Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИРИЖЕРСКОМ ИСКУССТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИРИЖЕРСКОМ ИСКУССТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР / ЗВУКОРЕЖИССУРА / ВИДЕОМОНТАЖ / ДИРИЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сычук Юлия Викторовна

В статье рассматриваются современные инновационные технологии в рамках их применения для расширения возможностей хорового искусства и его продвижения. Автор акцентирует внимание на необходимости использования компьютерных технологий не только в педагогической сфере дирижерского искусства, но и в исполнительских аспектах. Раскрыты основы работы с звукозаписывающей аппаратурой, аудио и видеопрограммами в контексте работы с вокальным ансамблем. Подчеркивается необходимость и перспективность развития научных исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN CONDUCTING ART AND EDUCATION ON THE EXAMPLE OF A VOCAL ENSEMBLE

The article deals with modern innovative technologies in the framework of their application to expand the possibilities of choral art and its promotion. The author focuses on the need to use computer technologies not only in the pedagogical sphere of conducting art, but also in performing aspects. The basics of working with sound recording equipment, audio and video programs in the context of working with a vocal ensemble are revealed. The necessity and prospects for the development of scientific research in this direction are emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИРИЖЕРСКОМ ИСКУССТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»

УДК 784.087.68.091:001.895

Ю. В. Сычук

Применение компьютерных технологий в дирижерском

искусстве и образовании на примере вокального ансамбля

В статье рассматриваются современные инновационные технологии в рамках их применения для расширения возможностей хорового искусства и его продвижения. Автор акцентирует внимание на необходимости использования компьютерных технологий не только в педагогической сфере дирижерского искусства, но и в исполнительских аспектах. Раскрыты основы работы с звукозаписывающей аппаратурой, аудио и видеопрограммами в контексте работы с вокальным ансамблем. Подчеркивается необходимость и перспективность развития научных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: компьютерные технологии, вокальный ансамбль, академический хор, звукоре-жиссура, видеомонтаж, дирижирование.

Yu. V. Sychuk

The use of computer technologies in conducting Art and education on the example of a vocal ensemble

The article deals with modern innovative technologies in the framework of their application to expand the possibilities of choral art and its promotion. The author focuses on the need to use computer technologies not only in the pedagogical sphere of conducting art, but also in performing aspects. The basics of working with sound recording equipment, audio and video programs in the context of working with a vocal ensemble are revealed. The necessity and prospects for the development of scientific research in this direction are emphasized.

Keywords: computer technologies, vocal ensemble, academic choir, sound engineering, video editing, conducting.

В современном мире компьютерным и интернет технологиям уделяется довольно большое внимание во всех сферах жизни. Образовательная и музыкальная сферы - не исключение. В эстрадном направлении музыки использование музыкальных программ, софтов и техники для работы со звуком прочно заняло свое место не только в исполнительской деятельности, но и в образовательном процессе. Этот вполне удачный опыт следовало бы использовать для развития академической музыки - академического хора и вокального ансамбля, в частности.

Из задач, которые решило бы внедрение компьютерных технологий кроме популяризации академического направления, следует выделить трудности, с которыми столкнулись хористы и хормейстеры в период пандемии 2020 г. Этот год показал, что в академической образовательной системе крайне не хватает направления, которое бы научило сту-

дентов работать не только в нотных редакторах, но и заложило бы основы записи и обработки звука, работы с звукозаписывающей аппаратурой и другие аспекты музыкальной инженерии.

На примере работы с академическим вокальным ансамблем в условиях пандемии можно подробно описать весь рабочий процесс, в результате которого получается создать высококачественный продукт. Благодаря освоению информационных технологий академическая хоровая музыка в России способна не только освоить новые площадки и выйти на новый уровень, но и на этой базе создать новые формы исполнения, которые бы заняли достойное место в современной культуре. Кроме того, дирижер как организатор своего коллектива и лицо, от которого зависит популяризация академического направления, должен владеть современными технологиями для возможности их использования в своей деятельности и идти в ногу со временем.

