Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕНЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕНЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенционные ценности / модель формирования / структурные компоненты / студенты / физическая культура / intentional values / model of formation / structural components / students / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Оксана Владимировна

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одной из приоритетных задач российской системы образования является формирование личности, ответственной за ведение здорового образа жизни как наивысшей человеческой ценности. Анализ научных трудов позволяет утверждать, что имеющиеся подходы по теме исследования не учитывают современные требования к разработке механизмов эффективного функционирования процесса формирования интенционных ценностей. В соответствии с этим возникает проблема исследования развития интенционных ценностей, способствующих повышению стремления и мотивации к занятиям физической культуры, осознания престижности занятий физической культуры. В процессе исследования нами определены особые организационно-педагогические условия: создание специальной интегративно-целостной образовательной среды; разработка технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей; систематический мониторинг оценки развития интенционных ценностей с целью возможности корректировки данного процесса. Данные организационно-педагогические условия легли в основу нашего исследования. В статье раскрывается содержание данной модели, рассматривается ее блочная структура. Автор полагает, что разработанная теоретическая модель будет способствовать дальнейшему нашему исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF STUDENTS' INTENTIONAL VALUES OF PHYSICAL CULTURE

The relevance of the topic is confirmed by the desire of the individual to lead a healthy lifestyle. The analysis of scientific papers suggests that the available approaches to the research topic are not disclose mechanisms for the effective functioning of the process of formation of intentional values, taking into account modern requirements. In accordance with this, there is a problem of research increasing the levels of motivation for physical culture classes, awareness of the prestige of a healthy lifestyle. We identified the following organizational and pedagogical conditions: the creation of a special integrative and holistic educational environment; the development of a technological component of the process of developing intentional values; systematic monitoring of the development of intentional values in order to adjust this process. These organizational and pedagogical conditions formed the basis of our research. The article reveals the content of this model, examines its constituent blocks: target, methodological, substantive, technological, evaluative and effective. The author developed theoretical model will contribute to our further research.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕНЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

References:

1. Gasymova A.A., Bezuglova O. A. Intellekt-karty v obuchenii leksike anglijskogo yazyka // Lingvodidaktika i mezhkul'turnaya kommunikaciya: aktual'nye voprosy i perspektivy issledovaniya: sb. nauch. st. / CHuvash. gos. ped. un-t; otv. red. N. V. Kormilina, N. YU. Shugaeva. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2018. S. 263-267.

2. Zorina E. M. Ispol'zovanie pedagogicheskih opor dlya razvitiya gibkih navykov studentov// Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2022. № 3. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-opor-dlya-razvitiya-gibkih-navykov-studentov (data obrashcheniya: 20.01.2024).

3. Konysheva A.V. Koncept-karty kak didakticheskoe sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku studentov ne-yazykovyh special'nostej v vuze// Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E. Pedagogicheskie nauki

2019. № 15. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-karty-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-v-vuze (data obrashcheniya: 31.01.2024).

4. Latysheva S.V., SHCHurik N.V. Intellekt-karta kak metod obucheniya pis'mennomu perevodu specializiro-vannyh tekstov: ot analiza k sintezu // SibSkript. 2015. № 2-3 (62). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-metod-obucheniya-pismennomu-perevodu-spetsializirovannyh-tekstov-ot-analiza-k-sintezu (data obrashcheniya: 01.02.2024).

5. Pogrebnova A. N. Koncept-karta kak instrument poznaniya v kontekste razvitiya navykov 21 veka. [El-ektronnyj resurs]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/939/koncept-karta-kak-instrument-poznaniya-v-kontekste-razvitiya-navykov-21-veka.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2024).

6. Syrina T. A. Kognitivnaya vizualizaciya: sushchnost' ponyatiya i ego rol' v obuchenii yazyku // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 7(172). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26289102_83735787.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2024).

7. Tarasova, O. A. Koncept-karty kak sredstvo vizualizacii uchebnoj informacii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://phsreda.com/e-articles/10330/Action10330-100294.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2024).

