Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО И МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД ПО САМБО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО И МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД ПО САМБО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самбо / коммуникативный тренинг / ментальный тренинг / упражнения на расслабление мышц / экспериментальная методика / sambo / communicative training / mental training / muscle relaxation exercises / experimental technique

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мавропуло Ольга Савельевна, Тащиян Аршак Андраникович, Алдошин Андрей Витальевич, Ефремова Татьяна Геннадьевна

Рассмотрены результаты применения экспериментальной методики проведения тренировок самбистов, разработанной на основе учета психоэмоционального состояния занимающихся. Экспериментальные данные показали, что коммуникативный и ментальный тренинги влияют на повышение тактико-технических характеристик спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мавропуло Ольга Савельевна, Тащиян Аршак Андраникович, Алдошин Андрей Витальевич, Ефремова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMMUNICATIVE AND MENTAL TRAININGS IN THE PREPARATION OF SAMBO TEAMS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The results of the application of an experimental methodology for conducting sambo wrestlers' trainings, based on the psycho-emotional state of the trainees, are considered. Experimental data have shown that communicative and mental training affect the improvement of the tactical and technical characteristics of athletes.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО И МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД ПО САМБО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 796.814 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-26-32

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО И МЕНТАЛЬНОГО

ТРЕНИНГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД ПО САМБО

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

О.С. Мавропуло, А.А. Тащиян, А.В. Алдошин, Т.Г. Ефремова

Рассмотрены результаты применения экспериментальной методики проведе-

ния тренировок самбистов, разработанной на основе учета психоэмоционального со-

стояния занимающихся. Экспериментальные данные показали, что коммуникативный

и ментальный тренинги влияют на повышение тактико-технических характеристик

спортсменов.

Ключевые слова: самбо, коммуникативный тренинг, ментальный тренинг, уп-

ражнения на расслабление мышц, экспериментальная методика.

THE USE OF COMMUNICATIVE

AND MENTAL TRAININGS IN THE

PREPARATION OF SAMBO TEAMS

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

Mavropulo O.S., doctor of philosophical sci-

ence, candidate of pedagogical sciences, pro-

fessor, director of institute, mosras2010@

yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Don State

Technical University,

Tashiyan A.A., candidate of legal sciences,

associate professor, tashciyan.azniv@mail.ru,

Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Aldoshin A.V., candidate of pedagogical sci-

ences, professor, aldoshin.dos@yandex.ru,

Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of

the Ministry of the Interior of Russia,

Efremova T.G., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, tefremova@sfe-

du.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern

Federal University

The results of the application of an experi-

mental methodology for conducting sambo

wrestlers' trainings, based on the psycho-emo-

tional state of the trainees, are considered. Ex-

perimental data have shown that communica-

tive and mental training affect the improve-

ment of the tactical and technical characteris-

tics of athletes.

Key words: sambo, communicative training,

mental training, muscle relaxation exercises,

experimental technique.

Мавропуло Ольга Савельевна, д-р филос.

наук, канд. пед. наук, проф., директор института, mo-

sras2010@yandex.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Донской

государственный технический университет,

Тащиян Аршак Андраникович, канд. юрид.

наук, доц., tashciyan.azniv@mail.ru, Россия, Ростов-на-

Дону, Ростовский юридический институт МВД России,

Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук,

проф., aldoshin.dos@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский

юридический институт МВД России имени В.В. Лукья-

нова,

Ефремова Татьяна Геннадьевна, канд. пед.

наук, доц., tefremova@sfedu.ru, Россия, Ростов-на-Дону,

Южный федеральный университет

Самбо как вид спорта появился в

СССР в 30-х годах XX века, быстро об-

рел популярность и уже в 1966 году был

включен в список международных видов

спортивного и прикладного единобор-

ства. В 2003 году Государственный ко-

митет Российской Федерации по физиче-

ской культуре и спорту признал самбо

национальным и приоритетным видом

спорта.

Только в 2021 году, несмотря на

антиковидные ограничения, в России

проведено 154 турнира по самбо [6].

20 июля 2021 года Международным

спортивным комитетом самбо включено

в список олимпийских видов спорта.

Подобный интерес общества к данному виду спорта порождает

потребность в совершенствовании методики подготовки самбистов, повы-

шения эффективности занятий для улучшения показателей на соревнова-

тельной арене.

