Научная статья на тему 'Региональная особенность формирования транспортно-логистического кластера'

Региональная особенность формирования транспортно-логистического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1636
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / REGION / REGIONAL ECONOMY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT AND LOGISTIC CLUSTER / LOGISTIC CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотенков Д. Г.

Эволюционное развитие логистических систем требует концептуализации различных форм организации логистической активности, где особую актуальность приобретает организация логистической деятельности в форме кластера. В данной работе автором рассмотрены основные принципы создания транспортно-логистического кластера, что позволило определить технологию формирования исследуемых кластеров в регионе с основными ожидаемыми показателями эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURE OF FORMATION OF THE TRANSPORT AND LOGISTIC CLUSTER

Evolutionary development of logistic systems demands conceptualization of various forms of the organization of logistic activity where special relevance is gained by the organization of logistic activity in the form of a cluster. In this work as the author the basic principles of creation of a transport and logistic cluster that allowed to define technology of formation of the studied clusters in the region with the main expected efficiency indicators are considered.

Текст научной работы на тему «Региональная особенность формирования транспортно-логистического кластера»

УДК 338

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Д.Г. Федотенков

Эволюционное развитие логистических систем требует концептуализации различных форм организации логистической активности, где особую актуальность приобретает организация логистической деятельности в форме кластера. В данной работе автором рассмотрены основные принципысоздания транспортно-логистического кластера, что позволило определить технологию формирования исследуемых кластеров в регионе с основными ожидаемыми показателями эффективности.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, транспортная инфраструктура, логистический кластер, транспортно-логистический кластер.

В России, как и во всем мире, одним из наиболее эффективных инструментов решения задач модернизации транспорта является формирование транспортно-логистических кластеров (ТЛК),обеспечивающих возможность повышения конкурентоспособности региона, объединения хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, определяющих улучшение инвестиционного климата.

В настоящее время существуют множество подходов к определению кластеров, но единой и общепринятой классификации не существует. Общим для различных подходов является акцент на создание промышленных (производственных) кластеров, которые благодаря сотрудничеству могут конкурировать как на внутреннем, так и на международном рынках. Россия, следуя по пути глобализации мировой иэкономики, предпринимает попытки по курсу модернизации отечественной экономики, в основе которой лежит кластерная концепция. Уже создано большое количество программ, отражающих направления, территориальную локализацию, требования к созданию, функционированию и развитию различныхкластеров. Среди этих документов «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [3], предусматривающая создание сети территориально-производственных кластеров; «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [4], разработанные Министерством экономического развития России.

Основной упор делается на создание кластеров нанотехнологий, судо- и авиастрои-тельных, агропромышленных кластеров и ряда других. Российская программа создания кла-стеров представлена разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации «Сводной базой данных по кластерам России» [4],определяет основные проекты кластеров и стадии их формирования по федеральным округам России.

С учетом отраслевой специфики в России выделяются следующие типы кластеров:

1) дискретные кластеры,включающиепредприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, дви-гателестроения и др.;

2) процессные кластеры, образующиеся предприятиями, относящиеся к процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасли, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.;

3) инновационные кластеры, имеющие развитие в «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы;

4) туристические кластеры,формирующиеся на базе туристических активов в регионе и состоящие из предприятий обслуживания туристов;

5) транспортно-логистические кластеры, включающие в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении, обслуживании и доставке грузов и пассажиров.

По географическому критерию выделяют: локальные, региональные, национальныеи международные кластеры. По степени устойчивости кластеры могут быть застойными, стабильными и растущими. По стадиям развития различают: перспективные, зарождающиеся,развивающиеся, зрелые и трансформирующиеся кластеры.

По общему определению Майкла Портера, кластеры представлены группойсконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующихотраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), конкурирующих в определенных областях, но в тоже время ведущих совместную работу. [6]Территориальный масштаб кластера может варьироваться от одного населенного пункта или региона до страны или даже нескольких соседних стран.

