Научная статья на тему 'Перспективы развития логистических технологий в производственно-коммерческой и внешнеэкономической деятельности'

Перспективы развития логистических технологий в производственно-коммерческой и внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАСПОРТ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / LOGISTIC INFORMATION TECHNOLOGIES / TRANSPORTATION / SUPPLY CHAIN MONITORING SYSTEM / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураков Валерий Иванович

Рассмотрены основные современные логистические технологии на транспорте (железнодорожном и автомобильном), а также в управлении цепями поставок (включая международные глобальные цепи при организации международных транспортных коридоров), принципы и задачи построения логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LOGISTIC TECHNOLOGIES IN PRODUCTION, COMMERCE AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article deals with modern logistic technologies in railway and vehicular transportation and in supply chain management (including international global chains for organizing international transport corridors), as well as with principles and tasks of building up logistic infrastructure of international transport corridors.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистических технологий в производственно-коммерческой и внешнеэкономической деятельности»

%

(N

тН

О

(N

УДК 330.46:658.7 В.И. Бураков

ББК 65.291.592

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены основные современные логистические технологии на транспорте (железнодорожном и автомобильном), а также в управлении цепями поставок (включая международные глобальные цепи при организации международных транспортных коридоров), принципы и задачи построения логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров.

Ключевые слова: логистические информационные технологии, траспорт, система мониторинга цепей поставок, международные транспортные коридоры.

V.I. Burakov

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LOGISTIC TECHNOLOGIES IN PRODUCTION, COMMERCE AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

ssi

Zsl

KS г

€і'

н51

На

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

^ П £

h Е

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яц

МО I £И4

See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article deals with modern logistic technologies in railway and vehicular transportation and in supply chain management (including international global chains for organizing international transport corridors), as well as with principles and tasks of building up logistic infrastructure of international transport corridors.

Keywords: logistic information technologies, transportation, supply chain monitoring system, international transport corridors.

Основное применение новые логистические информационно-компьютерные технологии (ИКТ) находят на транспорте и в управлении цепями поставок. Накопленный мировой опыт показывает, в каком направлении нам нужно двигаться, внедряя компьютеры и средства связи.

Последним словом в развитии информационных технологий на железнодорожном транспорте является технология, которая у нас получила название «СФТО» — система фирменного транспортного обслуживания отправителей и получателей грузов. В США, Канаде системы этой направленности на две недели вперед формируют по каждой станции, по каждому подъездному пути, клиенту календарную потребность в вагонах под погрузку с отражением этой потребности по типам и категориям вагонов. Известен род перевозимых грузов, адрес перевозки. Работа с клиентурой ведется, главным образом, по каналам связи: клиент из своего офиса, с помощью своей ПЭВМ, выходит на связь с аппаратурой СФТО и в режиме диалога с агентом СФТО решает вопрос о заявке на перевозку, включая вопросы договорных тарифов, особых условий на перевозку и т.д. Сегодня у нас клиенты не имеют возможности по каналам связи обращаться непосредственно в центры ФТО. Эта работа начинается через агента СФТО, но программа создания АРМ-агентов и включения их в единую сеть уже начинает реализовываться.

Важным элементом новой информационной технологии является система «ДИСПАРК». Эта система будет не только фиксировать дисло-

© В.И. Бураков, 2012

%

СО кацию и работу каждого вагона, но и прогнозировать во времени образо-

вание ресурсов подвижного состава по станциям.

В самой ближайшей перспективе должен быть осуществлен переход М| от информационных к управляющим системам. В частности, разработа-

^ на программа, которая решит задачу, связывающую ресурсы порожних

5^ вагонов и пункты потребности в их погрузке. При этом задача детализи-

руется до нарядов конкретным эксплуатационным структурам.

Работа по такой схеме в США и Канаде позволила на одну треть сократить потребность в парке вагонов и локомотивов при неизменном объеме перевозок. Общий контингент занятых на перевозках сокращен вдвое. Реализация новых комплексных информационных технологий управления перевозками в США и Канаде привела к укрупнению организационных структур, к усилению централизации управления, к отказу от промежуточных звеньев управления.

В дальнейшем, по мере развития каналов связи и накопления статистических данных о работе грузоотправителей и грузополучателей (и возможностях смежных видов транспорта) в новых экономических условиях, можно будет учитывать и другие, более сложные корреляционные зависимости. После реализации второй очереди АКС ФТО-2 появится возможность учитывать и использовать при составлении месячного прогнозного плана перевозок оперативную информацию о приеме заявок на перевозку грузов, строить «контактные графики», увязывающие деятельность всех участвующих видов транспорта.