8. Novak, J. D., Cañas, A. J. The theory underlying concept maps and how to construct them. 2006. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215439441_The_Theory_Underlying_Concept_Maps_and_How_to_Constru ct_Them (data obrashcheniya: 31.01.2024).

9. Wilson M., Howell C., Martin-Morales K. Park S. Concept Mapping and Reading Comprehension// Journal of Political Science Education. 2023. [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.1080/15512169.2023.2164861 (data obrashcheniya: 31.01.2024).

10. Hussain H. Using concept maps in English teaching// International Journal of English Learning and Teaching Skills. 2020. Vol. 1, No. 4. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ijeltsjournal.org/wp-content/uploads/2020/01/47.USING-C0NCEPT-MAPS-IN-ENGLISH-TEACHING.pdf (data obrashcheniya: 14.01.2024).

11. Ramos J. L. Organisers, concept maps, and text summarisation in the CLIL classroom//Semantic Scholar.

2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:195815243 (data obrashcheniya: 31.01.2024).

УДК 37.01 EDN NCSZEQ

О.В. Косарева

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕНЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одной из приоритетных задач российской системы образования является формирование личности, ответственной за ведение здорового образа жизни как наивысшей человеческой ценности. Анализ научных трудов позволяет утверждать, что имеющиеся подходы по теме исследования не учитывают современные требования к разработке механизмов эффективного функционирования процесса формирования интенционных ценностей. В соответствии с этим возникает проблема исследования развития интенционных ценностей, способствующих повышению стремления и мотивации к занятиям физической культуры, осознания престижности занятий физической культуры. В процессе исследования нами определены особые организационно-педагогические условия: создание специальной интегративно-целостной образовательной среды; разработка технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей; систематический мониторинг оценки развития интенционных ценностей с целью возможности корректировки данного процесса. Данные организационно-педагогические условия легли в основу нашего исследования. В статье раскрывается содержание данной модели, рассматривается ее блочная структура. Автор полагает, что разработанная теоретическая модель будет способствовать дальнейшему нашему исследованию.

Ключевые слова: интенционные ценности, модель формирования, структурные компоненты, студенты, физическая культура

Для цитирования: Косарева О.В. Модель формирования у студентов интенционных ценностей физической культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 167-173. EDN NCSZEQ.

Oksana V. Kosareva MODEL OF FORMATION OF STUDENTS' INTENTIONAL VALUES OF PHYSICAL CULTURE

The relevance of the topic is confirmed by the desire of the individual to lead a healthy lifestyle. The analysis of scientific papers suggests that the available approaches to the research topic are not disclose mechanisms for the effective functioning of the process of formation of intentional values, taking into account modern requirements. In accordance with this, there is a problem of research increasing the levels of motivation for physical culture classes, awareness of the prestige of a healthy lifestyle. We identified the following organizational and pedagogical conditions: the creation of a special integrative and holistic educational environment; the development of a technological component of the process of developing intentional values; systematic monitoring of the development of intentional values in order to adjust this process. These organizational and pedagogical conditions formed the basis of our research. The article reveals the content of this model, examines its constituent blocks: target, methodological, substantive, technological, evaluative and effective. The author developed theoretical model will contribute to our further research.

Keywords: intentional values, model of formation, structural components, students, physical culture

For citation: Kosareva O.V. Model of formation of students' intentional values of physical culture // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 167-173. EDN NCSZEQ.

Введение

Физическое развитие человека предопределяет его дальнейшую профессиональную деятельность.

Человек, имея хорошее физическое развитие, может лучше проявлять себя в работе, справляться со стрессовыми ситуациями, решать жизненные задачи, мотивировать себя на деятельность.

Во многом успешность человека в достижении успеха зависит от его личностных качеств и способностей, которые эффективно можно развить в процессе занятий физической культуры. При организации занятий необходимо придерживаться их направленности, в первую очередь, на формирование ценностей физической культуры.

