Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПТ-КАРТ НА ПРЕДПИСЬМЕННОМ ЭТАПЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПТ-КАРТ НА ПРЕДПИСЬМЕННОМ ЭТАПЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предписьменный этап / концепт-карта / педагогическая опора / связное письменное высказывание / визуализация информации / формирование навыка письма / pre-writing stage / mind map / pedagogical support / coherent written statement / visualization of information / developing writing skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Мария Иннокентьевна

Цель данной работы – предложить технологию концепт-карт как одного из приемов работы над письмом на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачами данного исследования являются: описать алгоритм работы с концепт-картой и объяснить преимущества данной технологии. Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов; с целью определения эффективности технологии концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группе первого курса гуманитарных специальностей в неязыковом вузе. При регулярном применении технология концепт-карт имеет целый ряд преимуществ перед традиционным составлением плана творческой письменной работы: во время планирования содержания письменного высказывания она помогает студентам сгенерировать идеи, логически организовать и визуализировать информацию и, таким образом, установить структуру письменной работы; способствует развитию навыков критического мышления, так как предполагает анализ и оценивание идей, исследование связей между ними; повышает мотивацию студентов к выполнению письменного задания, поскольку студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Мария Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAP APPLICATION AT THE PRE-WRITING STAGE ON A FOREIGN LANGUAGE LESSON

The purpose of this article is to suggest mind map technique as one of those for working on writing skills at the pre-writing stage on a foreign language lesson. The objectives of this study are: to describe the algorithm to use mind maps and to explain the advantages of this technique. To fulfill this task, modern publications on the topic of research by domestic and foreign authors were analyzed; in order to determine the effectiveness of mind map technique in teaching writing, an instructive experiment was conducted in the group of first-year humanities students in the non-linguistic university. When applied regularly, mind map has a number of advantages over the traditional drawing up of a plan for creative writing: during content planning, it enables students to generate ideas, logically organize and visualize information and, thus, to structure a written work; it promotes the development of critical thinking skills, as it involves analysis and evaluation of ideas, investigation of connections between them; it increases students motivation to write because they feel more confident in their abilities seeing their ideas in a logical order.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПТ-КАРТ НА ПРЕДПИСЬМЕННОМ ЭТАПЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

4. Kak vybrat' format dlja podkasta. [Jelektronnyj resurs]:URL: https://vc.ru/media/80886-kak-vybrat-format-dlya-podkasta (data obrashhenija 05.03.2024).

5. Sysoev P.V. Podkasty v obuchenii inostrannomu jazyku / / Jazyk i kul'tura. 2014. №2 (26). [Jelektronnyj resurs] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (data obrashhenija: 14.03.2024).

6. Tasheva U.T. Ispol'zovanie audiopodkastov i videopodkastov v obuchenii russkomu jazyku kak nerodnomu // Nauchnyj zhurnal. 2018. №9 (32). [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-audiopodkastov-i-videopodkastov-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-nerodnomu (data obrashhenija: 02.02.2024).

7. Fedulova A.N. Ispol'zovanie podkastov v obuchenii nemeckomu jazyku // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2016. №5. [Jelektronnyj resurs] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-podkastov-v-obuchenii-nemetskomu-yazyku (data obrashhenija: 14.03.2024).

8. Benson P. Autonomy in language teaching and learning // Language Teaching. Cambridge University Press. 2006. №40. P. 21-40.

9. Budge A. Can you learn a language through podcasts? [Jelektronnyj resurs] URL: https://preply.com/en/blog/language-learning-podcasts/ (data obrashhenija: 19.02.2024).

10. Indahsari, D. Using podcast for EFL students in language learning // Journal of English Educators Society. 2020. №5 (2). P. 103-108.

11. Kukulska-Hulme A. Mobile-Assisted Language Learning // The Encyclopedia of Applied Linguistics. New York: Wiley-Blackwell, 2013. P. 3701-3709.

12. Ostanina-Olszewska J. Modern technology in language learning and teaching // Linguodidactica. 2018. №22. P. 153-164.

13. Richards, J. C. Technology in Language Teaching Today // Indonesia Journal of English Language Teaching. 2015. № 10 (1). P. 18-32.

14. Spathis E. Using Podcasts in World Language Classes. [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.edutopia.org/article/using-podcasts-world-language-classes (data obrashhenija: 19.03.2024).

15. Thornbury S. Dogme: Dancing in the dark? [Jelektronnyj resurs] URL: http://nebula.wsimg.com/22eaea86234146ac3105f57698b06b75?AccessKeyId=186A535D1BA4FC995A73&dispositi on=0&alloworigin=1 (data obrashhenija: 28.02.2024).

