УДК 372.881.1
М. Г. Евдокимова, О. С. Сапожникова
Евдокимова М. Г., доктор педагогических наук, доцент; заведующая каф. иностранных языков, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; e-maiL: me49@maiL.ru
Сапожникова О. С., старший преподаватель каф. иностранных языков, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; e-maiL: okcy77@inbox.ru
ПРОГРАММА GOOGLE CLASSROOM КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье рассматриваются особенности реализации личностно-деятельностного подхода при обучении иностранным языкам студентов технических вузов и проблема создания условий для формирования автономной деятельности учения в процессе работы учащихся с использованием платформы GoogLe CLassroom / Класс.
Ключевые слова: развитие личности; учебная деятельность; самостоятельная работа; автономность студента; иностранный язык; GoogLe CLassroom.
M. G. Evdokimova, O. S. Sapozhnikova
Evdokimova M. G., Doctor of Pedagogy (Dr. habiL.); Head of Foreign Languages Department, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy; e-maiL: me49@maiL.ru
Sapozhnikova O. S., Senior Lecturer at Foreign Languages Department, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy; e-maiL: okcy77@inbox.ru
GOOGLE CLASSROOM AS A TOOL FOR DEVELOPING STUDENTS' AUTONOMY IN THE PROCESS OF LEARNER- AND ACTION-ORIENTED TEACHING AND LEARNING FOREIGN LANGUAGES
The articLe considers the Learner- and action-oriented approach to foreign Language training of technicaL students as weLL as conditions for deveLoping their autonomous Learning activity when using GoogLe CLassroom.
Key words: personaLity deveLopment; Learning activity; independent work; student's autonomy; foreign Language; GoogLe CLassroom.
Информационное общество диктует новые требования к личностным характеристикам человека. В основе этих требований лежит идея «нового образа человека», нового типа личности - так называемых саморазвивающихся людей, готовых не только к конкретным деятель-ностям, но и к неоднократной смене своей деятельности, что предполагает способность к непрерывному самообучению и саморазвитию [Евдокимова 2010]. Способность к самообучению, к управлению собственным учением в течение всей жизни становится ключевым требованием к современному профессионалу. В связи с этим высшее образование направлено на идею образования «через всю жизнь», на личностное развитие субъектов образовательного процесса, одним из ключевых результатов которого должно стать формирование самостоятельности студента и его готовности к осуществлению автономной учебной деятельности. Это требование имеет особое значение для овладения иностранным языком, который невозможно освоить в условиях вуза «полностью», «в совершенстве», «окончательно» и на всю жизнь.
Личностно-деятельностный подход как психолого-методическая и вместе с тем идеологическая платформа современного образовательного процесса требует, чтобы содержание обучения иностранному языку, а также способы взаимодействия студентов с преподавателем отбирались не только с учетом личностных особенностей каждого учащегося (его мотивов, целей, интересов, уровня знаний и умений), но и с перспективой личностного развития студента в процессе овладения иностранным языком. Под личностным развитием студента подразумевается прежде всего формирование его готовности к осуществлению автономной учебной деятельности. Одним из средств развития личности студента как автономного субъекта учебной деятельности является самостоятельная работа. Именно должным образом организованная самостоятельная работа способна подготовить будущих специалистов к автономному учению на протяжении всей жизни.
Вслед за И. П. Павловой, под самостоятельной работой по иностранному языку мы понимаем «самостоятельную учебную деятельность студентов, направленную, во-первых, на то, чтобы овладеть иностранным языком как средством познания и общения с его носителями в различных ситуациях, в том числе и в ситуациях
профессиональной деятельности, а во-вторых, на то, чтобы научиться самостоятельно его изучать и совершенствовать достигнутый уровень владения им как в ходе учебы в вузе, так и после его окончания. Если мы достигаем не только первой, но и второй цели, можно говорить об автономности студентов как результате их самостоятельной работы в учебном процессе по иностранному языку» [Павлова 2012, с. 43]. И. П. Павлова подчеркивает, что «автономность студента наступает тогда, когда он сам определяет свои цели, ставит перед собой задачи (ступеньки на пути к цели), сам отыскивает (или выбирает из ряда известных ему) способы решения этих задач, сам определяет уместные в данной ситуации языковые средства, сам планирует свою учебную деятельность, сам оценивает ее результаты, контролируя себя не по образцам, а по критериям успешности; иными словами, когда он переходит от учебной деятельности к деятельности учения. В учебном процессе часть этих функций должна постепенно передаваться студентам именно в ходе обучения их самостоятельной работе, начиная с первого курса, т. е. уже в бакалавриате» [там же].
