Технологии реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей
Герасименко Екатерина Владимировна
преподаватель, кафедра иностранных языков для инженерных направлений, Институт филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет, [email protected]
Арямнова Марина Анатольевна
преподаватель. кафедра иностранных языков для инженерных направлений, Институт филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет, [email protected]
Алексеенко Ирина Владимировна
старший преподаватель, кафедра иностранных языков для инженерных направлений, Институт филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет, [email protected]
В статье рассматривается теоретическое обоснование лич-ностно-ориентированного подхода. Выделены способы его реализации в процессе обучения студентов технических вузов: обучение в коллаборации, метод ДОТ, технология «перевернутый класс». Авторами приведены возможности использования данных средств в работе со студентами инженерных специальностей. Доказана эффективность применения технологий лич-ностно-ориентированного подхода для усиления коммуникативных компетенций, повышения уровня языковой подготовки и решения проблемы, с которыми сталкиваются начинающие и практикующие преподаватели иностранных языков в вузах. Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; иностранный язык; обучение в сотрудничестве; метод ДОТ; перевернутый класс; кооперативное обучение.
В условиях развития международных связей, усиления контактов в научном сообществе и на рынке труда иностранное общение играет особую роль при получении высшего образования в неязыковых (технических) вузах. Эффективность обучения и полученные компетенции учащихся напрямую зависят от выбранной преподавателем методологической базы. Благодаря современным методистам, исследователям в сфере педагогики вопрос построения занятий по иностранному (английскому) языку для студентов технических специальностей до сих пор не потерял своей значимости.
Овладение иностранным языком становится важнейшей составляющей профессионализма и конкурентоспособности выпускника вуза, поскольку является не только показателем общекультурной образованности, но и абсолютной необходимостью в профессиональном становлении. Стремление занимать достойные позиции в мировых рейтингах также влечет за собой дополнительные требования к уровню владения студентами и выпускниками иностранным языком.
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированная методика преподавания иностранного языка, возникшая в конце 20 века в рамках гуманистического подхода [7, С. 15]. Указанная методика преподавания становится антиподом более консервативного подхода, в центре которого находится личность педагога (teacher-centered approach), чья речь на уроке занимает большую часть времени. Роль студента при этом сводится к умению хорошо слушать, то есть быть пассивным участником обучения [11, С. 26-27].
Обращение к личностно-ориентированному подходу помогает создать наиболее комфортную среду для достижения образовательных целей каждого учащегося. Данный подход решает сразу несколько проблем, с которыми сталкиваются как опытные педагоги, так и начинающие преподаватели. Вопрос недостаточной речевой деятельности стоит особенно остро, поскольку на овладение иностранным языком в учебно-методическом плане неязыковых факультетов значатся 2 часа в неделю [1, С. 11].
Личностно-ориентированный подход вовлекает каждого учащегося в образовательный процесс, мотивирует, учит общаться в рамках группы, привносит разнообразие в каждое занятие, нивелирует сложности в овладении гуманитарными дисципли-
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
о с
СП ^
о
сч
нами будущими специалистами технических специальностей. Такой подход в образовании выносит на первое место личность учащегося, его самореализацию и самоутверждение, способствует лучшей адаптации студента к социальным реалиям будущего. Простое получение знаний от учителя-наставника уступает место развитию индивидуальности каждого участника учебного процесса за счет создания особых педагогических и методических условий, выбора нестандартных организационных форм и методов обучения. С этой точки зрения компетенции и навыки учащегося рассматриваются не как цель образования, а в качестве способа становления успешной личности. [7, С. 25]
Исходя из выше изложенного, можно выделить основные, значимые грани личностно-ориентиро-ванного образования:
1. В центре образовательного процесса находится личность, которая стремится к реализации собственных целей. В этом случае учащийся способен на осознанный выбор траектории личностного развития с расчетом на профессиональное становление в будущем [3, С. 54]. Студент нацелен не только на успешную сдачу зачета или экзамена, он готов к более масштабным действиям: участие в международных конференциях или программах по обмену опытом между научными школами разных стран. Обучающийся активен и сознателен в выборе собственного пути развития, он понимает, какие возможности открывает перед ним дисциплина «Иностранный язык».