УДК 372.881.1 EDN RFNGHO

М.И. Попова

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПТ-КАРТ НА ПРЕДПИСЬМЕННОМ ЭТАПЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Цель данной работы - предложить технологию концепт-карт как одного из приемов работы над письмом на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачами данного исследования являются: описать алгоритм работы с концепт-картой и объяснить преимущества данной технологии. Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов; с целью определения эффективности технологии концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группе первого курса гуманитарных специальностей в неязыковом вузе. При регулярном применении технология концепт-карт имеет целый ряд преимуществ перед традиционным составлением плана творческой письменной работы: во время планирования содержания письменного высказывания она помогает студентам сгенерировать идеи, логически организовать и визуализировать информацию и, таким образом, установить структуру письменной работы; способствует развитию навыков критического мышления, так как предполагает анализ и оценивание идей, исследование связей между ними; повышает мотивацию студентов к выполнению письменного задания, поскольку студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме.

Ключевые слова: предписьменный этап, концепт-карта, педагогическая опора, связное письменное высказывание, визуализация информации, формирование навыка письма

Для цитирования: Попова М.И. Применение концепт-карт на предписьменном этапе на уроке иностранного языка // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 162-167. EDN RFNGHO.

Mariya I. Popova MIND MAP APPLICATION AT THE PRE-WRITING STAGE ON A FOREIGN LANGUAGE LESSON

The purpose of this article is to suggest mind map technique as one of those for working on writing skills at the pre-writing stage on a foreign language lesson. The objectives of this study are: to describe the algorithm to use mind maps and to explain the advantages of this technique. To fulfill this task, modern publications on the topic of research by domestic and foreign authors were analyzed; in order to determine the effectiveness of mind map technique in teaching writing, an instructive experiment was conducted in the group of first-year humanities students in the non-linguistic university. When applied regularly, mind map has a number of advantages over the traditional drawing up of a plan for creative writing: during content planning, it enables students to generate ideas, logically organize and visualize information and, thus, to structure a written work; it promotes the development of critical thinking skills, as it involves analy-

sis and evaluation of ideas, investigation of connections between them; it increases students motivation to write because they feel more confident in their abilities seeing their ideas in a logical order.

Keywords: pre-writing stage, mind map, pedagogical support, coherent written statement, visualization of information, developing writing skills

For citation: Popova M.I. Mind map application at the pre-writing stage on a foreign language lesson / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. C. 162-167. EDN RFNGHO.

Введение

Результатом того, что в практике преподавания иностранных языков в неязыковых вузах основное внимание уделяется развитию навыков говорения, чтения и аудирования, является серьёзная проблема - несформированность навыков письма у студентов. Кроме того, большинство преподавателей задают письменные работы в качестве домашнего задания, которое выполняется за редким исключением без четких инструкций с его стороны. Отсутствие контроля со стороны преподавателя за процессом письменной деятельности приводит к возникновению проблем у студентов в формировании навыков письма.

Значительные трудности при построении связного письменного высказывания возникают у студентов уже на предпись-менном этапе, т.е. этапе подготовки. Сложность заключается в том, что они не знают, как и с чего начинать писать, как определить основные идеи и как составить структуру своей работы. Особенно актуальна эта проблема для студентов первых курсов, у которых довольно часто получается короткий несвязный текст, лишенный логической последовательности и проработки деталей, без разделения его на абзацы. В связи с этим возникает необходимость в таких методах обучения, которые сделали бы обучение письму более эффективным. Одной из наиболее эффективных для решения этой задачи предлагается технология концепт-карты, предложенная в 1970-х годах сотрудником Корнельского университета (США) Дж. Новаком с целью изучения формирования первых научных понятий у детей [8].

Целью данной статьи является описание технологии концепт-карт как одного из приемов работы на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачи - описать процесс подготовки к напи-

санию творческой работы посредством технологии концепт-карт на предпись-менном этапе и показать достоинства данной технологии.

Методы

Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов. С целью определения эффективности метода концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группах студентов первого курса гуманитарных специальностей. Для эксперимента была выбрана группа со средним уровнем владения английским языком (A2- B1).

