ББК 65.305.424.4(2Рос-4Аст)-133.1-24
Е. Н. Вахромов, Е. А. Орлова
ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ:
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
К началу XXI в. отечественное судостроение оказалось в крайне тяжелой ситуации, обусловленной отсутствием финансирования и необходимостью модернизации отрасли. В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения утверждена Стратегия развития на период до 2020 г., основной целью которой явилось создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы [1].
Для решения намеченных Стратегией задач выделяют три программных периода, рубежами для которых являются: ближний - 2010 г., средний - 2015 г., дальний - 2020 и последующие годы. Задача первого этапа (2007-2010 гг.) - сохранение самой ценной части потенциала отрасли и закрепление на достигнутых ранее позициях. Кроме того, к концу 2010 г. будет определен перечень перспективных проектов для дальнейшего развития судостроительной промышленности.
С 2007 г. в судостроительной отрасли ведется работа по проектам создания современных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, прорабатывается возможность, в рамках государственно-частного партнерства, реализации этих проектов [1].
Г осударственные корпорации - один из немногочисленных новых инструментов государственной политики, появившихся в последние годы. Тенденции развития госкорпораций в экономических и политических дискуссиях, с одной стороны, и в реальной государственной политике - с другой, резко различались. В экономической политике госкорпорации стали востребованным инструментом. Главные их преимущества - возможность быстро принимать решения, оперативно предоставлять средства для решения поставленных задач, большая гибкость в использовании государственных ресурсов [2].
Государственно-частное партнерство, как одна из форм государственного участия в бизнесе, предполагает объединение активов и управленческого опыта обеих сторон, а также обоюдную выгоду, измеряемую прежде всего прибылью. Такая форма взаимодействия государства и бизнеса оправдана в том случае, если государство, располагая тем или иным имуществом, землей, производственными мощностями, инвестиционными средствами, не в состоянии своими силами обеспечить их эффективное применение из-за недостаточности средств, отсутствия специалистов и управленческого опыта, нужной техники и т. д. Государственно-частное партнерство можно распространять не только на сферу общественных благ, потребность в которых особенно велика, но и на другие области производства. Государственно-частное партнерство способно принести обществу ощутимые выгоды в части применения новых технологий и современного управленческого опыта, экономии времени, модернизации экономики. Участие же государства, его гарантии не только позволяют минимизировать риски для частного бизнеса, но и делают совместные инвестиции весьма прибыльными, повышающими общественный престиж бизнеса [3].
Выбор стратегии корпоративного развития
В современных условиях, характеризующихся быстрыми, зачастую непредсказуемыми изменениями рыночной среды, более приемлема идеология стратегического управления, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции. Именно нестабильность и, соответственно, непредсказуемость факторов внешней среды судостроительно-судоремонтной отрасли Астраханского региона привели к необходимости использования стратегического управления как инструмента формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Концепция стратегического управления в данном случае может быть представлена следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Концепция стратегического управления судостроительно-судоремонтной промышленностью Астраханского региона
Элемент стратегического управления Характеристика
Цель Создание нового конкурентоспособного облика судостроительно-судоремонтной промышленности Астраханского региона
Основные задачи Структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли Развитие научно-технического и производственного потенциала Законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроительно-судоремонтной отрасли
Способ достижения цели Выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность и эффективность функционирования предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли
Инструментарий Анализ факторов внешней среды в формате PEST, SWOT-анализ
Критерии эффективности Создание стабильной бизнес-среды
Весь процесс стратегического управления можно условно разбить на три основных этапа:
1. Стр ате гический анализ.
2. Разработка стратегии.
3. Реализация стратегии.
Выбору стратегии развития предшествует процесс выявления и анализ факторов внешней и внутренней среды.
В формате PEST-анализа все факторы внешней среды делятся на пять групп: политические (Р), экономические (Е), социальные (S), технологические (T). В настоящее время основная проблема заключается в том, что ни одна из вышеперечисленных групп факторов не доминирует. Более того, приоритетность факторов внешней среды может меняться, и компания, для того чтобы быть успешной, должна уметь выявлять доминирующие в данный момент тенденции и предугадывать смену приоритетов в будущем. Для анализа макросреды в странах со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды применяют форму анализа PEST, где на первом месте факторы политики и экономики [4].