Первое, на что стоит обратить внимание при переходе с акустического исполнения в электронный формат - это особенности восприятия и записи звука. Ни для кого не секрет, что живое исполнение разительно отличается от видео- или аудиозаписи того же выступления. Это происходит не только благодаря особой атмосфере и эмоциям, наиболее ярко ощущающимся вживую. Очень важную роль играет тот факт, что и микрофон, и видео камера искажают звук и визуальную составляющую исполнения, в связи с чем для достижения качественного звучания на профессиональной записи - над ним следует поработать на этапе обработки звука.

Если говорить не о записи живого исполнения, а о подготовке коллектива непосредственно к записи качественного аудио-трека, то это дает гораздо больше возможностей для хорошей работы со звуком. Важно отметить, что при записи выступления микрофоны располагаются довольно далеко от коллектива (особенно хорового) и используется небольшое количество аппаратуры на весь коллектив, что больше, конечно, делается для «подзвучивания», а не записи.

При профессиональной записи вокального ансамбля можно использовать два метода работы. Первый заключается в том, чтобы записывать коллектив единовременно, что наиболее комфортно для исполнителей, однако требует большого количества высококачественной аппаратуры (микрофон и наушники для каждого члена коллектива, микшер, звуковая карта)1, а также урезает возможности для обрабатывания звука и выравнивания баланса на записи, так как соседние микрофоны улавливают не только голос основного вокалиста, но и все соседние вибрации.

Второй способ заключается в том, чтобы записывать каждого вокалиста отдельно, что создает дополнительные трудности не только

Применение компьютерных технологий в дирижерском искусстве и образовании на примере вокального ансамбля для вокалистов, но и для звукорежиссера. Кроме того, данный способ считается менее профессиональным, так как лишает исполнение естественных ансамблей и баланса, которые придется восстанавливать искусственно с помощью технических характеристик во время обработки. Однако именно этот способ расширяет возможности для коррекции и обработки звука и позволяет минимизировать посторонние шумы и восприятие микрофоном комнаты, наименее заметно редактировать небольшие неточности в исполнении вокалистов, а также создать уникальный, необходимый звук.

Выбор метода зависит от целей и финансовых возможностей коллектива, так как при высоком техническом уровне аппаратуры минусы первого метода возможно минимизировать настолько, что они будут абсолютно незаметны. Так как для работы вторым методом требуется наибольшее владение звукорежиссерскими навыками, рассмотрим его наиболее подробно. Кроме того, в работе с ним требования к техническим возможностям можно снизить - необходимо наличие хотя бы одного микрофона и звуковой карты, рассчитанной на одноканальную запись. Дополнительной трудностью станет отсутствие возможности «спевания» коллектива. Такая ситуация может сложиться за неимением времени или другим обстоятельствам. Если каждый из участников ансамбля проучивает свою партию отдельно от состава и не слышат друг друга до начала записи, это сильно понижает способность вокалистов подстроиться друг под друга и выдать максимально похожее звучание, что в свое время лишает произведение монолитности звучания в итоговом варианте. Здесь же проявятся трудности создания естественного ансамбля, описанные выше.

Запись начинается с основного запевающего голоса, а остальные голоса в последствии под него подстраиваются. Однако в связи с тем, что в разных частях произведения ведущими являются разные голоса появляются дополнительные трудности. Для их решения возможно создать демо-версию исполнения с помощью тех же компьютерных технологий, под которую бы каждый из участников мог прописать свою партию. Возможностями для создания такой MIDI-версии произведения обладает известный многим нотный редактор Sibelius. В нем был устанавливается необходимый темп и выверяются все агогические отклонения, после чего компьютерная версия исполнения отправляется всем участникам.

