ББК 65.305.424.4(2Рос-4Аст)-971
О. А. Куличёва, С. С. Виноградова
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
O. A. Kulicheva, S. S. Vinogradova
SHIPBUILDING INDUSTRY OF ASTRAKHAN REGION IN THE PERIOD OF ECONOMIC CRISIS
Судостроительно-судоремонтная промышленность оказывает значительное влияние на экономику Астраханского региона. Потенциал развития отрасли достаточно высок и обусловлен рядом факторов, в частности развитием нефтедобычи на Каспии, транспортного коридора «Север - Юг», рыбной отрасли и туристического бизнеса. Судостроительно-судоремонтная отрасль Астраханского региона ориентирована на нефтяной сектор - на строительство судов и технических средств для поиска и добычи нефти. Для повышения эффективности судостроительносудоремонтной промышленности целесообразно использовать принципы «Lean production» и повышать персональную заинтересованность каждого работника в оптимизации производственного процесса.
Ключевые слова: судостроительно-судоремонтная отрасль, индекс промышленного производства, устойчивое развитие, бережливое производство, диаграмма спагетти, инновации.
The shipbuilding and ship-repairing industry has considerable influence on the economy of the Astrakhan region. The potential of developing this field is high enough and depends on a number of factors, particularly development of oil production on the Caspian Sea, transport passage "North-South", fishing and tourism industries. The shipbuilding and ship-repairing industry of Astrakhan region is directed towards the oil sector, namely shipbuilding, technical equipment for oil exploration and drilling. In order to raise efficiency of the shipbuilding and ship-repairing industry it is expedient to use the principles of "Lean production" and raise the personal interest of every worker in the optimization of production process.
Key words: shipbuilding and ship-repairing industry, industrial production index, sustainable development, lean production, spaghetti diagram, innovation.
Судостроительно-судоремонтная отрасль оказывает значительное влияние на экономику Астраханского региона, её доля в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг стабильно составляет 19-20 %, уступая только производству нефтепродуктов. Объем валовой продукции по предприятиям судостроения/судоремонта за 2010 г. превысил 4 млрд руб., что составляет 73,21 % от аналогичного периода 2009 г. (табл. 1).
Объем валовой продукции по предприятиям судостроения/судоремонта (основная деятельность)
'———Год Показатель ' ——___ 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Объем производства, млрд руб. 1,8 2,0 4,3 5,1 13,6 5,6 4,1
Темп роста, % 111,11 215,00 118,60 266,67 41,18 73,21
Из табл. 1 виден рост объема производства, особенно в 2008 г. Этот скачок связан с тем, что в 2008 г. были завершены крупные заказы для иностранных компаний: строительство технологического модуля для работы на Кашаганском месторождении Каспийского моря; строительство серии барж различных проектов для компании «Казахстан BUE»; строительство трубных стеллажей для транспортировки углеводородного сырья на Каспийском море для компании «ROSETTI MARINO SpA», строительство корпусов сухогрузов для Голландии и корпусов танкеров для Швеции, строительство плавучего основания для буровой платформы для ООО «Каспийская нефтяная компания».
Потенциал развития судостроительной и судоремонтной промышленности Астраханской области достаточно высок и обусловлен рядом факторов:
1) наличием на шельфе Каспийского моря значительных запасов нефти;
2) развитием международного транспортного коридора «Север - Юг» и увеличением объема морских грузоперевозок на Каспии, что приведет к росту потребности в ремонте флота;
3) развитием рыбной отрасли на Каспии и необходимостью пополнения рыбодобывающего флота новыми типами судов для лова рыбы частиковых пород;
4) восстановлением популяции осетровых на Каспии и необходимостью строительства судов для доставки выращенной на рыбоводных заводах молоди в опресненные районы Северного Каспия для повышения ее выживаемости и промыслового возврата;
5) развитием туристического бизнеса в Каспийском регионе.
В настоящее время на территории Астраханской области осуществляют производственную деятельность 4 крупных судостроительных и 12 судоремонтных заводов. Судостроительная отрасль Астраханского региона ориентирована на нефтяной сектор, а именно на строительство судов и технических средств для поиска и добычи нефти на Каспии. Основная доля продукции, выпущенной в отрасли, приходится на продукцию управляющей компании ООО «Группа «Каспийская энергия», доля которой в течение двух лет не опускается ниже 45 % в общем объеме товарной продукции.
