данного этапа в контексте мероприятий музейного проекта были введены теоретически-практические практики, способствующие получению базовых знаний и умений игры на фортепиано, а именно мобильные приложения, позволяющие обучить базовым умениям, навыкам игры на фортепиано, с последующим закреплением в виде домашнего задания и проверкой студентами-музыкантами.
В результате применения принципов и этапов работы с молодежью все участники-респонденты (47 человек) научились исполнять в мобильном приложении «piano keyboard» элементарные мелодии: «С днем рождения тебя», «В лесу родилась елочка», «Гимн России» и т.д. Благодаря доступности технической связи участники проекта могли обратиться за консультацией, выслать варианты работы и получить комментарии и рекомендации автора проекта (ГР Камаловой) и студентов-музыкантов. Также в результате музейного проекта образовалась группа участников, проявивших интерес к занятиям музыкальной деятельностью (музицирование на фортепиано), в составе 7 человек. Соответственно, опираясь на молодежные интересы и предпочтения в музицировании, подбирался музыкальный репертуар, формы проведения занятий, например, ансамблевая форма, которая стала очень востребованной. Индивидуальная форма занятий получила популярность в работе с людьми, которым интересно было музицирование для оздоровления (снятия усталости, напряжения). Мнение респондента из группы: «Для меня каждый поход в музей на занятие - это своего рода отдушина. Я полностью погружаюсь в творчество. Я очень люблю народные мелодии и всегда хотела научиться их исполнять. Вместе с педагогом каждую мелодию мы не только играем, но и пропеваем, что доставляет огромное удовольствие, что ты можешь петь и играть одновременно».
В заключение работы резюмируем: проведенный анализ нормативно-правовых документов, научной, практической литературы в области культуры и искусства подтвердил необходимость организации музыкально-эстетической деятельности для вовлечения современной молодежи в мир высокого искусства, основываясь на принципах доступности (каждый желающий может посетить мероприятия проекта, вне зависимости от степени музыкальной образован-
Библиографический список
ности), преемственности (с учетом возрастных особенностей использование форм, методов, средств, способствующих постепенному вхождению личности в мир искусства), открытости (использование разнообразных форм коммуникации с молодежью с помощью сотрудничества и сотворчества ровесников-музыкантов), системности (структурированность мероприятий культурно-досугового проекта способствует выстраиванию долгосрочных отношений между молодежью и культурно-досуговым учреждением, развитию культуры досуга и вовлечению в процесс творческих практик (любительское музицирование на фортепиано), необходимых современному культурному человеку). Анализ мнений молодежи выявил причины низкого спроса на классическую музыку что определило место организации работы (музейное пространство, специфика которого - погружение в мир искусства) и формат деятельности - создание проекта на основе разнообразных технологий культурно-досуговой деятельности (воспитательная, рекреационная, образовательная, культуротворческая и т. д.) и современных технических средств (мобильные приложения). Анализ успешных практик в области арт-менеджмента способствовал подбору наиболее эффективных форм культурно-досуговой деятельности для проведения мероприятий («концерт-беседа», «концерт-презентация») и выстраиванию этапов проекта (прохождение личности через этап-импульс, этап творческой адаптации). Таким образом, примененная проектная практика - организация культурно-досугового проекта в музейном пространстве - является эффективной практической деятельностью, способствующей вовлечению молодежи в мир высокого искусства и развитию культуры досуга. Эффективность проекта подтверждается результатами: все его участники получили базовые знания, умения, навыки в области музыкального искусства, способствующие реализовывать творческие практики (музицирование на фортепиано) в досуговое время; посещение музейных площадок г Казани в рамках проекта способствовало погружению участников в мир национального искусства, а также в результате беседы с сотрудниками музеев многие участники проекта стали регулярно участвовать в других мероприятиях данных культур-но-досуговых площадок.