В основных документах,

регламентирующих деятельность в сфере здоровьесберегающей деятельности, уже отводится ей важное место, но анализ работ по данной теме [3-6, 8 и др.] вскрыл проблемы, связанные с отсутствием эффективной системной работы по развитию интенционных ценностей.

Проблема исследования заключается в поиске особых организационно-педагогических условий, способствующих наиболее эффективному развитию интенционных ценностей.

Цель нашего исследования -построение модели формирования интенционных ценностей у студентов, опираясь на основные этапы

педагогического моделирования с учетом современных требований.

Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что физическая культура в качестве составной части общей культуры влияет на развитие интенционных ценностей. Исследователь Л.И. Лубышева выделяет различные виды ценностей физической культуры, подразделяя их на следующие группы: двигательные, интенционные,

мобилизационные, технологические, интеллектуальные [3, С. 5]. Нами акцентировано внимание на развитии интенционных ценностей как основы осознанного совершенствования

личностного развития студентов. Исследование по данной теме актуализируется опережающим

развитием системы образования, обусловленного развитием цифровых технологий.

Материалы и методы

Нами проведен теоретический анализ научной литературы в аспекте изучаемой проблемы, и осуществлено теоретическое моделирование научных данных.

В результате данного анализа определены условия, способствующие эффективному формированию интенционных ценностей:

- создание специальной интегративно-целостной образовательной среды;

- разработка технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей;

- систематический мониторинг

оценки развития интенционных ценностей с целью возможности корректировки данного процесса.

При построении модели развития интенционных ценностей нами акцентировано внимание на цели, методологии, содержании, технологии, результативности данного процесса. Моделирование, с точки зрения данного подхода, позволяет расширить границы теоретического представления об исследуемом объекте до начала опытно-экспериментальной работы.

Материалы исследования опираются на теоретические (анализ научных работ в рамках данной проблемы) и практические (формы, средства, технологии) методы исследования.

Литературный обзор

Методологию исследования составили работы таких авторов, как Р.Х. Гильмеева [2], О.А. Любягина [1], Т.А. Пономарева [6], С.В. Терницкая [8] и др.

Несмотря на имеющиеся

многочисленные исследования по данной проблеме [4-8 и др.], их анализ позволяет утверждать, что они не в полной мере учитывают социальный заказ на развитие интенционных ценностей, а именно механизмы реализации приоритетных целевых программ, отражающих актуальные потребности общества и страны по здоровьесберегающей деятельности, регулируемые различными нормативно-правовыми документами.

В нормативно-правовых документах формирование личности, ответственной за ведение здорового образа жизни как наивысшей человеческой ценности, а также воспитание детей и молодежи на высоком духовном, психическом и физическом уровнях, определяется как приоритетная задача российской системы образования.

Существующие подходы не учитывают современные требования к разработке механизмов процесса формирования интенционных ценностей.

Опираясь на научные педагогические подходы (системный, средовой и цен-

ностно-деятельностный), определены перспективные направления дальнейших исследований по развитию у студентов инстанционных ценностей.

Результаты

В педагогике одной из наиболее информативной является модель, основанная на сущностных

характеристиках исследуемого объекта и взаимосвязях между элементами системы. Проектирование модели основано на представлении проблемы исследования на функциональные системные части, анализ которых позволяет провести более полное исследование.

В процессе научно-исследовательского поиска разработана модель

формирования интенционных ценностей, состоящая из совокупности

взаимосвязанных блочных элементов.

Целевой блок представлен целью и задачами построения модели.

Целью является формирование интенционных ценностей, для достижения которой необходимо решить каждую из поставленных задач, решение которых базируется на развитии структурных компонентов:

1. Обеспечение социального заказа.

2. Учет современных требований.

3. Развитие интенционных ценностей.

В методологическом блоке

представлены основные подходы и принципы исследования.

При исследовании мы придерживались подходов, таких как:

- системного подхода, учитывающего взаимообусловленность элементов

модели - ее внутреннее строение, структуру, функции, а также организационно-педагогические условия, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность с учетом направленности интересов, жизненных планов, ценностных установок студентов, для формирования их интенционных ценностей физической культуры;

- средового подхода, связанного с созданием специальной среды, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех элементов модели, обогащение которой происходит через реализацию авторских программ, направленных на развитие структурных компонентов интенционных ценностей;

- ценностно-деятельностного подхода, основанного на осмыслении и осознании важности развития интенционных ценностей.