Целью исследования является анализ и апробирование методик,

направленных на повышение уровня функциональной подготовки борцов

самбо.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

– рассмотреть пути повышения эффективности двигательного

навыка бросков самбистов на этапе тренировки;

– изучить особенности методик, направленных на эмоционально-

психологическое состояние спортсменов, а именно – коммуникативного и

ментального тренингов;

– провести исследование, определяющее эффективность примене-

ния данных методик;

– проанализировать результаты проведенного исследования.

Методика и организация исследования. В схватке в самбо на

фоне высокого психологического и физического напряжения успех прино-

сят броски, которые проходят или применяются автоматически, без уча-

стия сознания (сформированный двигательный стереотип). Броски в самбо

можно разделить на простые и сложные, но как показывает практика, в

экстремальных ситуациях с успехом чаще всего применяются простые

приемы, так как психологическое напряжение и утомление отрицательно

влияют на выполнение сложных по координации действий. Наряду с про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стыми приемами применяют и сложные, которые доведены до автома-

тизма.

Для расширения вариативности технико-тактических действий

целесообразно максимально усложнить обстановку, на фоне которой про-

водится тренировочное занятие. Усложнение обстановки достигается

путем:

– увеличения скорости и количества повторений;

– изменения начальных и заключительных положений;

– выполнения технических действий в условиях ограниченной под-

вижности и др.

Важным аспектом освоения бросков на подготовительном уровне

является вариативность их применения и изучение ряда технических

обманных действий, позволяющих подвести базу под определенный

прием. Для этого на тренировках включаются комбинации из различных

бросков, позволяющих выполнить успешный переход от одного техниче-

ского действия к другому в определенно сложившийся обстановке (бросок

от задней подножки к передней или переход от броска через плечо к зад-

ней подножке). Также непременно важнейшей частью подготовки является

морально-психологическая подготовка, без которой порой проведение

даже самых отработанных на тренировках бросков в условиях соревнова-

ний или в другой стрессовой ситуации не получается. Самбист должен

уметь оценивать ситуацию, требующую от него проявления волевых

качеств, видеть содержание своих действий, понимать и чувствовать воле-

вое состояние, направленное на решение возникшей проблемы в схватке.

Тренировка в выполнении бросков требует систематического мно-

гократного выполнения в постепенно усложняющихся условиях. На дан-

ном этапе достигается качественное овладение двигательным навыком в

процессе его практического применения, а также высокий уровень разви-

тия физических и волевых качеств.

Существует множество методик, определяющих особенности про-

водимых тренировок. Большая их часть направлена на совершенствование

физической подготовленности спортсмена [1]. В нашем исследовании

внимание акцентируется на эмоционально-психологическом состоянии

тренирующихся. Такой выбор обусловлен тем, что на начальном этапе

подготовки самбистов большое значение оказывает психологическое и мо-

тивационные состояния (особенно остро данные характеристики отража-

ются по итогам их первых соревнований). Избыток волнения, как правило,

негативно сказывается на поведении спортсмена в схватке, а проигрыш в

соревнованиях подрывает уверенность в себе и снижает мотивацию к про-

должению тренировочного процесса [4]. Для повышения контроля рас-

сматриваемых характеристик следует включать в тренировочные ком-

плексы коммуникативный и ментальный тренинги.

Коммуникативный тренинг – форма психологического воздействия,

направленная на выявление личностных качеств спортсмена и создание на

их основе необходимый мотивационный базис. На первоначальном этапе

требуется выявить такой показатель, как позитивная агрессивность [8].

Позитивная агрессивность представляет собой форму ассертивного

поведения, то есть умения не зависимого от внешних влияний и оценок

поведения, характеризующегося самостоятельным регулированием эмо-

ционального состояния [7].

Позитивная агрессивность способствует активизации тех поведен-

ческих аспектов, которые отвечают за двигательную активность, в том

числе к достижению поставленной цели [3].

Коммуникативный тренинг преследует в качестве цели повышение

мотивации занимающихся к достижению высоких результатом в спорте.

Сам тренинг занимает не более 5 мин в перерывах между занятиями

(например, во время перерыва между схватками). Содержательно тренинг

состоит из истории о ведущих спортсменах (их кратких биографий и дос-

тижений).

Ментальный тренинг – тренировочный процесс, заключающийся в

мысленной отработке различных элементов, направленный на повышение

внимания и концентрации [8].

Особого внимания заслуживает ментальный тренинг, разработан-

ный Л.Э. Унесталь [2], который успешной признавал деятельность, вклю-

чающую:

– умственную и психическую релаксацию;

– ориентированность на уверенность и активность;

– эмоциональный контроль и независимость от внешних раздражи-

телей.

