Научная статья на тему 'Применение концепции бережливого производства с целью повышения эффективности процесса технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100'

Применение концепции бережливого производства с целью повышения эффективности процесса технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОТЕРИ / ПОТОК СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ ЦЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Мария Владимировна, Епифанов Вячеслав Викторович

Представлены результаты пилотного проекта ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» по анализу потерь в процессе периодического технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 (осмотр осей колёс стоек основных опор шасси). Даются рекомендации по организации анализа потерь, представлены методы анализа потерь и статистические результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение концепции бережливого производства с целью повышения эффективности процесса технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100»

Таким образом, система внутреннего контроля экономического субъекта является эффективной и пригодной для внутреннего контроля, если разработана и применяется система внутренних регламентов, в том числе разработана и внедрена система обеспечения сохранности товарно-матеральных ценностей в местах их хранения и эксплуатации, и соблюдается порядок установления материальной ответственности и его соответствие нормам трудового законодательства.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Трудовой кодекс РФ 30 декабря 2001 года №197-ФЗ ( в ред. от 28.12.2013 №421-ФЗ).

2. Постановление Минтруда РФ №85 от 31.12.2002 (зарегистрировано в Минюсте от 3 февраля 2003 г. №4171) «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о

УДК 656.7.022.3

М. В. ЕРМОЛЕНКО, В. В. ЕПИФАНОВ

полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

3. Приказ Минфина РФ от 19 апреля 2012 г. №49н «Об утверждении порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

Айнуллова Дания Габдулхаметовна, доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» УлГТУ. Ерасова Ольга Сергеевна, студентка 3 курса экономико-математического факультета УлГТУ.

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АН-124-100

Представлены результаты пилотного проекта ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» по анализу потерь в процессе периодического технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 (осмотр осей колёс стоек основных опор шасси). Даются рекомендации по организации анализа потерь, представлены методы анализа потерь и статистические результаты.

Ключевые слова: бережливое производство, потери, поток создания ценности, ценность, потребитель ценности, эффективность процессов.

Современный этап экономического развития ставит перед авиакомпаниями задачу всесторонней интеграции в глобальные экономические процессы, для решения которой необходимо предоставить потребителю такое качество услуги, которое позволило бы сохранить конкурентоспособность авиакомпании в условиях затяжной рецессии мировой экономики и снижения спроса на перевозки грузов. Кроме неблагоприятной экономической конъюнктуры существует множество дополнительных факторов, негативно высокая стоимость продления ресурса влияющих на авиационный бизнес в России:

© Ермоленко М. В., Епифанов В. В., 2014

воздушных судов (ВС) и авиадвигателей (АД), рост цен на топливо, несовершенство авиационного законодательства РФ, кризис авиационной промышленности и т. д. Понимание этого подталкивает авиапредприятия к поиску новых эффективных способов обеспечения качества воздушных перевозок, которые способствовали бы решению и предотвращению системных проблем, позволяли компании гибко подстраиваться под изменения внешней среды, способствовали сохранению и развитию рынков сбыта услуги. Требуется решить сложную задачу по соблюдению баланса между текущей экономической выгодой и затрачиваемыми ресурсами организации. Особый интерес в данном контексте вызывает система бережливого

производства, которая на сегодняшний день заняла лидирующие позиции среди организационно-производственных моделей в мире [1, 2].

Бережливое производство - концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, разработанная и реализованная в рамках производственной системы компании Toyota [3, 4]. Бережливое производство позволяет избежать издержек производства за счёт вовлечения в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и искоренения любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.

Система бережливого производства объединяет самостоятельные системы по повышению эффективности производства: канбан, система 5S, быстрая переналадка (SMED), кайдзен, poka-yoke и др.

Концепция бережливого производства вызывает интерес авиакомпании «Волга-Днепр», так как в настоящее время многие издержки производства перекладываются на потребителя. Основными критериями в выборе процесса для улучшения являются:

- высокая сложность (вариативность) деятельности;

- значительное влияние процесса на качество продукции (услуги);

- наличие риска причинения вреда здоровью персонала, имуществу или репутации компании;

- недостаточная квалификация исполнителей;

- систематическое отклонение фактических значений показателей процесса от плановых.

Проявление хотя бы одного из вышеперечисленных критериев является сигналом необходимости улучшения процесса.

Реализация системы бережливого производства включает нескольких этапов:

1. Определение потребителя ценности - потребителя продукта труда.

2. Определение владельца процесса создания ценности.

3. Определение потока создания ценности.

4. Выявление потерь.

5. Анализ и сокращение потерь.

В авиакомпании «Волга-Днепр» элементы концепции бережливого производства были реализованы в инженерно-авиационной службе (ИАС) в процессах периодического технического обслуживания (ТО) воздушных судов Ан-124-100. В качестве примера выполнен анализ

операции периодического ТО осей колёс стоек основных опор шасси.

На первом этапе необходимо определить потребителя создаваемой ценности. Потребителем ценности может быть как внешний, так и внутренний потребитель услуги. Потребительская ценность определяться соотношением преимуществ, которые получает потребитель в результате приобретения и использования услуги, и затратами на её приобретение. В качестве потребителя исследуемого процесса определён руководитель отдела продаж. Владельцем процесса периодического ТО воздушных судов является руководитель ИАС.