PEST-анализ судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона в формате четырехпольной матрицы выглядит следующим образом (рис. 1):
Политические факторы Экономические факторы
1. Общегосударственная значимость судостроительной промышленности России 2. Отношения Астраханского региона с прикаспийскими государствами 3. Формирование корпоративных отношений с участием государства - создание ОАО «ОСК» 4. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения 5. Таможенное и налоговое законодательство 6. Государственная политика, направленная на реализацию «Стратегии развития судостроительной промышленности» 1. Влияние финансово-экономического кризиса 2. Наличие на шельфе Каспийского моря значительных запасов нефти 3. Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» 4. Тенденции развития рыбной отрасли 5. Развитие туристического бизнеса в Каспийском регионе 6. Высокий удельный вес судостроительных предприятий в машиностроительной отрасли
Технологические факторы Социальные факторы
1. Создание и поддержание научно-технического потенциала отечественного судостроения 2. Комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли 3. Разработка прорывных оборонных технологий 4. Разработка новых технологий в сфере гражданского судостроения 5. Сокращение излишних мощностей 1. Дефицит квалифицированных специалистов
Рис. 1. Четырехпольная матрица 8ТБР-анализа для судостроительно-судоремонтного комплекса
Астраханского региона
Политическая ситуация в стране в настоящее время достаточно стабильна, несмотря на мировой финансовый кризис почти во всех отраслях экономики. При этом экономическая ситуация остается нестабильной. Растет количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, с оживлением мирового интереса к ресурсам Каспийского шельфа, с вхождением в действие программ «Возрождение российского флота»
и «Возрождение российских верфей», принятых Правительством РФ, с некоторой стабилизацией общеэкономических процессов, происходящих в России, судостроение остается востребованным видом деятельности. Но законодательная база, определяющая полномочия и права компаний, практически не способна обеспечить развитие и конкурентоспособность судостроения.
Из-за отсутствия финансирования судостроительной науки по целому ряду научных направлений возникла угроза потери ряда технологий производства продукции мирового уровня. Развитие науки и техники в данный момент затруднено, но имеет значение для появления технологических нововведений в области судостроения. Что же касается создания и поддержания научнотехнического потенциала, гарантирующего конкурентоспособность отечественного судостроения, то без государственной поддержки эта проблема не может быть решена. В современных условиях при практическом отсутствии государственной поддержки судостроительные предприятия испытывают большие экономические и финансовые трудности, влияющие на их позиции на мировых рынках.
Учитывая высокую общегосударственную значимость судостроительной промышленности, необходимо применение адекватных методов и механизмов решения ее проблем.
Наиболее распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ, который помогает определять стратегические направления дальнейшего развития. Основная его идея заключается в том, что при разработке стратегии основные факторы, влияющие на бизнес компании, рассматриваются в двух аспектах:
— внешнем и внутреннем;
— положительном и отрицательном.
Суть SWOT-анализа заключается в следующем: 1) применение усилий для превращения слабостей в силу и угроз - в возможности; 2) развитие сильных сторон в соответствии с ограниченными возможностями [5].
Таким образом, использование даже такого простого инструмента, как SWOT-анализ, помогает организации сосредоточить внимание на стратегически важных вопросах.
