Научная статья на тему 'Программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента в процессе личностно-деятельностного обучения иностранным языкам'

Программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента в процессе личностно-деятельностного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / АВТОНОМНОСТЬ СТУДЕНТА / STUDENT'S AUTONOMY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / GOOGLE CLASSROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова М.Г., Сапожникова О.С.

В статье рассматриваются особенности реализации личностно-деятельностного подхода при обучении иностранным языкам студентов технических вузов и проблема создания условий для формирования автономной деятельности учения в процессе работы учащихся с использованием платформы Google Classroom /Класс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Google Classroom as a tool for developing students’ autonomy in the process of learner- and action-oriented teaching and learning foreign languages

The article considers the learnerand action-oriented approach to foreign language training of technical students as well as conditions for developing their autonomous learning activity when using Google Classroom.

Текст научной работы на тему «Программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента в процессе личностно-деятельностного обучения иностранным языкам»

УДК 372.881.1

М. Г. Евдокимова, О. С. Сапожникова

Евдокимова М. Г., доктор педагогических наук, доцент; заведующая каф. иностранных языков, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; e-maiL: me49@maiL.ru

Сапожникова О. С., старший преподаватель каф. иностранных языков, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; e-maiL: okcy77@inbox.ru

ПРОГРАММА GOOGLE CLASSROOM КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье рассматриваются особенности реализации личностно-деятельностного подхода при обучении иностранным языкам студентов технических вузов и проблема создания условий для формирования автономной деятельности учения в процессе работы учащихся с использованием платформы GoogLe CLassroom / Класс.

Ключевые слова: развитие личности; учебная деятельность; самостоятельная работа; автономность студента; иностранный язык; GoogLe CLassroom.

M. G. Evdokimova, O. S. Sapozhnikova

Evdokimova M. G., Doctor of Pedagogy (Dr. habiL.); Head of Foreign Languages Department, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy; e-maiL: me49@maiL.ru

Sapozhnikova O. S., Senior Lecturer at Foreign Languages Department, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy; e-maiL: okcy77@inbox.ru

GOOGLE CLASSROOM AS A TOOL FOR DEVELOPING STUDENTS' AUTONOMY IN THE PROCESS OF LEARNER- AND ACTION-ORIENTED TEACHING AND LEARNING FOREIGN LANGUAGES

The articLe considers the Learner- and action-oriented approach to foreign Language training of technicaL students as weLL as conditions for deveLoping their autonomous Learning activity when using GoogLe CLassroom.

Key words: personaLity deveLopment; Learning activity; independent work; student's autonomy; foreign Language; GoogLe CLassroom.

Информационное общество диктует новые требования к личностным характеристикам человека. В основе этих требований лежит идея «нового образа человека», нового типа личности - так называемых саморазвивающихся людей, готовых не только к конкретным деятель-ностям, но и к неоднократной смене своей деятельности, что предполагает способность к непрерывному самообучению и саморазвитию [Евдокимова 2010]. Способность к самообучению, к управлению собственным учением в течение всей жизни становится ключевым требованием к современному профессионалу. В связи с этим высшее образование направлено на идею образования «через всю жизнь», на личностное развитие субъектов образовательного процесса, одним из ключевых результатов которого должно стать формирование самостоятельности студента и его готовности к осуществлению автономной учебной деятельности. Это требование имеет особое значение для овладения иностранным языком, который невозможно освоить в условиях вуза «полностью», «в совершенстве», «окончательно» и на всю жизнь.

Личностно-деятельностный подход как психолого-методическая и вместе с тем идеологическая платформа современного образовательного процесса требует, чтобы содержание обучения иностранному языку, а также способы взаимодействия студентов с преподавателем отбирались не только с учетом личностных особенностей каждого учащегося (его мотивов, целей, интересов, уровня знаний и умений), но и с перспективой личностного развития студента в процессе овладения иностранным языком. Под личностным развитием студента подразумевается прежде всего формирование его готовности к осуществлению автономной учебной деятельности. Одним из средств развития личности студента как автономного субъекта учебной деятельности является самостоятельная работа. Именно должным образом организованная самостоятельная работа способна подготовить будущих специалистов к автономному учению на протяжении всей жизни.

