Научная статья на тему 'АРАНЖИРОВКА И ПРОЦЕСС СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОГРАММЕ STEINBERG CUBASE'

АРАНЖИРОВКА И ПРОЦЕСС СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОГРАММЕ STEINBERG CUBASE Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
626
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАНЖИРОВКА / СВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАБОТА АРАНЖИРОВЩИКА / МАСТЕРИНГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бунькова А.Д., Царев Д.А.

В статье рассматриваются вопросы аранжировки музыкальных композиций в программе секвенсор Steinberg Cubase 5, а также подробно описан процесс сведения над музыкальной композицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРАНЖИРОВКА И ПРОЦЕСС СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОГРАММЕ STEINBERG CUBASE»

АРАНЖИРОВКА И ПРОЦЕСС СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОГРАММЕ STEINBERG CUBASE

1 2 © Бунькова А.Д. , Царев Д.А.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы аранжировки музыкальных композиций в программе секвенсор Steinberg Cubase 5, а также подробно описан процесс сведения над музыкальной композицией.

Ключевые слова аранжировка, сведение, музыкально-компьютерные технологии, работа аранжировщика, мастеринг.

Развитие и совершенствование музыкально--компьютерных технологий способствует не только облегчению труда музыканта, но и раскрывает новые возможности, горизонты в творчестве. Компьютер используется в нот-но-издательской деятельности, при создании и аранжировке музыкальных композиций, в звукозаписи, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки. Компьютер постепенно превратился из вычислительной машины в рабочий инструмент музыканта. Он помогает решать различные музыкальные и художественные задачи.

В настоящее время компьютерная аранжировка получает всё большее развитие, поэтому музыканту нужно не только уметь профессионально оформлять свои композиции, но и необходимо достаточное количество знаний, как в области музыкознания, так и в области современных музыкальных компьютерных технологий.

От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит компетентность стилевого направления и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы, (если им позволяют знания и навыки работы) самостоятельно аранжируют свои произведения с целью как можно точнее реализовать задуманную идею.

Работа аранжировщика не менее творческая, чем работа автора. Аранжировщик должен быть в первую очередь композитором с очень тонким ощущением приоритетов и симпатий автора. К тому же, аранжировщику необходимо знать потребности современного музыкального рынка, и в совершенстве владеть программным обеспечением.

Каждый аранжировщик мечтает написать популярную песню, найти для нее исполнителя. При первом прослушивании певец (исполнитель) желает составить полное представление о будущем продукте творчества. При знакомстве с новым материалом учитывается мелодическая, гармоническая

1 Доцент кафедры Художественного образования.

2 Студент.

составляющая, правила голосоведения, использование музыкальных инструментов в партитуре и др. К тому же, аранжировщику необходимо знать потребности современного музыкального рынка и в совершенстве владеть программным обеспечением. Первостепенной задачей аранжировщика является создание продукта, отвечающего требованиям европейского стандарта и формата мира музыки. Аранжировка - это всего лишь звено в создании готового музыкального произведения. За ней последуют запись вокала, сведение и мастеринг. Но от работы аранжировщика зависит успех всех этих дальнейших действий.

Для создания аранжировки необходимы ключевые компетентности по следующим дисциплинам:

- музыкальная грамота;

- композиция;

- гармония;

- инструментоведение;

- владение музыкальными инструментами (фортепиано, гитара, ударная установка);

- фундаментальные знания в области программного обеспечения;

- умение работать с музыкальной техникой;

- глубокое изучение потребностей существующего музыкального рынка.

Если аранжировщику не удастся грамотно воплотить идею автора, последующие работы будут напрасны. От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит компетентность стилевого направления и убедительность звучания музыкального произведения.

Аранжировка его песен в таком жанре как поп музыка обусловлена тем, что на сегодняшний день является популярной, востребованной для любого эстрадного исполнителя, вокально-инструментального ансамбля.

Рожденная в студии, дома или в компании друзей, музыка ценна своей одухотворённостью, сопричастностью к жизни и духовным устремлениям слушателя.