Образовательные программы для подготовки бакалавров в неязыковых вузах не случайно предусматривают значительное количество часов самостоятельной работы студентов. Согласно исследованиям психологов, при учебной работе в большой группе студентов, как это бывает на аудиторном занятии с преобладанием фронтальных методов работы, часто происходит снижение ответственности учащихся. Существует понятие «социальная леность», рассматриваемое как склонность человека работать менее активно над выполнением задачи, если над ней работают и другие [Бэрон, Керр, Миллер 2003]. Активизация учебной деятельности студентов возможна в рамках осуществления самостоятельной работы.
При организации самостоятельной работы преподаватель управляет учебной деятельностью студентов, постепенно передавая управление самим учащимся, формируя у них умения самостоятельного учения и подготавливая тем самым их способность к автономности.
В научно-методической литературе рассматриваются различные подходы к развитию способности студентов к самостоятельной учебной деятельности. В частности, считается эффективным использование языкового портфеля [Левашкина, Михалёва 2014; Марычева 2009], метода проектов [Евдокимова 2007; Рахманова, Каргапольцева
2016], различных интернет-ресурсов [Стародубцева 2009; Фаевцова 2006; Чернякова 2016], массовых открытых онлайн-курсов [Борщева, Кашпарова, Синицын 2017; Буримская 2017; Дерюгина 2016]. В то же время следует отметить, что методические / технологические аспекты формирования автономности будущего специалиста в процессе обучения ИЯ, в том числе и в среде ИКТ, разработаны не в полной мере.
С нашей точки зрения, эффективным средством формирования автономности будущего специалиста являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам (ПАСОИЯ) (см.: [Евдокимова 2007]). Компьютер с самых первых дней внедрения в учебный процесс считается перспективным средством организации самостоятельной работы студента, поэтому преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре различных ПАСОИЯ и владеть технологией работы с ними.
В связи с этим в данной статье мы описываем платформу Google Classroom, или Google Класс, которая, по нашему мнению, предоставляет преподавателю широкие возможности для формирования автономности будущих специалистов в процессе обучения ИЯ.
Google Класс - это бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и преподавателей, желающих перевести обучение студентов на новый уровень, не ограниченный пределами аудитории. Платформа Google Classroom была введена в практику преподавания различных дисциплин в 2014 г. Сейчас она работает на 42 языках и используется преподавателями в разных странах. Любой пользователь, имеющий аккаунт Google, может создать свой учебный «Курс» в Google Classroom. На странице «Курса» можно найти подробные инструкции по работе в Google Класс [Справка-Класс]. Данный сервис постоянно улучшается и дорабатывается. Что очень важно, с недавнего времени этот ресурс находится в свободном доступе и позволяет создавать виртуальный класс, именуемый в пространстве сервиса Google Classroom - «Курс». Виртуальный «Курс» -это пространство, в котором преподаватель работает со студентами: размещает объявления, публикует задания, проводит опросы, поддерживает контакт с ними. Очевидным плюсом этого сервиса является возможность размещения в нем различных материалов: аутентичных текстов, аудио- и видеоматериалов, ссылок на интернет-ресурсы,
комментариев. Такой «Курс» преподаватель может открыть для каждой группы отдельно или для нескольких групп сразу. Многочисленные положительные отзывы преподавателей, использующих данную платформу во многих странах мира, свидетельствуют в пользу данного ресурса. Платформа Google Класс заслужила доверие пользователей, потому что она интегрирована с популярными сервисами «Gmail», «Google диском», «Документами», «Формами», «Календарем» и т. п. Программа позволяет преподавателям распространять среди студентов задания, проверять готовые работы, использовать разнообразные формы взаимодействия с ними. Данный сервис обеспечивает все технические условия, подходящие для реализации методической основы обучения ИЯ, позволяющие преподавателю быть организатором самостоятельной работы студентов и реализовывать личностно-деятельностный подход в обучении ИЯ.
