Received: 28.08.2020. Accepted: 17.09.2020. References
Abajyan M. A. (2019). The main directions of the state youth policy in the Russian Federation. (In Rus).
Brovko S. (2012). PR events: methodology for preparing and conducting effective events: methodology of PR events: the concept of the St. Petersburg School of PR. (In Rus). Clenbort L. (2015). Modern youth: before and now. (In Rus). Corkindale D., Balan P., Rowe C. Marketing: Making the future happen. Melbourne. Cutlip S. M., Center A., Broome G. Public Relations. Theory and practice. (In Rus). Ilyinsky I. M. (2015). Youth and youth policy. (In Rus).
Johnston J. (2017). The public interest: A new way of thinking for public relations? Krasovskaya N. R., Gulyaev A. A., Lakhtin A. Yu. (2019). Ways to differentiate between target audiences and channels of communication with them. (In Rus).
Nazarova E. A. (2016). Provocations in the mass media/Provocations: spheres of communicative manifestation: collection of articles. Moscow. 2016. 73 p. (In Rus).
Pieczka M. (2019). Looking back and going forward: The concept of the public in public relations theory.
Pruitt L. (2017) Youth, politics, and participation in a changing world. Journal of Sociology.
Ryumshin S. A. (2018). Ideological aspects of mediation in advertising and PR communications//Kommunikologiya: electronic scientific journal. Vol. 3.No. 1. P. 24-31. (In Rus).
Sharkov F. I. (2008). Mass communications and media planning. Moscow: Alfa-Press. (In Rus).
Sharkov F. I. (2014). Information and communication paradigm of the development of Russian statehood// Kommunikologiya. Vol. 3. No. 1. P. 111-118. (In Rus).
Suleymanova Sh. S. (2014) Geopolitical processes and world politics//Ethnosocium and interethnic culture. No. 11 (77). P. 162-171. (In Rus).
■ ■ ■ Применение комплекса интегрированных коммуникаций PR-агентства «Redline PR»: на примере проекта Всероссийский конкурс «Семья Года»
Краснова А. В.
Акционерное общество «Демиховский машиностроительный завод», Московская область, Российская Федерация
Аннотация. Сегодня культурные ценности приобрели синонимичное значение с человеческими (социальными) ценностями. Культура представляет собой сложно структурированное социальное образование. А семейные ценности в данной системе - это ее ядро. В формировании семейных ценностей прослеживается многоуровневый, многослойный, если можно так выразиться, подход. В формировании семейных ценностей в обществе и создании крепких семей заинтересованы все - от государства и до членов самих этих семей. Государственные власти отчетливо поняли необходимость формирования в
обществе семейных ценностей. В современном мире любой контакт человека с обществом сопровождается потреблением больших массивов информации. Использование интегрированных коммуникаций активно внедряется во всех сферах общественной жизни. Они играют значимую роль в формировании современной культуры и ценностных ориентиров общества. Проникая во все сферы жизни общества интегрированные коммуникации становятся инструментом не только маркетологов и PR-специалистов, но и представителей государственной власти.
Ключевые слова: интегрированные коммуникации, семейные ценности, национальный проект, социальная политика
Для цитирования: Краснова А.В. Применение комплекса интегрированных коммуникаций PR-агентства Redline PR: на примере проекта Всероссийский конкурс «Семья Года»// Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №3. С.26-36.
Сведения об авторе: Краснова Алина Васильевна, редактор. Акционерное общество «Демиховский машиностроительный завод». Адрес: 142632, Россия, Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Демихово, ул. Заводская, д.29А. Е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 23.08.2020. Принята к печати: 17.09.2020
Применение комплекса маркетинговых коммуникаций
Постоянной темой при осуществлении коммуникаций является необходимость реализации комплексных программ маркетинговых коммуникаций. В прошлом такая интеграция часто отсутствовала в планах маркетинговых коммуникаций большинства организаций. Даже если каждый PR-инструмент рассматривать отдельно, инструменты маркетинга, используемые организацией, должны быть интегрированы друг с другом,
Общий комплекс организационных мер также должен быть интегрирован с маркетингом и с корпоративными стратегиями. Существует ряд вопросов, касающихся развития интегрированных маркетинговых коммуникаций. К наиболее важным из этих вопросов относятся:
• Что подразумевается под интеграцией в контексте планов маркетинговых коммуникаций?
