Научная статья на тему 'Кластерный подход в совершенствовании транспортно- логистического комплекса Брянского региона'

Кластерный подход в совершенствовании транспортно- логистического комплекса Брянского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / CLUSTER / LOGISTICS CLUSTER / CLUSTER APPROACH / INNOVATIVE CLUSTERS / TRANSPORT AND LOGISTICS COMPLEX / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотенков Д. Г.

В данной работе автором рассмотрен кластерный подход как важное направление современного этапа осуществления региональной экономической политики, направленный на ее устойчивое развитие. Проведен краткий анализ зарождения кластерного подхода, представлены основные классификационные признаки логистических кластеров, рассмотрен зарубежный и отечественный опыт внедрения кластеров. Обоснована актуальность формирования Брянской региональной транспортно-логистической системы, с отметкой основных направлений совершенствования транспотно-логистического комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO IMPROVEMENT OF THE TRANSPORT AND LOGISTIC COMPLEX OF THE BRYANSK REGION

In this article the author considers a cluster approach as an important element of the present stage of the regional economic policy aimed at its sustainable development. The author makes a brief analysis of the origin of the cluster approach, presents the main systematic features of logistics clusters, considers the foreign and domestic experience of the implementation of clusters. The author justifies the urgency of the formation of the Bryansk regional transport and logistics system with the mark of the main areas of improvement of transport and logistics complex of the region.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в совершенствовании транспортно- логистического комплекса Брянского региона»

УДК 338

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА БРЯНСКОГО РЕГИОНА

Д.Г. Федотенков

В данной работе автором рассмотрен кластерный подход как важное направление современного этапа осуществления региональной экономической политики, направленный на ее устойчивое развитие. Проведен краткий анализ зарождения кластерного подхода, представлены основные классификационные признаки логистических кластеров, рассмотрен зарубежный и отечественный опыт внедрения кластеров. Обоснована актуальность формирования Брянской региональной транспортно-логистической системы, с отметкой основных направлений совершенствования транспотно-логистического комплекса региона.

Ключевые слова: кластер, логистический кластер, кластерный подход, инновационные кластеры, транспортно-логистический комплекс, транспортно-логистическая система, транспортная инфраструктура, региональная экономика.

В конце прошлого столетия кластерная теория, которая развивалась в русле экономической географии, заняла в ней центральное место. Интерес к кластерам, как явлению в региональном развитии, получил развитие в трудах Майкла Портера, в определении которого, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

В современном бизнесе значительное внимание уделяется проблемам использования кластерного подхода в стратегическом управлении социально-экономическим развитием регионов. Инфраструктурной составляющей экономического кластера является логистический кластер, основанный на пересечении основных грузовых потоков и объединяющей в себе множество профильных объектов. Обеспечение протекания потоковых процессов между производителями стратегически важных для конкретной территории товаров сопряженными видами деятельности и потребителями, а также другими инфраструктурными образованиями является основной задачей логистического кластера.

Логистические кластеры могут варьироваться по своим размерам, широте охвата, уровню развития. Признаки классификации логистических кластеров на основе данных многих зарубежных исследователей были рассмотрены в работе Ю.Л. Владимирова и В.П. Третьяк «О классификации кластеров предприятий» и представленные нами в таблице 1

[9].

Таблица 1

Основные классификационные признаки логистических кластеров_

Классификационные признаки Типы логистических кластеров

По степени зрелости Сильные кластеры Устойчивые кластеры Латентные кластеры Потенциальные кластеры

По стадиям развития Перспективные (прекластеры) Зарождающиеся Развивающиеся кластеры Зрелые кластеры Трансформирующиеся кластеры

По формам проявления Транспортно-логистический кластер Таможенно-логистический кластер Индустриально-логистический кластер Инновационно-логистический кластер

По количеству обслуживаемых экономических кластеров Монологистический кластер Дуологистический кластер Гетерологистический кластеры

По значимости в экономическом развитии Размер кластера По географическому признаку Стагнирующий кластер Растущий кластер Устойчивый кластер Малый Средний Большой Локальный Региональный Национальный Международный

По уровню инновационного развития Высокоинновационные кластеры Низкоинновационные кластеры

В состав логистического кластера может входить множество предприятий, специализирующихся на выполнении конкретных рыночных функций. Между ними в целях интенсивного развития кластера происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение инновативных технологий. Взаимосвязи внутри кластера ведут к разработке новых путей в обретении конкурентных преимуществ и порождают совершенно новые возможности.