Ниже приведен качественный SWOT-анализ в формате четырехпольной таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Таблица четырехпольного SWOT-анализа для судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона
Внутренняя среда Внешняя среда
Сильные стороны Возможности
1. Способность строить суда любого класса и назначения 2. Наличие богатого опыта работы 3. Наличие крупной промышленной базы 1. Рост потребности в морских сооружениях для разведки и добычи нефти на шельфе Каспийского моря 2. Развитие международного транспортного коридора «Север - Юг», увеличение объема морских грузоперевозок на Каспии 3. Необходимость пополнения рыбодобывающего флота новыми типами судов 4. Развивающийся платежеспособный спрос на маломерный флот с развитием туристического бизнеса в Каспийском регионе 5. Рост потребности в судоремонте флота и плавучих инженерных сооружениях 6. Возможность вхождения в ОАО «ОСК», возможность получения госзаказа 7. Вхождение в действие федеральных программ «Возрождение российского флота», «Возрождение российских верфей»
Слабые стороны Угрозы
1. Накопление в отрасли физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов (70 %) 2. Низкий уровень загрузки производственных мощностей 3. Низкая конкурентоспособность продукции 4. Недостаток собственных оборотных средств 5. Высокая трудоемкость производства 6. Наличие дублирующих друг друга однотипных производств 7. Кризисное финансовое положение ряда предприятий 8. Длительный производственный цикл строительства судов 9. Низкая эффективность системы корпоративного управления в современных рыночных условиях 10. Общий избыток персонала при острой нехватке высококвалифицированных профессиональных кадров 1. Обострение внутриотраслевой конкуренции 2. Потеря части портфеля заказов в связи с финансово-экономическим кризисом 3. Стремительное развитие судостроения Кореи, Тайваня и Китая 4. Сохранение лидирующих позиций Японии
При остром недостатке собственных финансовых ресурсов (судовладельцы могут авансировать заводу в период строительства не более 20-25 % цены судна) и неразвитой системе лизинга судостроительные компании вынуждены кредитоваться в период строительства. Продол-
жительность производственного цикла строительства судов в 2-3 раза выше, чем на иностранных верфях. Кредитование в российском банке удорожает строительство на 6-8 % по сравнению с зарубежными верфями. Удельная трудоемкость на одну тонну конструкций на отечественных предприятиях составляет 105 чел.-часов, на иностранных судостроительных предприятиях - 35 чел.-часов.
Потенциал развития судостроительно-судоремонтной промышленности Астраханской области связан с выгодным геоэкономическим положением, предопределяющим формирование на ее территории мощного комплекса. Основные региональные предприятия способны строить и осуществлять ремонт судов любого класса и назначения, а также плавучие и стационарные морские разведочные и эксплуатационные платформы и иные технические средства для освоения шельфа.
Характеристику будущего состояния судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона возможно представить с трех точек зрения:
1. Пессимистический вариант
В последние годы судостроительные предприятия Астраханской области ориентировались на единственный сегмент - строительство шельфовых платформ. Производство технических объектов для разработки шельфовых месторождений, строительство нефтегазодобывающих платформ - та ниша специализации, которую необходимо сохранить и закрепить, поскольку в этой сфере уже достигнуты определенные успехи. В настоящее время условия внешней среды с учетом влияния кризиса не являются благоприятными для производственной деятельности. Уменьшение объемов заказов в среднесрочной перспективе сохранится. Каспийский рынок в ближайшие годы будет испытывать давление эффективных, дешевых, технологичных производителей, соответственно региональные компании могут оказаться неконкурентоспособными. Если сохранится тенденция к задержке заработной платы, возможна текучесть кадров, что негативно отразится на кадровом потенциале. В случае затяжного характера кризиса бюджетные инвестиции в отрасль могут быть отложены на несколько лет.
2. Реалистический вариант
Так как экономику страны в настоящее время сложно назвать стабильной, то возможны существенные изменения в судостроительно-судоремонтной промышленности Астраханского региона. Привлечение потенциальных заказчиков будет затруднено, сохранится непостоянный характер заказов. Существующие заказчики могут задерживать платежи. Отставания от сроков сдачи объектов также могут сохраняться. Планы по наращиванию торгового флота не менее чем до 2015 г. имеются у всех прикаспийских стран, но расширение деятельности и выход на новые сегменты рынка могут быть затруднены из-за сложности получения кредитов и привлечения инвестиций. Возможно сокращение кадрового потенциала. Однако успешная деятельность будет зависеть не только от экономической обстановки в стране, но и от управления предприятиями.
3. Оптимистический вариант
Закончится кризис, наметится экономический рост. Увеличится возможность привлечения инвестиций, осуществления комплексной модернизации отрасли, расширения портфеля заказов и загрузки мощностей. Обеспечение высоких темпов технологической модернизации судостроения приведет к росту производительности труда, что является необходимым условием устойчивого развития отрасли в ситуации нарастающей конкуренции за заказы как на российском и европейском рынках, так и на Каспии. Возможно формирование инновационно-технологического центра, усиление образовательных модулей, развитие проектных бюро, осуществляющих полный комплекс работ по проектированию.