• Почему важно разработать комплексный подход к маркетинговым коммуникациям?
• Почему в последние годы возросло признание этой важности?
• В чем преимущества комплексного подхода?
• Каковы проблемы и трудности в достижении комплексного подхода?
• Что необходимо для достижения комплексного подхода к маркетинговым коммуникациям?
• Как можно достичь комплексного подхода?
Для реализации комплекса маркетинговых коммуникаций в PR-агентствах особо следует рассмотреть суть комплексного подхода. Комплексный подход к маркетинговым коммуникациям означает, что каждый аспект коммуникации организации со всеми ее аудиториями, как внутренними, так и внешними, синхронизируется и координируется для представления согласованного и единого набора тем и сообщений. Это, казалось бы, простое заявление означает, что все, что организация делает или взаимодействует со своей целевой аудиторией, будь то с клиентами, посредниками или другими заинтересованными сторонами, а также при стимулировании продаж, рекламе, упаковке, спонсорства, прямого маркетинга или в любых других направлениях коммуникации организации - все действия должны быть спланированы и скоординированы.
Полная интеграция охватывает не только интеграцию основных инструментов продвижения, но и каждый аспект коммуникации компании, и, притом, не только общение с клиентами, но и с каждой общественностью и аудиторией (внутренней и внешней). Наконец, полная интеграция влечет за собой интеграцию маркетинговых коммуникаций с общими маркетинговыми и корпоративными стратегиями организации.
Интеграция маркетинговых коммуникаций при организации Всероссийского конкурса «Семья года»
Одним из направлений деятельности агентства Redline PR является сотрудничество с государственными органами с целью предоставления им полноценной PR-поддержки и логистического сопровождения для различных государственных проектов абсолютно разной направленности. Одним из таких мероприятий является Всероссийский конкурс «Семья Года», проходящий в рамках национального проекта «Демография». Данное мероприятие проводится уже шестой год в России, и Redline PR Данный Конкурс является значимым социальным инструментом в пропаганде и продвижении ценностей семьи и ответственного отношения родителей к своим обязанностям. Организаторы конкурса - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные государственные организации создали конкурс в рамках реализации Концепции государственной семейной политики Российской Федерации и национального проекта «Демография»2. Конкурс проходит под девизом «Моя семья - моя Россия» по 5-ти номинациям: «Многодетная семья»;
2 https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 28.01.2021)
«Молодая семья»; «Сельская семья»; «Золотая семья России»; Семья -хранитель традиций».
PR-поддержку и логистическое сопровождение. конкурса обеспечивало Агентство Redline волонтёры из общественной организации «Мосволонтер». Работа волонтёров и полный комплекс по сопровождению и аккредитации семей была также под контролем агентства Redline PR.
Федеральный конкурс «Семья Года» является одним из самых масштабных мероприятий государственного значения. Его цель -«пропаганда и повышение общественного престижа семейного образа жизни, ценностей семьи и ответственного родительства». Задачами проведения данного мероприятия согласно официальному положению являются распространение положительного опыта семейных династий, социально ответственных семей, воспитывающих детей с инвалидностью, семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ведущих здоровый образ жизни, развивающих увлечения и таланты членов семьи, активно участвующих в жизни местного сообщества, региона, страны3.
Этапы реализации проекта
Условно, весь проект можно разделить на три этапа: муниципальный и региональный этап, федеральный этап и заключительный уже после завершения основной части конкурса. На первоначальном этапе конкурс охватил большое число семей-участников (более 3000 семей) на муниципальном и областном уровнях. От каждого региона было представлено по одной семье. В целях подготовки и проведения региональных этапов Всероссийского конкурса в субъектах Российской Федерации формируются региональные организационные комитеты. В их состав входят представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, некоммерческих, общественных, научных, образовательных организаций, общественные деятели, представители молодёжных и детских общественных объединений.
Уже на первоначальном этапе активизировалась работа по привлечению внимания к данному конкурсу и к ретрансляции семейных ценностей посредством СМИ. В ряде регионов были организованы специальные мероприятия в поддержку региональных этапов, такие как «Парад колясок» в Брянской области, книжная выставка «Семья - счастье, любовь и удача» в Республике Мордовии, областная акция «Марш за жизнь», состоявшаяся в Смоленской области. В Ульяновской области на улицах Ульяновска были размещены баннеры с фотографиями семей -победителей городского и областного этапов конкурса «Семья года 2019».