С точки зрения системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы, и совместно функционирующих с определенной целью. Формирование эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов является стратегической деятельностью, которая требует определенных долгосрочных инвестиций в их реализацию, и возможно только путем их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и вне этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно привести к дополнительному преимуществудля каждого из субъектов, создавая определенный стимул к формированию единой целостной системы.

Структура логистического кластера формируется организациями, объединенными в единый материальный, информационный и финансовый поток. В результате чего можно сказать, что логистический кластер консолидирует субъекты рынка, формирующие, преобразующие и потребляющие материальные потоки: товаропроизводителей, потребителей и посредников; транспортные и экспедиторские компании, складские комплексы, терминалы и распредели- тельные центры; органы государственного (федерального, регионального) управления; организации, оказывающие сопряженные услуги. Данная укрупненная структура довольно типична для основных форм кластерных образований.

Кластеры относят к активно развивающимся формам экономической организации и социального развития врегио-не. Существующая в рамках кластера конкуренция между независимыми компаниями дает толчокразвитию новых технологий и распространению ноу-хау. Инновационной составляющейкластерных структур является их важная отличительная

черта, где кластерная форма позволяет участникам удовлетворять потребность рынка в сфере поставок товаров и услуг; получать соответствующую экономию; осваивать новые рынки сбыта на основе маркетинговой деятельности и инновационной политики; достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями и др. Система в целом оптимизируется, расширяет свои возможности для участия в конкурентной борьбе на более высоком уровне.

Кластер - это, в первую очередь, местная инновационная форма самоорганизации общества для выживания в условиях жесткой международной конкуренции. Кластерная форма организации инновационных систем взаимодействия реального и финансового секторов экономики является сочетанием нескольких направлений: технологической, промышленной, денежно-кредитной, инновационной политики регионального развития и т.д. Таким образом, местную инновационную систему региональной экономики можно определить как организационно-управленческую форму пространственной самоорганизации реального и финансового секторов экономики региона. Кластер какорганизационно-управленческая форма местной инновационной системы взаимодействия реального и финансового секторов региональной экономики представляет собой устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Он может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных экономических структур. Данное приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования инновационных ресурсов и возможностейпартнеров, сочетания сотрудничества и конкуренции. Национальные границы в контексте экономической глобализации не всегда срабатывают как экономические регуляторы, следовательно, требуются новые формы организации бизнеса и его взаимодействия свластью и обществом. Воздействие кластеров на региональную экономическую политику представлено на рис. 1.

< ">

Рис. 1. Воздействие кластерных образований на региональную экономическую политику

Основной целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательских и образовательных учреждений. Кластерный подход обеспечивает разносторонний социально-экономический эффект: в дополнение к созданию производств он предполагает формирование всей необходимой инженерной, транспортной, социальной инновационной инфраструктуры, реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и внедрения их результатов в производство.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочкипозволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить темпы экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий путем внедрения критических технологий и новейшего оборудования, получения предприятиямидоступа к современным методам управления, а также доступа на международные рынки [8].

Однако мировой опыт кластерного развития государств и регионов показывает, чтореализация любых проектов по формированию кластеров возможна при наличии следующих предпосылок [5]:

• заинтересованность и поддержка кластерных процессов со стороны органов власти;

• обеспеченность региона природными ресурсами;

• существование предприятий-лидеров, способных возглавить инновационные процессы в профильных отраслях экономики;

• наличие научно-образовательного потенциала, обеспечивающего научное сопровождение кластерных процессов и подготовку кадрового ресурса;

• создание благоприятного инновационного климата;

• взаимодействие с другими кластерами внутри региона;

• наличие передовой производственной, управленческой и финансовой инфраструктуры;

• наличие политической воли к международной экономической интеграции.