1. Национальный проект «Культура» 2019-2024. Available at: https://www.mkrf.ru
2. Национальный проект «Образование» 2019-2024. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
3. Rieckmann M., Hericks N. Competence-based Education and its Contributions to Quality Enhancement in Higher Education. International Consortium for Educational Development (ICED) and HELTASA Joint Conference. Cape Town, South Africa, 2016. Available at: https://www.researchgate.net/publication/310753942_Competence-based_Education_and_ its_Contributions_to_Quality_Enhancement_in_Higher_Education
4. Kuznetsova E.V., Goryacheva O.N., Patenko G.R. Phenomenon of Mass Culture: Problems and Controversies. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015; Vol 6, № 4 S2. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281498763_Phenomenon_of_Mass_Culture_Problems_and_Controversies
5. Joseph L. Mahoney, Haêkan Stattin. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of Adolescence. 2000; № 23 (2):113 - 27. Available at: https://www.researchgate.net/publication/12487270_Leisure_activities_and_adolescent_antisocial_behavior_The_role_of_structure_and_social_context
6. Лашук И.В., Котляров И.В. Поведенческие стратегии потребителей культурной продукции: ценности, интересы, типология. Минск: Белоруская навука, 2017.
7. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2016.
8. Уильямсон В. Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. Москва: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016.
9. Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю. Социология культуры: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства. Available at: http://fgosvo.ru/news/7/2023
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология. Available at: http:// fgosvo.ru/news/6/2000
12. Ли Се Унг. Арт-менеджментXXI века. Москва: Политическая энциклопедия, 2018.
References
1. Nacional'nyjproekt «Kultura» 2019-2024. Available at: https://www.mkrf.ru
2. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» 2019-2024. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
3. Rieckmann M., Hericks N. Competence-based Education and its Contributions to Quality Enhancement in Higher Education. International Consortium for Educational Development (ICED) and HELTASA Joint Conference. Cape Town, South Africa, 2016. Available at: https://www.researchgate.net/publication/310753942_Competence-based_Education_and_ its_Contributions_to_Quality_Enhancement_in_Higher_Education
4. Kuznetsova E.V., Goryacheva O.N., Patenko G.R. Phenomenon of Mass Culture: Problems and Controversies. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015; Vol 6, № 4 S2. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281498763_Phenomenon_of_Mass_Culture_Problems_and_Controversies
5. Joseph L. Mahoney, Haêkan Stattin. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of Adolescence. 2000; № 23 (2):113- 27. Available at: https://www.researchgate.net/publication/12487270_Leisure_activities_and_adolescent_antisocial_behavior_The_role_of_structure_and_social_context
6. Lashuk I.V., Kotlyarov I.V. Povedencheskie strategiipotrebitelejkul'turnojprodukcii: cennosti, interesy, tipologiya. Minsk: Beloruskaya navuka, 2017.
7. Toropova A.V. Muzykal'naya psihologiya i psihologiya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2016.
8. Uil'yamson V. My - 'eto muzyka. Kak muzyka vliyaet na nash mozg, zdorov'e i zhizn' v celom. Moskva: OOO «Mann, Ivanov i Ferber», 2016.
9. Narhova E.N., Narhov D.Yu. Sociologiya kultury: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2019.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 53.05.01 Iskusstvo koncertnogo ispolnitel'stva. Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/2023
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 18.03.01 Himicheskaya tehnologiya. Available at: http://fgosvo.ru/ news/6/2000
12. Li Se Ung. Art-menedzhmentXXI veka. Moskva: Politicheskaya 'enciklopediya, 2018.
Статья поступила в редакцию 29.04.22
УДК 373.1, 371.64
Kashirgov A.Kh., teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasian Institute for Advanced Training of Employees
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: ipknir@gmail.com
APPLICATION OF PERSON-ORIENTED STRATEGIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS TO IMPROVE THE CULTURE OF PROFESSIONAL THINKING. The article actualizes a problem of improving the culture of professional thinking of police officers using the resources of additional professional education. The goal is to substantiate the possibility of using personality-oriented strategies for advanced training to improve the quality under study.
The scientific literature is analyzed, which reveals the personal nature of the culture of professional thinking of a specialist and the importance of personality-oriented education strategies for its improvement. It is substantiated that the use of such pedagogical strategies involves the creation of pedagogical conditions and the use of personality-oriented technologies that allow a specialist in the MIA system to develop a conscious attitude to the value and procedural aspects of professional activity. The scientific novelty of the study is to substantiate the possibility of developing personality-oriented strategies to improve the culture of professional thinking of police officers. The theoretical significance is determined by the possibility of using the findings to develop models, formulate pedagogical conditions for improving the quality under study in the process of improving the skills of law enforcement officers. The practical significance can be traced in the development of the logic for the implementation of personality-oriented strategies for advanced training, supported by appropriate technologies. A general conclusion is made about the fundamental applicability of student-centered education strategies for the formation of a culture of professional thinking of police officers in the course of advanced training.
