2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.
3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин // Избр. тр. АН СССР, Отд-ние физиологии. - М. : Наука, 1979. - 454 с.
4. Бура Л.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л.В. Бура, О.А. Похвалитова, А.С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.
5. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А.Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. -С. 37-48.
6. Глузман А.В. Инновации в образовании / А.В. Глузман // Гуманитарные науки. 2016. - № 3 (35). -С. 8-10.
7. Ефимова В.Н. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов / В.Н. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П.Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.
8. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсор. системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13.
9. Иванченко С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С.Р. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -С. 80-86.
10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер. 2005. - 412 с.
11. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб., 2010. - 362 с.
12. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И.И. Коробейникова // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. -С. 132-136.
13. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник КемГУ. - 2011.
- № 1. - С. 141-147.
14. Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика работоспособности учащихся / О.Г. Литовченко // VI Знаменские чтения: материалы науч. - практ. конф. - Курск: СурГПУ, 2007. - С. 45.
15. Осадчая Е.А. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу / Е.А. Осадчая, Р.Ф. Петрова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. -С. 40-49.
16. Соболев В.И. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (38). -С. 42-49.
17. Соболев В.И. Характеристика степени нервно-психического напряжения студентов-первокурсников в начальный период обучения / В.И. Соболев // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 2 (20). -С. 836-839.
18. Соболев В.И. Характеристика зрительной сенсомоторной реакции у студентов 1-го курса в начальный период обучения / В.И. Соболев // Векторы развития современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 января 2017 г.) / отв. ред. О.Б. Нигматуллин.
- Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017. - С. 47-49.
19. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С. В.Шутова, И. В.Муравьева// Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.
20. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников / Т. Чикина // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 137-140.
Педагогика
УДК: 378.1
аспирант Суходолова Евгения Михайловна
Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)
ПРИМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ UNIVERSYS ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГГУ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения корпоративной информационной системы Universys по формированию культуры межличностного общения студентов, специфика организации и экспериментальные результаты этой работы.
Ключевые слова: культура, межличностное общение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, форум.
Annotation. The article touches upon the questions of the using the corporate information system Universys and forming a culture of interpersonal communication among students, the specifics of the organization and the experimental results of this work.
Keywords: culture, interpersonal communication, e-learning, distance educational technologies, forum.
Введение. Реформирование системы образования неразрывно связано с внедрением информационных, информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на каждом этапе обучения. Имеется в виду, что современная система образования развивается в условиях непрерывного роста потока информации, тесной взаимосвязи различных культур и необходимости человека обладать умением оперировать большим количеством данных из различных сфер жизнедеятельности.
В условиях осуществления такой модернизации образования появилась новая модель обучения, которая ориентирована на сокращение срока обучения студентов, изменение содержания академических курсов, углубление знаний и одновременное расширение сфер их применения, основанная на внедрении в учебный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Целью данного исследования является выявление возможности применения корпоративной информационной системы Бшуегеуз WS 5 для формирования культуры межличностного общения студентов Гжельского государственного университета (далее ГГУ) в условиях учебного процесса.
Изложение основного материала статьи. Вопросам организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования посвящены труды
A.А. Андреева, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, И.П. Волкова, А.В. Долматова, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат,
B. И. Солдаткина и др.
Анализ научной литературы и научных изысканий Г.М. Андреевой, А.А Бодалева, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Г.А. Цукермана и др. позволил выявить, что развитию культуры межличностного общения способствует организация коллективной деятельности студентов, в рамках которой происходит формирование навыков межличностного взаимодействия, освоение социокультурного опыта и усвоение норм поведения в обществе. Рассмотрим в этой логике основные перечисленные дефиниции.
Существует несколько различных подходов к определению понятия «культура», на наш взгляд, наиболее точно в контексте нашего исследования его определил в своих трудах Ю.Г. Волков, который утверждает, что «культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям» [61.
