УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА
©2014 А.С.Тучкова
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Самара
Статья поступила в редакцию 19.11.2013
Предлагаемая статья посвящена выявлению основных аспектов, эффективно влияющих на формирование экологической культуры специалистов технического ВУЗа, при применении компетентностного подхода. Ключевые слова: экологическая культура, компетентностный подход.
Динамика научно-технического прогресса во второй половине XX века выявила и обострила множество проблем, требующих безотлагательного решения. Достижения науки и техники стали представлять наибольшую угрозу для дальнейшего существования человеческого общества. Бурное развитие цивилизации привело к тому, что естественная природа не успевает приспосабливаться к быстро меняющемуся и усиливающемуся вторжению в нее технической деятельности человека и его потребительскому отношению к природным ресурсам. Это привело к обострению экологической ситуации в современном обществе и развитию экологического кризиса.
По мере развития экологии как науки появляется большое число работ, раскрывающих проблемы экологического образования. В 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро был дан глубокий анализ сложившейся ситуации в мире и сформулирована концепция устойчивого развития. Рассматривая концепцию устойчивого развития в широком смысле, можно утверждать, что она направлена на достижение равновесия в отношениях между людьми, обществом и природой1. Это направление предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, развитие экологической культуры личности.
Понятие экологической культуры объединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного от-
Тучкова Анна Сергеевна, аспирантка (дневное отделение). E-mail: 351617@rambler. ru 1 Романовский В.Л., Муравьёва Е.В. Прикладная тех-носферная рискология. Экологические аспекты: Монография. - Казань: 2007.
ношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей2.
Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена. В современных социально-экономических условиях обществу требуется инженеры, способные обеспечить выход общества из создавшейся экологической ситуации, т.е. специалисты, обладающие высокой экологической культурой.
Важнейшим институтом, формирующим культуру и механизмы ее наследования, является система образования. Поэтому образование сегодня необходимо рассматривать как один из главных факторов, обуславливающих выход из экологического кризиса и способствующих социальному и экономическому прогрессу общества. Система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной, так как без развития экологического сознания невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономического порядка. Особое значение это приобретает в технических вузах, потому что в данные учебные заведения поступают люди, увлеченные техникой, которая олицетворяет для них средство власти над природой3.
Общие вопросы проектирования экологического образования в техническом вузе пред-
2 Миронова М.А. Специфика экологической подготовки студентов в технических вузах: Монография. - Казань: 2007.
3 Ситаров В.А. Дидактика: Монография. - М.: 2002.
ставлены в работах А.В.Непомнящего, Н.А.Лызь, Е.В.Муравьевой, Л.Б.Симагановой и др. Вопросы формирования экологической культуры средствами информационных технологий рассматривались Д.В.Багиным, Н.Н.Се-клетовой. Формирование экологической культуры средствами внеучебной работы у студентов технических колледжей изучала Л.С.Астафьева. При этом формирование экологической культуры у студентов заключается в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной работы учебного заведения по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе и её охране4. Необходимость приобретения экологических знаний -это требование мирового сообщества в рамках программы устойчивого развития, что было сформулировано Европейской федерацией национальных федераций инженеров (ФЕАНИ) при сертификации программ подготовки инже-неров5.
До настоящего времени обучение нацеливалось главным образом на усвоение знаний, на овладение умениями и навыками, а не на развитие обучающихся. Это явилось следствием традиционного информационно-объяснительного подхода к построению содержания образования, когда большой объем знаний дается в готовом виде, без опоры на самостоятельную работу обучающихся. Погоня за одними знаниями - экстенсивный путь построения содержания и способов образования; экстенсивное развитие системы образования предполагает увеличение объема изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития - тупиковый путь уже потому, что обучение связано с ограниченностью временных ресурсов6.
На современном этапе в системе высшего профессионального образования востребована не модель, нацеленная только на профессиональные навыки подготовки специалиста вуза и основанная на определённых объектах и предметах труда, а самостоятельная модель
4 Таран О.А. Формирование экологической культуры студентов технических профилей в образовательном
процессе вуза: Автореф. дис..... канд. пед. наук. -
Ставрополь: 2006.