Другими словами можно сказать об определенном синергетическом эффекте кластеров. Конкуренция внутри кластера помогает оптимизировать систему, а обмен информацией, специалистами, технологиями позволяет развивать систему и дает возможность перетекать финансовым ресурсам в секторы, более необходимые для развития кластера (рис 1) [10].

Создание благоприятных условий для эффективного функционирования хозяйственной деятельности объективно ставит вопросы реализации кластерного подхода к стимулированию деловой активности регионов, располагающих немалым инновационным и производственным потенциалом.

Развитие региональных кластеров рассматривается как точки экономического роста, обеспечивающие не только конкурентоспособность отраслей внутри страны, но и противостояние в условиях глобализации экономики обострению конкуренции между странами. Это в итоге может способствовать улучшению торгового баланса региона, росту уровня занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышению устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

Рис. 1. Совокупность кластерных эффектов

Кластерный подход к организации региональной экономики, после его теоретического осмысления М. Портером и М. Энрайтом [1], во многих странах мира стал частью государственной политики по увеличению их конкурентоспособности посредством кластерного развития регионов. Кластерная политика в индустриально развитых странах особенно активно начала развиваться в последние 20 - 25 лет в связи с ограничением потенциала конкурентоспособности больших интегрированных компаний на глобальных рынках. Это стимулировало мобилизацию ресурсов малых и средних предприятий, а также отдельных территорий для обеспечения национальной конкурентоспособности.

Так, например, Европейский союз в рамках развития фондов финансирования кластерных структур на 2007-2013 гг. выделил значительные суммы на поддержку развития кластерных инициатив во многих регионах Европы. В 2009 г. 26 из 31 европейской страны, входящей в ЕС, реализовывали кластерные программы на национальном уровне. На уровне ЕС функционирует Европейская кластерная обсерватория. Реализуемая инициатива «Регионы знаний » (Regions of knowledge) как часть 7-й Рамочной Программы ЕС по исследованиям и разработкам способствует развитию сетевого сотрудничества на общеевропейском уровне между инновационными кластерами, включающими в себя местные власти, предприятия и исследовательские центры. Бюджет данной инициативы (2007-2013 гг.) - 126 млн. евро. В результате должны усилиться инвестиционные и инновационные способности регионов, а также их возможности участия в общеевропейских исследовательских проектах [2]. В докладе национального исследовательского совета США также значительное внимание уделяется кластерной политике, в том числе мерам по развитию на региональном уровне. В частности, департаменту торговли США вменяется выделение конкурсных грантов для инновационных региональных кластеров, а также создание исследовательских и информационных программ для развития региональных инновационных стратегий. В 2010 г. федеральным правительством США в целях координации деятельности в сфере кластерной политики была создана комиссия по территориальным инновационным кластерам (the Federal Task Force on Regional Innovation Clusters). Также межведомственные координационные органы в разное время были созданы в Финляндии, Франции, Норвегии, Швеции.

В Индии действует свыше 2000 кластеров, в числе которых 388 - промышленных и 1657 - объединяющих ремесленные предприятия. В Китае сформированы автомобильные кластеры с научно-исследовательской базой, инжиниринговыми компаниями и центрами по разработке инноваций, сборочными производствами японских автомобильных фирм;

моторостроительный кластер; кластер по производству систем кондиционирования и др. Процесс кластеризации идет в таких странах, как Индонезия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Чили, Марокко, Иордания, и др. [3].

Собственные программы кластеризации экономики имеются и в некоторых странах постсоветского пространства. В Белоруссии разработана программа развития предпринимательства в рамках сотрудничества с ООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства с помощью активизации диалога государства и частного сектора», который предусматривает использование опыта кластеризации экономик развитых и развивающихся стран. В Казахстане с целью диверсификации национальной экономики утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития, в основу которой положено формирование национальных кластеров в секторах нефтяной, газовой, пищевой и текстильной промышленности, строительных материалов и туризма, инжиниринга, транспортно-логистических услуг.