Вслед за И. П. Павловой, под самостоятельной работой по иностранному языку мы понимаем «самостоятельную учебную деятельность студентов, направленную, во-первых, на то, чтобы овладеть иностранным языком как средством познания и общения с его носителями в различных ситуациях, в том числе и в ситуациях

профессиональной деятельности, а во-вторых, на то, чтобы научиться самостоятельно его изучать и совершенствовать достигнутый уровень владения им как в ходе учебы в вузе, так и после его окончания. Если мы достигаем не только первой, но и второй цели, можно говорить об автономности студентов как результате их самостоятельной работы в учебном процессе по иностранному языку» [Павлова 2012, с. 43]. И. П. Павлова подчеркивает, что «автономность студента наступает тогда, когда он сам определяет свои цели, ставит перед собой задачи (ступеньки на пути к цели), сам отыскивает (или выбирает из ряда известных ему) способы решения этих задач, сам определяет уместные в данной ситуации языковые средства, сам планирует свою учебную деятельность, сам оценивает ее результаты, контролируя себя не по образцам, а по критериям успешности; иными словами, когда он переходит от учебной деятельности к деятельности учения. В учебном процессе часть этих функций должна постепенно передаваться студентам именно в ходе обучения их самостоятельной работе, начиная с первого курса, т. е. уже в бакалавриате» [там же].

Образовательные программы для подготовки бакалавров в неязыковых вузах не случайно предусматривают значительное количество часов самостоятельной работы студентов. Согласно исследованиям психологов, при учебной работе в большой группе студентов, как это бывает на аудиторном занятии с преобладанием фронтальных методов работы, часто происходит снижение ответственности учащихся. Существует понятие «социальная леность», рассматриваемое как склонность человека работать менее активно над выполнением задачи, если над ней работают и другие [Бэрон, Керр, Миллер 2003]. Активизация учебной деятельности студентов возможна в рамках осуществления самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы преподаватель управляет учебной деятельностью студентов, постепенно передавая управление самим учащимся, формируя у них умения самостоятельного учения и подготавливая тем самым их способность к автономности.

В научно-методической литературе рассматриваются различные подходы к развитию способности студентов к самостоятельной учебной деятельности. В частности, считается эффективным использование языкового портфеля [Левашкина, Михалёва 2014; Марычева 2009], метода проектов [Евдокимова 2007; Рахманова, Каргапольцева

2016], различных интернет-ресурсов [Стародубцева 2009; Фаевцова 2006; Чернякова 2016], массовых открытых онлайн-курсов [Борщева, Кашпарова, Синицын 2017; Буримская 2017; Дерюгина 2016]. В то же время следует отметить, что методические / технологические аспекты формирования автономности будущего специалиста в процессе обучения ИЯ, в том числе и в среде ИКТ, разработаны не в полной мере.

С нашей точки зрения, эффективным средством формирования автономности будущего специалиста являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам (ПАСОИЯ) (см.: [Евдокимова 2007]). Компьютер с самых первых дней внедрения в учебный процесс считается перспективным средством организации самостоятельной работы студента, поэтому преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре различных ПАСОИЯ и владеть технологией работы с ними.

В связи с этим в данной статье мы описываем платформу Google Classroom, или Google Класс, которая, по нашему мнению, предоставляет преподавателю широкие возможности для формирования автономности будущих специалистов в процессе обучения ИЯ.

Google Класс - это бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и преподавателей, желающих перевести обучение студентов на новый уровень, не ограниченный пределами аудитории. Платформа Google Classroom была введена в практику преподавания различных дисциплин в 2014 г. Сейчас она работает на 42 языках и используется преподавателями в разных странах. Любой пользователь, имеющий аккаунт Google, может создать свой учебный «Курс» в Google Classroom. На странице «Курса» можно найти подробные инструкции по работе в Google Класс [Справка-Класс]. Данный сервис постоянно улучшается и дорабатывается. Что очень важно, с недавнего времени этот ресурс находится в свободном доступе и позволяет создавать виртуальный класс, именуемый в пространстве сервиса Google Classroom - «Курс». Виртуальный «Курс» -это пространство, в котором преподаватель работает со студентами: размещает объявления, публикует задания, проводит опросы, поддерживает контакт с ними. Очевидным плюсом этого сервиса является возможность размещения в нем различных материалов: аутентичных текстов, аудио- и видеоматериалов, ссылок на интернет-ресурсы,