Программа Steinberg Cubase 5 - виртуальная звуковая студия. В ней находится:

- секвенсор для записи и редактирования MIDI и Audio;

- библиотеки виртуальных музыкальных инструментов, как мелодических, так и ударных, объединенных в синтезаторы;

- многоканальный цифровой «магнитофон» для записи звука;

- приборы динамической обработки, частотные фильтры;

- приборы обработки эффектами отдельных MIDI- и аудиотреков или всей композиции в целом;

- микшер, для сведения треков в стереофоническую фонограмму (а также многоканальную surround-фонограмму);

- измерительные приборы и индикаторы;

- система коммутации студийного оборудования и управления.

Чтобы начать работу необходимо загрузить программу, создавать новый

проект. Для этого в меню File необходимо выбрать команду Open. Откроется диалоговое окно Open Project предназначенное для загрузки файла проекта.

Для процесса сведения музыкальной композиции, была выбрана композиция «Drag» группы The Long Wait и производен импорт всех аудиодорожек в новый проект Cubase.

Очень важно на этапе звукозаписи добиться максимально качественного звучания всех инструментов. В процессе сведения и мастеринга удается устранить какие-либо технические недостатки записи, однако конечный результат композиции, так или иначе, связан с качеством исходного материала.

Все импортированные дорожки необходимо разделить и направить в соответствующие созданные группы. Также рекомедуется разукрасить дорожки разным цветом, что поможет ориентироваться в проекте. Таким образом, аудиотреки записанной ударной установки (Kick, Snare, Overheads, DrumsRoom) были отправлены в группу Drums, акустическая гитара, записанная дабл-треком AcGtrlMic 1 и AcGtrlMic 2 направлены в группу AcGtr. Все электрогитары были распределены в 4 группы: Guitar 1, Guitar 2, Guitar 3, Guitar 4. По такому же принципу были распределены партии бэк вокала. Остальные инструменты в объединении в группы не нуждаются.

Благодаря такому распределению, есть возможность производить как обработку каждого инструмента, например, ударной установки, в отдельности (Kick, Snare и др.), так и самой ударной установки вцелом.

Очень важно в процессе сведения слышать и представлять конечный вариант звучания того или иного инструмента. Достигается это путем большого слухового опыта и тщательного анализа фонограмм. Технической составляющей сведения необходимо добиться устранения частотных конфликтов, звуковых артефактов, исправить ошибки, допущенные при записи. С художественной стороны важно подчеркнуть тембр инструмента, создать прозрачность и пространнственное впечатление.

Хорошим помощником при сведении любого инструмента может оказаться комплексный анализатор TrackS3 Metering. Плагин может дать информацию по уровню сигнала в пиковых приделах, уровне RMS, фазовой составляющей, показать значение коррелометра и АЧХ. Плагин никак не влияет на звучание инструмента

Традиционно процесс сведения начинается с обработки ритм секции, которая является фундаментом нашей композиции. Ударная установка представлена дорожками Kick, Snare, Overheads, DrumsRoom. Остановимся на каждой подробнее.

В записи партии большого барабана прослушивается партия малого барабана. Это достаточно популярный в записи дефект, связанный с тесным

расположением инструментов в ударной установке. Избавиться от нежелательной партии необходимо с помощью шумоподавления. Так как на записи уровень громкости сигнала бочки в несколько раз превышает уровень малого барабана, а их партии сыграны на разные доли, то самый простой способ устранить данный дефект - использовать динамическое шумоподавление Noise Gate. В Insert аудиодорожки Kick добавляем стандартный плагин Gate. При его настройке, особое внимание необходимо уделить регуляторам Tre-shold (Порог срабатывания), Hold (Время работы) и Release (Время восстановления). Важно настроить плагин таким образом, чтобы полезный сигнал бочки никак не изменился, сохранил атаку и характерный «хвост», при этом стараться максимально устранить ненужный материал в паузах между ударами большого барабана. После точной настройки прибора, рекомендуется прослушать всю партию бочки от начала до конца, удостоверившись в правильном результате настройки прибора.