В транспортно-логистическом кластере: развиваются базовые терминально-логистические структурные элементы; повышается конкурентоспособность транспортных коридоров; сокращается доля транспортных затрат в валовом внутреннем продукте; обеспечивается кооперация и интеграция малых и средних логистических организаций

- транспортных, экспедиторских, складских и др. в общую логистическую систему; адаптируется внутренняя структура и внешние бизнес-связи к условиям неопределенности среды.

Функционирование транспортно-логистических кластеров способствуетрешению многих задач по оптимизации товародвижения, таких как: обеспечение рационального построения транспортно- экспедиторских и терминально-складских комплексов; рационализация процессов грузоперевозок с участием нескольких видов транспорта; создание системы оперативного взаимодействия, планирования, координации и диспетчерского регулирования в транспортных узлах и обеспечение оптимального сервисного обслуживания товаро-потоков; развитие логистической информационной системы, обеспечивающей эффективный обмен информацией между участниками кластера.

Как специфическая организационная форма транспортно-логистический кластер создается в целях повышения эффективности управления технологическими цепочками перемещения грузопотоков от поставщиков сырья, производственных структур до потребителей, взаимодействующих в рамках единого потокового процесса, способствуя развитию и росту логистического потенциала определенной территории.

Внутри ТЛК могут быть выделены более мелкие кластеры. Каждое выделяемое подразделение кластера также должно отвечать приведенным выше характерным признакам (рисунок 2).

Рисунок 2. Схема выделения подразделений транспортно-логистического кластера

Транспортно-логистические кластеры формируются с учетом конкретной социально-экономической ситуации, складывающейся в конкретной территории, а также перспектив ее развития, в результате чего необходим детальный анализ существующих возможностей и ограничений при разработке механизмов функционирования данного кластера. Следует подчеркнуть, что впроцессе создания и последующего развития транспортно-логистических кластеров важную роль играют государственные структуры и научно-исследовательские организации, способные более точно определить стратегию развития кластера и его рациональный состав.

Траспортно-логистические кластеры способны обеспечить связь между экономическими субъектами за счет перемещения грузопотоков во времени и пространстве, где в свою очередь перемещение потоков, разумеется, невозможно без развитых информационных коммуникаций. Следовательно, принцип коммуникационного единства, предполагающийеди-ное информационное пространство должен лежать в основе создания транспортно-логистических кластеров.

По нашему мнению транспортно-логистический кластер - это добровольное, географическое или пространст-венноеобъединение в транспортно-логистической областипредпринимательских, общественных и других организаций, сосредоточенных на доставке товара от производителя к покупателю, тесно сотрудничающих с научными, образовательными учреждениями, органами региональной и федеральной власти и обеспечивающиеповышение конкурентоспособность на отечественном и мировом рынке транспортно-логистических услуг. Глобальная схема форми-рованиятранспортно-логистического кластера представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 Глобальная схема формирования транспортно-логистического кластера

На уровне региона понятие «транспортно-логистический кластер» рассматривается как стабильное взаимодействие географически сконцентрированных независимых рыночных субъектов, направленных на обеспечение полного цикла основных и сопутствующих потоков, сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей, реализующих логистические функции.

Региональные транспортно-логистические кластеры формируются на пересечении основных товарно-грузовых потоков, объединяющихмножество профильных объектов. Их особенностью является двойственная природа как инфраструктурный элемент (протокластера) экономического кластера и как самостоятельная форма кластерной интеграции. Как инфраструктурный элемент экономического кластера, протокластер способствует [7]: эффективному построению территориального транспортно-логистического и терминально-складского комплексов; формированию логистической информационной системы; созданию системы оперативного взаимодействия, планирования и диспетчерского регулирования в транспортных узлах; оптимизации доставки грузов с участием нескольких видов транспорта; обеспечению оптимальным сервисным обслуживанием.