Литературный обзор

В работах, посвященных методике преподавания иностранных языков, отечественные и зарубежные исследователи предлагают применение концепт-карт для организации и систематизации учебного материала. А.В. Конышева рассматривает концепт-карты как визуальное представление имеющихся у студентов знаний [3]. По мнению А.Н. Погребновой [5] и Т.А. Сыриной [6], концепт-карта является одним из способов когнитивной визуализации учебной информации, суть которого заключается «в смещении акцента с иллюстративной функции в обучении на развитие познавательных способностей» [6]. При этом, как отмечает О.А. Тарасова [7], концепт-карта является синтезом двух видов кодирования информации - визуальным и семантическим, что само по себе удваивает ее эффективность.

В методической литературе концепт-карты предлагается использовать для систематизации лексического [1] и грамматического материала [10]; для развития навыков говорения [1]; для обучения реферированию текстов [11]; для развития навыков чтения [9]; для формирования навыков письменного перевода специ-

альных текстов [4]. Практически во всех работах отмечается, что концепт-карты, являясь наглядным средством представления информации, позволяют визуализировать связи между понятиями и идеями, что делает учебный материал более доступным для восприятия и запоминания. Таким образом, концепт-карту можно рассматривать как одну из педагогических опор.

В методике преподавания иностранного языка различные педагогические опоры считаются одним из эффективных наглядных средств обучения, основная цель которых - оптимизация образовательного процесса. Е.М. Зорина подчеркивает, что педагогические опоры служат для наглядности, генерализации и трансформации знаний, являясь ключом к системному мировосприятию; они позволяют структурировать знания, создавать ассоциации для запоминания и воспроизведения учебного материала; они направлены на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий; служат развитию критического, творческого и алгоритмического мышления [2]. Более того, опоры сокращают меру неопределенности и выступают в качестве средства развития логичности, связности и продуктивности речи. Педагогические опоры могут быть вербальными или невербальными. Одним из видов невербальных опор являются графические опоры, к которым относятся и концепт-карты.

Обсуждение

При написании любой творческой письменной работы наиболее сложным для студентов является первый этап -предписьменный, т.е. этап планирования содержания письменного высказывания, без которого сложно обеспечить последовательность и связность изложения. Конкретные задачи данного этапа - собрать идеи, организовать информацию и определить структуру письменной работы. Собранная информация должна быть проанализирована, структурирована и организована таким образом, чтобы она соот-

ветствовала цели и формату письменной работы.

Для выполнения этих задач технология концепт-карт является одной из наиболее эффективных по ряду причин: во-первых, концепт-карты помогают структурировать информацию, т.е. разделить её на подгруппы и определить логические связи между ними; во-вторых, они обеспечивают логическую последовательность изложения материала; в-третьих, в образовательном процессе концепт-карты представляют собой педагогическую опору, которая способствует визуализации и запоминанию информации; в-четвертых, данный прием можно использовать для осмысления любой темы на уроках иностранного языка.

Одним из заданий в группе первого курса после завершения работы над темой Study Abroad было написание аргу-ментативного эссе на тему Study Abroad: Good or Bad Idea. На предписьменном этапе, т.е. этапе планирования содержания письменного высказывания, в результате групповой работы студентов была создана концепт-карта, в центр которой была помещена тема эссе. В процессе дальнейшего обсуждения были определены две подтемы (rewarding, challenging), которых соединили с главной темой стрелками. Стрелки или линии в концепт-карте определяют характер связи между понятиями и их можно дополнять ключевыми глаголами (например, to cause, to include, to demand, to result in, to lead to, to provide); они должны указывать на тип логической связи между главным концептом и более конкретными понятиями (причина, следствие, уточнение, противопоставление и т.д.). Кроме того, можно дописать связующие выражения (although, in order to do, on the one hand, however), которые подчеркивают отношения межу идеями и помогают структурировать информацию. Ключевые глаголы и связующие выражения способствуют достижению логичности, последовательности и связности идеи. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы была возможность наиболее полно и многосто-

ронне раскрыть главную тему. По сути, подтемы выступают в качестве тезиса, который студентам необходимо обосновать в своем эссе, поэтому дальнейшая работа - подобрать к нему аргументы. Таким образом, каждая из подтем становит-

ся новым ядром для образования ассоциативной цепочки, образующей ряд аргументов. На рисунке 1 представлена концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea? как пример планирования аргументатив-ного эссе.

Study Abroad: Good or Bad Idea?

rewarding

opportunity to see the world

challenging

IZF=

to have a chance to see neighbouring countries

to enhance proficiency in a foreign language

to develop a better sense of self

expensive

to get preparation for international labour market

to learn how to deal real life situations on their own

to experience new culture to increase marketability of a student

V У

N to develop cultural competence tolerance for differences

tuition and fees

living expenses

travel costs

can be hard to adapt to an alien culture

to experience culture shock

can cause the feeling of loneliness

lack of family and social support

Рис. 1. Концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea?

