Научная статья на тему 'Применение комплекса мер социального и экономического характера, способствующих предупреждению преступности несовершеннолетних'

Применение комплекса мер социального и экономического характера, способствующих предупреждению преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1068
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Штефан Алена Владимировна

Рассматривается нормативно-правовой механизм реализации комплекса мер социального и экономического характера, способствующих предупреждению преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Штефан Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение комплекса мер социального и экономического характера, способствующих предупреждению преступности несовершеннолетних»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 21 (159).

Право. Вып. 20. С. 94-97.

А. В. Штефан

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА МЕР СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматривается нормативно-правовой механизм реализации комплекса мер социального и экономического характера, способствующих предупреждению преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, преступность в отношении несовершеннолетних, подросток.

Принцип комплексности в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе к указанной проблеме, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, ее отдельных видов. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности, воздействие на личность и среду, в которой она находится, разработку типовых моделей предупредительной деятельности с целью обеспечения взаимодействия усилий всех субъектов профилактики1 .

Проблема распространения преступности несовершеннолетних является актуальной как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества.

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующих обязанностей. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно. Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации преду-

преждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц2.

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями, определяющими то, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:

создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой путем осуществления комплексных мероприятий целевых федеральных и региональных программ оказания социальной, экономической и иной помощи семье и детям, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с подростковой преступностью;

имеет самостоятельную законодательную основу — комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни и воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения оказания на них отрицательного влияния, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;

обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий. Такая деятельность постоянно координируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Она опирается на необходимую информационно-

аналитическую базу и обеспечивается бюджетным финансированием.

Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как возрастной группы населения, наиболее остро испытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше причин преступности, а также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей. Борьба с преступлениями несовершеннолетних планируется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитательных. профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение несовершеннолетних, пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет, главным образом, о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью3.

Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации мероприятий по предупреждению преступности и правонарушений подростков. Так, все федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее время, включали в себя либо специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи, либо определяли ряд направлений деятельности в указанной сфере. Ранее действовавшие федеральные целевые програм-

мы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровне. В результате выполнения федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг. достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 г. до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 г.), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 г. до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 г.), инвалидности среди детей с хронической патологией. В 2005 г., по сравнению с 2003 г., количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации,— на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 г.

В рамках указанной федеральной целевой программы осуществлялись строительство и реконструкция 42 учреждений родовспоможения и детства, 77 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Реализация программы позволила укрепить материально-техническую базу более 600 учреждений родовспоможения и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе центров помощи семьям с детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным

лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием)4. Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расширилась до 1300 учреждений, число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений. Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей.

Благодаря развитию новых форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 % за период реализации программы. Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне. В Российской Федерации проживает 29 млн детей, к числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

По прогнозам, к 2010 г. численность детей уменьшится, по сравнению с 2003 г., на 3,73 млн, что говорит о дальнейшей тенденции сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми. За последние 10 лет уро-

вень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводят к их ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 г. совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 г.— 154,4 тыс., в 2005 г.— 154,7 тыс.)4. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их адаптация в обществе остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Актуальность федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг., ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

Предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних невозможны без качественного изменения роли в обществе семьи и школы, влияния государственных специализированных органов, которые способствуют воспитанию и исправлению подростков, а также воздействуют на культурную и духовную жизнь несовершеннолетних.

Примечания

1 См.: Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 2006. С. 270.

2 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2003. С. 330.

3 См.: Криминология : учебник / под ред. А. И. Долговой. М., 2001. С. 702.

4 Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р (О Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 6. Ст. 787.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.