3 https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 28.01.2021)
Большинство федеральных каналов вели репортажи, брали интервью у семей-участников от «своего» региона, местные онлайн-СМИ также публиковали пресс-релизы и статьи о мероприятии.
После того как «на местах» были проведены отборочные этапы конкурса, те семьи, которые вышли финал, получили возможность поехать на федеральный этап в Москву, где их ожидало множество подарков, активностей и запоминающихся мероприятий. Для семей, принявших участие в федеральном этапе конкурса, было организовано несколько ивентов. Были организованы праздничный ужин-знакомство, вечер талантов, где каждая из семей представляла свой сценический номер и гала-концерт со звездами эстрады.
Вся развлекательная программа была организована «с душой», разрабатываясь специально для того, чтобы все участники почувствовали теплый прием и атмосферу праздника. Например, в концертном зале гостиницы «Космос» был организован концерт, где выступили известные артисты российской эстрады, активно поддерживающие подобные мероприятия. На концерте выступили Лариса Долина, Антон и Виктория Макарские, Диана Гурцкая, Илья Резник, ведущие Татьяна Веденеева и Александр Олешко и другие.
Семьи-участники получили массу положительных впечатлений и эмоций, о чем сообщали организаторам мероприятия и делились эмоциями в социальных сетях в своих личных профилях.
Кроме всего прочего, семьи-участники были приглашены в качестве почетных гостей на встречи с представителями Государственной Думы Российской Федерации, а также с представителями Министерства спорта и туризма Российской Федерации, Уполномоченным по правам ребенка Российской Федерации А.Ю. Кузнецовой.
В рамках всего проекта для семей-участников организовываются экскурсии по достопримечательностям Москвы. Ежегодно по итогам проведения конкурса издается национальная книга-летопись «Семья года. Россия (год проведения конкурса)», в которой есть история каждой семьи, принявшей участие во Всероссийском конкурсе.4 Почетная книга включает в себя два издания: в первом представлены истории семей-победителей, а во втором - информация обо всех участниках конкурса.
Безусловно, большинство мероприятий, организованных для семей были нацелены именно на старшее поколение, то есть на родителей, но для детей было весьма интересно побывать на экскурсиях по Москве, где они смогли увидеть основные достопримечательности города - столицы нашей страны (Кремль, Красная площадь, ВДНХ и многое другое). Кроме этого, так как семьи приехали из разных регионов нашей страны, аудитория
4 https://fond-detyam.ru/vserossiyskiy-konkurs-semya-goda/2019/ (дата обращения: 28.01.2021)
конкурса ранжируется на множество возрастов, конфессий и мест проживания (географический фактор).
На таком масштабном мероприятии встретились представители разных культур, народностей и религий; люди очень разных возрастов, например, молодые семьи с новорожденными детьми и пары, которые прожили 50 лет в браке. Такое мероприятие несомненно формирует толерантность, терпимость между участниками, устанавливает между ними более тесные межличностные отношения; общение становилось менее формализованным в процессе конкурса. Это оставляет некий положительный эмоциональный отголосок у участников и также является одним из средств ИК.
Мероприятия подобного рода часто остаются незамеченными у средств массовой информации. Но, несмотря на это, СМИ широко освещали данный проект. Всероссийский конкурс «Семья Года 2019» получил широкое освещение в средствах массовой информации. В основном были задействованы источники информации в Интернете: коммерческие онлайн-ресурсы, сайты регионов, сайты различных государственных ведомств и фондов (в приложении 13 скриншоты публикаций в СМИ).
Также конкурс получил широкое освещение на телевидении. Такие федеральные каналы, как Первый канал, Россия-1, НТВ и другие, транслировали специальный репортаж с данного мероприятия. Ролики о конкурсе проходили во время новостных выпусков, которые обычно получают большой охват и просматриваемость среди аудитории. Как еще один из каналов коммуникации - активно были задействованы социальные сети. Кроме публикаций анонсов и пресс-релизов о предстоящем мероприятии на тематических аккаунтах в социальных сетях, сами участники активно делились фотографиями с конкурса.