2. Построение целей образовательного процесса строится на достижении целей каждого субъекта в соответствии с его способностями и необходимыми навыками для дальнейшего становления цельной личности, готовой к социальным условиям в профессиональной деятельности. Полученные компетенции должны отвечать требованиям современного общества к специалистам технических направлений.
3. Организация образовательного процесса не должна быть нацелена на механическое зазубривание лексических единиц и грамматических правил, а вести к достижению личных целей каждого обучающегося, формированию нестандартного мышления с максимальным упором на развитие практических навыков владения иностранным языком.
Рассмотрим средства, приемы, методы и технологии обучения, которым стоит отдавать предпочтение для наиболее эффективного применения личностно-ориентированного подхода на практике. Для преподавателя важно подобрать целый комплекс мер для создания благоприятных условий обучения, в которых возникает возможность удовлетворения социально-психологических потребностей личности каждого студента. Это с одной стороны признание, уважение и внимание со стороны преподавателя и других учащихся, а с другой усовершенствование иноязычных компетенций. Учебные задания должны учитывать индивидуальные особенности студента, его уровень владения иностранным языком, мотивировать познавательные и творческие способности, не акцентируя внимание
на ошибках. [2, С. 143] Личностно-ориентированная парадигма образования основывается на диало-гизме и рассматривает диалог как главное средство ее практической реализации. Только опыт ведения конструктивного учебного диалога позволяет студенту выработать самостоятельное критическое отношение к действительности, получить необходимые навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности будущего специалиста [8, С. 10].
Деятельное приобретение практических навыков владения иностранным языком включает кол-лаборативную образовательную технологию, метод проектов, разноуровневое обучение, технологию «перевернутый класс». Данные формы организации образовательного процесса ориентированы на личность каждого участника.
Технология обучения в сотрудничестве или кол-лаборации (cooperative learning) основана на принципах объединения усилий каждого члена группы для решения общей задачи, при этом участники выполняют свою конкретную, четко определенную часть работы. В разработке такого принципа участвовало несколько групп американских педагогов: Дэвидом и Роджером Джонсоном из университета Миннесоты, Р. Славиным из университета Д. Хоп-кинса и Элиотом Аронсоном из Калифорнийского университета [4, С. 158].
Обучение в кооперации особенно полезно при обучении групп студентов инженерных специальностей из-за смешанного языкового уровня в каждой конкретной группе. Каждый поступающий обладает своим опытом изучения иностранного языка в школе, имеет свой багаж знаний. Обычно в учебной группе встречаются учащиеся с довольно высоким уровнем знания, они хорошо понимают объяснения педагога и быстро выполняют задания. Студентам с более низким уровнем знаний требуется дополнительная помощь в решении учебных задач. Эта проблема легко решается технологией обучения в коллаборации, где преподаватель объединяет студентов в смешанные группы 3-5 человек, чтобы участники с более сильным уровнем иностранного языка помогали членам команды со слабым уровнем подготовки. При этом роль каждого участника четко оговаривается, а задания даются исходя из иноязычной компетенции каждого участника.
При выборе технологии обучения cooperative learning на этапах планирования образовательного процесса преподавателю необходимо оценить эффективность реализации подхода с учетом особенностей группы обучаемых: общности интересов, возрастной категории, уровня коммуникации между участниками группы [10, С. 310]. Обратить внимание следует также на возможные проблемы, которые препятствуют выполнению совместного проекта: неспособность выслушать друг друга, сложности с отстаиванием собственной точки зрения и оценкой вклада каждого участника в общее дело, недостаточный уровень энциклопедических знаний.
