Научная статья на тему 'Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транспортно-логистической системы'

Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транспортно-логистической системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
369
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTICS SYSTEM / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / LOGISTICS CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дорошкевич Дарья Вячеславовна

В статье исследуется теоретические вопросы управления развитием региональной транспортно-логистической системы. Разработаны принципы управления развитием транспортной инфраструктуры и организационно-экономический механизм управления развитием транспортной инфраструктуры. Представлена система управления транспортной инфраструктурой как элементом общей инфраструктуры региона. Определены основные направления функционирования транспортной инфраструктуры в составе социально-экономической системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STRATEGIC MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM DEVELOPMENT

The article deals with theoretical questions of management development of regional transport and logistics system. The principles of management of development of transport infrastructure and the organizational-economic mechanism of management of transport infrastructure development. The control system of transport infrastructure as part of the overall infrastructure of the region is presented. Key areas of transport infrastructure functioning as part of the socio-economic system of the region are identified.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транспортно-логистической системы»

экономическое Д.В. Дорошкевич

направление ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ...

УДК 332.122: 338.47

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© 2014

Д.В. Дорошкевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и туризма Национальный транспортный университет, Киев (Украина)

Аннотация: В статье исследуется теоретические вопросы управления развитием региональной транспортно-логистической системы. Разработаны принципы управления развитием транспортной инфраструктуры и организационно-экономический механизм управления развитием транспортной инфраструктуры. Представлена система управления транспортной инфраструктурой как элементом общей инфраструктуры региона. Определены основные направления функционирования транспортной инфраструктуры в составе социально-экономической системы региона.

Ключевые слова: логистика, логистическая деятельность, транспортная инфраструктура, социально-экономической системы, логистическая система, логистический кластер.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важны-

ми научными и практическими задачами. Экономическое развитие Украины в современных условиях глобализации экономики характеризуется не только ориентацией на инновационное развитие, но и на реализацию масштабных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры регионов. Решение данных задач, несомненно, должно способствовать более полной интеграции Украины в мировые экономические процессы, содействовать развитию международных торгово-экономических, туристических и культурных связей. Одним из центральных элементов общей инфраструктуры является транспортная инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие социально-экономической системы (СЭС) регионов и городских агломераций. Транспортная инфраструктура (ТИ), непосредственно включена в состав сферы жизнеобеспечения и обслуживания регионов, субъектов СЭС и населения, непосредственно связана с функционированием транспортно-логистической системы страны и регионов, интенсивно развивающейся в последние годы[1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы развития современной концепции логистики и рассмотрение различных аспектов ее реализации на практике, достаточно широко рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе. Научными исследованиями в области логистики занимаются отечественные и зарубежные ученые такие как: Б. А. Аникин, М. И. Белявцев, О.Глогусь, М. П. Гордон, П. Друкер, М. А. Гаджинський, Кальченко А.Г., Кизим А.А., Г. Г. Ларина, М. М. Лепа, Ю. М. Неруш, Николайчук, М. А. Окландер, В. А. Панков и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является разработка основных теоретических положений и соответствующих практических рекомендаций по формированию системы логистической поддержки инвестиционных процессов в Украине на региональном уровне.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Характерно, что развитие транспортной инфраструктуры рассматривается в качестве одной из главных составляющих миссии региона. Транспортная инфраструктура характеризуется высоким уровнем взаимодействия входящих в его состав субъектов с существенным синергетиче-ским и мультипликативным эффектом. Организованная на кластерной основе часть транспортной инфраструктуры относится к категории инфраструктурных кластеров, действующих в экономическом пространстве наряду с промышленными и инновационными кластерами.