Следующий шаг после шумоподавления - эквализация. Добавляем в insert дорожки Kick эквалайзер от компании FabFilter - Pro Q2. Это достаточно популярный эквалайзер, обладающий интуитивно понятным интерфейсом, встроенным анализатором АЧХ в реальном времени и достаточно широким функционалом. Звучание Большого барабана в данном случае имеет огромное колличество субнизов, в то время как «тело» бочки находится на частоте примерно 110 Герц. Это является скорее исключением из правил, так как типичная рок бочка имеет основу в районе 60 Герц. Именно поэтому, используя фильтр низких частот с максимальной частотой среза 72 db на октаву, были убраны низкочастотные составляющие ниже 65 Гц.

Чтобы подчеркнуть характерный высокочастотный «щелчок» рок бочки, эффективней устранить мутность звучания в районе 600 Гц, нежели повышать частоты в районе щелчка - 3-4 кГц. Высокочастотные составляющие (свыше 12 кГц) не несут важной информации у большого барабана.

Компрессия. Применяем компрессор Oxford Dynamics Native с параметрами: степень компрессии Ratio 4:1, порог срабатывания Threshold около -30 dB, время атаки - 20 мс, время восстановления около 5 мс. Компенсацию громкости Make Up необходимо устанавливать в зависимости от уровня компрессирования сигнала, в данном случае было выставлено около 8 dB. После компрессии важно добиться четкого, плотного звучания бочки.

Существует мнение, что по качеству обработки малого барабана судят вцелом о качестве сведения ударной установки. В процессе сведения необходимо добиться очень плотного, яркого звука малого барабана. Он должен отчетливо прослушиваться во всем миксе.

Так же, как и в ситуации с большим барабаном, в записи малого барабана присутствуют партии других инструментов ударной установки. Добавляем в Insert дорожки Snare плагин Gate. Настройки в данном случае представлены ниже.

Благодаря встроенному в эквалайзер Pro-Q2 анализатору амплитудно-частотной характеристики? можно наглядно обнаружить «тело» малого барабана. Обычно это район 200-220 Гц. Убрать низкочастотные составляющие можно с помощью фильтра низких частот с высокой крутизной спада.

Очень часто в звучании малого барабана существует большое количество резонирующих частот, расположенных в среднем частотном диапазоне. Самый верный способ избавиться от этого - уменьшить конфликтные частоты на несколько децибел режекторным фильтром с высокой добротностью Q (полоса пропускания фильтра становится узкой). Существует эффективный способ обнаружить резонирующие частоты. Необходимо создать точку на спектре, установить узкую полосу пропускания и усилить полосу на максимальное количество децибел. После этого плавно передвигаться по частотному спектру в поисках резонирующей частоты, которая будет сопровождаться резким, звонким гудением. После обнаружения - данную частоту уменьшить на 5-6 децибел и повторить процесс далее. Такой способ можно применять ко всем инструментам в миксе, имеющим явные резонансы.

Чтобы избавиться от «мутного» звучания малого барабана, можно поднять спектральную составляющую в районе 5-6 кГц, установив, предварительно, низкую добротность Q. Иногда есть смысл применить эксайтер, немного добавив в звучание барабана высокочастотных гармоник. Такая техника поможет сделать барабан звонким, легко прослушивающимся в миксе. Понижаем на несколько децибел спектральные составляющие выще 10 кГц, чтобы не мешать тарелкам.

Для динамической обработки малого барабана будем использовать компрессор BT compressor CP2S-3. При его настройке важно не перекомпрессировать звук, из-за чего малый барабан может звучать глухо, без резкой атаки. Поэтому компрессировать желательно в режиме PEAK, установив большое время атаки и релиза. Степень компрессии выставляется достаточно высокая, но здесь есть смысл поэкспериментировать, добившись наилучшего результата.

При эквализации тарелок, необходимо убрать частоты, расположенные ниже 800 Гц. Таким образом по возможности максимально избавиться от призвуков большого и малого барабанов. После этого звучание тарелок будет намного яснее и ярче. Надо отметить, что все параметры, приведенные здесь - условные и зависят от конкретного аудиоматериала.

Настройки компрессора на дорожке overheads необходимо устанавливать с малым значением релиза, чтобы прибор смог восстановить свою работу до следующего удара тарелок.

