Научная статья на тему 'Анализ бизнес-среды формирования транспортно-логистических кластеров, находящихся на пересечении международных транспортных коридоров'

Анализ бизнес-среды формирования транспортно-логистических кластеров, находящихся на пересечении международных транспортных коридоров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / БИЗНЕС-СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гамов Алексей Николаевич

Состояние глобализации экономики и интеграция мировых государств в единое транспортное пространство определяет интенсивный процесс развития международных транспортных коридоров с целью усиления товарообмена между странами и континентами на базе современных логистических технологий. Ведущую роль в этом процессе играют транспортно-логистические кластеры, которые образуются на пересечении международных транспортных коридоров. Исследование внешней и внутренней среды функционирования подобных кластерных образований с целью классификации грузопотоков позволит определить необходимые ресурсы оптимального развития транзитных территорий и значительно повысить эффективность международной логистической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гамов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ бизнес-среды формирования транспортно-логистических кластеров, находящихся на пересечении международных транспортных коридоров»

АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Гамов Алексей Николаевич, аспирант Воронежский государственный архитектурно-строительный

университет

Состояние глобализации экономики и интеграция мировых государств в единое транспортное пространство определяет интенсивный процесс развития международных транспортных коридоров с целью усиления товарообмена между странами и континентами на базе современных логистических технологий. Ведущую роль в этом процессе играют транс-портно-логистические кластеры, которые образуются на пересечении международных транспортных коридоров. Исследование внешней и внутренней среды функционирования подобных кластерных образований с целью классификации грузопотоков позволит определить необходимые ресурсы оптимального развития транзитных территорий и значительно повысить эффективность международной логистической инфраструктуры.

Ключевые слова. Транспортно-логистический кластер,бизнес-среда, международные транспортные коридоры.

ANALYSISOFTHEBUSINESS ENVIRONMENT OF FORMATION OF THE TRANSPORT AND LOGISTIC CLUSTERS WHICH ARE ON CROSSING OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS Dins Alexey Nikolaevich, graduate student Voronezh state architectural and construction university

The condition of globalization of economy and integration of the world states into uniform transport space defines intensive development of the international transport corridors for the purpose of barter strengthening between the countries and continents on the basis of modern logistic technologies. The leading role in this process is played by transport and logistic clusters which are formed on crossing of the international transport corridors. Research of the external and internal environment of functioning of similar cluster educations for the purpose of classification of freght traffics will allow to define necessary resources of optimum development of transit territories and considerably to increase efficiency of the international logistic infrastructure.

Keywords. Transport and logistic cluster, business environment, international transport corridors.

Развитие торговых и производственных взаимосвязей между государствами и континентами в современном экономическом пространстве определяет ведущую роль транспорта в создании единого

пространства с применением современной логистики. Ведущую роль в этом процессе играет развитие международных транспортных коридоров (МТК). Организация МТК ставит целью унификацию транспортных законодательств, гармонизацию транспортных систем Востока и Запада, создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок как основы создания глобальных логистических систем[5, с.26]. Основным элементом глобальных и национальных систем логистики являются транспортно-логистические кластеры (ТЛК), формируемые на пересечении международных транспортных коридоров.

В подобном кластере осуществляются не только взаимодействия участников внутри кластера и в рамках смежных отраслей, но и взаимодействия с другими регионами, странами в рамках перемещения материальных потоков, сформированных за пределами кластера и предназначенных не только для его участников или региона локализации кластера. Этот факт определяет классификациюгрузопотоков региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, в географии которого возможно формирование и функционирование ТЛК (рис. 1).

Формирование транспортно-логистического кластера на территории транзитного региона базируется на ряде специфических принципов:

• создание в регионе системы логистических посредников, осуществляющих обеспечение интегрированного транспортно-логистического процесса, а также предоставление потребителям широкого спектра сервисных услуг, освобождающих их от технических, технологических, финансовых, информационных и других операций, связанных с движением грузопотоков;

Рисунок 1. Классификация потоков транзитного региона

• создание системы государственной поддержки и регулирования (в лице региональных органов власти), с подсистемой нормативно-правового обеспечения, направленных на обеспечение условий наибольшего благоприятствования для всех участников кластера;

• создание на территории региона интегрированной системы информационного обеспечения движения грузопотоков;

• создание системы финансового обеспечения, в целях долевого финансирования государством и частными инвесторами (в том числе с привлечением иностранного капитала) особо значимых проектов транспортно-логистической инфраструктуры;

• создание на основных магистральных направлениях, в непосредственной близости от региональных участков МТК, в транспортных узлах и пунктах взаимодействия различных видов транспорта, логистических центров (мультимодальных и региональных), обеспечивающих организацию интегрированного транспортно-логистического процесса;

• интеграция региональной транспортной системы с системой МТК, как условие роста благосостояния, за счет экономической стабилизации, развития внешней торговли, притока инвестиций, обеспечения занятости, повышения качества жизни;

• организация и развитие комплексного обслуживания потребителей, с обеспечением единой ответственности предприятия-логистического посредника за доставку груза на всем пути его следования, что позволит сократить общие транспортно-логистические затраты и повысить качество обслуживания потребителей;

• развитие дорожной сети региона, на основе строительства обходов крупных городов;

• развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и пограничным пунктам пропуска (в случае наличия границ с другими регионами или государствами);

• повышение качества транспортно-логистических услуг на основе внедрения современных информационных технологий в организацию транс-портно-логистического процесса и в процессы управления для всех элементов кластера;

• обеспечение безопасности функционирования кластера[6, с.78-80].

