Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH / PERSONALITY / ACTIVITY / STUDENTS’ PERSONAL CHARACTERISTICS / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

В статье рассматривается понятие личностно-деятельностного подхода, определяется его сущность, аспект его изучения и практического использования в исследованиях ведущих ученых и в современных научных публикациях. Выявлено, что организация учебной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода предполагает учет и принятие во внимание личностных характеристик студентов. Определяется специфика обучения иностранному языку в техническом вузе. Приводится опыт применения личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной подготовки в Нижегородском государственном техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PERSONAL-ACTIVITY APPROACH IN THE PROCESS OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the question of personality-activity approach. Its essence, the aspect of its study and practical usage in the leading scientists’ investigations and in the contemporary publications are defined. It is showed that the educational activity organized on the basis of personality-activity approach includes taking into account the students’ personal characteristics. The specificity of foreign language teaching at the technical university is determined. The experience of personality-activity approach usage in the process of foreign language education at the Nizhny Novgorod State Technical University is presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

телевизор в качестве эффективного средства для занятия детей. Психология ребенка начинает формирование во взаимодействии со взрослыми, каким он будет, решают родители, потому что ребенок только познает мир и не может сам регулировать происходящее.

Прогулки, совместные походы в театр, музеи - никому не навредили. Во время занятия такими видами деятельности у детей развивается уважительное отношение к близким, интерес ко всему живому, активная жизненная позиция. Маленький ребенок, не может что-либо решать, за него решают родители. Родители должны быть ответственны в отношении того, каким станет его ребенок в будущем.

Возможно, ребенок, которого однажды заставили сесть за экраном, уже повзрослев, увидит каким он вырос, у него нет друзей, он сидит в темной комнате за экраном, у него в душе пустота, застывший взгляд, а за окном кипит жизнь... Он очень бы хотел жить, а не существовать. Но этого никогда не произойдет, он уже отстал от всего, он не может выйти из виртуальной жизни. Только там его принимают и больше нигде. Кто виноват в том, что его жизнь развалилась?

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Психологическое воздействие телерекламы на детей // психологическое образование / Н.Н. Авдеева, Н.А. Фоминых. - М., 2004. - №4.

2. Дроздов, О.Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения [Текст] / О.Ю. Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». - 2000. - №483. - С. 51

3. Малышев, Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока / Е.Я. Малышев. - Тверь, 1990.

4. Райнер, П. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / П. Райнер. - М., 2003.

5. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2008. - 352 с.

6. Сальникова, В.Е. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Сальникова Екатерина Викторовна; [Место защиты: Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма]. - Москва, 2012. - 52 с.

7. Сырова, Н.В., Чекишев, В.Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Минского ГУ, 2018.

8. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. - 248 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие личностно-деятельностного подхода, определяется его сущность, аспект его изучения и практического использования в исследованиях ведущих ученых и в современных научных публикациях. Выявлено, что организация учебной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода предполагает учет и принятие во внимание личностных характеристик студентов. Определяется специфика обучения иностранному языку в техническом вузе. Приводится опыт применения личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной подготовки в Нижегородском государственном техническом вузе.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, личность, деятельность, личностные характеристики студентов, иноязычное обучение.

Annоtation. The article is devoted to the question of personality-activity approach. Its essence, the aspect of its study and practical usage in the leading scientists' investigations and in the contemporary publications are defined. It is showed that the educational activity organized on the basis of personality-activity approach includes taking into account the students' personal characteristics. The specificity of foreign language teaching at the technical university is determined. The experience of personality-activity approach usage in the process of foreign language education at the Nizhny Novgorod State Technical University is presented.

Keywords: personality-activity approach, personality, activity, students' personal characteristics, foreign language education.

Введение. Преподавание иностранного языка в вузе в современных условиях предъявляет к преподавателю все более высокие требования. Это связано с необходимостью осуществления преподавательской деятельности в соответствии с мировыми тенденциями в обучении иностранным языкам, появлением новых карьерных возможностей для будущих выпускников. Особую специфику имеет обучение иностранному языку в техническом вузе. Также в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе возникают особые, характерные трудности, представляющие сложность их преодоления и для преподавателя и для студентов.