Key words: culture of professional thinking, police officers, improvement of professional qualities, advanced training, pedagogical strategies, student-centered education, pedagogical technologies.
А.Х. Каширгов, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета
МВД России, г. Нальчик, E-mail: ipknir@gmail.com
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье актуализируется проблема совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции с использованием ресурсов дополнительного профессионального образования. Ставится цель обоснования возможности применения личностно ориентированных стратегий повышения квалификации для совершенствования исследуемого качества. Анализируется научная литература, в которой раскрывается личностный характер культуры профессионального мышления специалиста и значение личностно ориентированных стратегий образования для его совершенствования. Обосновывается, что использование подобных педагогических стратегий предполагает создание педагогических условий и применение личностно ориентированных технологий, позволяющих специалисту системы МВД выработать осознанное отношение к ценностным и процессуальным аспектам профессиональной деятельности. Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании возможности разработки личностно ориентированных стратегий совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции. Теоретическая значимость определяется возможностью использования полученных выводов для разработки моделей, формулирования педагогических условий совершенствования исследуемого качества в процессе повышения квалификации правоохранителей. Практическая значимость прослеживается в разработке логики реализации личностно ориентированных стратегий повышения квалификации, поддержанных соответствующими технологиями. Делается общий вывод о принципиальной применимости личностно ориентированных стратегий образования для формирования культуры профессионального мышления сотрудников полиции в ходе повышения квалификации.
Ключевые слова: культура профессионального мышления, сотрудники полиции, совершенствование профессиональных качеств, повышение квалификации, педагогические стратегии, личностно-ориентированное образование, педагогические технологии.
Успешность профессиональной деятельности органов внутренних дел, несомненно, основывается на квалификации кадровых сотрудников. Их знания и умения содействуют выполнению основной функции полиции - обеспечение безопасности и защита прав и свобод граждан. Очевидно, что реализация данной задачи, кроме грамотного и точного выполнения регламентированных действий, предполагает осуществление социального взаимодействия. С этой точки зрения возрастает значимость социокультурной, этической подготовки сотрудников полиции и формирования соответствующих личностных качеств. Следует признать, что существующее общественное мнение о профессиональной деятельности сотрудника полиции фиксирует факты формального отношения к запросам и обращениям граждан, затруднения в выстраивании коммуникации с населением, отсутствие умения оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и оказывать помощь. Кроме того, такие качества, как принципиальность, настойчивость, ответственность, не всегда учитываются при принятии профессиональных решений. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости формирования такого профессионального качества сотрудников полиции, как культура профессионального мышления. Его наличие предполагает развитость у сотрудника полиции комплекса характеристик, которые будут обеспечивать эффективное взаимодействие с населением и принятие эффективных профессиональных решений с учетом ценностей и принципов правоохранительной деятельности. Данные положения указывают на то, что постановка проблемы совершенствования культуры профессионального мышления представляется весьма актуальной для определения условий эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции и системы МВД РФ.
Очевидно, что данное комплексное качество зарождается на основе профессиональной компетентности и проявляется по мере их осознанного выполнения. Например, понимание личностной значимости профессиональной ответственности будет способствовать точному выполнению всех регламентированных процедур по поводу обращения граждан и осуществлению контроля решаемой проблемы в пределах своих компетенций. Такой сложный процесс непременно требует сопровождения, поскольку деятельность сотрудника полиции нередко связана с конфликтами интересов, моральными дилеммами. Педагогическое сопровождение процесса совершенствования культуры профессионального мышления, в свою очередь, связывается с возможностями системы дополнительного профессионального образования сотрудников полиции. Данная система обладает существенными организационными, содержательными и технологическими ресурсами. Так, например, обновление знаний и умений в служебной сфере может сопровождаться неформальными способами подготовки, поддерживающими личностное развитие.
Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании принципиальной применимости личностно ориентированных стратегий образования для формирования культуры профессионального мышления сотрудников в по-
лиции в ходе повышения квалификации. Выявлена методологическая основа разработки данных стратегий - положения теории личностно ориентированного образования. В процессе повышения квалификации ее задача состоит в создании условий, способствующих профессионально-личностному росту. Выявлено, что данная стратегия может быть поддержана с помощью применения личностно ориентированных технологий: коучинга, изучения позитивного опыта коллег, профессиональных тренингов; наставничества.
