Научная статья на тему 'Повышение квалификации вузовских кадров в области дистанционного обучения'

Повышение квалификации вузовских кадров в области дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников В. М.

Внедрение системы дистанционного обучения в вузе требует специальной подготовки нескольких категорий специалистов. К ним можно отнести руководителей, административноуправленческий персонал, вспомогательный персонал. Сегодня все они должны иметь общие знания и умения в области информационных и Интернет-технологий. В Институте дистанционного и заочного обучения Российского нового университета сотрудникам предлагается пройти повышение квалификации по следующим программам: «Методика дистанционного обучения» (72 часа) для преподавателей, работающих в системе ДО; «Организационнопедагогическая деятельность вуза в условиях новой информационно-образовательной среды» (92 часа) для административно-управленческого персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации вузовских кадров в области дистанционного обучения»

В.М Мельников - директор Гагаринского филиала Российского нового университетаЕ-тай: aquamarin4097@y andex.ru

V.M. Melnikov - tlie director of Gagarinsky branch of tlie Russian new university

Повышение квалификации вузовских кадров в области дистанционного обучения Raising the level of skills of the staff of Institutes of higher education in the field of distant teaching

Внедрение системы дистанционного обучения в вузе требует специальной подготовки нескольких категорий специалистов. К ним можно отнести руководителей, административно-управленческий персонал вспомогательный персонал. Сегодня все они должны иметь общие знания и умения в области информационных и Интернет-технологий. В Институте дистанционного и заочного обучения Российского нового университета сотрудникам предлагается пройти повышение квалификации по следующим программам: «Методика дистанционного обучения» (72 часа) для преподавателей, работающих в системе ДО; «Организационно-педагогическая деятельность вуза в условиях новой информационно-образовательной среды» (92 часа) для административно-управленческого персонала.

It is necessary that some groups of specialists should be trained particularly to adopt tlie system of distant teaching (DT) in Institutes of higher education It can be attributed to such specialists as administrators, governing body, professors and teachers, service staff, auxiliary personnel. Today all of them must have general knowledge and skills in tlie field of infonnation and tlie Internet technologies. In order to raise their qualification tlie staff of tlie Institute of extramural and distant teaching of Russian New University aro recommended to take tlie following courses: " Methods of distant teaching" (72 hours) for those who teach in tlie system of DT; " Organizational and pedagogical activity of Institutes of higher education in conditions of new infonnation and educational environment" (92 hours for governing body)

Ключевые слова: система дистанционного обучения; информационные и интернет-технологии; педагогическая деятельность.

Key words: distant teaching; infonnation and tlie Internet technologies; pedagogical activity.

Важным фактором обеспечения эффективного функционирования дистанционного обучения в вузе является подготовка сотрудников к организации и проведению учебного процесса с использованием ДОТ. Вместе с тем в настоящее время на государственном уровне отсутствует не только система подготовки специалистов для ДО, но и квалификационные требования для них. Становление дистанционного образования в стране, как отмечают некоторые исследователи, происходит без должного кадрового обеспечения, что поролсшет недоразумения, тормозящие внедрение или даже дискредитирующие ДО [1]. Внедрение системы ДО в вузе требует специальной подготовки нескольких категорий специалистов. К ним можно отнести руководителей (ректоры, проректоры, руководители институтов, филиалов и представительств); административно-управленческий персонал (заведующие кафедрами, начальники отделов, методисты и т.п.); профессорско-преподавательский состав; технический персонал (разработчики средств ДО и технической поддержки отдельных подсистем); учебно-вспомогательный персонал (сотрудники подразделений обеспечивающих сопровождение отдельных подсистем ДО). Подготовка каждой категории специалистов должна проводиться с учетом специфики их деятельности. Отметим, что сегодня все они должны иметь общие знания и умения в области информационных и Интернет - технологий. Сотрудник, работающий в области дистанционного образования, должен знать принципы работы персонального компьютера; основные принципы работы в Интернете; научно-методическую литературу по проблемам применения информационных технологий в учебном процессе; основные принципы организации учебного процесса в Интернете; особенностей процесса усвоения знаний при ДО; факторы, определяющие учебную активность студентов. Помимо общих знаний и умений кавдый из сотрудников должен владеть специальными знаниями и умениями. Так, руководители системы ДО вуза должны знать нормативно-правовую базу системы ДО; требования к программному и техническому обеспечению ДО; квалификационные требования для различных категорий сотрудников, работающих в системе ДО. Они должны уметь разрабатывать нормативно-правовую документацию по организации ДО в вузе; осуществлять подбор и расстановку кадров. Кроме того, административно-управленческий персонал должен знать приказы, инструкции и положения, регламентирующие организацию учебного процесса с использованием ДОТ в данном вузе; особенности работы в имеющейся в вузе информационно-образовательной среде; специфику контроля учебного процесса в ДО. Руководители системы ДО должны уметь работать с документацией КИС вуза; организовывать учебный процесс с использованием ДОТ; руководить работой электронного деканата; осуществлять пс ихо ло гичсс ку ю поддержку студентов; формировать малые группы с учетом психологической совместимости студентов; осуществлять контроль учебного процесса.