В различных регионах России значение создания инновационных кластеров обусловлено потребностью в эффективном экономическом развитии. В рамках кластера все участники получают возможность функционировать как конкурентоспособные предприятия, обмениваясь своим опытом в формальном и фактическом сотрудничестве с другими компаниями, сохраняя при этом гибкость и возможность наращивать инновационный потенциал. В рамках региональной политики развития кластер рассматриваются в контексте формирования новых конкурентных преимуществ регионов, полюсов роста, усиления сложившейся инфраструктуры регионального производства [6].

В отдельных регионах России уже существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности: «авиакосмический - в Москве и Самаре, агропромышленный - в Краснодарском крае и Белгородской области, информационно-телекоммуникационный - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Томской областях, машиностроительный - в Липецкой и Самарской областях и другие. Важными генераторами знаний и потенциальными центрами научных кластеров являются отдельные российские города с высокой концентрацией деятельности в области исследований и разработок в определенных областях: Дубна, Обнинск (ядерные технологии); Королев, Химки (космические и ракетные технологии); Жуковский (авиационные технологии); Зеленоград (радиоэлектроника и микроэлектроника) и другие» [6].

По мнению экспертов ВЭФ, отечественные кластеры не могут пока конкурировать с зарубежными структурами, поскольку они созданы преимущественно в традиционных секторах экономики, которые слабо развиты. Кроме того, отечественные кластеры практически не могут функционировать без государственной поддержки. Сегодня даже Московская область и Санкт-Петербург не выдерживают конкуренции как с мировыми лидерами (Токио, Силиконовая Долина, Сеул), так и с средними по уровню развития инновационных кластеров регионами (Хельсинки, Тель-Авив). Невысокий уровень развития российских кластеров подтверждает рейтинг Глобального индекса конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), согласно которому Россия по данному показателю находится в аутсайдерах списка и отстает не только от ряда развитых стран, но и от стран группы БРИКС. В 2012 г. она заняла лишь 114-е место среди 144 стран мира (Китай, Бразилия и Индия 23-е, 28-е и 29-е места соответственно). Одной из проблем становления кластеров в России, является выбор отрасли, в которой тот или иной регион мог бы развиваться. Другая проблема - информирование экономических агентов о кластерных инициативах и кластерной политике в целом. Кроме того, существует и объективная потребность в убеждении о положительном эффекте от кластеризации участников бизнес-процесса, которые традиционно не принимают нововведений и не склонны рисковать, участвуя в межфирменной кооперации.

Проблема формирования инновационных кластеров в России всесторонне исследовалась профессором кафедры экономики и учета Кыргызско-Российского

славянского университета (г. Бишкек), доктором экон. наук А.А. Мигранян. Ей было отмечено, что отсутствие эффективного механизма взаимодействия государства, науки и бизнеса является основным препятствием для использования инновационного потенциала российских регионов, что приводит к существенному отставанию экономики России от ведущих конкурентоспособных стран мира [4].

По мнению А.А. Мигранян, кластер - это "сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение» (в западной интерпретации «diamond - бриллиант») всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках"

[4].

Основным принципом существования кластера, по мнению А.А. Мигранян является создание целостной системы производства высококачественного конечного товара путем включения в нее всех производственных, исследовательских, торговых, посреднических и прочих связей и производств, которые имеют какое-либо отношение к качеству конечного изделия.

Кластеры принято подразделять на инновационные и традиционные. Традиционные объединяют предприятия и организации, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, пользующуюся спросом на мировом или региональном рынках. Инновационные кластеры имеют отличие в наличии научно-исследовательских учреждений как ядра кластера, применения принципиально новых технологий, продукции или услуг, осуществления полного цикла производства, от идеи до ее воплощения [5]. По нашему мнению при формировании и развитии кластеров также должны учитываться специфические социально-экономические, географические и политические особенности территорий.

В настоящее время низкий уровень доверия между представителями власти, науки и бизнеса; слабые связи между научно-исследовательскими институтами, производством и бизнесом; несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров сдерживают формирование и развитие инновационных кластеров. Но есть и позитивные факторы для развития кластеров в России: это высокий уровень научного потенциала, наличие обширного опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации и некоторые другие [5].

Как свидетельствует мировая практика в управлении инновационным развитием регионов, одним из наиболее эффективных методов обеспечения роста экономики является кластерный подход. По нашему мнению формулирование кластерной стратегии в рамках общей инновационной стратегии региона, выявление приоритетных отраслей кластерной поддержки является наиболее актуальной задачей в рамках региональной политики инновационного развития Брянского региона.