После проведения федерального этапа, финала и завершения формальной части конкурса, начинается следующий этап, а именно «отголоски» или «фитбэки» того влияния на общество, которое конкурс оказал.
Трансляция семейных ценностей
Судя по отзывам в личных профилях в социальных сетях, семьи-участники остались очень довольны участием в данном мероприятии. Семьи активно публиковали в своих социальных сетях посты о том, как проходил конкурс, о тех мероприятиях, которые были организованы специально для них.
Подобные мероприятия способны транслировать ценности семьи в общество, так как этот процесс рассчитан на долгосрочный период, а не на сиюминутный результат.
В первую очередь, главными трансляторами и тем самыми «провайдерами» семейных ценностей являются, непосредственно, семьи-участники, доказавшие собственном примером, что возможность создать крепкую, многодетную семью правильными установками и традиционным воспитанием не просто возможно, а действительно необходимо в рамках сегодняшних реалий.
Кроме этого, все семьи, принявшие участие в конкурсе, помимо создания крепкой семьи, ведут активную общественную деятельность -занимаются благотворительностью, улучшают жизнь и облик города, представляют редкие, но значимые профессии, являются представителями важных призваний: врачами, преподавателями, учителями и так далее.
Несомненно, Всероссийский конкурс «Семья года» способствует укреплению традиционных семейных ценностей, повышению престижа семейного образа жизни, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, росту авторитета родителей в семье и обществе, поддержанию социальной устойчивости института семьи.
По завершению конкурса в целях его популяризации, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организовал, прибегнув к помощи компаний-подрядчиков, таких как Redline PR, в 10 регионах России уникальный коммуникационный проект -акцию «Семейная шкатулка», для участия в которой приглашались семьи -победители конкурса. Для гостей мероприятия была организована экспозиция с фотогалереей историй семей-победителей конкурса «Семья года» и артефактами, позволяющими ближе познакомиться с героями выставки. Также была изготовлена специально оборудованная фотозона, подготовлена увлекательная развлекательная программа с конкурсами и тестами. В рамках мероприятия проводились консультации по вопросам детско-родительских отношений.
По информации от организаторов, на проведение мероприятия было потрачено порядка 17 млн. рублей.
Выводы по реализация государственной семейной политики
Благодаря активной работе государственных органов, такие как Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации Концепции государственной семейной политики Российской Федерации удалось реализовать множество социальных проектов, которые положительным образом сказываются на формировании и укреплении семейных ценностей в российском обществе.
Реализации государственной семейной политики способствовали:
1. Пропаганда крепких семейных отношений и родительства, повышение престижа семей с детьми через проведение таких мероприятий
как «Семья Года» и Интернет-портала «Я-Родитель», посетителями которого за год стало более 1,5 млн. человек.
2. Более 140 региональных программ, в рамках которых, было снижено количество отказов от новорожденных, увеличено количество семейного устройства детей-сирот и проведена профилактика социального сиротства (консультации родителей и детей у квалифицированных психологов).
3. Развитие системы служб по оказанию доступной и оперативной помощи детям и семьям с детьми (мобильные бригады, службы, экстренной помощи, социальные гостиницы и др.).
4. Создание и поддержание детского телефонного доверия: около 8 млн. обращений за время работы службы доверия, из которых 59% от детей и подростков, 11% от родителей, 30% от иных граждан.
5. Активная поддержка родительских сообществ, обучение родителей реабилитации детей в домашних условиях, преодоление изолированности семей, воспитывающих семей-инвалидов.
6. Проведение акций, например, «Добровольцы - детям», в рамках которой была предоставлена помощь в социальной адаптации, образовании, творческой и профессиональной ориентации около 7 млн. участникам по всей стране
7. Формирование положительного социального опыта у несовершеннолетних: трудовая реабилитация, наставничество, вовлечение детей в социально значимые движения (например, военно-исторические), спортивная подготовка, реабилитация и социальная адаптация несовершеннолетних - осужденных или имеющих конфликты с законодательством РФ, снижение агрессивных проявлений и подростков.
8. Поддержка и повышение профессиональных компетенций специалистов (социальных работников).
9. Более 120 муниципальных программ в интересах семей и детей, например, конкурсы городов и сельских поселений5.