На основе стандарта предприятия по организации ТО и технологических карт ТО построен поток создания ценности, т. е. последовательность полезных работ. Поток создания ценности представляет собой модель процесса в графическом или табличном виде, отображающую последовательность процедур, необходимых для создания услуги, с указанием исполнителей, оборудования, времени и места выполнения.

На следующем этапе в ходе визуального исследования процесса ТО и проведения хронометража рабочего времени при выполнении операций ТО выявлены потери и предложена их классификация.

В качестве инструментов для фиксирования потерь времени в производстве использованы:

- видеозапись выполнения работ;

- контрольные листки;

- диаграмма «Спагетти»;

- таблица потерь.

Для каждого исполнителя технологического процесса ТО осей колёс стоек основных опор шасси выявлены все виды потерь рабочего времени (табл. 1) и суммарные потери рабочего времени в целом по технологическому процессу (рис. 1).

С целью устранения потерь, связанных с перемещениями и транспортировкой запасных частей, инструмента, смазочных материалов, разработана диаграмма «Спагетти», позволяющая наглядно проиллюстрировать выполнение операций ТО исполнителями (рис. 2).

В процессе анализа производственных потерь выполнены следующие работы:

- разработан сетевой график процесса ТО осей колёс стоек основных опор шасси в состоянии «как должно быть»,

- разработана диаграмма «Спагетти» с оптимизированным расположением и перемещением деталей, инструментов и оборудования,

- внесены изменения в технологические карты,

- в целом на 47 % сокращены потери рабочего времени в процессе ТО осей колёс стоек основных опор шасси.

Таблица 1

Сводная статистика по результатам анализа потерь рабочего времени исследуемого процесса

Исполнитель Потери Общее время работы, мин Потери рабочего времени, %

Ожидание Излишняя транспортировка Лишние перемещения (движения) Другие потери Суммарные потери

Время, Мин Время, мин Расстояние, м Время, мин Расстояние, м Время, мин Время, мин Расстояние, м

Исполнитель 1 44,95 4,98 64 15,40 107,5 2,22 67,55 185,5 180 38

Исполнитель 2 47,17 10,83 90 16,67 218 3,77 78,43 308 180 44

Исполнитель 3 63,00 8,50 122 17,58 66 2,25 91,33 215 180 51

Исполнитель 4 49,50 7,00 60 29,33 106 17,83 103,6 7 166 180 58

Средний процент потерянного рабочего времени 47

рянного рабочего времени 47%

Рис. 1. Диаграмма потерь исследуемого процесса

Рис. 2. Пример диаграммы «Спагетти»

Кроме того, в рамках реализации системы бережливого производства в авиакомпания «Волга-Днепр» по анализу потерь в процессах периодического технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 проведено комплексное описание процессов технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 «сверху вниз» и отобраны критические процессы для дальнейшего исследования и оптимизации.

Таким образом, на примере анализа потерь в процессе ТО осей колёс стоек основных опор шасси был реализован «пилотный» проект по использованию принципов бережливого производства в техническом обслуживании воздушных судов. Данный положительный опыт позволил компании сформировать полноценное представление о способах выявления и устранения потерь, создать межфункциональную команду, которая владеет необходимой квалификацией, создать положительное видение концепции бережливого производства и вызвать интерес у персонала компании. Концепция бережливого производства может быть рассмотрена в авиационном бизнесе как основной способ повышения производительности труда и снижения издержек в сложившихся экономических условиях рынка высокой конкуренции.

УДК 621.058.013.8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Джеймс, П. Вумек Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / П. Вумек Джеймс, Т. Джонс Дэниел; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 с.

2. Джеффри, К. Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/ К. Джеффри, Д. Лайкер; пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.

3. Тайити, Оно. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства / О. Тайити. - М. : Издательство ИКСИ, 2012. -208 с.

4. Сиего, Синго. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства/ С. Сиего; пер. с англ. - М. : Издательство ИКСИ, 2010. - 296 с.

Ермоленко Мария Владимировна, аспирантка Ульяновского государственного университета. Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» УлГТУ.

М. Х. ПОПОВ, А. Ф. ШИРЯЛКИН

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Предложены концептуальные и методологические положения по созданию качественного терминологического аппарата посредством разработки терминологических систем (терминосистема, Т-система) в сооответствующих областях научной деятельности. Это процесс создания оптимизированной информационной среды путем развивающейся конвергенции как процесса сближения онтологии и терминологии.

Ключевые слова: термин, терминология, систематизация, системный подход, терминосистема, Т-система, терминологический аппарат, частно-научные категории, онтология, дефиниция, словник.

Одним из основополагающих элементов любой науки или определённой научной деятельности является терминологический аппарат.

В каждой науке или направлении деятельности существуют свои, частно-научные катего-

© Попов М. Х., Ширялкин А. Ф., 2014

рии, представляющие некоторые родовые понятия. Например, в области качества одним из них является термин «оценка соответствия». Термины «утверждение типа», «государственная регистрации», «подтверждение соответствия», «государственный контроль (надзор)», «аккредитация» являются формами оценки соответствия и представляют второй уровень понятий в этой области. В то же время понятия «сертификация» и «декларирование соответствия», как формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.