Целью данной статьи является определение сущностных характеристик и преимуществ применения личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе и в процессе иноязычной подготовки в Нижегородском государственном техническом вузе.

Применение личностно-деятельностного подхода раскрывает перед педагогом большие возможности в плане «точечного», «адресного» воздействия на учащегося с целью эффективного решения задач. Важность применения данного подхода в педагогике и в процессе образования невозможно переоценить. Поэтому целесообразно определить основные положения подхода и рассмотреть аспект его изучения и практического использования в современных научных публикациях, отражающих опыт практикующих преподавателей и исследователей данного вопроса.

Изложение основного материала статьи. Учебная деятельность, как утверждал Д.Б. Эльконин, должна способствовать качественному усвоению знаний человеком, а также развитию и саморазвитию его личности. Задачи различной проблематики и сложности, предлагаемые учащемуся для решения, должны одновременно оказывать положительное влияние на личностное развитие учащегося. В соответствии с этим утверждением личностно-деятельностный подход предусматривает двойственную направленность: с позиции педагога и с позиции студента.

Таким образом, осуществляя процесс обучения, педагогу необходимо принимать во внимание, учитывать целый комплекс индивидуальных психологических особенностей студентов, таких как мыслительные и психологические способности, «Я-концепция», самооценка, уровень рефлексии, готовность и способность к познавательной деятельности и др.

Т.е. основой организации учебной деятельности учебного процесса и взаимодействия педагога и студента является учет и принятие во внимание личностных характеристик студентов.

Личностно-деятельностный подход, основоположниками которого были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, определяет личность учащегося как субъекта деятельности; компоненты же данного подхода находятся в неразрывном единстве, т.е. личностный компонент соотносится с деятельностным. В центре обучения находится студент, его способности и готовности когнитивного и психологического порядка, и именно личностные интересы, индивидуальный уровень знаний и умений определяют цель занятия и построение образовательного процесса. Следовательно, педагог должен формировать и направлять учебную деятельность студентов, опираясь на возможности и склонности каждого конкретного студента и группы в целом.

В результате применения данного подхода каждое занятие должно обогащать всех студентов в разной индивидуальной степени в зависимости от их собственного начального уровня. Данный подход может быть выбран в качестве основополагающего для работы в малых группах факультативов и кружков в связи с такими важными положениями и возможностями подхода, как: подход позволяет осуществлять форму и содержание конкретного задания через индивидуальное общение со студентом, при этом общение имеет цель выявить интересы учащегося. Оценивая уровень способностей студента, преподаватель должен предложить студенту учебную задачу, которая будет ему интересна, и подходящий способ ее выполнения, который будет способствовать его индивидуальному развитию. С целью полного раскрытия и развития интеллектуально-творческого потенциала студента, преподаватель делает акцент на продуктивном выполнении учебной деятельности, направляет, поддерживает студента, фиксирует его положительные достижения, а не ошибки и неудачные действия. Малая группа факультатива или кружка (тренинга, круглого стола, ролевой игры, т.е. организованные формы внеучебной деятельности) позволяют максимально раскрыть и развить личностный потенциал студентов, т.к. преподаватель обладает большими возможностями индивидуального общения со студентами, следовательно, студенты могут выполнять индивидуально подобранные задания. Ценность личностно-деятельностного подхода подтверждает В.А. Грибанова в публикации «Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов», в которой автор, изучая вопрос обучения и воспитания студентов в вузе, определяет важность отношения преподавателя к студенту как к личности (личностный подход) и деятельность как способ личностного развития субъекта (деятельностный подход) [3].

Личностно-деятельностный подход, единственный среди подходов в педагогике, ориентирован на совокупность учета индивидуальных особенностей личности и ее практической деятельности [3].