Источники
[Электронный ресурс] ЦЯ1: https://fond-detyam.ru/deyatelnost/10_letie_detstva/ (дата обращения: 10.04.20)
[Электронный ресурс] ИШ:
http://www.satdigest.com/forum/viewtopic.php?t=39751&start=220&sid=b5507862017fd9ec 5Ь14Ьа43са4752ГО (дата обращения: 10.04.20)
[Электронный ресурс] ЦК1: https://er.ru/projects/krepkaya-semya/ (дата обращения: 10.04.20)
5 https://fond-detyam.ru/deyatelnost/10_letie_detstva/ (дата обращения: 28.01.2021)
[Электронный ресурс] URl: https://rg.ru/2014/03/31/cennosti.html (дата обращения: 10.04.20)
ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности [Электронный ресурс] URl: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012
Рюмшин С.А. Мировоззренческие аспекты медиации в рекламных и pr коммуникациях//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т. 3. № 1. С. 24-31.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://family-advisor.ru/wp-content/uploads/2015/07/brak-i-razvod.pdf (дата обращения - 04.02.2021)
Сулейманова Ш.С. Геополитические процессы и мировая политика//Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 11 (77). С. 162-171.
Хубиев, Б.Б. Семья в современном обществе [Текст] Б.Б. Хубиев // Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека, 2007. - 63-77
Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование: Учебник / Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин. - М.: Дашков и К, 2015. -488 c.
Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.
Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. М.: Дашков и К, 2016. - 324 c.
Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология.2020. Том 8. No3. С. 52-62.
Электронный ресурс] URl: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 28.01.2021).
Chang, Y. and Thorson, E. (2004). Television And Web Advertising Synergies, Journal of Advertising, 33(2). P. 75-84.
Kitchen, P.J., Brignell, J., Li, T. and Jones, G.S. (2004). The Emergence of IMC: A Theoretical Perspective, Journal of Advertising Research. P.19-30.
Kotler, P. (2006). Integrated Advertising, Promotion and Marketing Communications/
P. 338.
Potluri, R.M. (2008). Assessment of Effectiveness of Marketing Communication Mix Elements inEthiopian Service Sector, Journal of Business Management, 2(3) P. 59-64.
Raman, K. and Naik, P.A. (2005). Integrated Marketing Communication in Retailing, pp. 339-353. Reid, M. (2005). Performance Auditing Of Integrated MarketingCommunication (IMC) Actions And Outcomes, Journal of Advertising, 34(4). P. 41-54.
Schultz, D.E. (2004).IMC Receives More Appropriate Definition, Marketing News, 38 (15), pp. 8-9.
Tsikirayi, C.M.R., Muchenje, B. and Katsidzira, Z. (2012). Impact of Integrated Marketing Communications Mix (IMCM) In Small to Medium Enterprises (SMEs) In Zimbabwe asa Marketing Tool, Research in Business and Economics Journal.
Vantamay, S. (2011).Performances and Measurement of Integrated Marketing Communications (IMC)of Advertisers in Thailand, Journal of Global Management, 1(1).
Vargas, R.D. (2005). Integrated Marketing Communications—An Effective, Comprehensive Approach, Business Ventures.
■ ■ ■ Application of the complex of integrated communications of the PR agency «Redline PR»: on the example of the project All-Russian competition «Family of the Year».
Krasnova A.V.
Joint-Stock Company «Demikhovsky Machine-building Plant», Moscow region, Russian Federation
Abstract. Today, cultural values have become synonymous with human (social) values. Culture is a complexly structured social education. And family values in this system are its core. In the formation of family values, there is a multi-level, multi-layered, if I may say so, approach. Everyone is interested in the formation of family values in society and the creation of strong families - from the state to the members of these families themselves. The state authorities clearly understood the need for the formation of family values in society. In the modern world, any human contact with society is accompanied by the consumption of large amounts of information. The use of integrated communications is being actively implemented in all spheres of public life. They play a significant role in the formation of modern culture and value orientations of society. Penetrating into all spheres of society, integrated communications become a tool not only for marketers and PR specialists, but also for representatives of state authorities.
Keywords: integrated communications, family values, national project, social policy
For citation: Krasnova A.V. Application of the Complex of Integrated Communications of the PR Agency Redline PR: on the Example of the Project All-Russian Competition "Family of the Year" / / Kommunikologiya: Electronic Scientific Journal. 2020. Volume 5. No. 3. P.26-36.