Под культурой межличностного общения принято понимать совокупность знаний человека, а также норм и эталонов поведения, определенных обществом, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Повышение культуры общения человека выражается, прежде всего, в совершенствовании способности человека понимать окружающих, определять намерения, настроение, характер собеседника в каждой конкретной ситуации их взаимодействия.
На сегодняшний день применение дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования обострило проблему эмоционального общения обучающихся, когда как в реальном мире предъявляются повышенные требования к социально-психологическому развитию специалиста любой области, а достичь должного уровня позволяет совершенствование методов и подходов к развитию культуры межличностного общения в рамках высшего учебного заведения не зависимо от формы обучения и применяемых технологий, в том числе и в условиях электронного обучения.
Согласно Федеральному закону от 29.12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [81.
Далее представим опыт реализации электронного обучения, а также обучение с применением дистанционных образовательных технологий в Гжельском государственном университете.
Реализация электронного обучения в нашем университете происходит посредством корпоративной информационной системы (КИС) Бшуегеуз WS 5, которая предоставляет максимальный спектр возможностей для любого участника образовательного процесса. Интерфейс информационной системы построен таким образом, что каждому конкретному участнику предоставляется доступ только в определенный ее модуль с ограниченным набором необходимых для работы функций. Корпоративная информационная система Бшуегеуз WS 5 включает в себя восемь модулей (см. рис. 1): электронная библиотека, электронная приемная комиссия, электронная учебно-методическая часть, электронный деканат, электронный кабинет администратора, электронный отдел кадров, электронный отдел финансового контроля, электронный ректорат. Что касается обучающихся, то каждому из них предоставляется индивидуальный логин и пароль для входа в личный кабинет, в котором осуществляется доступ к учебному расписанию, к библиотечным источникам, к электронным курсам, включающим в себя набор видео, аудио и текстовых лекций, тестирований, набор практических заданий, результаты выполнения которых автоматически формируют зачетные или экзаменационные ведомости.
Рисунок 1. Интерфейс электронного кабинета преподавателя КИС итуег8у8 WS 5
Апробированная нами корпоративная система предоставляет обучающимся и преподавателям не только образовательные возможности, но и совокупность функций, способствующих развитию коммуникативных способностей у студентов посредством организации форумов и видео связи как между конкретным студентом и преподавателем, так и внутри различных групп обучающихся (см. рис. 2).
Рисунок 2. Организация системы форумов в КИС UmversysWS 5
В рамках нашего исследования были задействованы студенты 2 курса ГГУ очной формы обучения следующих направлений подготовки: государственное и муниципальное управление (25 чел.), экономика (16 чел.), менеджмент (14 чел) и студенты 2 курса заочной формы обучения: государственное и муниципальное управление (181 чел.) экономика (72 чел.), менеджмент (12 чел.), а также 2 тьютора отдела дистанционного обучения.
На начальном этапе исследования уровня культуры межличностного общения и возможности применения КИС UniversysWS 5 для его повышения, обучающимся было предложено написать эссе, описывающее личное отношение к электронному обучению, которые были проанализированы, а результаты отношения обучающихся к электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям интерпретированы и разбиты на три группы.
Первая группа студентов высказала положительное отношение к дистанционным образовательным технологиям: студенты готовы использовать дистанционные образовательные технологии в учебном процессе; вторая группа студентов: нейтральное отношение, но если нужно, то студенты будут использовать ДОТ в учебном процессе; третья группа студентов: отрицательное отношение к ДОТ. На рис. 3 и рис 4.
представлены диаграммы, демонстрирующие отношение студентов 2 курса ГГУ к внедрению ДОТ и электронного обучения в учебный процесс.
Рисунок 3. Отношение студентов очной формы обучения к использованию ДОТ и электронного
обучения в учебном процессе
Рисунок 4. Отношение студентов очной формы обучения к использованию ДОТ и электронного
обучения в учебном процессе
В целом отношение студентов ГГУ к использованию ДОТ и электронного обучения оказалось в большей степени положительное, лишь менее 10% обучающихся оказались не готовыми работать в условиях информатизации образования.