Хотя этот способ разучивания произведения решает многие описанные выше возникающие трудности, он лишает вокалиста свободы и творческого порыва. Без достаточного знания партии, привычности к определенным темпам, а также внутреннего на них отклика произведение будет звучать очень сухо и неинтересно, поэтому следует прило-

жить достаточно усилий к тому, чтобы каждый участник прочувствовал и принял трактовку, созданную руководителем в компьютерном варианте. Руководителю в свое время следует уделить большое внимание нюансам, добиться которых в электронном звучании бывает куда сложнее по вполне понятным причинам2.

После записи произведения наступает этап обработки звука. Существует стандартный набор звуковых эффектов, которые используются для придания звуку необходимого естественного звучания, так как во время записи микрофон, как известно, в разной степени искажает звук. Однако прежде чем приступать к такой обработке следует обратить внимание, что современные компьютерные технологии позволяют не только изменить качество и звучание звука, но и выправить его интонационную, а также вибрационную характеристики. Для этого используется такая программа, как Celemony Melodyne. Интерфейс крайне прост для освоения, позволяет редактировать несколько звуковых дорожек одновременно. Среди его функциональных возможностей интонационная коррекция, увеличение и уменьшение вибрации звука, редакция длительности и громкости звучания отдельных нот и фраз. Но следует отметить, что чем сильнее изменение, тем более электронным будет звучание аудиодорожки. В то же время, минимальные манипуляции программа позволяет производить практически незаметно для слушателя.

К стандартному набору звуковых эффектов следует отнести эквалайзер, компрессию и ревербирацию. Эффекты накладываются в соответствующем порядке. После их использования возможно наложить дополнительные красящие эффекты, которые предадут звучанию особую краску. Следует остановиться на каждом чуть более подробно.

Эквалайзер - это устройство, которое воздействует на определенную часть спектра звука. Он позволяет обрезать и добавлять необходимые частоты, что делает звук более красочным и качественным. Он используется на микшерных пультах и позволяет редактировать звук в режиме реального времени. С помощью эквалайзера осуществляется подъем и завал частотной характеристики передачи, с возможностью выбора регулируемых параметров: максимальной величины подъема или спада на крайних частях диапазона, и при этом крутизны хода частотной характеристики3.

Также существуют эквалайзеры, встроенные в звукозаписывающую программу (Studio One, Cubase, FL-Studio, Magix Samplitude и др.), которые позволяют редактировать звук после записи, а не во время нее. С его помощью мы можем обрезать слишком низкие и высокие

Применение компьютерных технологий в дирижерском искусстве и образовании на примере вокального ансамбля частоты (что уменьшит количество шумов) или добавить их голосу, что сделает окраску более насыщенной.

Следующей используется компрессия. Компрессор - это прибор, который меняет соотношение сигналов входа и выхода, уменьшая динамический диапазон трека. Простыми словами, он регулирует динамический баланс. С настраиваемого динамического порога, компрессор уменьшает слишком громкие части дорожки таким образом, чтобы они звучали более ровно, при этом не влияя на экспрессию голоса. Это очень важный инструмент, так как при работе с музыкальным сопровождением довольно сложно выстроить баланс: в более тихих местах он может быть таким, как необходимо, а там, где сопровождение более насыщенно - солиста может быть недостаточно. Эту проблему и решает компрессия звука. Компрессор на выходе поднимает малые уровни и понижает большие, сжимая таким образом динамический диапазон до величины, установленной при настройке прибора4.

При работе же с акапельным произведением компрессор поможет создать искусственный динамический баланс между партиями, если научиться правильно с ним работать.

Третий параметр - это реверберация (или «холл»). По своей физической сути естественная реверберация - это отражение звука от окружающих поверхностей, акустика помещения. Однако из-за того, что для повышения качества записи звук лишается всех посторонних шумов - на выходе мы получаем абсолютно чистый звук, который непривычен для восприятия, так как в повседневной жизни акустика есть везде. Поэтому в звуковой инженерии используется искусственное наложение данных характеристик на звук. Параметры реверберации зависят от того, в каком помещении должно было бы звучать данное исполнение - камерный зал, концертный зал, небольшая комната или собор с огромным куполом. В зависимости от необходимого результата выстраиваются параметры размеров комнаты, реверберационного хвоста (эха) и других. Важным достоинством музыкальной записи является ощущение звуковой перспективы, то есть расстояние от слушателя до исполнителя, которая теряется при монофонической записи. Многопространственность, под которой понимается ощущение того, что все исполнители находятся в различных комнатах, является явной недоработкой звукорежиссера и требует внимательной работы с параметром ревербирации5.