Рассмотрим подробнее возможности сервиса Google Класс для преподавателя. Они состоят в следующем:
- создание нескольких учебных «Курсов» по разным предметам и уровням сложности;
- совместная работа нескольких преподавателей, что позволяет осуществлять межпредметные проекты;
- возможность видеть данные студента (ФИО, номер группы, фото, электронный адрес) и осуществлять оперативную обратную связь, добавлять в группу новых учеников на любом этапе обучения;
- разделение материала «Курса» на темы;
- выбор типа задания (вопрос, задание, объявление);
- выбор учащихся внутри «Курса», для которых размещается задание;
- создание своего дизайна страницы;
- организация обсуждений со студентами хода и результатов учебной деятельности;
- оповещение о факте выполнения студентами заданий;
- автоматическая сортировка работ: выполнено / не выполнено / возвращено;
- выбор системы оценивания (от 0 до 100 баллов / без оценки);
- отслеживание учебных достижений учащихся в форме таблицы;
- установление срока выполнения заданий;
- выбор функций, доступных студентам (комментирование, копирование задания);
- использование большого числа дополнительных инструментов сервиса Google (переводчик, маркер, проверка правописания слов, комментарии и т. п.).
Все документы и информация «Курса» сохраняются в структурированном виде в каталогах на «Google диске». Преподаватель может закрыть один «Курс» и в следующем учебном году открыть новый, взяв материалы из этого хранилища документов.
Столь же широк диапазон возможностей, предоставляемых данным сервисом для студентов:
- выбор времени и места работы (можно выполнять задания на смартфоне, что обеспечивает мобильность);
- отработка материала в индивидуальном порядке, своем собственном темпе;
- возможность выполнения задания в онлайн-режиме в «Google документах» или в самом пространстве «Курса»;
- корректировка задания, работа над ошибками, удаление неправильного текста;
- общение с преподавателем в разном формате (личное письмо, вопрос в комментариях к заданию), возможность видеть баллы, поставленные преподавателем;
- получение каждым учащимся оповещений на электронную почту о новых заданиях, комментариях;
- напоминание о сроке сдачи заданий;
- получение списка невыполненных заданий;
- возможность взаимодействия с другими участниками «Курса».
Все эти возможности дают преподавателю большую свободу
и гибкость в подборе учебных материалов в сочетании с неограниченными вариантами их использования.
В соответствии с требованиями постепенного повышения уровня самостоятельности студентов в их учебной деятельности, преподаватель вначале жестко руководит процессом обучения, а затем поэтапно передает инициативу в управлении учением самим студентам, привлекая их к выбору тематики, подбору материала, разработке заданий и т. п. Эффективная организация учебного материала и гибкое управление учебной работой студентов являются условиями
результативности их самостоятельной работы и постепенного формирования их автономности.
Реализация лично стно-деятельностного подхода в обучении достигается за счет активного взаимодействия студента с преподавателем, возможности выбора уровня сложности заданий, времени их выполнения и вида компьютерной программы для выполнения заданий (Word, PDF и т. п.). Каждый студент имеет возможность прослушать, просмотреть материал учебного курса в собственном темпе и необходимое ему число раз, не стесняясь особенностей стиля своей учебной деятельности и не влияя на результат работы всей группы. Именно эти условия выбора и учета личностных особенностей учащихся определяют эффективность использования данного сервиса с точки зрения личностно-деятельностного подхода. Продуцирование текстов, выполнение заданий при возможности использования различных ресурсов Интернета (словарей, справочников и т. п.) повышает качество работы учащихся и формирует положительный речевой опыт. Осуществляя такую самостоятельную деятельность, студенты находят свои способы решения учебных задач и создают индивидуальные маршруты учения.