Автор отмечает важность обозначенного подхода, определяет личностно-деятельностный подход как комплекс, состоящий из двух компонентов, представляющих ценное взаимодействие и взаимосвязь, что обуславливает положительные результаты применения данного подхода в образовательном и воспитательном процессах. Автор подробно останавливается на рассмотрении компонентов подхода. Анализируя личностный компонент, подчеркивается направленность воспитательного действия на личность студента, на характерные данной индивидуальности потребности, накопленный опыт не только в учебной деятельности, но и мировоззренческого порядка. В таком случае преподаватель делает акцент на создание учебный ситуаций, заданий, тренингов, способствующих появлению у студента желания выполнить задание максимально творчески и эффективно. Именно такая работа студента будет содействовать его развитию и саморазвитию. Однако, ориентация обучения только на личность студента не будет совершенствовать развитие студента так успешно, как в комплексе с деятельностным компонентом. Именно единство и сочетание личностного и деятельностного компонентов позволяет добиваться наиболее эффективных результатов. Т.е. личность способна к успешному развитию, являясь субъектом деятельности в процессе ее выполнения. На этот факт в своих исследованиях указывают вышеупомянутые ведущие ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, которые изучая это понятие, разделяют деятельность на внешнюю и внутреннюю. Внешняя деятельность должна постепенно трансформироваться во внутреннюю: т.е. внешние факторы, обуславливающие необходимость осуществления деятельности при условии их воздействия на внутренние условия учащегося, способствуют переходу внешней деятельности во внутреннюю [5].

В основе деятельностного компонента личностно-деятельностного подхода деятельность рассматривается как способ формирования, развития и саморазвития личности, деятельность выступает основой организации учебного процесса. Учебный процесс, в основе которого лежит деятельность, способен стимулировать наиболее активную, самостоятельную, разностороннюю мыслительную деятельность студента. Именно благодаря деятельностному компоненту личностно-деятельностного подхода познавательная деятельность студента предполагает инициативную вовлеченность в выполнение определенных заданий и решение задач, позволяющих максимально совершенствовать собственный интеллектуально-творческий потенциал. Таким образом, личностно-деятельностный подход способствует появлению новых идей и мотивации их реализовывать, что имеет ключевое значение для получения необходимых знаний и умений для профессии и успешной карьеры будущего специалиста.

Вследствие применения личностно-деятельностного подхода педагог получает возможность на основе установленных приоритетов личности добиваться развития данной личности в процессе организованной для нее деятельности [2, 6]. Поэтому именно слияние двух компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) может являться действенным условием, направленным на совершенствование учебного процесса.

В условиях применения данного подхода обязательно субъект-субъектное непринужденное общение со студентом. При этом важно, чтобы у студента возникло подлинное ощущение себя субъектом, человеком, который действительно интересен для педагога, которому педагог готов уделить внимание, искренне желает узнать отношение студента к изучаемому иностранному языку, его опыт изучения, выяснить негативные моменты, связанные с усвоением иностранного языка, выявить причины данных негативных явлений и построить наилучшую стратегию обучения. Подлинный интерес педагога к студенту вызывает у студента взаимный неподдельный интерес к занятию и к заданиям, и если педагог поддерживает, направляет работу студента в соответствии с его личной стратегией обучения и развития, такое сотрудничество обязательно приведет к качественному усвоению знаний студентом.

А.В. Гладков, М.П. Прохорова, О.И. Ваганова в статье «Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию» объясняют первостепенное значение личностно-деятельностного подхода, основываясь на его сущности, а именно: в процессе обучающей деятельности преподаватель и студент являются субъектами данной деятельности, и обучение проходит в рамках поддержки, направления и сотрудничества, при котором студент не остается пассивным исполнителем заданий преподавателя, а наоборот, является активным партнером, что обеспечивает активную мыслительную вовлеченность в процесс обучения, студент понимает ценность выполняемой работы для себя, а это является самой мощной мотивацией [1].

