условиями формирования зонального координационного центра порта ТЛК избираются:

• географическая близость участников к зоне порта, горизонтальная интеграция участников;

• использование общего рынка труда;

• экономическая, социальная и стратегическая значимость кластера для территориальной экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры;

• наличие долгосрочных связей между предприятиями бизнес-кластера;

- разработка положений и договоров о совместном инвестировании, создание и деятельность порта является главным инструментом механизма управления транспортно-логистическим кластером, с целью обеспечения высокой скоординированности и производительности работы участников в новой единой хозяйственной системе, укрепления их взаимодействия;

- необходимость разработки норм взаимодействия участников транспортно-логистического кластера для четкого определения юридической и хозяйственной самостоятельности его предприятий, основанной не на имущественном принципе взаимодействия. Особенно это касается координационных центров, как ядра кластера. Нормы и положения о взаимосвязи и взаимозависимость участников должны учитывать право и условия вхождения предприятия в кластер и выхода из него; определение последствий выхода предприятия из кластера и его дальнейшего функционирования; определение норм, касающихся участников, нарушающих условия функционирования кластера и этику ведения бизнеса, принятую в кластере.

Кроме того, предлагается обеспечить координационные центры контрольной функцией для реальной (авторский подход «снизу вверх») оценки эффективности кластерных преобразований, что является важным этапом для дальнейшего планирования и разработки проектных решений в деятельности порта, зоны и СМП в целом.

Итак, выработан единый подход относительно механизмов концептуальной переориентации деятельности отечественных портов СМП на клиентоориентированное обслуживание 5PL в пределах новейшего территориально-отраслевого объединения - кластера. Для этого нужно скоординировать все информационные потоки от 1 до 4 PL и сформировать систему макрологистического информационного обеспечения СМП. Автором обосновываются условия и особенности формирования и функционирования территориальных транспортно-логистических образований на базе действующих предприятий - зональных координационных центров транспортно-логистического кластера. Кроме того, предлагается обеспечить

4. Заключение

Одним из направлений развития морских портов Северного морского пути для активизации интеграции в международную транспортно-логистическую систему является создание на их базе информационных транспортно-логистических центров 5PL на базе развития координационных центров. Именнов условиях поиска оптимального способа организации смешанных, интермодальных и мультимодальных перевозок, а также интеграции в международную транспортно-логистическую систему, на первый план выходит возможность создания в портах транспортно-логистических центров.

Итак, создание транспортно-логистического кластера является комплексом инфраструктуры интегрированной логистической системы, ядром которого является координационные центры, регулирующие объединения усилий предприятий в различных сегментах. Географическое размещение этих предприятий определяет зону притяжения к опорным портам, которые будут иметь все возможности выполнения экспортно-импортных услуг на современном международном уровне и с минимальными транспортно-логистическими затратами.

Литература:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года. № 45. URL: http://www.mintrans.ru/ documents/detail. php?ELEMENT_ID=3023&phrase_id=147388

2. Западные санкции ограничивают развитие судоходного пути в Арктике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cfts.org. ua/news/zapadnye_sanktsii_ogranichivayut_razvitie_sudokhodnogo_ puti_v_arktike_24665

3. Новые санкции против РФ: какими будут их последствия? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bykvu.com/ mysli/71964-novye-sanktsii-protiv-rf-kakimi-budut-ikh-posledstviya

4. Сможет ли Россия воспользоваться выгодами Северного морского пути [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta. ru/articles/2016/03/15/northsearoute/

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года N 358-р «О федеральном государственном казенном учреждении «Администрация Северного морского пути»»

6. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

7. Сумец О.В. Логистические системы и цепи поставок [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://studbooks.net/72782/logistika/ logisticheskoy_tsepi_postavok

108 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.