Следующей задачей студента становится передача этой информации в письменном виде. Таким образом, устанавливаются рамки задачи, и далее студент работает в рамках конкретного содержания.

После групповой работы над общей концепт-картой, когда студенты научились составлять концепт-карты и применять их, им предлагается создавать свои собственные концепт-карты на основе своего понимания и представления о теме. Поскольку большинство языковых групп в неязыковом вузе являются разноуровневыми, то это задание для разных уровней будет отличаться разной степенью поддержки со стороны преподавателя. Следовательно, использование данной технологии помогает также реализовать в образовательном процессе индивидуальный подход.

Навык создания концепт-карт формируется постепенно и требует практики. Анализ концепт-карт, создаваемых сту-

дентами самостоятельно, показал, что постепенно увеличивалось количество ветвей и понятий, раскрывающих тему, представленную в центре; студенты научились более четко определять отношения между элементами концепт-карты. Результаты письменных творческих работ показали, что, благодаря использованию технологии концепт-карт, способность студентов к написанию творческих работ улучшилась. Об этом свидетельствует увеличение количества баллов, получаемых студентами за работу.

В ходе опроса в конце семестра по поводу использования концепт-карт для работы над письмом большинство студентов дали положительный отклик. Они отметили, что, во-первых, технология концепт-карт позволяет им запоминать надолго лексику по теме; во-вторых, помогает им выделить главный тезис и подобрать аргументы и контраргументы к

нему; в-третьих, позволяет структурировать информацию более логично.

Заключение

Использование концепт-карт в учебном процессе представляет собой эффективную технологию, обладающую целым рядом преимуществ. При системном применении они определенно уменьшают трудности, возникающие у студентов при построении связного письменного высказывания, так как, являясь эффективной педагогической опорой, помогают студентам сгенерировать идеи, логически организовать и наглядно представить информацию, а также определить структуру письменной работы. Так как концепт-карты помогают визуализировать связи и отношения между различными понятиями, они развивают критическое мышле-

ние студентов, их аналитические навыки и способности к синтезу информации. Кроме того, применение данной технологии стимулирует творческое мышление студентов, поскольку позволяет студентам исследовать различные варианты и связи между разными идеями; повышает их мотивацию к выполнению письменного задания, потому что студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме. В разноуровневых группах технологию концепт-карт можно легко адаптировать под индивидуальные потребности каждого студента. И, наконец, технологию концепт-карт можно использовать в различных образовательных ситуациях и адаптировать к конкретным потребностям и задачам обучения.

Литература:

1. Гасымова А.А., Безуглова О. А. Интеллект-карты в обучении лексике английского языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. С. 263-267.

2. Зорина Е. М. Использование педагогических опор для развития гибких навыков студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-opor-dlya-razvitiya-gibkih-navykov-studentov (дата обращения: 20.01.2024).

3. Конышева А.В. Концепт-карты как дидактическое средство обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в вузе// Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2019. №15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-karty-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-v-vuze (дата обращения: 31.01.2024).

4. Латышева С.В., Щурик Н.В. Интеллект-карта как метод обучения письменному переводу специализированных текстов: от анализа к синтезу // СибСкрипт. 2015. № 2-3 (62). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-metod-obucheniya-pismennomu-perevodu-spetsializirovannyh-tekstov-ot-analiza-k-sintezu (дата обращения: 01.02.2024).

5. Погребнова А. Н. Концепт-карта как инструмент познания в контексте развития навыков 21 века. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/939/koncept-karta-kak-instrument-poznaniya-v-kontekste-razvitiya-navykov-21-veka.pdf (дата обращения: 31.01.2024).

6. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7(172). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26289102_83735787.pdf_(дата обращения: 31.01.2024).

7. Тарасова, О. А. Концепт-карты как средство визуализации учебной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://phsreda.com/e-articles/10330/Action10330-100294.pdf (дата обращения: 12.02.2024).

8. Novak, J. D., Cañas, A. J. The theory underlying concept maps and how to construct them. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215439441_The_Theory_Underlying_Concept_Maps_and_How_to_Co nstruct_Them (дата обращения: 31.01.2024).

9. Wilson M., Howell C., Martin-Morales K. Park S. Concept Mapping and Reading Comprehension// Journal of Political Science Education. 2023._[Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1080/15512169.2023.2164861 (дата обращения: 31.01.2024).