Технический персонал - сотрудники технических подразделений должны знать общие технические требования к разрабатываемым программам; языки программирования; руководства для пользователей применяемых программных средств; технические требования к УМК. Они должны уметь создавать программы в соответствии с техническим заданием, поддерживать в рабочем состоянии оборудование; разрабатывать программные компоненты УМК. Учебно-вспомогательный персонал выполняет функции сопровождения отдельных подсистем ДО, подготовки и проведения отдельных видов учебных занятий, информационно-ресурсного обеспечения обучающихся в системе ДО. Как правило, к сотрудникам учебно-вспомогательного персонала относятся: методисты и операторы КИС вуза; методисты-тестологи; заведующие электронными читальными залами и мультимедийными классами; лаборанты (по отдельным средствам ДО) и др. Одним из первых к подготовке специалистов по ДО (тьюторов) приступил Открытый университет Великобритании (ОУВ). Функционирование ОУВ строится на структуре региональной сети учебных центров, которые руководят

обучением в регионе по программам университета, а также обслуживают тех, кто интересуется обучением в этом вузе. Для разъяснения задач и обязанностей тьюторов и консультантов, указания норм оценки заданий, проведения опросов и интервью, определения принципов поддержки студентов различных категорий было создано «Руководство по набору плата тьюторов и консультантов» (Open University: Guide for the Appointment of Tutorial and Counseling Staff. -1994).

Вуз обеспечивает подготовку большого объема постоянно обновляемых учебных и методических материалов для повышения квалификации тьюторов. Одной из задач при подготовке таких материалов является развитие у персонала рефлексивного практического подхода. Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) (МИЭМ) разработал свою систему апестации сотрудников, работающих в области ДО. В МИЭМ преподаватель, работающий в системе дистанционного образования, допускается к работе после прохождения курсов повышения квалификации и последующей аттестации. Для повышения квалификации сотрудников предлагаются следующие курсы: «Технология и методика создания дистанционных ку рсов» (подготовка сотрудников, осуществляющих разработку курсов дистанционного обучения, авторов учебных материалов); «Методика дистанционного обучения» (подготовка преподавателей вузов); «Управление организацией в системе дистанционного обучения» (подготовка управленческих кадров для системы дистанционного обучения)[3]. В Институте дистанционного и заочного обучения Российского нового университета сотрудникам предлагается пройти повышение квалификации по следующим программам: «Методика дистанционного обучения» (72 часа) для преподавателей, работающих в системе ДО; «Организационно-педагогическая деятельность вуза в условиях новой информационно-образовательной среды» (92 часа) для административно-управленческого персонала[4]. Курс «Методика дистанционного обучения» содержит пять модулей:

Модуль 1. Теоретико-прикладные основы ДО в современном вузе. В модуле изучается характеристика современного состояния научной разработки проблемы ДО в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом. Анализ практики ДО в российских вузах. Системный подход к разработке и внедрению ДО в вузах.

В модуле 2 раскрываются нормативно-правовые основания применения ДО, приводится сведения о формировании нормативно-правовой базы применения ДО в вузах, практические вопросы правового регулирования разработки учебных материалов и средств ДО.

Модуль 3. Специфика разработки УМК для ДО. В данном модуле рассматриваются: структура УМК для ДО; особенности разработки модульной учебной программы, учебно-методического пособия (рабочего учебника с комплектом тестов); основные требования к базе тестовых заданий; алгоритм разработки видео- и слайд-лекций; перечень основных требований к образовательному порталу, компьютерным обучающим программам и другим ресурсам ДО.

В модуле 4 изучается методика проведения занятий в среде ДО: объект, предмет и задачи методики ДО; методы обучения и их характеристика; формы учебных занятий, применяемые в дистанционном образовании; методика подготовки и проведения тьюгориалов; специфика письменных коммуникаций в ДО.

Модуль 5 предусматривает изучение и практическую отработку умений по использованию КИС «Вектор» и системы дистанционного обучения «Папирус».

Обучение завершается подготовкой аттестационной работы в форме разработки учебно-методического комплекса или отдельного средства для системы ДО.

Курс «Организационно-педагогическая деятельность вуза в условиях новой информационно-образовательной среды» состоит из двух модулей.

В модуле 1 «Новая информационно-образовательная среда вуза» рассматриваются вопросы: новая информационно-образовательная среда в современном вузе (состояние и перспективы); организация учебного процесса с использованием ДОТ; информационное и правовое обеспечение учебного процесса; филиал (представительство) вуза в системе НИОС.

Второй модуль «Организация работы филиала (представительства) в НИОС» посвящен вопросам информационного обеспечения учебного процесса филиала, технологии до куме нтооборота в системе ДО (учебная документация, компьютерное делопроизводство, электронный деканат), подбору и комплектованию кафедр в системе ДО, особенностям работы приемных комиссий в филиалах и представительствах, дополнительному образованию, электронному консультированию и тестированию студентов в системе ДО, технологии промежуточной и итоговой аттестация студентов в системе ДО, организационно-правовому и методическому обеспечению государственной аттестации выпускников в условиях различных форм обучения.

Завершение обучения проводится в виде защиты аттестационной работы.

Таким образом, смысл хорошо спланированного кадрового обеспечения системы ДО состоит: в анализе всех элементов обучающей системы; в проектировании учебного процесса, преобразующем учебно-воспитательную и методическую работу из малоупорядоченной совоку пности действий в целенаправленный процесс разработки УМК, различных информационно-образовательных ресурсов; в использования разнообразных средств обучения, позволяющих добиваться диагностично поставленных целей обучения.

Литература:

1.Начальный курс дидактики дистанционного образования: обобщающая монография /Под ред.Овсянникова В.И. Журнал «Педагогика».-М. :2006.

2.Щенников С.А.Открытое дистанционное образование /С.А. Щенников.-М.: «Наука»,2002.-С.439-440.

3.Сайт Московского государственного института электроники и математики /http://www.miem.edu.ru

4. Дистанционные образовательные технологии в учебном процессе вуза: Учебное пособие / Под общей ред. Ю.С.Руденко -М.: РосНОУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.