Особенность ментального тренинга – самостоятельность. Все заня-

тия записаны на диск и направлены на групповое прослушивание как в

специальных отдельных помещениях, так и на местах проведения трени-

ровок. Также прослушивание может быть и одиночным. Содержание тре-

нинга разделено на шесть разделов: мышечная релаксация, психологиче-

ская релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация

внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. На каж-

дый раздел требуется не менее 5–7 тренировок в неделю, сами блоки

должны проходиться последовательно друг за другом.

Хатха-йога – следующий элемент дополнительных тренировок,

направленный на повышение общей и специальной подготовленности,

оказывающий позитивное влияние и на психоэмоциональное состояние,

предполагающий активное использование медитации и концентрацию

внимания во время выполнения асан и пранаям.

Упражнения занимают не более 10 мин и проводятся во время

заминки, в перерывах между схватками и по окончании тренировки. Ком-

плекс используемых упражнений направлен на расслабление мышц и не

содержит сложных элементов, что делает его эффективным для групп с

различными физическими показателями [5].

Комплекс на расслабление может включать следующие упражне-

ния:

1) в положении выпада осуществить захват одноименной рукой

ногу, находящуюся в согнутом положении за голеностоп изнутри:

– выполнить наклоны головой к голеностопу;

– поднять левую руку и потянуться к потолку;

2) из положения упора лежа:

– максимально прогнуться назад;

– максимально прогнуться назад и попытаться достать ногами

затылок;

– поднять правую руку, повернуться в сторону внешней стороны

правой стопы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) в положении сидя на пятках правый локоть положить на левое

плечо сверху и соединить ладони вместе, аналогично – в противополож-

ную сторону;

лову;

4) в положении сидя ногу прижать к себе, а затем положить за го-

5) в положении сидя, ноги образуют угол 120 º, коснуться ковра

грудью, задержаться в данном положении не менее 20 с.

Описанные элементы включены в экспериментальную методику,

которая апробировалась с 2019 по 2021 год. В рамках исследования были

сформированы экспериментальная (Ростовский юридический институт

МВД России) и контрольная (Орловский юридический институт МВД Рос-

сии имени В.В. Лукьянова) группы. Результаты проведенных тестов пока-

зали относительную однородность групп перед началом эксперимента (для

определения общей физической подготовленности применялись бег на

100 м, кросс на дистанции 3000 м, подтягивание на перекладине). Среднее

время сдачи норматива на дистанции 100 м составило 12,8 с в эксперимен-

тальной группе и 13,6 с в контрольной (при временном критерии 1,11), на

дистанции 3000 м – 12 мин 50 с – одинаковое для обеих групп, подтягива-

ние – 17 раз в экспериментальной группе, 14 раз – в контрольной. Из этого

следует, что результаты проведенного эксперимента являются коррект-

ными.

Одной из целей внедрения экспериментальной методики являлось

повышение скорости выполнения бросков у борцов-самбистов.

Контрольные упражнения включали 10 бросков: задней подножной,

через бедро, передней подножной.

Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальные

данные скорости выполнения приемов приведены в таблице.

Среднее время выполнения контрольных упражнений по группам, с

Норматив

Задняя подножка

Бросок через бедро

Передняя подножка

Экспериментальная группа

34,02

48,35

34,07

Контрольная группа

36,05

53,01

36,07

Полученные результаты указывали на увеличение скорости выпол-

нения бросков в среднем на 3–5 с и получение положительного эффекта от

внедренной методики на уровень технической подготовленности спорт-

сменов.

Помимо скорости следует учитывать и качество проводимых прие-

мов, в связи с чем во время выполнения контрольных приемов одновре-

менно оценивалось и качество выполнения бросков по четырехбалльной

системе. Результаты оказались следующими: более чем в 50 % случаев

успешность выполнения бросков на 4 балла у спортсменов эксперимен-

тальной группы была выше относительно контрольной. Количество бро-

сков с оценкой в 2 балла в экспериментальной группе оказалось выше на

16 % по сравнению с контрольной. Количество бросков, оцененных в

1 балл, в экспериментальной и контрольной группах оказалось практиче-

ски равное.

Таким образом, эффективность применения разработанной мето-

дики отражается не только на скорости, но и на качестве выполнения

приемов.

Также фиксировались и замечания, полученные за пассивное веде-

ние борьбы: в экспериментальной группе замечаний оказалось в 2 раза

меньше, чем в контрольной (75/153). Следует отметить, что во время про-

ведения схваток 2 участника контрольной группы были сняты за пассивное

ведение борьбы, в том время как подобного в экспериментальной группе

не зафиксировано, что говорит о лучшем показателе активности у тех, кто

занимался по экспериментальной методике.