На следующем этапе исследования обучающимся были предоставлены пароли и логины от входа в личный кабинет, студенты работали внутри своих академических групп, где в рамках одного из форумов им необходимо было оформить кодекс общения внутри КИС Uшversys или так называемые правила поведения на форуме. Стоит отметить, что студенты очной формы обучения предпочли обсудить и выполнить это задание лично, а не виртуально. Далее старостами и лидерами групп под руководством тьютора правила поведения были выложены на форуме. Что касается заочной формы обучения, то можно отметить, что задание выполнялось студентами только в условиях КИС Universys в рамках заданного тьютором форума.
Среди обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», был оценен уровень активности. Из 181 студента, высокий уровень активности на форуме проявляли 34 человека (ежедневные комментарии по теме), средний уровень активности - 98 человек (высказали свое мнение один-два раза), низкий уровень активности - 49 человек (выполнили задание, только после личного обращения тьютора к каждому из них) (см. рис. 5).
Рисунок 5. Уровень активности студентов «Государственное и муниципальное управление» заочной формы обучения при выполнении второго задания
Рисунок 6. Уровень активности студентов направления подготовки «Экономика» заочной формы обучения при выполнении второго задания
Особенно можно отметить работу группы по направлению подготовки Менеджмент, так как не оказалось ни одного учащегося, который бы не высказался по теме задания, уровень активности большинства студентов оказался выше среднего. Такой эффект объясняется малым количеством обучающихся в группе (12 человек). На протяжении всего периода при выполнении заданий на форуме можно было отметить дружелюбные отношения между обучающимся, отсутствие формальности выполнения заданий, высокая степень ответственности за результат, желание выполнить задание лучше других групп. Можно сделать вывод, что работа внутри КИС Universys может быть более продуктивной, если студенты будут разбиты на более мелкие группы учащихся внутри своей академической группы, если ее численность превышает 15 человек.
Тьюторами был проведен анализ ответов обучающихся, который был оформлен в виде единого кодекса поведения, который доступен каждому студенту в личном кабинете при входе на любой из форумов. Основные пункты, касающиеся культуры межличностного общения обучающихся, которые сформулировали студенты, носили больше запретительный характер, например, один из пунктов данного свода правил гласил, что студентам запрещается:
• размещать любую информацию, противоречащую законодательству;
• оскорблять других участников форума и переходить на личности; ругаться матом;
• оставлять оскорбительные, порочащие или нелицеприятные высказывания в адрес третьих сторон (людей, организаций);
• выдавать за факты (в том числе в качестве аргументов) непроверенные или заведомо неверные сведения.
В результате выполнения задания во всех группах были выявлены лидеры. В частности, в группе по направлению подготовки «Менеджмент» удалось создать единое информационно-образовательное сообщество, нацеленное на решение поставленных учебных задач с определенными функциями и ролями у каждого из его участников, с общими целями, ценностями и высоким уровнем ответственности за результат.
Следующим этапом работы студентов в КИС Universys было изучение одного электронного курса согласно их графику учебного процесса. В связи с тем, что активность выполнения заданий и уровень коммуникации между обучающимися и тьюторами в малочисленных группах более высокие, то было решено каждую из академических групп разбить на более мелкие группы по 5-7 человек. Каждой из таких групп приходилось изучать теоретический материал в рамках 3-5 тем курса, выполнять совместно предложенные задания, находить статьи по предложенным темам и выносить их на всеобщее обсуждение внутри академической группы. Общение в рамках таких заданий, в основном, происходило ассинхронно, что потребовало определенного времени и усилий для того, чтобы научить сотрудничеству студентов на
расстоянии. Оценивание работы студентов осуществлялось преподавателем внутри каждой из малых групп, что повышало работоспособность каждого из ее участников.