Многие предприятия в составе кластера при совпадении интересов преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособность. Следовательно, такая кластерная структура организации логистической деятельности имеет следующие особенности [7]:

• кластер имеет территориальную локализацию;

• в кластер объединяются различные по форме собственности, правовому статусу, отраслевой принадлежности организации;

• между участниками кластера устанавливаются рыночные отношения, отношения доверия, а также взаимодействие на основе административного регулирования;

• инициатива формирования кластера обычно принадлежит административным органам управления;

• управление кластером осуществляется в рамках государственно-частного партнерства на основе единого вектора деятельности участников кластера.

Создание региональных транспортно-логистических кластеров (ТЛК) основано на следующих общих методологических принципах представленных нами в таблице 1.

Таблица 1

Основные принципысоздания региональных транспортно-логистических кластеров

№ п/п Основные принципы Определяющие свойства

1 Принцип синергии Кластер - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным [9, с. 182].

2 Принцип территориальной локализации Одним из отличительных признаков кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип территориальной локализации. Однако следует понимать, что географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города, области до страны или даже ряда соседствующих стран. [2, с. 155-162]

3 Принцип эффективности кластера заключается в достижении основных целей: повышение доходности региона и обеспечение занятости населения. Данные утверждения подтверждаются успешным опытом в ряде стран [1].

4 Принцип всеобщего управления качеством и конкурентоспособностью Принцип всеобщего управления качеством и конкурентоспособностью, основанный на максимальном удовлетворении рыночного спроса в качестве товаров и сервисных услуг, предоставляемых конечным потребителям, а также обеспечения надежности и эффективности функционирования как каждого элемента логистической системы (ЛС) в отдельности, так и системы в целом.

5 Принцип устойчивости и адаптивности Принцип устойчивости и адаптивности, согласно которому ЛС должна устойчиво функционировать при изменениях факторов внутренней и внешней среды.

6 Принцип инновационности кластера базирующийся на инновационной трансформации всех отраслей каждого региона и реализации в каждом регионе национальных проектов в области высоких технологий с демонстрацией возможностей науки, образования по инициативе и при активном участии республиканского центра, в частности, речь идет о ТЛК. Соблюдение этого политического принципа создает основу для векторной ориентации действий в самых разных сферах, в том числе при реализации нового понимания транспортной системы страны как одного из мощнейших факторов появления региональной самоорганизующейся экономики.

7 Принцип максимизации регио-нальнойдобавленной стоимости как универсальногоинструмента оценки эффективности кластеров Существенным и принципиальным является введение добавочной стоимости как меры эффективности и отдельного кластера, и территории в целом. Это позволяет не только согласовать интересы государства и бизнеса, но и сформировать конкретные меры государственного протекционизма.

Изучение и анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта позволили определить технологию формирования кластеров в регионе, предусматривающую три основных этапа (рис. 4),где, на наш взгляд, принципиально важное значение имеет первый этап - предварительный, на котором определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации кластерных проектов. В таблице 2 нами представлен синергетиче-ский эффект формирования регионального транспортно-логистического кластера в качестве якорного резидента.

Завершающий этап

Основной этап

<

Предварительный этап

Рисунок 4. Алгоритм создания регионального транспортно-логистического кластера

Таблица 2

Синергетический эффект формирования регионального транспортно-логистического кластера в качестве _якорного резидента_

Формирование транспортно-логистического кластера

Инициативная активность трех структур

Органов государственного управления на уровне региональной власти Коммерческих предприятий: транспортных, посреднических, транспортно-экспедиторских, логистических Вузов, НИИ

Роль органов государственного управления в организации товаропотоков в регионе может выражаться в следующих направлениях: - обеспечение функций координатора товаропото- Роль коммерческих предприятий (транспортных, посреднических, транспортно-экспедиторских, логистических) в логистической оптимизации товародвижения в регионе заключается в следующем: - обязательное участие при обсуждении в органах государственного управления проекта создания регионального транс-портно-логистического кластера и его функционирования; - инвестирование средств в строительство складских термина- Роль учреждений высшей школы и НИИ заключается в реализации следующих задач: - научно обоснованная разработка и сопровождение концептуальных и технологических положений по созданию и функционированию транспортно-логистического кластера: структура, задачи, основные объекты транс-портно-логистической инфраструктуры и т.д.;

