Культурология и искусствоведение
УДК 7
DOI 10.21661/r-117110 М.М. Кизин
Классический романс в электронной аранжировке
Аннотация
В данной статье проводится анализ трансформации исполнительского искусства классического романса в условиях электронного звучания и исполнения под электронные звуки аранжировок. Автор освещает проблему синтеза электронного звучания аранжировок и классического романса, предлагая приобретать навыки творческого процесса в постоянно обновляющихся условиях концертной деятельности.
I
Ключевые слова: певец, вокальное искусство, аранжировка, аккомпанемент, микрофон, электронная аппаратура, исполнительское мастерство.
M.M. Kizin
Classic romance in electronic arrangement
Abstract
This article analyses the transformation of the performing arts of classical romance in the terms of electronic sound and performance via electronic sounds arrangements. The author focuses on the problem of synthesis of electronic sound arrangements and classical romance, offering to acquire the skills of the creative process in constantly changing conditions of live performances.
| Keywords: singer, singing, arrangement, accompaniment, microphone, electronic equipment, mastery.
Классический романс как жанр поэтического и вокально-инструментального искусства в профессиональном исполнении доступен исполнителям-певцам академического жанра. Традиции исполнительского искусства романсового репертуара характеризуются звучанием голоса и инструментального сопровождения без звукоусиливающей электронной аппаратуры. Однако в современной концертной индустрии романсы переходят в категорию музыкальных произведений, исполняемых с микрофоном.
Существует мнение профессионалов, что истинное исполнение романса не предусматривает микрофона, который является проводником не только усиления динамики звука, но и всевозможных искусственных призвуков пропущенных через механику эквалайзеров. Голос певца и аккомпанирующих инструментов приобретает искусственную акустику и меняет тембры звуков. Таким образом, классическое исполнение романса получило новые характеристики.
В исполнительском искусстве певцов существуют проблемы работы с микрофоном. Эти проблемы обусловлены с отсутствием навыков работы с микрофоном, поскольку учебный процесс постановки акаде-
мического звучания голоса проводиться без участия какой-либо электронной аппаратуры. Однако работа с микрофоном требует навыков и практики, поэтому отсутствие профессионализма в работе со звукоусиливающими электронными устройствами осложняют концертное творчество певцам академического жанра.
Работа с микрофоном в современной концертной деятельности исполнителя тесно связана с электронной аранжировкой. «Электронная аранжировка - это переложение музыкального сочинения в собственной инструментовке и исполнительской интерпретации, особенностью которой является применение средств компьютера, электронного инструмента и специального музыкально-компьютерного программного обеспечения («Bandin-a-Box», «Sibelius Studio», «Cakewalk SONAR», «Sound Forge» и т. д.)» [3, с. 104].
Микрофон, как атрибут концертного выступления является незаменимым техническим средством, поскольку помогает донести музыкальный текст до слушателя в любых помещениях, даже акустически не приспособленных к звучанию музыкальных представлений. Известно, что микрофон становиться техническим оснащением оперных, музыкальных театров, а
40 Интерактивная наука | 13 • 2017
Culturology and art criticism
многие музыкальные спектакли используют электронную аранжировку.
Классическая музыка приобрела новые условия для своего звучания, и это звучание возможно имеет свои положительные характеристики. Появляется возможность творчества исполнителей и привлечение внимания слушателей академической музыки в помещениях или импровизированных сценах организаций и предприятий. Популяризация академического музыкального жанра всегда была насущней задачей отрасли искусства и культуры и в этом смысле электронная механика является большим подспорьем.
Сегодня электронная музыкальная аппаратура используется в качестве озвучивания аккомпанемента для романса. Создаются электронные аранжировки, которая подразумевает «переложение, переработку музыкального произведения, написанную для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами» [1, с. 127].
Такое использование электронных аранжировок позволяет исполнителю солировать на сцене. Необходимо отметить, что электронные аранжировки характеризуются яркостью и зачастую утрированной ритмичностью звучания, что вызывает эффект восторга у слушателя. Однако солист лишается ценного качества в исполнительском искусстве - импровизации, тонкой передачи настроения средствами певческого голоса.
Электронная музыка все чаще используется на всех ступенях становления музыканта в образовательной сфере. Ученые считают что «выявлена преемственность между традиционными видами музыкального творчества и его нового вида, связанного с электроникой Значимость электронного музыкального творчества в развитии современной музыкальной культуры в исследовании обусловливается расширением музыкально-коммуникативной цепочки, включившей в себя наряду с композитором, исполнителем и слушателем двух новых участников -звукорежиссера и программиста И обращение к этой деятельности в рамках музыкального образования не только связывает ее с новыми направлениями музыкального искусства, но и приобщает учащихся к накопленным в его истории ценностям - классике и фольклору, что позволяет эффективно решать задачи развития их музыкальной культуры» [2].
Создатели электронных аранжировок имеют профессиональное музыкальное образование и навыки в
сфере электронных, компьютерных технологий, поскольку результат творчества аранжировщика зависит от его компетенций. «Новые технологии предъявляют иные требования к создателю аранжировок: недостаточно знаний по классической гармонии и полифонии, а также умений играть на каких-либо инструментах. Необходимы знания правил оркестровки, техники исполнения, фразировки и диапазонов разных музыкальных инструментов, чтобы звучание было убедительным и более реалистичным.
К тому же, следует владеть: законами аранжировки, где жанровая основа музыкального текста преобразовывается в новые художественные формы; основами звукорежиссуры, где главное внимание уделяется технологии электронного звукообразования, пространственному впечатлению, прозрачности звучания, звуковому балансу, тембральной окраске, динамическим нюансам, формированию нужного звука в передаче художественного образа»...)» [3, с. 105].
Молодому специалисту артисту-вокалисту необходимо владеть навыками исполнительского мастерства в условиях электронного звучания аккомпанемента, который требует от артиста ритмического подчинения, внимательность и организованности для достижения синхронности звучания. Специалистам-музыкантам в сфере электронной музыки необходимо постоянно «осваивать информационно-коммуникационные технологии, компьютерное программное обеспечение, осваивать технологии создания электронной аранжировки, самосовершенствуясь в новой и интересной для них области музыкальной и культурно-досуговой деятельности».
Электронная аранжировка классического романса еще молодое и развивающееся направление в музыкальном искусстве и возможно развитее этого направления, его постоянное совершенствование достигнет высоких профессиональных высот и станет альтернативой традиционному аккомпанементу.
Классический романс в электронной аранжировке воспринимается как новая форма звучания музыкального произведения, однако, его первоначальное предназначение проявлять выразительность своего содержания под инструментальный аккомпанемент, позволяющий импровизировать, представлять исполнительскую интерпретацию, создавать трогательные образы героев камерного музыкального жанра.
Литература
1. Булычевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л., 1968. - 196 с.
2. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук.
3. Малков А.Е. Электронная аранжировка и ее применение в работе культурно-образовательного центра вуза / А.Е. Малков, Н.И. Буторина // Формирование компетенций студентов в культурно-образовательном пространстве вуза: Сборник статей / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 135 с.
Interactive science | 13 • 2017
41