Основными партнёрами и заказчиками астраханских корабелов являются предприятия из Казахстана, Италии, а также отечественные компании, которые занимаются разведкой, добычей и переработкой углеводородного сырья (ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» и ООО «Газпром добыча Астрахань»). Наиболее крупным реализуемым судостроительным заказом в Астраханской области являлось строительство центральной буровой и технологической платформы (ледостойкая платформа (ЛСП-1)) для месторождения им. Ю. Корчагина, намечено строительство платформ для месторождения им. В. Филановского, однако падение спроса на газ и нефть в результате финансового кризиса препятствует реализации всех планов по обустройству месторождений, что приводит к снижению объема заказов по изготовлению морских конструкций, оборудования и судов.
Из вышеизложенного следует, что наличие на шельфе Каспийского моря значительных запасов нефти (степень выработанности нефтегазовых месторождений составляет чуть более 3 %) - основное конкурентное преимущество судостроительно-судоремонтной отрасли Астраханского региона. Анализ рынка нефтедобычи показывает, что нефтегазовым компаниям для дальнейшего развития будет необходимо от 5 до 10 буровых установок для разведки месторождений, 20-30 платформ для добычи нефти. Потребность во вспомогательном и танкерном флоте оценивается в 30-100 единиц, в том числе для реализации казахстанских шельфовых проектов -до 5 самоподъемных плавучих буровых установок и от 4 до 28 стационарных платформ для добычи. Однако последствия мирового финансового кризиса привели к переносу реализации инвестиционных планов компаний.
21 марта 2007 г., согласно Указу Президента РФ № 394, в рамках ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было создано три региональных судостроительных центра, включая ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта», что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для строительства и ремонта гражданских речных и морских судов для нужд Волго-Каспийского и других бассейнов, технических средств для освоения континентального шельфа, судов специального назначения, в том числе с использованием лизинга.
В 2009-2010 гг. ведущими судостроительными предприятиями области был реализован ряд крупных заказов. В ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Красные Баррикады» завершено строительство баржи для транспортировки бурового раствора для Казахстана, трубных стеллажей для компании «ROSETTI MARINO SpA». Завершено строительство морской стационарной добывающей платформы для компании DRAGON OTL (TURKMENISTAN) LTD, предназначенной для осуществления нефтедобычи на туркменском участке каспийского шельфа. В феврале 2009 г. начато строительство транспортной баржи для малазийской Petronas Carigali - баржа предназначена для специальных грузовых операций в районе туркменской части каспийского шельфа, стоимость заказа оценивается в 40 млн долл. [1].
Из всего вышесказанного следует, что в настоящее время продукция судостроителей в значительной степени ориентирована на зарубежный рынок. Но, к сожалению, общий уровень технологии и организации работ по сравнению с таковыми на зарубежных передовых предприятиях существенно ниже. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли
в 3-5 раз выше, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза дольше, чем за рубежом [2]. Немаловажной проблемой является проблема износа оборудования, но решить её за 1 год не представляется возможным. Стратегия развития Астраханской области до 2020 г. ставит следующие задачи: формирование судостроительного кластера, обеспечение высоких темпов технологической модернизации судостроения, доведение производительности труда до уровня ведущих мировых производителей, что является необходимым условием устойчивого развития отрасли в ситуации нарастающей конкуренции за заказы как на российском и европейском рынках, так и на Каспии.
Практически все ведущие компании мира в целях повышения эффективности бизнеса начали внедрение особых принципов производства. Инициатором их внедрения стала компания Toyota, разработавшая систему TPS (Toyota Production System). В основе данной философии лежит непрерывное совершенствование, которое часто называют «кайдзен». Непрерывное совершенствование заставляет людей постоянно учиться и создает атмосферу, которая не только благоприятствует изменениям, но и делает их естественными и необходимыми. В центре данной философии не новые и современные станки, компьютерные технологии, а человек и процесс создания ценности (товара, услуги). Впоследствии в Америке был создан аналог данной системы, который получил название Lean production - бережливое производство [3]. Активно используют Lean такие компании, как General Motors, Ford, Boeing, General Electric, судостроительный завод Northshop Grumman Ship Systems Ingalls [4]. Методы TPS широко распространяются в США через специализированные отраслевые ассоциации по освоению Lean в конкретной индустрии, включая судостроение, авиакосмос, строительство и многие другие.
Конечно, на отечественных предприятиях нельзя внедрить все принципы бережливого производства, но внедрение некоторых из них может способствовать повышению эффективности производственного процесса.
Основная цель предприятия - получение максимальной прибыли, инструментом является производство продукции - процесс создания ценности. Первое, что необходимо сделать - оценить объем потерь (муд, как их называют в Toyota), сопровождающих производственный процесс. Для этого необходимо построить так называемую «диаграмму спагетти» (рис.) [4].