Выводы. Таким образом, в рамках нашего исследования было выявлено, что система КИС Universys вполне может быть использована как инструмент электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий, которые позволяют организовать активный процесс получения знаний самими студентами, а преподаватель или тьютор будут поддерживать этот процесс. В ходе применение такой системы и построения работы в ней происходит влияние на формирование культуры межличностного общения и коммуникативных способностей обучающихся, а также их способности более точно выражать свои мысли и контролировать свои эмоции.
Литература:
1. Андреев, А. А., Солдаткин, В.И. Введение в дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Долматов, А. В. Управление формированием проектной культуры педагога ДОУ: системный, процессный, деятельностный подходы // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвузовский сборник научных трудов. - СПб: ЛОИРО, 2011. - С. 190-195.
3. Моисеева, М. В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.
4. Полат, Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2015. - №3. - С. 71-77.
5. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. 2-е изд.,стер.- М.:Изд. центр «Академия». - 400 с.
6. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.512 с.: ил.
7. Фаткуллин Н. Ю. Двухпараметрическая педагогическая модель прогнозирования успешности результатов дистанционного обучения/ Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева, М.Е., Грязнова Т.С. // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 124-130.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017)
9. Церковсковский, Ф. Л. Психология межличностных отношений: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 71 с.
Педагогика
УДК 37.064
кандидат педагогических наук Тращенкова Светлана Александровна
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация. Актуальность изучения экспериментального моделирования процесса становления и развития детско-взрослых сообществ обусловлена усилением внимания педагогических, социально-психологических и социологических, исследований к социальному функционированию и развитию мира детства, увеличением попыток переосмыслить ребенка и детство, как психологических субъектов и, в тоже время, рассмотреть их в качестве субъектов социализации. В статье рассмотрены теоретические основы системно-синергетического подхода на основе которых разработана и научно обоснована концептуально-методологическая схема становления и развития детско-взрослых сообществ в условиях многообразия. В качестве основных элементов модели нами выделены: концептуально-методологическое поле, поле продуктивного взаимодействия, процессуально-алгоритмическое поле, рефлексивно-оценочное поле.
Ключевые слова: детство, семья, социальный институт, детско-взрослое сообщество, ребенок-взрослый, развитие взрослого и детского сообществ, образцы социального поведения, моделирование, системно-синергетический подход.
Annotation. The urgency of studying the experimental modeling of the process of formation and development of children's and adult communities is due to the increased attention of pedagogical, socio-psychological and sociological research to the social functioning and development of the world of childhood, an increase in attempts to rethink the child and childhood as psychological subjects and, at the same time, to consider them as subjects of socialization. The theoretical bases of the system-synergetic approach on the basis of which the conceptual-methodological scheme of the formation and development of children's adults communities in conditions of diversity is developed and scientifically substantiated. As the basic elements of the model we have identified: the conceptual-methodological field, the field of productive interaction, the process-algorithmic field, the reflexive-valuation field.
Keywords: childhood, family, social institution, children-adults' community, child-adult, development of adult and children's communities, patterns of social behavior, modeling, system-synergetic approach.
Введение. В национальной доктрине образования до 2025 года указывается на то, что воспитание в России должно исходить из потребности в разработке путей и средств самоопределения и проектирования общности вокруг самоопределяющегося субъекта. В данном контексте необходимо решить задачу самоопределения жизненной позиции подростков и детей путем формирования «дружественных сред». В качестве стратегической задачи современного образования определяется конструирование воспитательных систем таким образом, чтобы была сформирована нравственная, интеллектуальная, гражданская личность, способная действовать активно в постоянно меняющихся условиях.
Раскрывая процесс моделирования становления и развития детско-взрослых сообществ, важно заметить, что моделирование рассматривается нами не только как практический объективный критерий изучения истинности знаний, но и как одно из средств отображения явлений и процессов реального мира. Проверка их истинности осуществляется непосредственно, либо устанавливая их отношение к другим теориям, которые