Inf. about the author: Krasnova Alina Vasilyevna, editor. Joint-stock Company "Demikhovsky Machine-building Plant". Address: 29A Zavodskaya Street, Demikhovo village, Orekhovo-Zuyevsky District, Moscow Region, 142632, Russia. E-mail: [email protected]
Received: 23.08.2020. Accepted: 17.09.2020. References
[Electronic resource] URl:
http://www.satdigest.com/forum/viewtopic.php?t=39751&start=220&sid=b5507862017fd9ec 5b14ba43ca4752f0 (date accessed: 10.04.20) (In Rus.).
[Electronic resource] URl: https://er.ru/projects/krepkaya-semya/ (date of access: 10.04.20) (In Rus.).
[Electronic resource] URl: https://fond-detyam.ru/deyatelnost/10_letie_detstva/ (date of access: 10.04.20) (In Rus.).
[Electronic resource] URl: https://rg.ru/2014/03/31/cennosti.html (date accessed: 10.04.20) (In Rus.).
Chang, Y. and Thorson, E. (2004). Television And Web Advertising Synergies, Journal of Advertising, 33(2). P. 75-84.
Electronic resource] URl: https://rosmintrud.ru/ (accessed: 28.01.2021). (In Rus.).
Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N 223-FZ [Electronic resource]. Access mode: http://family-advisor.ru/wp-content/uploads/2015/07/brak-i-razvod.pdf (accessed 04.02.2021). (In Rus.).
GOST R ISO 26000-2012. Guide to social responsibility [Electronic resource] URl: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012(In Rus.).
Khubiev, B. B. Family in modern society [Text] B. B. Khubiev / / Family as a socio-value community of forms of human existence, 2007. P. 63-77. (In Rus.).
Kitchen, P.J., Brignell, J., Li, T. and Jones, G.S. (2004). The Emergence of IMC: A Theoretical Perspective, Journal of Advertising Research. P.19-30.
Kotler, P. (2006). Integrated Advertising, Promotion and Marketing Communications/
P. 338.
Potluri, R.M. (2008). Assessment of Effectiveness of Marketing Communication Mix Elements inEthiopian Service Sector, Journal of Business Management, 2(3) P. 59-64.
Raman, K. and Naik, P.A. (2005). Integrated Marketing Communication in Retailing, pp. 339-353. Reid, M. (2005). Performance Auditing Of Integrated MarketingCommunication (IMC) Actions And Outcomes, Journal of Advertising, 34(4). P. 41-54.
Ryumshin S. A. Worldview aspects of mediation in advertising and PR communications//Kommunikologiya: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. No. 1. P. 2431. (In Rus.).
Schultz, D.E. (2004).IMC Receives More Appropriate Definition, Marketing News, 38 (15), pp. 8-9.
Sharkov F. I., Nazarova E. A., Zhukov A.V. Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension.2020. Volume 8. No3. P. 52-62. (In Rus.).
Sharkov, F. I. Integrated communications: advertising, public relations, Branding: Textbook / F. I. Sharkov. M.: Dashkov & K, 2016. 324 p. (In Rus.).
Sharkov, F. I. Integrated communications: legal regulation in advertising, public relations and journalism: Textbook / F. I. Sharkov. M.: Dashkov and K, 2016. 336 p. (In Rus.).
Sharkov, F. I. Integrated communications: Mass communications and media planning: Textbook / F. I. Sharkov, V. N. Buzin. M.: Dashkov and Ko, 2015. 488 p. (In Rus.).
Suleymanova Sh. S. Geopolitical processes and world politics//Ethnosocium and interethnic culture. 2014. No. 11 (77). P. 162-171. (In Rus.).
Tsikirayi, C.M.R., Muchenje, B. and Katsidzira, Z. (2012). Impact of Integrated Marketing Communications Mix (IMCM) In Small to Medium Enterprises (SMEs) In Zimbabwe asa Marketing Tool, Research in Business and Economics Journal.
Vantamay, S. (2011).Performances and Measurement of Integrated Marketing Communications (IMC)of Advertisers in Thailand, Journal of Global Management, 1(1).
Vargas, R.D. (2005). Integrated Marketing Communications—An Effective, Comprehensive Approach, Business Ventures.