Создание кластеров является одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона, обеспечения устойчивых темпов экономического развития. В современной хозяйственной практике промышленный кластер - это группа географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом.

Формирование и развитие высокотехнологических кластеров в России может способствовать инновационному развитию страны, повышению конкурентоспособности ее экономики и предотвратит окончательное формирование экономики России как "сырьевого придатка" развитых стран мира [5].

Рассмотрим особенности создания и перспективы развития транспортно-логистического кластера Брянского региона.

Особое пограничное геоэкономическое положение Брянской области предполагает активное межрегиональное и международное взаимодействие, что влечет за собой преобладание внешних факторов (рисков) над внутренними. При этом стратегическая ориентация региона на развитие транспортно-логистического комплекса требует учета горизонта влияния глобальных международных макроэкономических процессов на Российскую Федерацию и, в частности, на регионы, выделяющие обслуживание транзитных потоков ключевым направлением развития экономики.

Экономика Брянской области остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой по отношению к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России -зависимой от колебаний цен на нефть, природные ресурсы, от мировых финансовых рынков. Характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов в промышленности и сельском хозяйстве, высокой степенью износа основного оборудования, стремительным устареванием номенклатуры выпускаемой продукции. Кроме этого, после вступления России в ВТО конкуренция только усилилась, и не только со стороны стран мировой экономики и ЕС, но и со стороны соседних стран СНГ -Белоруссии и Украины.

Долгосрочное развитие России предполагает возможность развития в Брянской области нескольких возможных вариантов, определяющихся ключевыми факторами:

• степенью развития и реализации конкурентных преимуществ экономики России в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях;

• внедрением инновационных технологий в производственной сфере и ростом производительности труда;

• интенсивностью развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

• подготовкой квалифицированного персонала, отвечающего нуждам перспективного развития страны;

• интеграцией страны в мировые экономические структуры.

Из долгосрочных стратегических целей Брянской области особое значение имеет развитие транспорта, предполагающее использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры.

Актуальность развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) и формирования Брянской региональной транспортно-логистической системы определяется рядом факторов: существующим дефицитом в ЦФО современных мультимодальных терминалов и автоматизированных складских комплексов; уникальным транзитным потенциалом территории Брянской области: географически она выгодно расположена на пути следования больших потоков грузов по транспортным коридорам «Запад - Восток» и «Север - Центр -Юг». Через Брянскую область проходит Московская железная дорога - направлением в западные и южные регионы России, Белоруссию и Украину.

Развитие указанных транспортных коридоров предполагает усиление существующих радиальных дорог Москва - Киев, Москва - Гомель - Брест, медиальных линий с юга Центрального федерального округа в направлении на северо-запад Российской Федерации, развитие и строительство современных пограничных переходов (ст. Суземка), развитие региональных пассажирских перевозок, что предусматривает согласованность действий органов государственного управления федерального и регионального уровня как Брянской, так и соседних областей.

Брянская область - это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных автомобильных дорог, нефте- и газопроводов. Место и роль Брянского транспортного узла в глобальной системе МТК определяются исключительно благоприятным геоэкономическим положением на крайнем юго-западе Российской федерации на границе с Украиной и Белоруссией на пути следования крупных товароматериальных потоков грузов по МТК № 2 «Запад - Восток» и МТК № 9 «Север -

Юг» из Европы через Белоруссию и Украину в Россию и далее в государства ЮВА и АТР и из стран ЮВА и АТР в Европу.

Для сведения, объем валового регионального продукта Брянской области в 2013 году оценивается в объеме 222,2 млрд. рублей или 102,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2012 года (150,5 процента к уровню 2004 года). Ведущими видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство; транспорт и связь, на долю которых приходится 70 процентов произведенного ВРП [8].

Транспортный комплекс области является одним из важнейших звеньев в обеспечении устойчивого экономического и социального развития региона. Ведущая роль в транспортной системе принадлежит железнодорожному транспорту. На его долю приходится 71,8 процента общих перевозок грузов и 83,9 процента выполненного грузооборота всеми видами транспорта.

Грузооборот транспорта общего пользования млн. тонно-км.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

11100

11181

10108 11139,8

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

За 2013 год перевезено грузов предприятиями транспорта в объеме 7,7 млн. тонн (112,9 процента к уровню 2012 года), в том числе железнодорожным транс- портом перевезено 5,5 млн. тонн грузов (121,2 процента). Грузооборот составил 11,1 млрд. т-км, что на 3,6 процента больше, чем в 2012 году, в том числе железнодорожного транспорта - 9,4 млрд. т-км (104,9 процента).