- время, в течение которого создается добавленная ценность
- время, в течение которого не создается добавленная ценность (потери)
Виртуальный процесс создания ценности («диаграмма спагетти»)
Принципы бережливого производства требуют рассматривать поток создания ценности в целом, чтобы устранить операции, не добавляющие ценность. Производственная линия должна быть организована таким образом, чтобы максимально сократить время на перемещение, промежуточное хранение и т. д. «Диаграмма спагетти» может применяться для любого этапа процесса производства, а также для анализа эффективности организации работы отделов, в том числе бухгалтерии, экономического отдела.
Тайити Оно - родоначальник TPS, говорил: «Все, чем мы занимаемся, - это следим за временем между размещением заказа потребителем и получением денег за выполненную работу. Мы сокращаем этот промежуток времени, устраняя потери, которые не добавляют ценности (Ohno, 1988)» [4, с. 37].
Следует упомянуть еще об одном принципе - организация процесса производства как потока с целью своевременного выявления проблем. Здесь очень важным является использование системы вытягивания. Элементы узлов, систем, оборудования судна должны производиться в такой последовательности и в интервалы времени, чтобы каждый готовый узел или деталь без промежуточного хранения попадали на следующий этап производственного цикла. Проблема большинства компаний состоит в том, что неиспользуемые детали скапливаются, ожидая следующей стадии обработки, влияя на поведение сотрудника, у которого исчезает стимул к постоянному совершенствованию. Когда дефектная деталь поступит на следующую операцию, где рабочий попытается использовать ее при сборке, обнаружится, что негодные детали производятся уже некоторое время, но об этом никто не знал, т. к. они ожидали своего часа уже давно. Производственный процесс должен быть построен таким образом, чтобы дефекты в работе смогли быть обнаружены и устранены своевременно.
Традиционный путь достижения целей, стоящих перед любой организацией, - разделение задач по отделам. Сотрудники отдела обучаются и специализируются на решении конкретных задач. В то же время отдельные подразделения часто не в состоянии решать проблемы, затрагивающие сразу несколько отделов. При проектировании новых деталей или модернизации производства необходимо формировать межфункциональные группы из представителей каждого из отделов, участвующих в процессе производства. Данный принцип позволит еще на стадии разработки проекта максимально рассмотреть все возможные альтернативы и учесть рекомендации каждой из служб, сопровождающих процесс производства.
Согласно философии «бережливого производства», люди - это наиболее гибкий ресурс, которым располагает организация. Очень важным является участие сотрудников - от рабочих до руководителей организации - в ежедневном усовершенствовании процесса производства. Эффективным, на наш взгляд, является пример ОАО «Сберегательный банк» России. В 2009 г. в Астраханском отделении банка была создана Комиссия по инновациям, целью работы которой являлись консолидация, рассмотрение и внедрение инновационных идей. Каждый сотрудник направлял предложения по оптимизации своей работы или любого направления банковской деятельности вместе с расчетом окупаемости и сроками внедрения. Авторы наиболее ценных идей получали соответствующее поощрение в виде денежного вознаграждения.
Самым важным в системе «бережливого производства» является изменение взгляда сотрудников организации на свою работу - необходимо «вытягивать» в сотрудниках желание оптимизировать производственный процесс на имеющемся оборудовании. Успешный опыт внедрения Lean показывает, что не нужно копировать TPS. Необходимо ее внимательно изучить и приспособить для своего бизнеса, создав «производственную систему вашей компании». Это несколько принципов более эффективного производства, и при организации любого из них нет необходимости в крупных инвестиционных вложениях - речь идет лишь о рациональной организации производственного процесса. Внедрение бережливого производства - достаточно длительный процесс, который нельзя реализовать за несколько месяцев (в компании Toyota он формировался годами), но, как нам кажется, именно это будет способствовать повышению устойчивости предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли даже в условиях кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахромов Е. Н., Орлова Е. А. Обоснование стратегии корпоративного развития судостроительносудоремонтного комплекса Астраханской области: оценка факторов развития и концепция управления // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 139-144.
2. URL: http://www.gks.ru.
3. Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 473 с.
4. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
Статья поступила в редакцию 3.11.2011, в окончательном варианте - 16.11.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Куличёва Ольга Анатольевна - Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук; доцент; зам. зав. кафедрой «Экономика бизнеса и финансы»; [email protected].
Kulicheva Olga Anatolievna - Astrakhan State Technical University; Candidate of Economic Science, Assistant Professor; Deputy of the Head of the Department "Business Economics and Finance"; [email protected].
Виноградова Светлана Сергеевна - Астраханский государственный технический университет; ассистент кафедры «Экономика бизнеса и финансы»; [email protected].
Vinogrаdovа Svetlana Sergeevnа - Astrakhan Stаte Techn^l University; Assistant of the Department "Business Economics and Finance"; [email protected].