Научная статья на тему 'Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке'

Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / САМБО / ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левицкий Алексей Григорьевич, Матвеев Дмитрий Александрович, Ковалев Михаил Александрович

В работе приводятся результаты влияния разработанной программы дополненного ментального тренинга, основанной на ментальном тренинге по методу профессора Унесталя, усовершенствованного профессором Бунзеном в НИИ физической культуры в 1994 году, на результативность борцов-самбистов в стойке. Эксперимент проводился с участием экспериментальной группы и двух контрольных. Численность каждой группы пятнадцать человек. Все группы, принявшие участие в эксперименте состояли из студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В каждой группе проводился анализ 100 схваток. В процессе анализа определялось среднее количество бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл на одного спортсмена. Определялись максимальные, минимальные, наиболее часто встречающиеся количества бросков, проведенные одним спортсменом. Определялось среднеквадратичное отклонение от среднего значения и достоверность различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Левицкий Алексей Григорьевич, Матвеев Дмитрий Александрович, Ковалев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between the added mental training and technical actions in a stance

This article presents the results of the effect of the developed program of the added mental training based on the mental training by Prof. Unestall, advanced by Professor Bunsen at the Research Institute of Physical Culture in 1994, on the effectiveness of the wrestlers in the stance. The experiment has been conducted with the participation of the experimental group and two control groups. Each group consisted from fifteen people. All groups participated in the experiment consisted from the students of St. Petersburg State University. 100 fights have been analyzed in each group. In the process of analysis, the average number of throws ranked with 4 points, 2 points, 1 point per athlete has been defined. The maximum, minimum, and the most common number of throws performed by one athlete have been determined. The standard deviation from the mean value and the reliability of differences has been determined.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке»

19. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), “The motivation level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

20. Trendal, C. (1989), Stress i teaching and teacher effectiveness : a study of teacher across mainstream and special education. Educational Research 31.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2013.

УДК 796.8

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОПОЛНЕННОГО МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА И ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СТОЙКЕ

Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Дмитрий Александрович Матвеев, старший преподаватель,

Михаил Александрович Ковалев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В работе приводятся результаты влияния разработанной программы дополненного ментального тренинга, основанной на ментальном тренинге по методу профессора Унесталя, усовершенствованного профессором Бунзеном в НИИ физической культуры в 1994 году, на результативность борцов-самбистов в стойке. Эксперимент проводился с участием экспериментальной группы и двух контрольных. Численность каждой группы пятнадцать человек. Все группы, принявшие участие в эксперименте состояли из студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В каждой группе проводился анализ 100 схваток. В процессе анализа определялось среднее количество бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл на одного спортсмена. Определялись максимальные, минимальные, наиболее часто встречающиеся количества бросков, проведенные одним спортсменом. Определялось среднеквадратичное отклонение от среднего значения и достоверность различий.

Ключевые слова: ментальный тренинг, самбо, восстановление.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p86-91

INTERRELATION BETWEEN THE ADDED MENTAL TRAINING AND TECHNICAL ACTIONS IN A STANCE

Alexey Grigoryevich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Dmitry Aleksandrovich Matveev, the senior teacher,

Mikhail Aleksandrovich Kovalev, the senior teacher,

St. Petersburg State University

Annotation

This article presents the results of the effect of the developed program of the added mental training based on the mental training by Prof. Unestall, advanced by Professor Bunsen at the Research Institute of Physical Culture in 1994, on the effectiveness of the wrestlers in the stance. The experiment has been conducted with the participation of the experimental group and two control groups. Each group consisted from fifteen people. All groups participated in the experiment consisted from the students of St. Petersburg State University. 100 fights have been analyzed in each group. In the process of analysis, the average number of throws ranked with 4 points, 2 points, 1 point per athlete has been defined. The maximum, minimum, and the most common number of throws performed by one athlete have been determined. The standard deviation from the mean value and the reliability of differences has been determined.

Keywords: mental training, sambo, restoration.

Восстановление спортсменов одна из самых важных проблем в спорте, так как напрямую связна с адаптацией спортсмена к физическим нагрузкам, работоспособностью, а значит успешным выступлением на соревнованиях. При этом немаловажное значение имеет формирование оптимального уровня агрессивности, что позволяет добиваться более высоких результатов в спорте, а также проводить воспитательную работу [1, 2,

3, 4], а также возможно оказывать влияние на состояние здоровья [5, 6].