Теоретическая значимость определяется возможностью использования полученных выводов для разработки моделей формулирования педагогических условий совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции в процессе повышения квалификации.
Практическая значимость прослеживается в разработке логики реализации личностно ориентированных стратегий повышения квалификации, поддержанных соответствующими технологиями, направленными на совершенствование культуры профессионального мышления. Они обеспечивают контекстную направленность данных технологий на повышение квалификации сотрудников правоохранительной сферы. Предлагается механизм расширения тематики специальной подготовки: правовой, физической, огневой, коммуникативной. Педагогические технологии позволят связать преподавание прикладных аспектов с правовыми, ценностными, социальными вопросами деятельности полиции. Также демонстрируются возможные способы поддержки самостоятельной работы слушателей, в том числе в межкурсовой период, осуществляемой в форме наставничества.
В современной научной литературе уделяется существенное внимание стратегиям личностно ориентированного обучения. С этой точки зрения рассмотрение таких стратегий применительно к проблеме совершенствования личностных качеств сотрудников полиции в системе повышения квалификации определяет новизну предлагаемого решения существующей проблемы. Изучение возможностей повышения квалификации в личностном развитии сотрудников полиции определяет цель настоящего исследования - обосновать возможности использования личностно ориентированных стратегий повышения квалификации для совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции. Для достижения данной цели необходимо решить задачи выявления теоретических оснований применения личностно ориентированных стратегий для формирования культуры профессионального мышления сотрудников полиции и демонстрации возможностей их реализации с привлечением соответствующих педагогических технологий.
Задача теоретического обоснования предлагаемого решения реализуется с привлечением метода анализа научной педагогической литературы по исследуемой проблеме. Мы обратились к научным исследованиям, обобщающим теоретические основания и демонстрирующим современный опыт применения личностно ориентированных стратегий образования.
Прежде всего, следует упомянуть исследования, уточняющие возможность функционирования в научной среде термина «культура профессионального мышления». Данный термин характеризует определенный уровень сфор-мированности профессионального мышления, отличающийся самостоятельным, оптимальным для конкретного вида профессиональной деятельности образом мышления. Говоря о культуре профессионального мышления специалиста, Л.А. Ильиных, Б.Н. Гузанов, М.Л. Вайнштейн уточняют, что становление данного качества обусловлено особенностями профессиональных ценностей и характером выполняемых трудовых функций [1]. О.С. Матвеева и А.Я. Найн отмечают, что широкое поле профессиональной деятельности требует не только наличия соответствующих знаний и умений, но и способности культурно и профессионально мыслить [2]. В соответствии с этим на первый план в подготовке современного специалиста выходит ориентирование на культуру профессиональной деятельности. Б.А. Тахохов утверждает, что полипарадигмальный характер современной профессиональной деятельности требует обращения к аксиологическим и логико-гносеологическим основаниям функционирования современного специалиста. Это определяет необходимость формирования продуктивного мышления в рамках личностно ориентированного обучения [3].
Культура профессионального мышления правоохранителей в научной литературе представлена с точки зрения рассмотрения особенностей профессиональной культуры в целом. Так, И.И. Беседа в качестве доминанты профессиональной культуры сотрудника полиции выделяет правосознание и ценности правоохранительной деятельности [4]. А.А. Арамисов в составе профессиональной культуры представляет социально ориентированные ценности и компетентность организации взаимодействия с коллегами и социумом [5]. Следовательно, при совершенствовании культуры профессионального мышления необходимо уделять внимание профессиональным и социально ориентированным ценностям, направленности мышления на выполнение профессиональных функций и решение служебных задач. Именно мыслительные операции определяют адекватность принятых решений. Кроме того, мышление имеет индивидуальный характер, который требует личностно ориентированного подхода.
В.В. Сериков обосновал методологию личностно ориентированного образования на разных уровнях. Ученый отмечал, что образовательный процесс не ставит целью формирование личности с заранее определенными параметрами. Его функция - создание благоприятных для развития обучающегося педагогических условий. Следовательно, ведётся поиск таких форм учебно-педагогического взаимодействия, которые будут ориентировать человека на социально приемлемые ценности и помогать осознать их личностный смысл. На основе данных представлений стимулируется продуктивная деятельность, которая будет осваиваться уже осознанно и самостоятельно [6].