К числу основных проблем транспортной инфраструктуры как элемента общей инфраструктуры целесообразно отнести следующие:

- ограниченная пропускная способность радиальных трасс, сдерживающая полицентрическое развитие городской агломерации по основным направлениям освое-

ния новых территорий;

- низкий уровень координации при решении совместных задач в развитии транспортной инфраструктуры между ведомственными учреждениями и органами;

- недостаточное использование механизмов государственно-частного и районого-частного партнерства в решении задач развития отдельных сегментов транспортной инфраструктуры, ограничивающееся на данном этапе рядом проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений;

- наличие ряда проблем в сфере транспортно-логи-стических услуг (например, неоправданное завышение арендной платы за складские помещения, приводящее к нерациональному использованию складской недвижимости и потерям в транспортировке грузов) и др.

Транспортная инфраструктура, как составная часть общей инфраструктуры региона (помимо энергетической, социальной, коммунальной и прочих составляющих общей инфраструктуры), объединяет отрасли и предприятия транспорта (по всем видам используемых транспортных средств), предоставляющих услуги по перевозкам пассажиров и грузов, дорожные трассы и развязки, формируемые в совокупности в виде пространственной сети со сложной конфигурацией, систему предприятий и организаций, обеспечивающих надлежащее функционирование объектов ТИ (как по сервисным, так и по управляющим функциям).

Деятельность данной, сложной по своему составу структуры, ориентирована на полное и своевременное удовлетворение потребности юридических и физических лиц (в частности, регионов Украины и стран) в транспортных, складских, дистрибутивных и вспомогательных услугах, осуществляемых на территории агломерации в интересах ее жизнеобеспечения и развития [2].

Система управления транспортной инфраструктурой применительно к региону представлена на рис. 1.

Законодательные собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Внешние источники права (федеральные органы, органы субъектов РФ, международные организации)

Нормативно-правовая база деятельности ТИ (законы, стратегические планы, регламенты и т.п.)

Органы исполнительной власти, курирующие отдельные направления ТИ и подведомственные организации

t 1 _

Информационное обеспечение ТИ

Основные фак-

торы и ресурсы

ТИ: г

дорожное хо-

зяйство, транс- Н

порт, кольцевая §

автомооильная

дорога; инве- i

стиции, персо-

нал и др. i

и

Рис. 1. Система управления транспортной инфраструктурой как элементом общей инфраструктуры региона

Д.В. Дорошкевич

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ..

экономическое направление

Функционирование системы управления ТИ в составе общей инфраструктуры социально-экономической системы ориентировано на:

- достижение синергетических (заключающихся в качественном приросте объемов перевозки пассажиров и грузов и иных услуг) и мультипликативных (рост новых рабочих мест в смежных отраслях и подотраслях) эффектов, способствующих развитию городской агломерации на основе партнерского взаимодействия элементов данной системы;

- полное и своевременное удовлетворение возрастающих потребностей отраслей и подотраслей городской социально-экономической системы, других экономических субъектов в услугах, предоставляемых ТИ;

- содействие стимулированию процессов пространственной и трудовой мобильности населения, выступающих в качестве важного фактора, обеспечивающего развитие городской агломерации;

- содействие росту привлекательности области как объекта экономического, культурного и туристического значения;

- обеспечение роста конкурентоспособности товаров (добавленная стоимость которых стимулирована рациональным использованием ТИ) и услуг, предоставляемых ТИ на российском и международных рынках.

В целом развитие ТИ, как неотъемлемой части общей стратегии развития социально-экономической системы региона, ориентировано на улучшение качества жизни жителей и содействие экономическому росту региона [3].

Регулирование развития транспортной инфраструктуры ориентировано на решение ряда основных задач, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Основные направления функционирования транспортной инфраструктуры в составе СЭС региона

Достижение перечисленных выше приоритетных направлений функционирования и развития транспортной инфраструктуры целесообразно осуществить на основе решения следующих взаимосвязанных задач:

- повышение пропускной способности действующих и строительство новых скоростных трасс и развязок, обеспечивающих снижение нагрузки на автомобильные дороги в центре региона;

- сбалансированное развитие дорожной системы, терминально-складского хозяйства, системы таможенного обеспечения грузоперевозок в интересах развития социально-экономической системы региона;

- обеспечение целевого использования финансовых средств для развития ТИ в составе общей инфраструктуры СЭС региона, полученных из государственных, региональных и частных источников, в том числе с использованием механизмов государственно-частного

партнерства;

- использование современных инновационных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование ТИ.