Чаще всего партия overheads записывается в стерео. Для расширения стереопанорамы можно воспользоваться стереоэнхансером от компании Wave S1 Imager Stereo. При слишком широкой стереопанораме так же есть смысл применить данный плагин, с целью ее сужения.

При записи живых ударных пара микрофонов обычно используется для стереозаписи общего звучания студии, чтобы передать ее акустическую атмосферу. Обработка такой партии сводится к минимуму: эквалайзером плавно подавить спектральные составляющие ниже 500 Гц, применить компрессор примерно с такими же настройками, какие использовались для обработки overheads. Громкость трека с записью общего звучания студии нужно отрегулировать «по вкусу».

Следующий шаг - необходимо обработать всю ударную установку, для достижения цельности ее звучания. Для этого, будем добавлять плагины в группу Drums, куда направлены все инструменты, рассмотренные выше.

На данном этапе необходимо добиться открытого, натурального звучания ударной установки. Для этой цели можно применить параллельную компрессию. Параллельная компрессия - этот метод динамической обработки, основанный на подмешивании к оригинальному сигналу его компрессированной копии (соотношение сигналов подбирается на слух). В результате данной обработки, звуки имеющие большую амплитуду - практически не изменяются, тогда как тихие - усиливаются. Вместо того, чтобы понижать уровень высоких пиков в целях сокращения динамического диапазона, как это происходит при обычной компрессии, этот метод сокращает динамический диапазон, поднимая уровень тихих звуков, делая звук более детализованным. В данном случае был использован компрессор Red 3 с возможностью регулировки соотношения подмешивания Dry/Wet.

Достичь плотного звучания также возможно благодаря применению многополосного максимайзера L3 MultiMaximizer на группу Drums. Применять его нужно с большой осторожностью, чтобы не допустить «зажатости» среди инструментов ударной установки.

Неотъемлемой частью ритм секции является партия баса. Предварительно прослушав аудиотрек, можно сделать вывод о том, что записан бас очень качественно, присутствует большое количество гармоник, плотный звук, бас будет очень хорошо читаться в миксе.

Эквализация данного инструмента сводится к плавному подавлению спектральных составляющих ниже 50 Гц и устранению участков спектра в районе низкой середины, которые вызывают «гудение». Чтобы подчеркнуть характерный звук соприкосновения медиатора со струнами, имеет смысл поднять спектр в районе 1-2 кГц. Возможно придется подавить частотные составляющие, в которых находится «тело» большого барабана, чтобы избежать частотного конфликта этих двух инструментов.

Компрессия баса производится примерно со следующими параметрами: режим RMS, порог срабатывания Threshold около -30 dB, степень компрессии Ratio 4:1, время атаки 16 мс, время восстановления минимально. Поскольку бас несет в себе значительную долю энергии всей композиции, важно, чтобы уровень его сигнала оставался постоянным.

Максимально плотного звучания баса можно достичь применением ультрамаксимайзера от компании Waves L2 Ultramaximizer.

После обработки ритм секции, необходимо приступить к обработке главной вокальной партии. Вокал является, пожалуй, самой главной составляющей в рок композиции, поэтому нельзя откладывать его обработку на конец. Это относится и к выставлению его выходного уровня сигнала.

В данном произведении используется женский вокал. Эквализация вокальной партии сводится к устранению низкочастотных артефактов и различных резонансов. Пользоваться эквалайзером в данной ситуации необходимо с большой осторожностью, чтобы кардинально не изменить тембральную окраску голоса. Именно поэтому подавление частот не превышает 3 dB.

Компрессировать вокальную партию будем с помощью компрессора Classic Comp от компании TrackS3. Настройки компрессора сводятся к установке максимально быстрой атаке, достаточно долгому релизу и высокой степени сжатия. Для более плотного вокала необходимо увеличить подачу сигнала на компрессор, повернув по часовой стрелке регулятор Input Drive.

Добиться яркого, искристого звучания в вокале поможет добавление эк-сайтера. Эксайтер - это устройство обработки, используемое для гармонического синтеза (как правило) высокочастотных сигналов, с помощью добавления тонких гармонических искажений. При настройке данного прибора не следует перенасыщать голос высокочастотными гармониками, что может негативно повлиять на качество звучания голоса в целом.