10. Hussain H. Using concept maps in English teaching// International Journal of English Learning and Teaching Skills. 2020. Vol. 1, No. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ijeltsjournal.org/wp-content/uploads/2020/01/47.USING-CÜNCEPT-MAPS-IN-ENGLISH-TEACHING.pdf. (дата обращения: 14.01.2024).

11. Ramos J. L. Organisers, concept maps, and text summarisation in the CLIL classroom//Semantic Scholar. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:195815243 (дата обращения: 31.01.2024).

References:

1. Gasymova A.A., Bezuglova O. A. Intellekt-karty v obuchenii leksike anglijskogo yazyka // Lingvodidaktika i mezhkul'turnaya kommunikaciya: aktual'nye voprosy i perspektivy issledovaniya: sb. nauch. st. / CHuvash. gos. ped. un-t; otv. red. N. V. Kormilina, N. YU. Shugaeva. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2018. S. 263-267.

2. Zorina E. M. Ispol'zovanie pedagogicheskih opor dlya razvitiya gibkih navykov studentov// Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2022. № 3. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-opor-dlya-razvitiya-gibkih-navykov-studentov (data obrashcheniya: 20.01.2024).

3. Konysheva A.V. Koncept-karty kak didakticheskoe sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku studentov ne-yazykovyh special'nostej v vuze// Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E. Pedagogicheskie nauki

2019. № 15. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-karty-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-v-vuze (data obrashcheniya: 31.01.2024).

4. Latysheva S.V., SHCHurik N.V. Intellekt-karta kak metod obucheniya pis'mennomu perevodu specializiro-vannyh tekstov: ot analiza k sintezu // SibSkript. 2015. № 2-3 (62). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-metod-obucheniya-pismennomu-perevodu-spetsializirovannyh-tekstov-ot-analiza-k-sintezu (data obrashcheniya: 01.02.2024).

5. Pogrebnova A. N. Koncept-karta kak instrument poznaniya v kontekste razvitiya navykov 21 veka. [El-ektronnyj resurs]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/939/koncept-karta-kak-instrument-poznaniya-v-kontekste-razvitiya-navykov-21-veka.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2024).

6. Syrina T. A. Kognitivnaya vizualizaciya: sushchnost' ponyatiya i ego rol' v obuchenii yazyku // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 7(172). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26289102_83735787.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2024).

7. Tarasova, O. A. Koncept-karty kak sredstvo vizualizacii uchebnoj informacii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://phsreda.com/e-articles/10330/Action10330-100294.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2024).

8. Novak, J. D., Cañas, A. J. The theory underlying concept maps and how to construct them. 2006. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215439441_The_Theory_Underlying_Concept_Maps_and_How_to_Constru ct_Them (data obrashcheniya: 31.01.2024).

9. Wilson M., Howell C., Martin-Morales K. Park S. Concept Mapping and Reading Comprehension// Journal of Political Science Education. 2023. [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.1080/15512169.2023.2164861 (data obrashcheniya: 31.01.2024).

10. Hussain H. Using concept maps in English teaching// International Journal of English Learning and Teaching Skills. 2020. Vol. 1, No. 4. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ijeltsjournal.org/wp-content/uploads/2020/01/47.USING-C0NCEPT-MAPS-IN-ENGLISH-TEACHING.pdf (data obrashcheniya: 14.01.2024).

11. Ramos J. L. Organisers, concept maps, and text summarisation in the CLIL classroom//Semantic Scholar.

2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:195815243 (data obrashcheniya: 31.01.2024).

УДК 37.01 EDN NCSZEQ

О.В. Косарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕНЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одной из приоритетных задач российской системы образования является формирование личности, ответственной за ведение здорового образа жизни как наивысшей человеческой ценности. Анализ научных трудов позволяет утверждать, что имеющиеся подходы по теме исследования не учитывают современные требования к разработке механизмов эффективного функционирования процесса формирования интенционных ценностей. В соответствии с этим возникает проблема исследования развития интенционных ценностей, способствующих повышению стремления и мотивации к занятиям физической культуры, осознания престижности занятий физической культуры. В процессе исследования нами определены особые организационно-педагогические условия: создание специальной интегративно-целостной образовательной среды; разработка технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей; систематический мониторинг оценки развития интенционных ценностей с целью возможности корректировки данного процесса. Данные организационно-педагогические условия легли в основу нашего исследования. В статье раскрывается содержание данной модели, рассматривается ее блочная структура. Автор полагает, что разработанная теоретическая модель будет способствовать дальнейшему нашему исследованию.

Ключевые слова: интенционные ценности, модель формирования, структурные компоненты, студенты, физическая культура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.