Авторы делают важное замечание об установлении четких требований к преподавателю при применении личностно-деятельностного подхода. Данные требования предъявляются к профессиональным и личным качествам педагога. Выделяются общие личные качества, которыми должен обладать педагог, такие как высокие нравственные качества, готовность к проявлению эмпатии, проявление интереса к познавательным склонностям и личным предпочтениям студентов в выборе способов выполнения того или иного задания, умение создавать доброжелательную благоприятную атмосферу, способствовать взаимному общению со студентами. Авторы выявляют важнейшие условия эффективного применения личностно-деятельностного подхода в обучении: проблемность обучения, осуществление студентами научной поисковой деятельности, совместное обсуждение какого-либо вопроса в группе/в паре/с преподавателем [1].

Не менее важным является овладение студентом умений самостоятельной работы, ведь этот навык приобретает особую важность в процессе обучения в вузе, и если студент научится работать самостоятельно, это полезное умение останется с ним на всю жизнь, т.к. в последующей профессиональной деятельности обязательно придется осваивать какие-либо виды работы самостоятельно. Тем более, навыки самостоятельной работы (самостоятельного изучения какого-либо научного или научно-практического вопроса) становятся актуальными при прохождении профессиональной переподготовки, повышения квалификации и в наивысшей степени востребованы при необходимости освоить другую профессию или вести профессиональную деятельность в новых условиях, например, работая над каким-либо проектом в другом городе или стране, что требует наличия способности и готовности работать в новом коллективе, изучить предмет проекта и выполнить все сопутствующие требования.

Появление новых образовательных стандартов высшего образования все более смещает главный акцент на применение личностно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке будущих выпускников. Это же ровным счетом можно отнести и к иноязычной подготовке студентов в вузе. Такое пристальное внимание обуславливается личностно-созидающими возможностями личностно-деятельностного подхода. Педагог должен применить такое искусство, чтобы четко понимать познавательно-личностные потребности и возможности студента, и в зависимости от получаемой информации о студенте (из взаимообщения и сотруднической деятельности) «регулировать» уровень своей активности по отношению к направлению и руководству деятельностью студента: педагог либо оказывает студенту больше помощи, поддержки, объяснений; либо если студент способен и готов к саморазвитию в процессе собственной самостоятельной деятельности, педагог оказывает меньшее влияние на организацию деятельности студента, например, может быть достаточно лишь подсказать способ выполнения определенного задания. В таком случае сам процесс выполнения деятельности будет служить развивающим средством для личности, ведь процесс личностного формирования имеет динамический характер, как и процесс деятельности, т.к. именно деятельность может оказать существенное влияние на мироощущение, мировоззрение, жизненные и научные приоритеты субъекта, а также на личностные умения излагать, удерживать и отстаивать свои позиции. Таким образом, процесс осуществления деятельности открывает для субъекта возможности не только эффективного решения поставленной задачи, но и развития творческого и интеллектуального потенциала, силы воли, настойчивости в достижении целей. Продуктивная профессиональная подготовка будущих выпускников основывается на реализации следующих значимых видов деятельности: когнитивной, образовательной, реорганизующей (преобразовывающей), коммуникативной, ценностно-ориентированной [1].

Рассмотрим опыт применения личностно-деятельностного подхода на занятиях иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Данный подход был положен в основу учебных занятий в малых группах, а также нескольких форм внеучебной работы по иноязычной деятельности: круглый стол, ролевые игры и конкурсы. Работа каждой формы учебной и внеучебной групповой деятельности была направлена на выявление личностных особенностей студентов и направление деятельности каждого студента в наиболее подходящее для него русло учебной и коммуникативной деятельности в рамках обозначенной ситуации. Применение личностно-деятельностного подхода было направлено на совершенствование речевых, а также коммуникативных умений студентов, умений работать в группе, обсуждать, выбирать и применять лучшие способы решения поставленной задачи.