В эксайтере H82 Harmonic Maximizer регулятором Hi Tune устанавливается частота, на которой регулятором Hi Mix будут добавлены необходимые высокочастотные обертона. После обработки данного прибора вокальная партия оживилась, приобрела светлое и достаточно звонкое звучание.

Применение эффектов, основанных на задержке сигнала - неотъемлемая часть обработки вокала, да и вообще любой сольной партии. При установке параметров ревербератора необходимо руководствоваться стилистикой произведения, однако не следует делать ревербератор сильно заметным в миксе. В данном случае была выбрана имитация большого помещения, со средним значением времени реверберации. Чаще всего подобные эффекты не подключают в последовательную шину insert, а используют параллельную. Для этого необходимо создать FX Track и назначить на него необходимый ревербератор, при этом установить в Send партии вокала данный плагин. Уровень посыла на FX шину можно регулировать автоматизацией на необходимой дорожке. Таким образом можно отправлять посыл на эффект не только аудиотрек с вокальной партией, но и любой другой, без необходимости постоянно добавлять ревербераторы в insert каналов и регулировать соотношение Dry/Wet.

Избавиться от фоновых шумов между частями вокала лучше мануальным способом, используя инструменты Cubase, такие как Выделение, Нож-

ницы, Fade In и Fade Out. Такой способ, возможно, занимает больше времени чем установка и настройка Gate, однако позволяет аккуратней работать с «вдохами» вокалиста.

Партия акустической гитары записана дабл треком, поэтому в результате мы имеем две аудиодорожки. Для заполнения стерепанорамы можно смело направлять одну дорожку в максимально левое значение панорамы, а вторую - максимально вправо. Существует хитрый прием для достижения большего эффекта присутствия инструмента. Одну из аудиодорожек, например ту, которая направлена в R по панораме, необходимо задержать на 8 мс. Казалось бы, время между звучанием двух аудиодорожек минимально, однако стерео объем, благодаря данным манипуляциям, существенно увеличивается.

Вообще, благодаря экспериментам с установками задержек, можно добиться интересных результатов не только в стереокартине, но и в балансе громкостей инструментов в миксе.

Так как две аудиодорожки акустической гитары отправлены в группу, все плагины мы будем подключать в insert канал этой группы. Акустическая гитара записана очень качественно, без каких-то явных резонансов и очень ярким, напористым звучанием. Эквализируем гитару следующим образом -убираем low cut фильтром частоты, находящиеся ниже 100 Гц чтобы гитара не конфликтовала с басом, shelf фильтром плавно убираем частоты выше 13 кГц и избавляемся от гудящих резонансов в середине. Уменьшение высокочастотного диапазона способствует избавлению от частотного конфликта между гитарой и тарелками.

Компрессором достигается равномерная динамика инструмента на протяжении всей партии. В данном случае компрессор с максимальным значением Wet не используется для параллельной компрессии.

При эквализации электрогитар необходимо подавить на 6 db спектральные составляющие в области частот около 150 Гц, чтобы не мешали басу и бочке. Полностью подавить бесполезные участки спектра на частотах ниже 110 Гц, которые делают звучание мутным. Сделать плавный спад спектра выше 8 кГц, чтобы не мешать тарелкам и обеспечить вокалу яркое звучание. «Утеплить» звучание гитар можно за счет небольшого подъема спектра в области низкой середины. Средние и высокие частоты гитар - отрегулировать «по вкусу», так чтобы подчеркнуть различный характер их звучания. При панорамировании гитар необходимо руководствоваться правилом -если один инструмент звучит слева, то другой должен компенсировать отклонение от центра и звучать справа. В большей степени необходимо ориентироваться на свой слух и в меньшей - на индикаторы стереобаланса. Распределяя инструменты по стереопанораме, можно добиться того, чтобы близкие по тембру звуки электрогитар не мешали друг другу. Именно поэтому имеет смысл панорамировать электрогитары не на 100 % влево и

вправо, а 50 на 50, 70 на 70 и т.д. в зависимости от количества инструментов и их партий и, естественно, от значений коррелометра.