5 Алдашева А.А., Медведев В.И. Экологическое сознание: Учеб. пособ. - СПб.: 2001.
6 Бойко О.Н., Далингер В.А., Васильев А.А., Кирикова О.И. Компетентностный подход и образовательные
стандарты общего образования. Образовательно-
инновационные технологии: теория и практика: Моно-
графия. - Воронеж: 2009.
обучения интегрального типа. В ней цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у специалиста широкой профессиональной компетентности.
В становлении экологического воспитания молодежи в нашей стране приобретен определенный опыт. Во многих ВУЗах, помимо профилирующих предметов, в учебном процессе всё более актуализируется и находит спрос информация экологической направленности, определены основные принципы экологического образования студентов, а именно: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей среды; взаимосвязь глобального и национального уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе. Проанализировав литературу по проблеме формирования экологической культуры, приходим к выводу о существовании противоречия между объективным требованием общества к воспитанию экологической культуры каждого учащегося и организацией учебно-воспитательного процесса.
В 1999 г. в Болонье двадцатью девятью странами Европы (позднее тридцатой была включена в список страна Лихтенштейн) подписана декларация «Зона Европейского высшего образования», долгосрочной целью которой стало создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования. Создание декларации легло в основу Болонского процесса. Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции 2003 г. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход7.
По мнению многих учёных, процесс интенсивного развития экологической культуры в существующей системе образования может быть осуществлен положительно в рамках компетентностного подхода. Под компетентно-стным подходом понимают «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки об-
7 Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Научно-методический журнал. - №3. - М.: 2009.
разовательных результатов». Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся8.
Результаты опытно-экспериментальных работ ученых-педагогов показали, что общая целевая направленность на развитие у студента экологического сознания с позиции компетент-ностного подхода реализуется через решение следующих задач: 1) формирование экологического понимания мира, знаний, умений и практических навыков, составляющих основу экологически обоснованной деятельности будущих специалистов; 2) развитие у студентов потребностей, мотивов, ценностно-смысловых ориентаций, инициирующих экологически-обоснованную трудовую деятельность в техно-сфере9.
Для успешного развития экологического воспитания с позиции компетентностного подхода к обучению целесообразно выделить следующие компоненты компетентностей обучающихся: 1) общеучебная компетентность, выраженная в высокой информированности учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформи-рованности общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности; 2) общекультурная компетентность, выраженная в готовности учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества; умении к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативной, эстетической и этической культуре специалиста; 3) общеметодологическая компетентность, выраженная в целеполагании и умении самостоятельно критически мыслить, в навыках анализа ситуаций и умении видеть возникающие в реальном мире проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей,
рефлексивно оценивать собственное поведение и события в окружающем мире10.
Уровень образованности с позиции ком-петентностного подхода определяется способностью специалистов решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Важнейшим результатом экологического образования в высшей технической школе должно стать формирование экологического сознания как важнейшей составляющей экологической культуры будущих инженеров. Ком-петентностный подход позволяет перенести акцент с «экологического образования» на «образование с помощью познания экологии как науки», что обеспечивает более эффективное решение проблемы взаимодействия человека с природой, проблемы развития экологической компетентности и экологической культуры обучающегося. В рамках указанного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компе-тентностей. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимают «способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем»11.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизацион-ных процессов в сфере образования, так как характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт. В тоже время, компе-тентностный подход расширяет сферу влияния образования на личность за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности (познавательной, профессиональной, социальной, личностной) и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
8 Акулова О.В., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий: Доклад. - М.: 2004.
9 Ермолаева П.О. Основные подходы к изучению экологической деятельности: Монография. - Казань: 2008.
10 Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. - М.: 2004.
11 Акулова О.В., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю. Проблемы формирования нового поколения ....
COMPETENCE BASED APPROACH AS A WAY OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SPECIALISTS OF HIGHER EDUCATION
©2014 A.S.Tuchkova"
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara
This article is devoted to the identification of main aspects having effective influence on the formation ecological culture of specialists of higher technical education under competence based approach application. Key words: ecological culture, competence based approach.
Anna Sergeevna Tuchkova, Postgraduate student (full-time). E-mail: 351617@rambler. ru