Примечательно, что личностно ориентированные стратегии образования сохраняют свою актуальность на всех этапах развития личности, в том числе -профессиональном. В частности, система дополнительного профессионального образования во многом ориентируется на указанную стратегию. Так, Е.В. Муха-чева пишет о том, что реализация личностно ориентированной стратегии непрерывного образования ориентируется не на воспроизведение знаний и умений, а на педагогические средства, инициирующие саморазвитие личности [7]. Таким образом, в ходе повышения квалификации осуществляется профессионально-личностное развитие специалиста. Более того, в настоящее время дополнительное профессиональное образование рассматривается как персонифицированная стратегия профессионального развития специалиста.
Данные положения свидетельствуют о принципиальной применимости и высокой актуальности личностно ориентированных стратегий в организации повышения квалификации. Особенно важно применение данных положений в системе повышения квалификации сотрудников системы МВД, поскольку высокопрофессиональный специалист часто обладает набором уникальных качеств, которые составляют основу культуры профессионального мышления. Следовательно, довольно высок запрос на формирование личностно ориентированных технологий.
Нужно сказать, что в научной литературе представлены некоторые технологии, которые поддерживают личностно ориентированные стратегии повышения квалификации. При этом данные технологии возможно интегрировать в процесс дополнительного профессионального образования сотрудников системы МВД. Так, И.К. Анимоков рассматривает возможности коуч-технологий в процессе формирования некоторых профессионально важных качеств. Роль данной технологии состоит в пробуждении сознательного отношения к личностным качествам сотрудников ОВД. При этом предлагаемые методические средства могут быть использованы непосредственно в структуре курса повышения квалификации [8]. А.А. Теппеев пишет о том, что при развитии такого социального навыка правоохранителей, как культура выстраивания доверительных отношений с населением, высокую значимость имеют практико-ориентированные технологии: рассмотрение реальных кейс-ситуаций, освоение практического опыта, тренино-вые технологии [9]. А.А. Арамисов доказывает, что технология наставничества может реализовываться как способ влияния на когнитивную и ценностную сферы личности. Данная технология может применяться в рамках изучения позитивного опыта коллег индивидуальных консультаций, сопровождения повышения квалификации в межкурсовой период [5].
Апробированные исследователями педагогические технологии можно в полной мере назвать личностно ориентированными, так как они направлены на личностно-профессиональное развитие и стимулируют осознанный интерес к новым способам профессиональной деятельности. Включение подобных педагогических стратегий в практику курсов повышения квалификации сотрудников полиции расширяет возможности реализации дополнительных профессиональных программ. Узкопрофессиональные навыки могут рассматриваться с точки зрения профессиональной культуры. Например, физическая или огневая подготовка может включать вопросы осуществления силовых действий и их мотивированности и адекватности. Таким образом, анализ научной литературы позволяет сформулировать методологические основания личностно ориентированного образования и выявить соответствующие технологии, которые могут быть применены в процессе повышения квалификации сотрудников полиции.
Для решения задачи демонстрации возможностей реализации комплекса личностно ориентированных технологий повышения квалификации предполагается уточнить этапы и задачи развития культуры профессионального мышления. Так, мотивационно-ценностный этап поддерживает нахождение личностного смысла правоохранительной деятельности. Данную задачу можно решить с помощью технологии коучинга. Применение данной технологии возможно в процессе проведения курсов повышения квалификации и предусматривает организованную работу слушателей под руководством преподавателя. Преподаватель предлагает продиагностировать некоторые аспекты профессионального мышления (отношение к профессиональным ценностям, коммуникативные умения и т. д.). На основе данной информации могут быть предложены коучинговые упражнения: рефлексивная беседа по вопросам личностного развития, «колесо баланса», построение траектории развития. Этот этап позволит соотнести ценности правоохранительной деятельности с собственными представлениями о ней.
Когнитивно-ориентирующий этап можно поддержать технологией целенаправленного изучения позитивного опыта коллег. Данную работу можно организовать как в рамках курсов повышения квалификации, так и в процессе самостоятельной работы. Можно предложить примеры сложных профессиональных ситуаций, связанных с проявлением моральных дилемм, и рассмотреть реальные действия сотрудников, которые в данных ситуациях нашли оптимальное решение. Например, в рамках изучения обновленных правовых знаний рассматриваются вопросы их применения для решения типичных ситуаций взаимодействия с гражданами. Кроме того, необходимо организовать обсуждение данного опыта, чтобы слушатели смогли выказать и осуществить рефлексию собственного отношения к ситуации. Таким образом стимулируется способность к принятию адекватных профессиональных решений.