В данном случае, анализ партий электрогитар показывает, что аранжировка построена таким образом, что гитары играют в большом динамическом диапазоне. Чтобы облегчить работу компрессора, имеет смысл применять автоматизацию громкости на аудиодорожке, при этом сохраняя задумку автора, касающуюся баланса громкости в партии инструмента. Настройка компрессора сводится к тому, чтобы гитары хорошо читались в любом месте микса.

При панорамировании партий бэк вокала необходимо руководствоваться теми же принципами, что и при обработке гитар. Эквализацию и компрессию можно применять примерно так же, как и с ситуацией с лидер вокалом. Однако, следует значительно уменьшить эффект реверберации и выбирать более высокую степень компрессии. Интересного результата можно добиться применив в обработке бэк вокала темпо-делей и прочее эффекты: питч коррекция, фленджер и др. Иногда есть необходимость подкорректировать помимо баланса громкости, синхронность бэк вокала и лидер вокала. Сделать это можно инструментами секвенсора.

Конечный шаг в сведении - регулировка баланса громкости между инструментов. Наглядней всего это производить фейдерами микшера Cubase. Вызвать окно микшера можно клавишей F3.

При установке баланса уровня инструментов, часто есть необходимость воспользоваться автоматизацией громкости каждой партии и корректировкой выходной компенсации громкости компрессоров. Необходимо находить компромис в разборчивости инструментов, сохраняя баланс уровней, задуманный автором композиции.

После установки необходимого баланса громкости, есть смысл подключить в мастер шину плагин мастеринговой обработки iZotope Ozone. В данном плагине есть возможность выбора пресетов по жанру композиции, не вдаваясь в настройку отдельно взятых плагинов обработки. Таким образом, можно примерно услышать конечный вариант звучания и, по необходимости, провести какие то изменения в сведении композиции на данном этапе. После этого важно не забыть отключить этот плагин на мастер шине. Сведение завершается экспортом аудиотрека File - Export - AudioMixdown. Экспортировать необходимо в формате wave, то есть некомпрессированного аудио. После того, как сведение завершено, необходимо сохранить проект Ctrl + S и вернуться к корректировкам через пару дней, так как при долгой работе со звуком, слух имеет свойство «замыливаться».

На сегодняшний день человеку, использующему в своем творчестве компьютер, уже недостаточно будет оставаться только музыкантом и пользователем PC. Если он хочет применять вновь открывшиеся возможности с высокой эффективностью, то должен понимать сущность операций со зву-

ковыми данными, владеть приемами обработки музыкального материала, использовать богатые возможности мультимедиа в представлении своих авторских композиций. На сегодняшний день существует огромное количество музыкальных программ, которые способны воплощать те или иные замыслы. Программы - секвенсоры стали неотъемлемой частью не только музыкантов и профессионалов (вокально-инструментальных группах, профессиональных оркестрах, музыкальных студиях и т.д.), но и у музыкантов любителей как инструмент, открывающий путь к музыкальному творчеству для всех желающих. Открывшиеся большие возможности позволяют любому желающему реализовать свои смелые творческие замыслы и применять их с высокой эффективностью, владея приемами обработки музыкального материала средствами музыкально-компьютерных технологий.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА

ДАННЫХ В ЗАДАЧЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

© Горутько Е.Н.1

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматривается возможность оценки качества электронных образовательных ресурсов на основе интеллектуального анализа данных, а именно с помощью метода «деревья решений»; представлены практические результаты и анализ построения дерева решений в аналитической системе Deductor.

Ключевые слова оценка качества, электронные образовательные ресурсы, деревья решений.

В условиях глобальной информатизации общества, которая затрагивает все сферы человеческой деятельности, именно информатизация в сфере образования является одним из приоритетных направлений. Широкое распространение различных типов электронных устройств, создание и развитие электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, доступной в сети Интернет, предполагает активное использование новых современных электронных образовательных ресурсов в процессе обучения студентов. И как следствие, приводит к усилению требований к их качеству.

В стандарте ИСО 9000-2001: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

1 Заведующий сектором электронных образовательных ресурсов, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.