Рассмотрим основные приемы организации учебного процесса в сотрудничестве: метод ДОТ
(Думаю-обсуждаю-делюсь, think-pair-share), Student Team Learning (STL, обучение в команде), Jigsaw (дословно «пила»), Learning Together (совместное обучение). Каждый прием предлагает рассматривать студентов и преподавателя, как равных субъектов образовательного процесса. Техника ДОТ задействует большую часть студентов на занятии. Педагог задает вопрос и дает время на раздумья, обсуждение в паре с другим субъектом учебного процесса. Даже с недостаточным уровнем иноязычной компетенции обучающиеся чувствуют большую уверенность при ответе на вопрос. Метод хорошо работает с любой лексической темой, изучаемой по курсу «Иностранный язык» у студентов инженерных специальностей бакалавриата и магистратуры СФУ: 03.03.02 Физика, 11.03.01 Радиотехника, 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 11.03.04 Электроника и наноэлектро-ника, 16.03.01 Техническая физика, 12.03.01 Приборостроение, 27.03.05 Инноватика. Например,
Метод STL нацелен на достижение групповых целей (team goals) и успеха всей команды в результате совместной деятельности всех ее участников. В результате каждый участник не только выполняет конкретное задание, но и овладевает полезными знаниями и формирует навыки владения иностранным языком. При этом группы не соревнуются друг с другом, поскольку преподаватель выставляет свой лимит времени для каждой из них. Успех всей группы зависит от вклада ее участников, поэтому все члены команды заинтересованы в качественном выполнении своей части работы. Мотивация познавательной активности студентов обеспечивает эффективность личностно-ориентированного подхода. Студенты с высоким знанием иностранного языка несут ответственность за успех всей команды, они заинтересованы в помощи более слабым участникам. Совместно приложенные усилия на достижение лучшего результата стимулируют на дальнейшее изучение значимых тем для профессионального развития. Задание для работы в команде на базе метода STL может быть выбрано из многообразия грамматических или лексических тем, например, или Modal Verbs.
Технология Jigsaw («Пила») как и другие варианты обучения в сотрудничестве помогают студентам развивать практические навыки владения иностранным языком. Учащимся в группах из 4 человек предлагается общая тема, например, GNSS (Global Navigation Satellite System). Каждый участник работает над отдельным фрагментом и становится экспертом в этой области. К примеру, тема разделяется на 4 части: Glonass, GPS, Galileo, Compass. После изучения доступных материалов, студенты объединяются и обмениваются собранной информацией. Задача других участников - собрать данные о каждой GNSS. Чтобы получить максимальную итоговую оценку за финальный отчет, обучающиеся заинтересованы в добросовестности выполнения задачи каждым студентом. Для реализации приема Jigsaw преподаватель может выбрать технологию «перевернутый класс», когда новый материал обучающиеся осваивают дома, а в аудитории
закрепляют полученные знания путем практического применения и выполнении заданий в сотрудничестве. В этом случае студенты с довольно низким уровнем владения иностранным языком будут чувствовать себя более комфортно.
Личностно-ориентированный подход видится наиболее приемлемым при обучении студентов инженерных специальностей, поскольку здесь учитываются интересы и профессиональные потребности каждого студента. А приемы и образовательные технологии моделируют естественные речевые ситуации, помогая развивать иноязычные компетенции и повышать уровень владения иностранным языком.
Литература
1. Батунова, И.В., Лобынева, Е.И., Николаева, А.Ю. Применение эффективных методов обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковых (технических) вузах [Текст] / И.В. Батунова, Е.И. Лобынева, А.Ю. Николаева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №01 (67). - С.11-14.
2. Гутман, Е.В., Усманов, Т.Р. Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов аграрных вузов [Текст] / Е.В. Гутман, Т.Р. Усманов и др. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2014. - Том 219. - №3. -С. 140-144.
3. Кемерова, Н.С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку в техническом вузе [Текст] / Н.С. Кемерова и др. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2010. - Вып. 2(92). -С. 53-57.
4. Козьмина, Н.А., Гуреева, Л.В. Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. — Уфа: 2013. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3565/ (дата обращения: 02.07.2019).
5. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.П. Мильтруд. -Москва: Дрофа, 2007. - 257 с.