Работая с сервисом Google Класс, преподаватель имеет возможность выстраивать самостоятельную работу с учетом психологических особенностей учащихся. Как известно, студенты имеют различные личностные характеристики (интроверты, экстраверты; визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы и т. п.), разные уровни обученности, разную степень готовности к самостоятельной работе. Размещая учебный материал в Google Классе, преподаватель может, например, предоставить учащимся выбор: посмотреть, прослушать или прочитать информацию. Кроме того, преподаватель может по-разному осуществлять взаимодействие со студентами, определять необходимую степень контроля за ходом выполнения заданий, создавать более или менее подробные инструкции к каждому заданию и комментарии к ошибкам, дополнительно напоминать студентам о сроках сдачи выполненного задания. Преподаватель может подбирать задания с учетом индивидуальности студентов, давая им возможность раскрыть и развить качества, важные для формирования автономной деятельности учения. Таким образом, работа в Google Classroom может быть организована с учетом индивидуальных особенностей учащихся
и обеспечить максимальную активность и результативность работы каждого из них в процессе освоения ИЯ.
Для эффективной работы в «Курсе» необходимо повышать уровень рефлексии студентов, их способность к самооценке, самоанализу, самокоррекции и, как следствие, их самостоятельности. Одним из возможных способов достижения этой цели является проведение опросов учащихся в форме анкетирования, которые можно составить в разделе «Google формы» и разместить в пространстве Google Classroom. Проанализировав результаты опросов, преподаватель может скорректировать ход работы каждого учащегося в «Курсе», равно как и своей собственной, и повысить эффективность использования данной платформы. Учащиеся, отвечая на вопросы анкет, улучшают свои рефлексивные умения, получают четкое представление о том, что они могут и знают, какие качества в себе им нужно развивать, как нужно строить дальнейшее самообучение ИЯ, какие способы обучения лично для них являются эффективными. В результате, студенты постепенно начинают руководить собственной деятельностью в процессе овладения ИЯ, повышается уровень самостоятельности каждого студента, у них формируются необходимые личностные качества как предпосылки их готовности к осуществлению автономной учебной деятельности.
Таким образом, использование ресурса Google Classroom является перспективной средой для организации самостоятельной работы студентов по ИЯ, обеспечивающей им переход к автономной деятельности учения после окончания вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борщева В. В., Кашпарова В. С., Синицын В. Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 18-28. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб. : Питер, 2003. 272 с.
Буримская Д. В. Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 60-71. Дерюгина А. А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 624-627. URL : moluch.ru/archive/93/20857/
Евдокимова М. Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 50 с. Евдокимова М. Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения иностранным языком : метод. пособие для преподавателей. М. : МИЭТ, 2010. 96 с. Левашкина З. Н., Михалёва Л. В. Европейский языковой портфель как средство организации автономной работы учащихся при обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 937-939. URL : moluch.ru/ archive/62/9462/
Павлова И. П. Самостоятельная работа студентов бакалавриата в практическом курсе иностранного // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. С. 43-53. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (645). Сер. Педагогические науки.) Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И. Проектная деятельность в техническом вузе // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1527-1531. URL : moluch. ru/archive/115/30621/ Стародубцева Е. А. Применения интернет-ресурсов при обучении иностранному (английскому) языку. Труды МЭЛИ. 2009. № 9. URL : topreferat. znate.ru/docs/index-52167.html Фаевцова О. Е. Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006. 21 с.
Чернякова Е. А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. 1 (17). С. 35-38. URL : tavr.science/ stat/2016/12/34-Chernyakova.pdf Справка-класс. URL : support.google.com/edu/classroom/