Построение модели должно опираться на следующие принципы:

- принцип целостности обеспечивает взаимодействие элементов системы, ос-новополагаясь на принципы, цели, задачи и результаты деятельности, формируя у студентов взаимосвязанные компоненты интенционных ценностей;

- принцип системности обеспечивает интегративность и целостность компонентов интенционных ценностей;

- принцип структуризации обеспечивает совокупность устойчивых связей формирования у студентов компонентов интенционных ценностей, обеспечивающих их целостность;

- принцип прогнозирования предусматривает прогнозное развитие компонентов интенционных ценностей в процессе исследовательского мониторинга уровней их развития, а также специальную организацию учебных занятий с применением авторских курсов, направленных на их развитие;

- принцип саморазвития направлен на осознанное понимание важности развития интенционных ценностей;

- принцип мотивации лежит в основе технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей, обеспечивая вариативность применения авторских курсов;

- принцип ценностного отношения актуализирует развитие ценностного восприятия к развитию интенционных ценностей;

- принцип сознательно-деятельностной активности нацелен на развитие деятельностной активности че-

рез понимание теоретического материала и осмысливание ими практических действий, побуждение к активным действиям, стимулирование самостоятельности в познании.

Содержательная часть модели разбивается на модули: нормативно-правовой (федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы проблем развития интенционных ценностей, а также нормы, которые задействованы в правовом

регулировании отношений этих проблем) и учебно-методический (программы, методические рекомендации).

Содержательная часть модели включает в себя структурированные элементы, такие как:

- погружение в интегративную образовательную среду вуза;

- развитие устойчивых личностных установок, мотивов студентов к развитию интенционных ценностей через вовлечение студентов в активный деятельностно-смысловой процесс;

- создание индивидуальной траектории развития интенционных ценностей.

Реализация учебно-методического модуля планируется с помощью разработанной авторской программы «Проектирование индивидуальной

траектории развития интенционных ценностей», имеющей модульную структуру.

Изучение модуля «Интенционные ценности» направлено на понимание сущностных характеристик

интенционных ценностей, их

компонентного состава.

Содержание модуля «Оценивание исходного уровня развития

интенционных ценностей» направлено на ознакомление с методиками оценивания уровней развития компонентов интенционных

ценностей.

Модуль «Пути развития

интенционных ценностей» позволяет наметить пути развития каждого компонента интенционных ценностей

в зависимости от их исходного уровня развития.

Освоение модуля «Формирование компонентов интенционных ценностей» направлено на развитие всех компонентов интенционных ценностей.

Модуль «Построение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуальной траектории развития интенционных ценностей» позволяет провести рефлексивный анализ дальнейшей траектории развития компонентов интенционных

ценностей.

Технологический блок представлен основными технологиями процесса развития интенционных ценностей.

В процессе формирования

интенционных ценностей используются технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения, технологии групповой деятельности, цифровые технологии и др.

Задачи исследования решаются:

- с помощью технологии проблемного обучения:

o на этапе диагностики исходного уровня развития интенционных ценностей выявляется проблема, которая разрешается через поиск путей решения данной проблемы;

В соответствии с основными показателями критериев

сформированности интенционных

ценностей нами выделены следующие уровни их сформированности: низкий, средний, высокий.

- c помощью технологии развивающего обучения:

o через создание особых условий для развития интенционных ценностей посредством погружения в

интегративную образовательную среду вуза;

- c помощью технологии групповой деятельности:

o через коммуницируемость в процессе выполнения практических работ в рамках авторской программы;

- с помощью цифровых технологий:

o цифровой сервис «Moodle» (проектирование индивидуальной

траектории формирования

интенционных ценностей);

o видеоконференции в формате круглого стола по вопросам актуализации формирования интенционных ценностей;

o сетевые цифровые платформы с обучающимися видео тренировками различных спортивных секций.