На практико-апробационном этапе важно провести тренинговые мероприятия, которые позволят сотрудникам лично апробировать различные способы деятельности, обеспечивающие совершенствование профессионального мышления: учет нормативно-правового контекста при принятии решений, социальная коммуникация, способы разрешения напряженных конфликтных ситуаций и др. Практика показывает, что именно данные способы деятельности, наряду со служебными знаниями и умениями, вызывают наибольшие затруднения у начинающих и опытных сотрудников.
Рефлексивно-корректирующий этап предполагает закрепление полученных представлений в повседневной практике. Для этого вполне применима технология наставничества. Индивидуальное наставничество может осуществляться в ходе курсовой подготовки в практике консультационной работы, в рамках организации обмена опытом опытных и молодых сотрудников полиции. Кроме того, данная технология вполне реализуема в процессе неформального повышения квалификации непосредственно в подразделениях ОВД. В том случае, когда необходимо максимально быстро реализовать адаптацию сотрудника к определённому виду профессиональной деятельности, наставничество выступает в индивидуальной форме, которую называют «баддинг-наставничество». В ходе такого наставничества совершенствуются не только знания и умения, но и ценностные установки.
Итак, в данном исследовании актуализирована проблема совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции. Данное качество связано с осознанием ценностного отношения к правоохранительной деятельности и развитием соответствующих способов профессионального мышления при выполнении различных профессиональных функций. Констатировано, что для обеспечения целенаправленности данного процесса необходимо использовать ресурсы системы дополнительного профессионального образования сотрудников системы МВД РФ. Обозначена цель обоснования возможности использования личностно ориентированных стратегий повышения квалификации для совершенствования культуры профессионального мышления сотрудников полиции.
В статье приводятся данные о том, что личностно ориентированное образование рассматривается как одна из ведущих идей, состоящая в создании условий для проявления личностного потенциала в процессе образования. Данная методология также связана с выработкой отношения к профессиональной деятельности, обретением личностного смысла в выполнении традиционных и новых профессиональных действий. Это стимулирует процесс профессионально-личностного развития. Анализ научной литературы также свидетельствует об успешном применении личностно ориентированных технологий в процессе
повышения квалификации сотрудников полиции для формирования различных личностных и профессиональных качеств.
Обосновано, что использование личностно ориентированных стратегий предполагает создание педагогических условий, позволяющих сотруднику полиции выработать сознательное отношение к ценностным и процессуальным аспектам профессиональной деятельности. Примените личностно ориентированных стратегий обосновано решаемыми задачами, отражающими этапы совершенствования культуры профессионального мышления: мотивационно-ценностный, когнитивно-ориентирующий, практически-апробационный, рефлексивно-корректирующий. В соответствии с обозначенными задачами могут применяться технологии коучинга, изучения позитивного опыта коллег профессиональные тренинги, наставничество. Данные технологии могут интегрироваться в систему
Библиографический список
повышения квалификации сотрудников полиции при условии их ориентированности на совершенствование способов профессионального мышления (например, учет нормативно-правового контекста) и при принятии решений (моральная ответственность при выполнении профессиональных (в том числе силовых) действий) и т. д.
В целом личностно ориентированные стратегии повышения квалификации помогают выработать собственное отношение к ценностям, принципам и способам правоохранительной деятельности. Это непосредственно влияет на совершенствование культуры профессионального мышления: от зарождения положительного отношения к профессиональным ценностям до практического освоения адекватных и приемлемых для сотрудника полиции способов деятельности.
1. Ильиных Л.А., Гузанов Б.Н., Вайнштейн М.Л. Сущность понятия «культура профессионального мышления» с позиций культурно-исторического подхода. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004; № 5 (29): 24 - 33.
2. Матвеева О.С., Найн А.Я. Моделирование процесса развития культуры профессионального мышления студентов. Сибирский педагогический журнал. 2010; № 4: 102 - 108.
3. Тахохов Б.А. Методологическая основа формирования культуры профессионального мышления педагога. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 1 (18): 206 - 209.