Внешнеторговый оборот области составил 1594,7 млн. долларов США (96,5 процента к уровню 2012 года), в том числе экспорт - 341,6 млн. долларов США (81,6 процента), импорт - 1253,1 млн. долларов США (101,6 процента).

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

1500

1000

500

1594,7

2010

2011

2012

I экспорт импорт ВТО

2013

0

Реализация геоэкономических и геополитических преимуществ Брянской области, ее уникального транзитного и экспортно-импортного потенциала в глобальной системе Евроазиатских транспортных коридоров требует, прежде всего, развития транспортно-логистической инфраструктуры и обеспечения соответствующего уровня логистического сервисного обслуживания товароматериальных и сопутствующих информационных, сервисных и финансовых потоков.

Так же стоит отметить что, на основе транспортной инфраструктуры Центрального федерального округа существует возможность создания логистической инфраструктуры, которая выражается в концепции формирования базовых логистических центров на территории регионов, входящих в Центральный федеральный округ. По этому проекту в Брянской области предусматривается создание Западной логистической платформы Центрального федерального округа. Другие составляющие части концепции предусматривают строительство аналогичных межрегиональных транспортно-логистических центров на территории Тульской, Смоленской, Калужской, Тверской, Владимирской и Воронежской областей - внешнее кольцо московского транспортного узла. Кроме того, на территории Московской области предполагается строительство сети средних по величине ТЛК, которые будут входить в состав московского транспортно-логистического центра - внутреннее кольцо московского транспортного узла.

Для раскрытия и оценки рисков и ресурсных возможностей транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Брянского региона необходимо применить метод SWOT-анализа представленный в таблице 2 [7]. Данный метод позволит определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в экономике и социальной сфере по приоритетным направлениям выбранного сценария, двигаясь от угрозы (Т) к возможности (О) и нейтрализуя ее через преодоление слабых сторон что позволит расширить сильные стороны (8) в указанных сферах и, соответственно, достичь стратегических целей. Итогом анализа будут аналитические выводы, раскрывающие возможные способы и меры достижения стратегических целей для органов государственной власти Брянской области.

Таблица 2

SWOT-анализ раскрытия и оценки рисков и ресурсных возможностей транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Брянского региона_

Кадровые ограничения

Сильные стороны (8) Слабые стороны

Есть образовательные учреждения, где можно ввести специальные программы подготовки специалистов. Есть производственная база для прохождения практики для будущих специалистов Отсутствие высших и средних учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для ТЛК

Возможности (О) Угрозы (Т)

Есть возможность создания новых рабочих мест в логистике. Возможность привлечения внешних управленческих кадров из крупных транспортно-логистических компаний При слабом развитии образовательной базы для подготовки специалистов при реализации проекта по созданию ТЛК его экономическая

эффективность не выйдет на плановые показатели

Возможности и ограничения регионального бюджета

Сильные стороны Слабые стороны

Высокая доходность работающих предприятий. Необходимость льготного налогообложения до выхода ТЛК на проектный уровень

Возможности (О) Угрозы (Т)

Есть возможность значительного увеличения доходной части бюджета в случае успешной реализации проекта ТЛК. Возможность диверсификации налоговой базы, что подразумевает формирование "дробной" структуры поступления налогов с прибыли успешно работающих предприятий ТЛК Угроза размещения ТЛК на территории регионов- соседей и, как следствие, упущенная выгода по увеличению налоговых и других платежей. Угроза невыделения квот на растаможивание грузов на территории региона. Угроза потери доходов в случае изменения государственной (смена стратегических приоритетов) и региональной политики в области транспорта

Организационные возможности и ограничения органов государственного управления

Сильные стороны Слабые стороны

Стратегическая инициатива исполнительной власти по реализации проекта создания ТЛК в регионе. Наличие перспективных земельных территорий, которые могут быть использованы для создания ТЛК Несогласованность действий между федеральными таможенными органами, региональными органами государственного управления и бизнесом. Несовершенство нормативно-правовой базы на региональном уровне

Возможности (О) Угрозы (Т)