Большое внимание во всем мире уделяется внедрению современных ИКТ в сфере автомобильного транспорта, как в наибольшей мере приспособленного для доставки грузов «от дверей до дверей» в соответствии с концепцией «JIT». В России накоплен немалый опыт их внедрения транспортно-логистическими компаниями.

Так, например, фирма «ТрансЛогистик-Москва» является интегратором информационных технологий, ориентированных на автомо-; бильных перевозчиков. Ее программно-аппаратный комплекс пост-

роен по модульной технологии и представляет собой набор контуров, ой § отвечающих за различные аспекты деятельности автотранспортного

^ | предприятия.

| Для построения оптимальных маршрутов следования автопоезда

og 1 были разработаны программные контуры «ТЛ-Маршрут» и «ТЛ-Карта»,

в основанные на базе РС Miler/Europe. Контур «ТЛ-Маршрут» позволяет

§к§ реализовать все стандартные возможности комплекса РС Miler/Europe

в по расчету маршрутов и ряд собственных функций (например, для ука-

So 5 зания своих складов, которые можно включать в рассчитываемые марш-

к®! руты). Контур «ТЛ-Карта» позволяет показать рассчитанный маршрут

на карте, а также рассчитанные параметры для каждой точки остановок, заданной пользователем.

23 Контур «ТЛ-Планирование» обеспечивает расчет, анализ и подго-

товку информации для принятия решения по осуществлению перевозки (построение оптимального маршрута следования, построение временного графика движения автопоезда, проведение экономической оценки предстоящей перевозки). Для быстрой подготовки нормативного маршрута следования и его приведения к фактическому виду применяется со контур «ТЛ-Путевой лист». Для нормативных расчетов маршрута сле-

Ндования автопоезда при обработке отчетов водителей разработан контур «ТЛ-Нормативный маршрут».

%

(N

тН

О

(N

SS1

2нё ЯЧ г

MhSI

HSS

«Зі

ОЙ"

%<S ^ 1

5s 1

^ Л £ g§! h Е

« V I

8s! Й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

После выхода транспортного средства на маршрут осуществляется комплекс мер по контролю за его движением. Для этого используется программно-аппаратный комплекс «Евтелтракс», позволяющий ежечасно получить координаты транспортных средств, оборудованных системами спутниковой связи, а также отображать положение транспортного средства на электронной карте и обеспечивать диалог между водителем и диспетчером в виде текстовых сообщений.

В основу оперативного учета положен ряд тесно интегрированных друг с другом контуров, которые решают задачи обслуживания документов специфического и общего назначения. Так, контур «ТЛ-Производст-венные документы» имеет возможность учета в нескольких валютах и в различных аспектах. Контур «ТЛ-Оперативный бухгалтерский учет» обладает мощной системой аналитики и продуманной системой оперативной отчетности. Контур «ТЛ-Зарплата и кадры» предназначен для расчета заработной платы и формированию таких документов, как ведомости, платежные поручения и др. Система оперативного учета имеет ряд справочников, содержащих информацию об объектах учета: «Клиентура», «Банки», «Сотрудники», «Основные средства», «Материалы», «Подвижной состав».

В настоящее время имеется ряд отечественных решений в области технологического обеспечения УЦП. Так, например, разработки компании «Интеллект-Сервис» — «БЭСТ-предприятие» содержат инструменты для управления складской, закупочной и сбытовой деятельностью предприятия. Механизмы, предлагаемые программой «БЭСТ», включают: ведение документации, связанной с торгово-закупочной деятельностью; контроль отгрузки и приема товаров, ведение прайс-листов с ценами на продукцию предприятия и автоматизацию приема заказов от клиентов.

Можно также отметить и решения, предлагаемые корпорацией «Парус» для корпоративных клиентов. Программа «Логистика» содержит в себе инструменты, которые позволяют управлять оперативными процессами и планировать дальнейшую сбытовую деятельность, в том числе: формирование, ведение клиентской и внутренней документации, контроль над количеством свободного товара на складе, отслеживание всех платежей. Кроме того, программа содержит инструменты, которые позволяют прогнозировать спрос на продукцию и вести анализ товарооборота. С помощью программы «Парус-Аналитика» компания получает информацию по товарообороту лидеров продаж и может оптимизировать свои производственные планы в соответствии со спросом потребителей. Благодаря использованию решения «Парус online» компания получает возможность создать общее информационное пространство и упрощать процессы заказов и покупок. В результате компания получает возможность интегрировать SCM-решения с CRM и SRM. Это позволяет компании налаживать устойчивые отношения со всеми категориями партнеров в ЦП и оптимизировать свою сбытовую деятельность.