Оценочно-результативный блок

модели представлен основными критериями и их основными показателями сформированности

интенционных ценностей (Таблица 1).

Таблица 1.

Обсуждение

Реализация разработанной модели предполагает создание ряда особых организационно-педагогических условий: - создание специальной

интегративно-целостной

Критерии и их основные показатели сформированности интенционных ценностей

Критерии сформированности интенционных ценностей Показатели

Мотивационно-ценностный ценностное отношение к занятиям физической культурой, ценностные установки понимания значимости интенционных ценностей

Эмоционально-волевой эмоциональная способность проявления волевых установок по пониманию значимости интенционных ценностей

Деятельностно-смысловой осознанное вовлечение в деятельностный процесс развития интенционных ценностей

Рефлексивно-оценочный осмысленное осознание сформированности интенционных ценностей, стремление к саморазвитию

образовательной среды,

ориентированной на повышение мотивации к здоровому образу жизни;

- проектирование технологической составляющей процесса развития интенционных ценностей, базирующейся на авторских курсах;

- систематический мониторинг оценки развития интенционных ценностей с целью возможности анализа и корректировки целостной системы мотивации студентов к развитию интенционных ценностей.

Построенная модель должна, в определенной степени, соответствовать требованиям, предъявляемым к моделям данного типа, и обеспечивающих ее эффективное функционирование:

- ингерентность - адекватность спроектированной модели и ее соотнесение со средой функционирования.

- упрощенность модели - выбор наиболее существенных качеств модели путем исключения менее существенных.

- адекватность - возможность достижения поставленной цели адекватными формами, методами, средствами, технологиями.

Полагаем, что разработанная теоретическая модель является базисным основанием для дальнейших

исследований по данной теме.

Заключение

С целью достижения высоких показателей сформированности

интенционных ценностей создана теоретическая модель формирования интенционных ценностей. Применение данной модели в дальнейшем педагогическом эксперименте возможно только при создании особых организационно-педагогических условий.

Таким образом, необходима разработка специальной теоретической базы для дальнейшего исследования процесса формирования интенционных ценностей.

Литература:

1. Lyubyagina O.A. Gradual formation of the high school students' motivational readiness for professional identity in the context of the subject-oriented instruction / O.A. Lyubyagina et al // Laplage Em Revista. 2020. 6 (Extra-A). Pp. 256-264.

2. Гильмеева Р.Х., Любягина О.А. Профессионально-личностная траектория развития молодежи в условиях сетевого взаимодействия // Вестник КГУ им. И. Арабаева. 2022. № 2. С. 96-102. https://doi.org/10.33514/1694-7851-2022-2-95-102.

3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 4-12.

4. Максимов М.А. Сравнение уровня интенционных ценностей физической культуры у студентов многопрофильного и профильного спортивного вузов // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, посвященной 50-летию УРАЛГУФК, Челябинск, 09 апреля 2020 года. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры. 2020. С. 382-384.

5. Михайлова С.Н. Формирование физической культуры студентов / / Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 645-649.

6. Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12. № 1. С. 74-81.

7. Русанов В.П. Физическое воспитание школьников и пути его формирования / В. П. Русанов, С. М. Рябцев, М. С. Гончарова // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сборник материалов Национальной научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 15 декабря 2020 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 209-214.

8. Терницкая С.В. От интенционных ценностей к общественному здоровью // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 4. С. 91-98.

References:

1. Lyubyagina O.A. Gradual formation of the high school students' motivational readiness for professional identity in the context of the subject-oriented instruction / O.A. Lyubyagina et al // Laplage Em Revista. 2020. 6(Extra-A). Pp. 256-264.

2. Gil'meeva R.H., Ljubjagina O.A. Professional'no-lichnostnaja traektorija razvitija molodezhi v uslovijah

setevogo vzaimodejstvija // Vestnik KGU im. I. Arabaeva. 2022. № 2. S. 96-102. https://doi.org/10.33514/1694-7851-2022-2-95-102.