ков; - осуществление содействия рекомендательного характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам; - расширение взаимодействия в области международных транспортно-экономических связей. лов и других объектов логистической инфраструктуры; - эксплуатация объектов транспортно-логистического кластера в виде складских терминалов и транспортной инфраструктуры с высокой народнохозяйственной и коммерческой эффективностью. - кадровое сопровождение логистики путем подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям международного уровня.

В результате имеет место синергетический эффект, основными элементами которого являются следующие процессы:

улучшается транспортный сервис за счёт доставки «от двери до двери» и «точно в срок» у органов государственного управления появляется возможность выявления узких мест в транспортной деятельности, что позволяет своевременно планировать финан-сирова-ние отдельных направлений, связанным с транспортным обслуживанием региона сокращается доля транспортной составляющей в стоимости конечного продукта за счёт оптимизации выбора видов транспорта, перевозчиков и подвижного состава повышается конкурентоспособность транспортного комплекса региона

Как результат создание и дальнейшее развитие транспортно-логистического кластера будет способствовать не только повышению эффективности деятельности предприятий его формирующих, но и повысит инвестиционную привлекательность региона (рис. 5).

Рисунок 5. Основные ожидаемые показатели эффективности создания транспортно-логистического кластера

Таким образом, транспортно-логистический кластер представляет собой специфическую форму кластерного образования, сочетающую в себе объединение участников логистического рынка, транспортной инфраструктуры, вспомогательных отраслей экономики региона, федеральной и региональной государственной власти в рамках обеспечения региональных, национальных и международных перевозок.

Учитывая важную рольтранспортно-логистических кластеров в общественном производстве нашей страны, их формирование будет иметь большое социальное и экономическое значение, как для региональной, так и для национальной экономики. Преимущество данного кластерного образования состоит в формировании современной логистической инфраструктуры, отвечающей международным стандартам, в повышении производительностии в инновационной активности предприятий, входящих в состав кластера, в активизации привлечения инвестиций, в обеспечении ускоренного социально-экономического развития регионов.

Однако чтобы кластеры стали более эффективным механизмом в росте конкурентоспособности региональной экономики, необходимо активизировать работу в этом направлении как со стороны правительственных и бизнес-организаций, так и организаций, обеспечивающих информационное и методическое обслуживание.

Evolutionary development of logistic systems demands conceptualization of various forms of the organization of logistic activity where special relevance is gained by the organization of logistic activity in the form of a cluster. In this work as the author the basic principles of creation of a transport and logistic cluster that allowed to define technology of formation of the studied clusters in the region with the main expected efficiency indicators are considered.

Key words: region, regional economy, transport infrastructure, logistic cluster, transport and logistic cluster.

Список литературы

1. Гусев Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. №3. 2007. С. 50-55.

2. Егоров О.И. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития

// Регион: экономика и социология. 2006. №1.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 4127.

4. Минэкономразвития России официальный сайт. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/development/doc1248781537747.

5. Пугачев И.Н., Куликов Ю.И., Маркелов Г.Я.Особенности формирования транспортно-логистических кластеров на Дальнем Востоке // Транспорт Российской Федерации. №5 (42). 2012.

6. Портер М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. О. Пелявского. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. 495 с.

7. Савенкова Т. Кластеризация транспортно-логистических услуг в регионе Балтийского моря //Конъюнктура товарных рынков Маркетинг&логистика №2.2 0 1 4.

8. , Падалко А.А. Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона// Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 270-273.

9. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством. М.: Кнорус, 2005. 256 с.

Об авторе

Федотенков Д. Г. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.