Система мониторинга ЦП может строиться как на микро-, так и на макроуровне. В первом случае, эта система используется в ЦП отдельной компании, а во втором — рассматривается применительно к региону или к международным транспортным коридорам (МТК), которые являются неотъемлемой частью национальной транспортной инфраструктуры.

В соответствии с определением транспортного комитета ЕЭК ООН, международный транспортный коридор — «...это национальная или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

СО международная транспортная система, которая обеспечивает значи-

тельные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими регионами и включает в себя подвижной М состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих

на данном направлении, а также совокупность технологических, орга-5^ низационных и правовых условий осуществления этих перевозок».

МТК могут быть использованы для эффективного функционирования международных логистических цепей в качестве каналов товародвижения. Размещаясь между Европой и Юго-Восточной Азией, Россия может обеспечить их связь с помощью прямых смешанных (мультимодальных) и комбинированных (интермодальных) перевозок. Взаимодействие отечественных и зарубежных транспортных систем происходит по двум направлениям.

Первое направление — это участие в создаваемой европейской системе МТК. Программа развития МТК охватывает период до 2010 г. Основная задача этой программы заключается в совершенствовании и развитии транспортной инфраструктуры. Для грузовых перевозок отечественным транспортом наибольший интерес представляют первый, второй и девятый МТК, которые проходят по территории России.

Второе направление связано с транзитом через нашу территорию грузов между странами Юго-Восточной Азии, Европой и Америкой. Этот проект носит название Евроазиатский русский транзит (ЕВРАТ). Он противостоит другому проекту транзита грузов в обход территории нашей страны (ТРАСЕКА). Отечественная программа основывается на уже существующей и модернизированной транспортной инфраструктуре, которая может обеспечить перевозки товаров по нашей стране по логистическим технологиям и международным стандартам.

Несмотря на значительное отставание от большинства европейских стран в области интермодальных перевозок, Россия вплотную подошла к созданию интермодальных систем доставки грузов по МТК. От уровня ; их развития зависит увеличение внешнеторгового и внутрироссийского

грузооборота, повышение конкурентоспособности федеральной и регион § ональной транспортных систем, вхождение транспортного комплекса

^ ^ | России в мировую транспортную систему.

^ | Интермодальная перевозка грузов, осуществляемая по МТК, предпо-

1 лагает наиболее тесную интеграцию, основанную на единстве всех зве-

вньев ЦП в организационно-технологическом аспекте, на единой форме | взаимодействия, координации и кооперации всех участников транспор-

в тного процесса, комплексном развитии инфраструктуры различных ви-

дов транспорта, создании в узлах транспортной сети мультимодальных к®Э терминальных комплексов, информатизации всего процесса грузо- и то-

вародвижения.

Для координации и взаимодействия всех видов транспорта в транс-23 портных узлах вдоль МТК потребуется создание логистической инфра-

структуры МТК, внедрение новых технологий перевозочного процесса, приведение в соответствие международным стандартам нормативно-правовой базы перевозочного процесса. Обязательным условием деятельности по координации работы станет создание в крупных узлах логистических центров (ЛЦ) на информационной базе создаваемых дистанционных со центров фирменного транспортного обслуживания и ЦФТО МПС Рос-

Нсии, совмещенных с информационными технологиями, применяемыми на других видах транспорта, в частности, на базе EDI-технологий.

%

(N

тН

О

(N

К числу основных задач построения логистической инфраструктуры МТК относятся:

- создание региональных ЛЦ в структуре МТК;

- внедрение эффективных логистических технологий при перевозках и физическом распределении грузопотоков в МТК;

- развитие региональной системы транспортно-экспедиционных логистических фирм-посредников;

- создание и развитие терминальной структуры МТК;

- внедрение современных логистических технологий терминальных, мульти- и интермодальных перевозок грузов;

- создание специализированных компаний физического распределения;

Реализация указанных задач предполагает комплексное развитие электронной инфраструктуры МТК, в том числе: она должна охватывать существенные объекты МТК, абоненты должны иметь возможность доступа на любом уровне электронного сервиса, программно-аппаратные комплексы должны быть построены по модульному принципу и взаимодействовать друг с другом, создавая тем самым базовую сеть каналов связи на радиорелейных линиях, космической или наземной связи.

Информация об авторе

Бураков Валерий Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kflik@isea.ru.

SS1

ЯЧ г

€і'

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

«Л*

« V I 8s! ЕнО а

£мЦ

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Author

Burakov Valeriy Ivanovich — Doctor of Economics, Professor, Chair of Logistics and Commerce, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: kflik@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.