Специфика транзитного региона определяет особые направления в развитии транспортных коридоров, и соответственно, в деятельности транс-портно-логистического кластера, сформированного и функционирующего в этих особых географических и экономических условиях:

• формирование региональной транзитной политики;

• формирование инвестиционной составляющей транспортно- техноло-гическогообеспечения транзита грузов через территорию региона;

• обеспечение эффективного и сбалансированного развития транспорт-но- технологическойинфраструктуры территорий и сферы сопутствующего сервиса;

• повышение конкурентоспособности частей международных транспортных коридоров,проходящих через территорию региона;

• обеспечение реальной государственной поддержки (в организационном, правовом иэкономическом отношениях) реализации новых проектов;

• комплексное развитие международных транспортных коридоров с учетом увеличениямультимодальных перевозок;

• создание необходимых условий для снижения зависимости от альтернативных транзитныхтранспортных коридоров сопредельных территорий;

• создание организационных, экономических, правовых и социальных условий развития иэффективного функционирования транспортной инфраструктуры;

• проведение эффективной кадровой политики (выработка требований, предъявляемых кобслуживающему персоналу, участвующему в организации транзитных перевозок, и привлечениигрузопотоков на транспортные коридоры, создание условий по подготовке ипереподготовке кадров);

• координация строительства новых и реконструкции существующих транзитных мощностейс учетом региональных и экспортно - импортных грузопотоков и др.

• укрепление производственно-технической базы транспортных организаций и развитиеобъектов инфраструктуры на основе активизации инвестиционной деятельности и проведенияэффективной инновационной политики;

• развитие транспортно-экспедиционного обслуживания, включая терминальное хозяйство;

• разработка предложений по совершенствованию и координации взаимодействия всехвидов транспорта на региональном уровне [3].

Анализ специфики транзитного региона и характера его грузопотоков определяют необходимость учета параметров внешней и внутренней бизнес-среды для формирования и развития логистических кластеров.

Исследование условий формирования ТЛК проводились зарубежными учеными, однако специфика российской экономической ситуации не позволяет полностью опираться на разработки западных авторов.

В отечественной экономической науке такие исследователи, как Евто-диева Т. В., Кизим А.А., Макаров Е. И.,Ярославцева Ю. И.,комплексно классифицировали условия и факторы создания транспортно-логистических систем и кластеров и выделили их следующие основные группы [1,2,4,6]:

^ пространственные условия, отражающие территориальные, географические особенности региона локализации кластера;

^ институциональные условия, отражающие государственное регу-

лирование и поддержку формирования и развития кластера;

S ресурсные условия, определяющие использование всех видов ресурсов;

S конкурентные условия, определяющие характер рыночных взаимоотношений участников кластера;

S инфраструктурные условия, характеризующие важность транспортных коммуникаций и логистической инфраструктуры;

S экономические условия, определяющие общее состояние экономики региона формирования кластера;

S грузопотоки, проходящие по территории региона, отражающие характер движения материального потока в кластере;

S экологические условия, определяющие важность состояния окружающей среды.

Выделенные условия позволяют полностью учесть аспекты бизнес-среды транспортно-логистического кластера транзитного региона с целью обеспечения необходимыми ресурсами для его развития.

Вывод: Исследование бизнес-среды функционирования транспортно-логистических кластеров, находящихся на пересечении международных транспортных коридоров позволяет определить значительное число условий, определяющих характер деятельности кластерных образований. Учет этих факторов необходим для определения необходимых ресурсов и создания условий эффективного развития ТЛК, обеспечивающего усиление роли международных транспортных коридоров в глобальной транспортной системе.

Литература

1. Евтодиева Т. Е. Развитие форм организационной логистики: теория и методология: дис. докт. экон. наук. - Самара, 2012.

2. Кизим А.А., Задорожняя В.В. Составляющие безопасности территории в развитии интернационализированных предприятий (производств): региональный аспект/ «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» ) г. Москва., 2012, № 4(145).

3. Кульшикова Э.С.,.Шуренов М. К. Эффективное использование международных транспортных коридоров и развитие транспортно-логистической системы Казахстана. -режим доступа: vestnik.kazntu.kz>files/newspapers.. ,1513/1513.pdf

4. Макаров Е.И., Курносов В.Б. Логистическая поддержка строительного комплекса региона: механизм формирования. Воронеж. изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 232 с.

5. Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект. - М.: РКонсульт, 2003. - 400с.

6. Ярославцева Ю. И. Формирование транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров:Дис. канд. экон. наук. -Воронеж, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.