В настоящее время промышленный прогресс в значительной степени обеспечивают не разрозненные предприятия, а, прежде всего, их объединения, группы, кластеры и сети.

Транспортная инфраструктура в настоящее время рассматривается как сетевая организация экономических субъектов инфраструктуры, связанная с ведомственными структурами региональной власти, бизнес-структурами территории [4]. Она ориентирована на достижение целей повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности предприятий, регионов и в целом региональной и национальной экономики. Соответственно, в значительной части транспортная инфраструктура приобретает черты кластерной формы (позиционируясь как инфраструктурный кластер).

Исходя из зарубежного опыта, кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности экономики (как для развитых, так и для отстающих отраслей), реализуемый на основе объединения предприятий и организаций в группы (кластеры) и установления между ними неформальных взаимовыгодных отношений и сетевого сотрудничества [1; 5-11].

В украинских условиях опыт кластеризации экономических субъектов может быть использован не только в качестве инструмента стимулирования развития промышленных отраслей (автомобильной, фармацевтической и пр.), но и для решения задач модернизации и развития инфраструктуры, в том числе ее одного из ключевых элементов - транспортной инфраструктуры.

В качестве основной проблемы, затрудняющей эффективное функционирование и развитие транспортной инфраструктуры в составе СЭС региона, следует назвать то, что данная система не в полной степени справляется с постоянно возрастающими потребностями физических и юридических лиц в объемах, оперативности и комфортабельности перевозок пассажиров и грузов. Проявляющиеся в этой области проблемы, в силу специфики рассматриваемой инфраструктуры, характеризуются взаимосвязанностью и, соответственно, требуют комплексного решения, что должно в необходимых случаях осуществляться на основе взаимодействия правительственных структур региона.

К числу наиболее сложных проблем в рассматриваемой сфере можно отнести:

- отсутствие или недостаточность стратегических документов, касающихся взаимосвязи социально-экономической и градостроительной политики, их увязки со стратегиями развития транспортной инфраструктуры;

- проблема перегрузки дорог и развязок пассажирским и грузовым транспортом, не приспособленных (по своим изначальным пропускным возможностям) к потребностям городской агломерации, приводящая к пробкам, нарушениям транспортных графиков, загазованности ряда территорий выхлопными газами и прочим негативным для территории последствиям;

- вклад транспортной инфраструктуры городской агломерации в доходную часть бюджета региона недостаточен по сравнению с другими источниками городских доходов. Причем свыше 50% этого дохода обеспечивается за счет перевозки и перевалки транзитных грузов и др.

Нами разработаны принципы управления развитием транспортной инфраструктуры в составе общей инфраструктуры социально-экономической системы агломерации, к числу важнейших из которых отнесены:

- разработка управленческих решений осуществляется исходя из приоритетов социально-экономического и градостроительного развития региона;

- нацеленность управленческих решений на ускорение товародвижения и пассажиропотоков, снижение из-

экономическое направление

Д.В. Дорошкевич

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ...

держек функционирования ТИ в экономике,

улучшение транспортной доступности, создание добавленной стоимости, повышение надежности и эффективности работы данного комплекса в составе общей инфраструктуры СЭС региона;

- включение в состав миссии региона выполнения функций транспортного узла и дистрибутивного центра с учетом максимальной реализации выгодного географического положения региона;

- разработка и реализация управленческих решений на основе координации действий и объединения усилий и ресурсов государства, бизнеса и населения, ориентированных на развитие транспортной инфраструктуры в составе общей инфраструктуры СЭС региона;

- ориентация на минимизацию потерь при взаимодействии различных объектов ТИ и других хозяйствующих субъектов в сфере функционирования данной системы;

- стимулирование процессов модернизации и развития предприятий и организаций транспортной инфраструктуры при максимальной экономии и рациональном использовании всех ресурсов и снижении негативных факторов воздействия на окружающую среду;

- ориентация управленческих решений на кумулятивный эффект развития транспортной инфраструктуры и соответствующего развития социально-экономической системы региона;

- проведение мониторинга планов и проектов модернизации объектов транспортной инфраструктуры, при необходимости внесение в них изменений, касающихся корректировки сроков реализации тех или иных проектов, состава участников работ, объема инвестиций и пр.