Значительные изменения произошли и в степени агрессивности.

Исследование показало, что в экспериментальной группе на конец учеб-

ного года произошло повышение позитивной агрессивности на фоне

уменьшения негативной, в том время как в контрольной группе данные

показатели остались практически неизменными.

Вывод. На основании проведенных исследований можно констати-

ровать, что включение коммуникативного и метального тренингов, а также

упражнений, направленных на расслабление мышц, в тренировочный про-

цесс позволяют ускоренно сформировать те скоростно-силовые качества,

которые необходимы для повышения как технических, так и тактических

навыков, что положительно сказывается на соревновательной деятельно-

сти в целом.

Список литературы

1. Афонина И.П. Освоение атакующих действий в самбо с исполь-

зованием специально-подводящих упражнений // Теория и практика физи-

ческой культуры. 2018. № 7. С. 68–73.

2. Бундзен П.В., Бендюков, М.А. Кирюшин А.И. Система психотре-

нинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной

медицины России. 1994. № 1–4. С. 35–38.

3. Герасимов И.В. Основные подходы к организации физической

подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

// Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 118–123.

4. Дополнительный ментальный тренинг в системе подготовки на-

чинающих самбистов / Д.С.Савельев [и др.] // Теория и практика физиче-

ской культуры. 2016. № 2. С. 26–28.

5. Иванов А.В., Юнус М.А., Кудрявцева Е.С. Коррекция психоэмо-

циональных состояний обучающихся средствами физической культуры //

Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 49–58.

6. Календарь соревнований по самбо [Электронный ресурс]. URL:

https://www.judo-sambo.com/forum/5 (дата обращения: 25.10.2021).

7. Кузнецов М.Б. К вопросу обучения бросковой технике курсантов

первых курсов образовательных организаций МВД России // Автономия

личности. 2020. № 2 (22). С. 5–9.

8. Кутергин Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у

спортсменов-борцов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 42 c.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Afonina I.P. Osvoenie atakuyushchih dejstvij v sambo s ispol'zovaniem

special'no-

podvodyashchih uprazhnenij [Mastering attacking actions in sambo using special

lead-up ex-

ercises] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture].

2018. No. 7. P. 68–73.

2. Bundzen P.V., Bendyukov, M.A. Kiryushin A.I. Sistema psihotreninga i

psihopro-

filaktiki «Mental'nyj trening» [The system of psychotraining and

psychoprophylaxis "Mental

training"] // Vestnik sportivnoj mediciny Rossii [Bulletin of sports medicine

of Russia]. 1994.

No. 1–4. P. 35–38.

3. Gerasimov I.V. Osnovnye podhody k organizacii fizicheskoj podgotovki

sotrudni-

kov organov vnutrennih del v sovremennyh usloviyah [The main approaches to the

organiza-

tion of physical training of employees of internal affairs bodies in modern

conditions] //

Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 6 (31). P. 118–123.

4. Dopolnitel'nyj mental'nyj trening v sisteme podgotovki nachinayushchih

sambis-

tov [Additional mental training in the training system for beginner sambists] /

D.S.Savel'ev

[et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture].

2016. No. 2. P. 26–28.

5. Ivanov A.V., Yunus M.A., Kudryavceva E.S. Korrekciya psihoemocional'nyh

sostoyanij obuchayushchihsya sredstvami fizicheskoj kul'tury [Correction of

psycho-emo-

tional states of students by means of physical culture] // Nauka-2020

[Science-2020]. 2021.

No. 4 (49). P. 49–58.

6. Kalendar' sorevnovanij po sambo [Calendar of Sambo competitions] [Electronic

resource]. URL: https://www.judo-sambo.com/forum/5 (accessed 25.10.2021).

7. Kuznecov M.B. K voprosu obucheniya broskovoj tekhnike kursantov pervyh kur-

sov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [On the issue of teaching throwing

technique to

first-year cadets of educational organizations of the Ministry of Internal

Affairs of Russia] //

Avtonomiya lichnosti [Autonomy of personality]. 2020. No. 2 (22). P. 5–9.

8. Kutergin N.B. Formirovanie optimal'noj agressivnosti u sportsmenov-borcov

[Formation of optimal aggressiveness in wrestlers]: abstract dis. … cand. ped.

sciences. St.

Petersburg, 2007. 42 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.