Выводы. Использование личностно-деятельностного подхода в качестве основы иноязычной подготовки показало следующие положительные результаты: 1) Студенты выражают взаимный отклик на интерес педагога к их особенностям, мотивам, склонностям, предпочтениям, опыту изучения иностранного языка, следовательно, проявляют заинтересованность в изучаемом предмете, учебная активность значительно возрастает. 2) Многообразие форм учебной и внеучебной деятельности: тематические кружки, факультативы, тренинги, ролевые игры, круглые столы (работа которых организована в малых группах и направлена на решение проблемных ситуаций и задач) являются благоприятными условиями для формирования и совершенствования таких важных качеств личности как самостоятельность, мыслительная и творческая активность, улучшение социальных навыков, повышение мотивации к взаимной работе и общению, познавательной деятельности, а также развитию коммуникативной компетенции и иноязычной

коммуникативной компетенции. 3) Особенности образовательного процесса, организуемого на основе личностно-деятельностного подхода, включающие личностную значимость студента, проблемность деятельности, эмоциональную и познавательную привлекательность деятельности для студента, а также сочетание групповых и индивидуальных форм взаимодействия преподавателя и студентов, создание и поддержание ситуации успеха и опора на положительные достижения студентов позволяют педагогу добиваться эффективных результатов в процессе иноязычной подготовки студентов.

Литература:

1. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 77-80.

2. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов // Современная педагогика. 2015. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 09.11.2020).

3. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2. С. 53-56. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/lichnostno-deyatelnostayy-podhod-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-professionalnoy-podgotovki-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения: 31.10.2020).

4. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика. 1989. 328 с.

6. Чернышова Е.Е. Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся // Человек и образование №3 (24) 2010, С. 71-72.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития профессиональной компетенции студентов, изучающих технические специальности, в процессе иноязычного образования. Определяется значимость работы Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева в рамках сотрудничества с международными компаниями. Объясняются причины высоких требований, предъявляемых компаниями, особенно международными, к молодому специалисту. Описываются преимущества и возможности технического образования, предоставляемые студентам, получающих высшее образование в Нижегородском государственном техническом вузе. Рассмотрены основные характеристики понятий «профессиональная компетенция», «профессиональная компетентность», выявлена значимость их формирования у студентов. Определены ключевые задачи иноязычного образования студентов технического вуза. Обосновывается необходимость интегрирования в иноязычную подготовку будущих специалистов профессионально-ориентированного обучения (обучения для специальных целей - esp).

Ключевые слова: студент, развитие, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, иноязычное образование, технический вуз.

An^tatton. The article is devoted to the question of professional competency development of students of technical specialties in the process of foreign language education. The importance of work carried out at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the framework of cooperation with international companies is described. The reasons of making high demands on young specialist by companies, especially by international companies, are explained. The advantages and possibilities of higher technical education presented to the students of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev are described. The main characteristics of the concepts "professional competency", "professional awareness" are considered; their formation importance at students is revealed. The key tasks of students' foreign language education at technical university are determined. The need of integration of professionally oriented teaching (teaching for specific purposes - esp) into the foreign language education of future graduates is grounded.

Keywords: student, development, professional competency, professional awareness, foreign language education, technical university.

Введение. Постоянное увеличение межкультурных связей, происходящее в мире, оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Существенное значение иностранные партнерства имеют в научном и научно-практическом сообществах, что, в свою очередь, диктует высокие требования, предъявляемые к молодому специалисту, желающему построить успешную карьеру и быть в курсе появления новых тенденций и технологий. Особую актуальность в этом отношении приобретает образовательная деятельность технических вузов, т.к., именно в них сосредоточена научная, научно-исследовательская и научно-проектная деятельность, позволяющая координировать усилия ведущих ученых вуза и молодых будущих специалистов. Новейшее оборудование, большое количество модернизированных лабораторий позволяют студентам осваивать современные актуальные технологии уже на уровне бакалавриата, разрабатывать свои оригинальные идеи, участвовать в совместных программах, организуемых вузом и различными предприятиями, как отечественными, так и зарубежными. Все вышесказанное реализуется в Нижегородском государственном техническом университете, о чем регулярно рассказывается в специально созданной передаче, выходящей в эфир местного телевидения «Десять минут с Политехом». В таком ключе изучение иностранного языка, освоение коммуникативных умений общаться с иностранными партнерами на профессиональные темы приобретает все большее значение для студентов, изучающих технические специальности. Нужно отметить о существующих противоречиях между потребностями современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.