Современные стратегии лежат в самом широком диапазоне и основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на определении задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития. Это проекты, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит выживаемость компании, стабильность и эффективность функционирования предприятия.
При выборе стратегии необходимо учитывать огромное число факторов: цели, состояние рынка, потенциал организации, тенденции развития технологии, особенности продукции (услуг), конкурентные преимущества, издержки и др. Учесть все факторы невозможно, поэтому подходы при определении альтернативных вариантов стратегии зависят от выбора приоритетного направления.
Одним из критериев выбора эффективной стратегии судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона является соответствие целям стратегического развития.
Архитектура дерева целей судостроительно-судоремонтной отрасли представлена на рис. 2.
Рис. 2. Дерево целей судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона
Корпоративная стратегия в судостроении должна предусматривать возможность вступления предприятий отрасли в альянсы и крупные вертикально интегрированные структуры с участием российских или мировых лидеров отрасли. Это, безусловно, не единственный возможный путь развития, однако при принятии политики перехода на корпусное судостроение и реализацию оффшорных заказов, как показывает мировой опыт, судостроительным предприятиям для обеспечения собственной конкурентоспособности потребуется вхождение в состав «полнокомплектных» компаний. Другим вариантом усиления отрасли является тесная горизонтальная интеграция предприятий внутри кластера, при которой потребуются усилия со стороны региона по внедрению механизмов субконтрактации и аутсорсинга. И в том, и в ином случае структура кластера претерпит значительные изменения.
Выбор эффективной стратегии базируется на результатах SWOT-анализа и производится на основе матрицы принятия решений (рис. 3):
Сила Слабость „ Интеграция. Стратегия Диверсификация интенсивного роста г т Стратегия усиления Стратегия ухода с рынка, конкурентных свертывания бизнеса преимуществ. Интеграция
Рис. 3. Матрица принятия стратегических решений на основе SWOT-анализа
Предприятия судостроительно-судоремонтного комплекса Астраханского региона по результатам SWOT-анализа характеризуют в большей мере слабости, но в то же время внешняя среда благоприятна для фирмы (левый нижний угол матрицы), наиболее эффективными стратегиями являются интеграция с партнерами и создание совместных предприятий с целью компенсировать внутренние слабости для активной работы на перспективном рынке. Подобный метод может способствовать уменьшению неопределенности параметров внешней среды за счет ослабления конкуренции между организациями и снижения их зависимости друг от друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Христенко В. О положении дел в судостроительной промышленности // Судостроение. - 2009. - № 2. -С. 12-13.
2. Авдашева С., Симачев Ю. Государственные корпорации: можно ли оценить корпоративное управление? // Вопросы экономики. - 2009. - № 6. - С. 97-111.
3. Богомолов О. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 22-25.
4. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо, 2005. - 480 с.
5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: Дело, 2005. - 448 с.
Статья поступила в редакцию 19.04.2010
THE SUBSTANTIATION OF THE STRATEGY OF CORPORATION DEVELOPING
OF SHIPBUILDING AND SHIP-REPAIRING COMPLEX OF ASTRAKHAN REGION:
FACTORS OF DEVELOPING AND CONCEPTION OF MANAGEMENT
Е. N. Vakhromov, Е. А. Orlova
The main purpose of the strategy of developing shipbuilding industry to 2020 is a creation of a new competitive appearance on the basis of developing scientific and technical potential, stabilization of industry power, modernization and improving lawful base. The state corporations and the public-private partnership are the new instruments of the state policy, the main advantages of which are the ability to take effective decisions and higher flexibility in using the state resources. Destabilization and unpredictability of external factors of shipbuilding and ship-repairing branch of industry of Astrakhan region make it necessary to use the strategic management as a means of forming the long-term competing advantages.
Key words: strategy, state corporation, public and private partnership, modernization, factors, conception of management, integration.