Таким образом, профессионально владея этим минимальным набором звукоинженера, эксперт получает звук высокого качества наиболее приближенный к естественному звучанию. Однако не следует

забывать о том, что каждый отдельный проект требует особенного внимания и индивидуальных корректировок.

Кроме записи аудио-трека, коллективы также прибегают к съемке видео, которое призвано улучшить восприятие и добиться определенного усиления эмоциональной вовлеченности слушателя, имеющего возможность не только слышать, но и наблюдать за исполнением.

Часто такие видео снимаются отдельно именно ради повышения качества продукта. При отдельной записи аудиодорожки и только последующей съемке видео исполнитель получает возможность не только выбора одного наиболее удачного дубля из нескольких, но и более интересную съемку с разных ракурсов. Конечно, такая съемка используется в проектах высокого уровня и при живом исполнении в режиме реального времени и здесь технологии работы практически не отличаются.

Кроме того, при использовании режиссерских решений, подчиненных различным задачам создания образа используется видеомонтаж. Для качественной реализации проекта заранее продумывается фон, разрабатываются раскадровки, даются рекомендации по одежде и макияжу исполнителей.

Следует обратить внимание на расположение объектов (исполнителей) в кадре. В кинорежиссуре вопросам крупности плана и монтажа отводится огромное значение. Это крайне важные вопросы для создания определенного образа в сознании слушателя. В некоторые моменты действия ему захочется увидеть детали покрупнее таким образом, чтобы ненужное, лишнее не мешало. В а другие, наоборот, картину целиком6.

Самой большой сложностью в данном процессе является работа со светом. В некоторых случаях не представляется возможности выстроить свет один раз одинаково для всех - съемки могут проходить в разных местах и в разное время, что может негативно отразиться на качестве итогового продукта. Кроме того, следует учитывать физические параметры каждого участника коллектива (рост, ширина плеч, длина носа) также влияют на выстраивание света для получения одинаковой картинки. Для хорошего качества съемки используются дополнительные источники освещения за объектом (снизу-вверх, для усиления контура) и слева от него (на уровне глаз или чуть сверху, для придания художественности картинки). После чего с помощью монтажа все дубли соединяются в единый конечный продукт. Из встречающихся трудностей следует выделить недостаточную работу с фоном, что создает разрозненность в итоговом изображении. Эта проблему решить

Применение компьютерных технологий в дирижерском искусстве и образовании на примере вокального ансамбля после завершения съемок довольно трудно. Однако при минимали-стичном формате возможно решение вырезанием каждого участника с помощью «маски» и размытием контуров. Таким образом возможно получить единый фон, на котором не прослеживается оригинальный фон видео, а исключительно участницы ансамбля. Увеличить качество такой работы можно продумав ее заранее и в таком случае использовать для съемки хромакей.

Использование компьютерных технологий является новым направлением для академической музыки и конечно же не является самоцелью, однако именно оно способно вывести академическую музыку на новый уровень, познакомить людей с новыми формами, трактовками и звучанием классических произведений, а также способствовать популяризации этого направления среди молодежи.

Примечания

1 Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: / Б. Я. Меерзон. М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовешания им. М. А. Литовчина, 2000. Часть 1: Курс лекций на 1 и 2 курсах звукарежиссерского факультета С. 28.

2 Там же. С. 19.

3 Там же. С. 52.

4 Там же. С. 47.

5 Там же. С. 69.

6 Кулешев Л. Азбука кинорежиссуры / Л. А. Кулешев. М.: Искусство, 1969, С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.