комментариев. Такой «Курс» преподаватель может открыть для каждой группы отдельно или для нескольких групп сразу. Многочисленные положительные отзывы преподавателей, использующих данную платформу во многих странах мира, свидетельствуют в пользу данного ресурса. Платформа Google Класс заслужила доверие пользователей, потому что она интегрирована с популярными сервисами «Gmail», «Google диском», «Документами», «Формами», «Календарем» и т. п. Программа позволяет преподавателям распространять среди студентов задания, проверять готовые работы, использовать разнообразные формы взаимодействия с ними. Данный сервис обеспечивает все технические условия, подходящие для реализации методической основы обучения ИЯ, позволяющие преподавателю быть организатором самостоятельной работы студентов и реализовывать личностно-деятельностный подход в обучении ИЯ.

Рассмотрим подробнее возможности сервиса Google Класс для преподавателя. Они состоят в следующем:

- создание нескольких учебных «Курсов» по разным предметам и уровням сложности;

- совместная работа нескольких преподавателей, что позволяет осуществлять межпредметные проекты;

- возможность видеть данные студента (ФИО, номер группы, фото, электронный адрес) и осуществлять оперативную обратную связь, добавлять в группу новых учеников на любом этапе обучения;

- разделение материала «Курса» на темы;

- выбор типа задания (вопрос, задание, объявление);

- выбор учащихся внутри «Курса», для которых размещается задание;

- создание своего дизайна страницы;

- организация обсуждений со студентами хода и результатов учебной деятельности;

- оповещение о факте выполнения студентами заданий;

- автоматическая сортировка работ: выполнено / не выполнено / возвращено;

- выбор системы оценивания (от 0 до 100 баллов / без оценки);

- отслеживание учебных достижений учащихся в форме таблицы;

- установление срока выполнения заданий;

- выбор функций, доступных студентам (комментирование, копирование задания);

- использование большого числа дополнительных инструментов сервиса Google (переводчик, маркер, проверка правописания слов, комментарии и т. п.).

Все документы и информация «Курса» сохраняются в структурированном виде в каталогах на «Google диске». Преподаватель может закрыть один «Курс» и в следующем учебном году открыть новый, взяв материалы из этого хранилища документов.

Столь же широк диапазон возможностей, предоставляемых данным сервисом для студентов:

- выбор времени и места работы (можно выполнять задания на смартфоне, что обеспечивает мобильность);

- отработка материала в индивидуальном порядке, своем собственном темпе;

- возможность выполнения задания в онлайн-режиме в «Google документах» или в самом пространстве «Курса»;

- корректировка задания, работа над ошибками, удаление неправильного текста;

- общение с преподавателем в разном формате (личное письмо, вопрос в комментариях к заданию), возможность видеть баллы, поставленные преподавателем;

- получение каждым учащимся оповещений на электронную почту о новых заданиях, комментариях;

- напоминание о сроке сдачи заданий;

- получение списка невыполненных заданий;

- возможность взаимодействия с другими участниками «Курса».

Все эти возможности дают преподавателю большую свободу

и гибкость в подборе учебных материалов в сочетании с неограниченными вариантами их использования.

В соответствии с требованиями постепенного повышения уровня самостоятельности студентов в их учебной деятельности, преподаватель вначале жестко руководит процессом обучения, а затем поэтапно передает инициативу в управлении учением самим студентам, привлекая их к выбору тематики, подбору материала, разработке заданий и т. п. Эффективная организация учебного материала и гибкое управление учебной работой студентов являются условиями

результативности их самостоятельной работы и постепенного формирования их автономности.