Возможность первичного формирования полноценной нормативно-правовой базы в данной области, опыта работы с инвестором, которые можно экстраполировать на другие сферы экономики. Возможность создания жизнеспособной системы взаимодействия бизнеса и власти на примере реализации проекта ТЛК. Возможность выделения земель для реализации проекта ТЛК Угроза утраты преимущества по развитию рынка и перехват инициативы по формированию ТЛК регионами-соседями

Возможности выстраивания взаимодействия с бизнес- и общественными субъектами на территории области

Сильные стороны Слабые стороны

Понимание властью и бизнес сообществом необходимости выстраивания полноценного взаимодействия на базе реализации проекта ТЛК Отсутствие опыта сотрудничества власти и бизнеса при реализации сложного инфраструктурного проекта. Отсутствие законодательной базы по развитию партнерства (ЧГП) при реализации ТЛК

Возможности (О) Угрозы (Т)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность наиболее полного объединения ресурсов частных и государственных компаний в различных сферах (транспорт, промышленность, инфраструктура) для достижения заявленных стратегических целей региона. Возможность лоббирования проекта ТЛК на федеральном и межрегиональном уровне Отсутствие взаимодействия власти и бизнеса не позволит создать условия для быстрого формирования ТЛК региона

Проведенный нами анализ показал, что на территории Брянской области сформировались объективные предпосылки для развития транспортно-логистических комплексов, создания на их основе Брянской региональной транспортно-логистической системы и последующего формирования ЗЛП ЦФО для обслуживания товароматериальных, транспортных и сопутствующих сервисных и информационных потоков в системе МТК, проходящих по территории западных регионов ЦФО.

Считаем целесообразным для обеспечения формирования и эффективного функционирования и развития Брянского регионального транспортно-логистического кластера организовать стратегическое взаимодействие с международными, федеральными и региональными логистическими программами и системами. Также считаем необходимым решение таких задач как: преодоление неравномерности развития транспортной

инфраструктуры; замена изношенных основных фондов, расширение межрегиональных и международных транспортно-экономических связей; повышение конкурентоспособности регионального транспортного комплекса; привлечение отечественных и иностранных инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры; привлечение дополнительных грузопотоков и развитие интермодальных перевозок грузов на основе внедрения прогрессивных логистических технологий, обеспечения координации и взаимодействия смежных видов транспорта и других участников транспортно-логистического процесса. Что в результате позволит Брянской области создать благоприятный имидж в развитии экономики региона.

In this article the author considers a cluster approach as an important element of the present stage of the regional economic policy aimed at its sustainable development. The author makes a brief analysis of the origin of the cluster approach, presents the main systematic features of logistics clusters, considers the foreign and domestic experience of the implementation of clusters. The author justifies the urgency of the formation of the Bryansk regional transport and logistics system with the mark of the main areas of improvement of transport and logistics complex of the region.

Key words: cluster, logistics cluster, cluster approach, innovative clusters, transport and logistics complex, transport and logistics system, transport infrastructure, regional economy.

Список литературы

1. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.

2. European commission. Regions of knowledge. URL:http://ec.europa.eu/research/fp7.

3. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров // Бизнес для всех. -2005. - № 33. - Режим доступа: http://www.businesspress.ru.

4. Мигранян А.А. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособных кластеров в Кыргызской республике. Проблемы современной экономики, № 1(21), c.121, 2007.

5. Гнатюк А.В. Инновационное развитие экономики Мурманской области по модели территориальных промышленных кластеров // Вестник МГТУ, том 14, №1, стр.43-47. 2011 г.

6. Александрова Е.Н. Кластерная концепция в инновационном развитии региона: вопросы теории и Российская практика // Фундаментальные исследования , №10, 2013.

7. Инвестиционная стратегия Брянской области на период до 2020 года Утверждена Распоряжением Правительства Брянской области от 9 июня 2014 г. № 154-рп Режим доступа: http://invest32.ru/files/documents/Documents_ASIP/invstrat.pdf

8. Итоги социально-экономического развития Брянской области за 2013 год Режим доступа: http://www.econom.brk.ru/bank/makroeconomika/itogi_2013_11_04_14.pdf

9. Владимиров Ю.Л., Третьяк В.П. О классификации кластеров предприятий // альманах «Наука, Инновации, Образование». 2008. Вып. 7. С. 72-86.

10. Михеев А.А. развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. 2008. №3.

Об авторе

Федотенков Д.Г. - аспирант кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.