6. Нестеренко В. В. Сущность и задания лич-ностно-ориентированного подхода в образовании // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8002 (дата обращения: 03.07.2019).
7. Становление субъектной позиции учащихся в условиях личностно-ориентированного образования [Текст]: монография / С.И. Осипова, С.М. Бута-кова, Т. Г. Дулинец, Т. В. Машкова. - Красноярск: СФУ, 2009. - 216 с.
8. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучении // Образование и наука. - 2019. - № 21(3). - С. 9-28.
о о и и m
О
m э
m
й А
X £ m О
х
0
m О
01
и
А
ы о
ш
А
X X m
9. Цепилова А. В. Специфика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в ВУЗе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - Томск: 2019. - № 1(23). - С. 101-106.
10.Barron B. When smart groups fail // Journal of the Learning Sciences. 2003. Vol. 12. P. 307-359.
11.Weimer M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice. New York: John Wiley and Sons, 2013. 258 p.
Technologies for realization student-centered approach in the process of teaching a foreign language to the students of engineering specialties Gerasimenko E.V., Aramnova M.A., Alekseenko I.V.
Siberian Federal University
The theoretical justification of student-centered approach is considered. The ways of its realization in the process of teaching a foreign language are enumerated: collaborative teaching, think-pair-share strategy, flipped classroom. The authors provide the possibility to implement these technologies during the lessons with students of engineering specialties. The effectiveness of student-centered approach has been proved in strengthening communicative skills, increasing language competence and solving problems that novices and more experienced teachers face. Keywords: student-centered approach; foreign language; learning in cooperation; think-pair-share strategy; flipped classroom; cooperative learning.
References
1. Batunova, I.V., Lobyneva, E.I., Nikolaev, A.Yu. The use of effective teaching methods in foreign language classes in non-linguistic (technical) universities [Text] / I.V. Batunova, E.I. Lobyneva, A.Yu. Nikolaev and others // International scientific journal. -2018. - No. 01 (67). - S.11-14.
2. Gutman, E.V., Usmanov, T.R. A personality-oriented approach to
teaching foreign languages to students of agricultural universities [Text] / E.V. Gutman, T.R. Usmanov et al. // Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after N.E. Bauman. - 2014. - Volume 219. - No. 3. - S. 140-144.
3. Kemerovo, N.S. Designing an individual trajectory of teaching a
foreign language at a technical university [Text] / N.S. Kemerovo et al. // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - Tomsk, 2010. - Issue. 2 (92). - S. 53-57.
4. Kozmina, N.A., Gureeva, L.V. Implementation of a personality-
oriented approach in teaching a foreign language in a non-linguistic university [Electronic resource] // Actual problems of modern pedagogy: materials of the III Intern. scientific conf. - Ufa: 2013. - Access mode:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3565/ (accessed:
02.07.2019).
5. Milrud, R.P. Methods of teaching English. English Teaching Methodology [Text]: Textbook. manual for universities / R.P. Miltrud. - Moscow: Bustard, 2007 .-- 257 p.
6. Nesterenko VV Essence and tasks of a personality-oriented approach in education // Modern problems of science and education. - 2012. - No. 6. - Access mode: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8002 (accessed: 07/03/2019).
7. The formation of the subjective position of students in a student-
centered education [Text]: monograph / S.I. Osipova, S.M. Butakova, T.G. Dulinets, T.V. Mashkova. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2009 .-- 216 p.
8. Somkin A.A. Personally-oriented approach in the system of modern humanitarian education: from monologism to a dialogical model of learning // Education and Science. - 2019 .-- No. 21 (3). - S. 9-28.
9. Tsepilova A. V. The specifics of the formation of foreign-language
professional and communicative competence of future engineers at the university // Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. - Tomsk: 2019.- No. 1 (23). - S. 101-106.
10. Barron B. When smart groups fail // Journal of the Learning Sciences. 2003. Vol. 12. P. 307-359.
11. Weimer M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice. New York: John Wiley and Sons, 2013. 258 p.
о
E
en ^
о
(4