Отраслевые Министерства и ведомства

Государственные инвестнцион-ные фонды н институты поддержки предпринимательства

Ï

Государствен транспортной систем и онной структуры региона

Механизмы регулирования трудовых ресурсов

Нормы регулирования деятельности транспортной

Валютное, кредитное и финансовое регулирование

самоуправления

Концепции, проекты развития транспортной инфраструктуры

Организации транспортной инфраструктуры

Показатели и критерии эффек

Морской Речной Железнодо- Воздушный

транспорт транспорт рожный транспорт транспорт

Автомобиль- Трубопровод-

ный транспорт ный транспорт

Бюджетные средства

Частные инвестиции

Венчурное финансирование

Складская инфраструктура

1. Повышение конкурентоспособности региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Увеличение пассажире- и грузооборота

3. Повышение качества транспортных услуг

4. Увеличение доходной части бюджета СПб

Рис. 3. Схема организационно-экономического механизма управления развитием транспортной инфраструктуры в составе общей инфраструктуры социально-экономической системы региона

Вывод. Реализация приведенных принципов в сфере регулирования процессов развития транспортной инфраструктуры в регионе должна способствовать устойчивому и сбалансированному развитию городской агломерации (как на традиционных, так и на вновь застраиваемых территориях), стимулированию инвестиционной активности в части реализуемости проектов, значимых для развития инфраструктуры социально-экономической системы региона.

Транспортная инфраструктура рассматривается как целостная экономическая система, обеспечивающая сбалансированность и конкурентоспособность социально-экономической системы агломерации, ее пространственное развитие.

Нами разработана схема организационно-экономического механизма управления развитием транспортной инфраструктуры в составе СЭС региона (рис. 3).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гриценко С.Г. Стратепя випереджального роз-витку транспортно-лопстичних кластер1в в Украш / Гриценко // Маркетинг в УкраМ. - 2007.- № 10. - С. 3537.

2. Музиченко А.С. Державне регулювання швести-цшно! д1яльносп. - К.: Науковий свгг, 2001. - 345 с.

3. Легнер Б.А. Логистика / Легнер Б.А. - М.: Нова, 2006. - 136 с.

4. Омельченко И.Н. Логистическая система - основа создания эффективно действующих предприятий / И.Н. Омельченко // Дис трибуция и логистика. - 2005. - № 6.- С. 81 - 86.

5. Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 86-89.

6. Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.

7. Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 2023.

8. Кукольникова Е.А. Модель управления конкурентоспособностью функционального промышленного кластера // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 195-202.

9. Гакашев М.М. Подходы к формированию и оценке эффективности экономических кластеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 2527.

10. Шамаева Н.П. Развитие научно-производственных кластеров как условие экономического роста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 167-170.

11. Петрухина Н.А. Влияние территориально-производственных кластеров на уровень конкурентоспособности региональной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 57-61.

THE FORMATION OF STRATEGIC MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM DEVELOPMENT

© 2014

D.V. Doroshkevich, candidate of economic Sciences, associate Professor the Department

of management and tourism

National Transport University, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article deals with theoretical questions of management development of regional transport and logistics system. The principles of management of development of transport infrastructure and the organizational-economic mechanism of management of transport infrastructure development. The control system of transport infrastructure as part of the overall infrastructure of the region is presented. Key areas of transport infrastructure functioning as part of the socioeconomic system of the region are identified.

Keywords: logistics, transport infrastructure, socio-economic system, logistics system, logistics cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.