3. Lubysheva L.I. Sovremennyj cennostnyj potencial fizicheskoj kul'tury i sporta i puti ego osvoenija obshhestvom i lichnost'ju / / Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1997. № 6. S. 4-12.

4. Maksimov, M. A. Sravnenie urovnja intencionnyh cennostej fizicheskoj kul'tury u studentov mnogoprofil'nogo i profil'nogo sportivnogo vuzov / M. A. Maksimov // Fizicheskaja kul'tura i sport: nauka, obrazovanie, tehnologii: Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii magistrantov i molodyh uchenyh, posvjashhennoj 50-letiju URALGUFK, Cheljabinsk, 09 aprelja 2020 goda. Cheljabinsk: Ural'skij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury. 2020. S. 382-384.

5. Mihajlova S.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury studentov // Molodoj uchenyj. 2017. № 13 (147). S. 645-649.

6. Ponomareva T.A. Intencionnye cennosti fizicheskoj kul'tury studencheskoj molodezhi // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2017. T. 12. №1. S. 74-81.

7. Rusanov, V.P. Fizicheskoe vospitanie shkol'nikov i puti ego formirovanija / V. P. Rusanov, S. M. Rjabcev, M. S. Goncharova // Dvigatel'naja aktivnost' v formirovanii obraza zhizni i professional'nogo stanovlenija specialista v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: sbornik materialov Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Novosibirsk, 15 dekabrja 2020 goda. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021. S. 209-214.

8. Ternickaja, S.V. Ot intencionnyh cennostej k obshhestvennomu zdorov'ju // Obzor pedagogicheskih issledovanij. 2022. T. 4. № 4. S. 91-98.

УДК 785(004) EDN ILRKOK

С.Г.Додонова, И.А. Нургазизов, Э.Р. Сафина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РУКОВОДСТВЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

В последние несколько лет наблюдается тенденция цифровизации во всем мире. Многие вещи, которые когда-то казались только механическими, сегодня уже стали цифровыми. Цифровые технологии активно внедряются и в сферу музыки. Целью данного исследования является анализ особенностей использования цифровых технологий при руководстве инструментальными коллективами. В статье рассматривается влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на деятельность инструментальных коллективов. Многие оркестры в период пандемии были вынуждены прибегнуть к использованию цифровых инструментов и технологий, чтобы не потерять своих слушателей, а также прибыль. В научной работе проводится анализ применения цифровых технологий при руководстве оркестрами, рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта в данной области.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое искусство, цифровизация оркестра, руководство оркестром, искусственный интеллект

Для цитирования: Додонова С.Г., Нургазизов И.А., Сафина Э.Р. Особенности использования цифровых технологий при руководстве инструментальным коллективом // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.173-177.

Svetlana G. Dodonova, Ilnur A. Nurgazizov, Endzhe R. Safina FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF AN INSTRUMENTAL TEAM

In the last few years, there has been a trend of digitalization all over the world. Many things that once seemed only mechanical have now become digital. Digital technologies are also being actively introduced into the field of music. The purpose of this study is to analyze digital technologies that contribute to the popularization and development of concert and performance activities of instrumental groups in modern society. The article examines the impact of the Covid-19 coronavirus pandemic on the activities of instrumental groups. During the pandemic, many orchestras were forced to resort to the use of digital instruments and technologies in order not to lose their listeners, as well as profits. The scientific work analyzes the use of digital technologies in the management of orchestras, examines the possibilities of using artificial intelligence in this field.

Keywords: digital technologies, digital art, digitalization of the orchestra, orchestra management, artificial intelligence

For citation: Dodonova S.G., Nurgazizov I.A., Safina E.R. Features of the use of digital technologies in the management of an instrumental team // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 173-177.

Введение

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла существенные коррективы в работу всех организаций, социальных институтов без исключения.

Введенные из-за вируса ограничения стали барьером для продолжения их привычной деятельности. Среди таких организаций оказались и оркестры. Количественные ограничения для участников, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.