Реализация лично стно-деятельностного подхода в обучении достигается за счет активного взаимодействия студента с преподавателем, возможности выбора уровня сложности заданий, времени их выполнения и вида компьютерной программы для выполнения заданий (Word, PDF и т. п.). Каждый студент имеет возможность прослушать, просмотреть материал учебного курса в собственном темпе и необходимое ему число раз, не стесняясь особенностей стиля своей учебной деятельности и не влияя на результат работы всей группы. Именно эти условия выбора и учета личностных особенностей учащихся определяют эффективность использования данного сервиса с точки зрения личностно-деятельностного подхода. Продуцирование текстов, выполнение заданий при возможности использования различных ресурсов Интернета (словарей, справочников и т. п.) повышает качество работы учащихся и формирует положительный речевой опыт. Осуществляя такую самостоятельную деятельность, студенты находят свои способы решения учебных задач и создают индивидуальные маршруты учения.

Работая с сервисом Google Класс, преподаватель имеет возможность выстраивать самостоятельную работу с учетом психологических особенностей учащихся. Как известно, студенты имеют различные личностные характеристики (интроверты, экстраверты; визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы и т. п.), разные уровни обученности, разную степень готовности к самостоятельной работе. Размещая учебный материал в Google Классе, преподаватель может, например, предоставить учащимся выбор: посмотреть, прослушать или прочитать информацию. Кроме того, преподаватель может по-разному осуществлять взаимодействие со студентами, определять необходимую степень контроля за ходом выполнения заданий, создавать более или менее подробные инструкции к каждому заданию и комментарии к ошибкам, дополнительно напоминать студентам о сроках сдачи выполненного задания. Преподаватель может подбирать задания с учетом индивидуальности студентов, давая им возможность раскрыть и развить качества, важные для формирования автономной деятельности учения. Таким образом, работа в Google Classroom может быть организована с учетом индивидуальных особенностей учащихся

и обеспечить максимальную активность и результативность работы каждого из них в процессе освоения ИЯ.

Для эффективной работы в «Курсе» необходимо повышать уровень рефлексии студентов, их способность к самооценке, самоанализу, самокоррекции и, как следствие, их самостоятельности. Одним из возможных способов достижения этой цели является проведение опросов учащихся в форме анкетирования, которые можно составить в разделе «Google формы» и разместить в пространстве Google Classroom. Проанализировав результаты опросов, преподаватель может скорректировать ход работы каждого учащегося в «Курсе», равно как и своей собственной, и повысить эффективность использования данной платформы. Учащиеся, отвечая на вопросы анкет, улучшают свои рефлексивные умения, получают четкое представление о том, что они могут и знают, какие качества в себе им нужно развивать, как нужно строить дальнейшее самообучение ИЯ, какие способы обучения лично для них являются эффективными. В результате, студенты постепенно начинают руководить собственной деятельностью в процессе овладения ИЯ, повышается уровень самостоятельности каждого студента, у них формируются необходимые личностные качества как предпосылки их готовности к осуществлению автономной учебной деятельности.

Таким образом, использование ресурса Google Classroom является перспективной средой для организации самостоятельной работы студентов по ИЯ, обеспечивающей им переход к автономной деятельности учения после окончания вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борщева В. В., Кашпарова В. С., Синицын В. Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 18-28. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб. : Питер, 2003. 272 с.

Буримская Д. В. Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 60-71. Дерюгина А. А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 624-627. URL : moluch.ru/archive/93/20857/

Евдокимова М. Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 50 с. Евдокимова М. Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения иностранным языком : метод. пособие для преподавателей. М. : МИЭТ, 2010. 96 с. Левашкина З. Н., Михалёва Л. В. Европейский языковой портфель как средство организации автономной работы учащихся при обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 937-939. URL : moluch.ru/ archive/62/9462/

Павлова И. П. Самостоятельная работа студентов бакалавриата в практическом курсе иностранного // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. С. 43-53. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (645). Сер. Педагогические науки.) Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И. Проектная деятельность в техническом вузе // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1527-1531. URL : moluch. ru/archive/115/30621/ Стародубцева Е. А. Применения интернет-ресурсов при обучении иностранному (английскому) языку. Труды МЭЛИ. 2009. № 9. URL : topreferat. znate.ru/docs/index-52167.html Фаевцова О. Е. Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006. 21 с.

Чернякова Е. А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. 1 (17). С. 35-38. URL : tavr.science/ stat/2016/12/34-Chernyakova.pdf Справка-класс. URL : support.google.com/edu/classroom/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.