4. Беседа И.И. Особенности сущности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Философия права. 2019; № 3 (90): 27 - 32.
5. Арамисов А.А. Организация повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел в аспекте развития профессиональной культуры. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019; № 2 (39): 8б - 92.
6. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 2 (106): 30 - 35.
7. Мухачева Е.В. Моделирование содержания повышения квалификации на основе интеграции личностно ориентированной и профессионально ориентированной стратегий. Ежегодник финно-угорских исследований. 2015; № 2: 121 - 125.
8. Анимоков И.К. Направленность коуч-технологии на развитие успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 4 (45): 69 - 78.
9. Теппеев А.А. Роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 2 (43): 108 - 117.
References
1. Il'inyh L.A., Guzanov B.N., Vajnshtejn M.L. Suschnost' ponyatiya «kul'tura professional'nogo myshleniya» s pozicij kul'turno-istoricheskogo podhoda. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2004; № 5 (29): 24 - 33.
2. Matveeva O.S., Najn A.Ya. Modelirovanie processa razvitiya kul'tury professional'nogo myshleniya studentov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; № 4: 102 - 108.
3. Tahohov B.A. Metodologicheskaya osnova formirovaniya kul'tury professional'nogo myshleniya pedagoga. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017; T. 6, № 1 (18): 206 - 209.
4. Beseda I.I. Osobennosti suschnosti pravovoj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Filosofiya prava. 2019; № 3 (90): 27 - 32.
5. Aramisov A.A. Organizaciya povysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del v aspekte razvitiya professional'noj kul'tury. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikacii kadrov. 2019; № 2 (39): 86 - 92.
6. Serikov V.V. Lichnostno-razvivayuschee obrazovanie kak odna iz kul'turologicheskih obrazovatel'nyh modelej. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2 (106): 30 - 35.
7. Muhacheva E.V. Modelirovanie soderzhaniya povysheniya kvalifikacii na osnove integracii lichnostno orientirovannoj i professional'no orientirovannoj strategij. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanij. 2015; № 2: 121 - 125.
8. Animokov I.K. Napravlennost' kouch-tehnologii na razvitie uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov policii Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 4 (45): 69 - 78.
9. Teppeev A.A. Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov OVD Rossijskoj Federacii v povyshenii u nih kul'tury vystraivaniya doveritel'nyh otnoshenij s naseleniem. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 2 (43): 108 - 117.
Статья поступила в редакцию 05.05.22
УДК 378.09
Kruglova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Arts Department, Russian State Social University (Moscow, Russia),
E-mail: marisha.krug@mail.ru
PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO TEACHING MUSIC HISTORY. The relevance of the study is due to the presence of theoretical and methodological problems of teaching the music history in universities of culture and art, such as the lack of content and conceptual information, the methodical support of self-education as a leading trend of our time and the formation of an independent creative personality of a professional musician. Teaching the music history requires the creation of an internal connection between historical knowledge and musical and analytical experience, but such a connection in the minds of students is formed with difficulty in connection with dramatic changes in the world information system and the nature of perception and understanding of information in general. The purpose of the study is the specifics of applying a phenomenological approach in teaching the music history as one of the ways for students to master musical experience and go through the music history as something living and real. The methodological basis of the study was Waldorf pedagogy and the theory of R. Steiner, which allow you to acquire knowledge of the music history in the direct experience of musical and creative activity. The scientific novelty of the study is that the history of music is considered here as a subject reflecting the evolution of the consciousness of mankind. Thanks to the phenomenological approach, students not only gain knowledge of how music is created at one time or another, but also identify the internal connections between music and the time that give rise to it.
Key words: music history, music education, Waldorf school, phenomenology, method, approach, teacher-musician.
М.Г. Круглом, канд. пед. наук, доц., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: marisha.krug@mail.ru
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Актуальность исследования обусловлена наличием теоретических и методологических проблем преподавания истории музыки в вузах культуры и искусства, таких как недостаточность содержательно-концептуальной информации, методического обеспечения самообразования как ведущей тенденции современности и формирования самостоятельной творческой личности профессионального музыканта. Преподавание истории музыки требует создания внутренней связи между историческими знаниями и музыкально-аналитическим опытом, однако такая связь в сознании обучающихся формируется с трудом в связи с кардинальными изменениями мировой информационной системы и характера восприятия и осмысления информации в целом. Целью