В связи с этим была разработана программа на основе ментального тренинга профессора Л.Э. Унесталя и адаптированного в НИИ физической культуры профессором П.В. Бунзеном. Ментальный тренинг позволяет воздействовать на чувство страха, тревожности, беспокойства. Он представляет собой шесть программ, на усвоение каждой из которых отводится одна неделя.

Ментальный тренинг был дополнен беседами о личностных качествах необходимых борцам на примере спортсменов и тренеров прошлых лет. В беседах делался упор на позитивную (оптимальную, конструктивную) агрессивность, которая подразумевает под собой такие качества как сила воли, стремление к победе в пределах правил, мужество, умение перешагнуть через страх, лень и т.п. Беседы проводились во время отдыха между заданиями.

Ментальный тренинг также был дополнен упражнениями на расслабление из йоги.

Эти упражнения сами по себе вызывают релаксацию и должны усиливать действие программы релаксации, которую предусматривает ментальный тренинг.

Целью данного эксперимента было установить влияние программы дополненного ментального тренинга на результативность борцов-самбистов в схватках.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

1. Организовать тренировочный процесс в экспериментальной и контрольной группах.

2. Обеспечить обе группы цифровыми носителями с ментальным тренингом.

3. Провести анализ 100 схваток в каждой группе.

Результаты исследования можно использовать для совершенствования тренировочного процесса в спортивных школах, подростковых клубах, ВУЗах, в которых есть секции борьбы самбо.

Программа с дополненным ментальным тренингом для борцов самбистов построена на основе государственной программы по дисциплине «Физическая культура» для вузов. В занятия разработанной программы был включен ментальный тренинг по методу Унесталя, адаптированный профессором Бунзеном в 1994 году. Он позволяет воздействовать на чувство беспокойства, страха, психологию спортсмена в целом, и представляет собой шесть программ, на усвоение каждой из которых отводится одна неделя.

Ментальный тренинг был дополнен беседами о личностных качествах, необходимых для борцов на примере тренеров и спортсменов прошлых лет.

Методика проведения эксперимента следующая:

- были взяты экспериментальная группа и две контрольных, состоящие из студентов юношей возрастом 16-18 лет численностью по 15 человек;

- занятия экспериментальной группы проводились по программе дополненного ментального тренинга;

- занятия контрольной группы проводились по вузовской программе. Занимающиеся в ней были ознакомлены с ментальным тренингом, но в ней не проводились беседы о личностных качествах желательных для борцов;

- в течении года проводились в каждой группе схватки по правилам борьбы самбо. Перед каждой схваткой тщательно отслеживалось, чтобы партнеры были приблизительно равны по весу, росту, физической и технической подготовленности;

- результаты схваток заносились в протокол и в течение года шло накопление

материала;

- при обработке определялось максимальное (max), минимальное (min), наиболее часто встречающееся количества (moda) бросков проведенное одним спортсменом, среднее количество бросков, проведенное одним спортсменом в каждой группе, и определялась статистическая достоверность различий с помощью критерия Стьюдента.

При обработке данных использовались следующие обозначения: N4

N21

N1

N

, - общее количество бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл,

оценкой активность соответственно в экспериментальной группе; N4

контр1

N2

контр1,

N1

контр1

N

контр1

- общее количество бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл, оцен-

кой активность соответственно в контрольной группе №1, N

контр2,

N2

контр2,

N аллакоН1Р2, - общее количество бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл, оцен-

кой активность соответственно в контрольной группе №2, Р1 - степень достоверности различий между средними количествами бросков на одного спортсмена экспериментальной и контрольной группой №1, Р2 - степень достоверности различий между средними количествами удержаний на одного спортсмена экспериментальной и контрольной группой №2, о4баллаэксп, о2баллаэксп, о1баллэксп, оактэксп, - среднеквадратичное отклонение от среднего количества бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл, оценкой активность соответственно в экспериментальной группе, о4баллаконтр1, о2баллаконтр1, о1баллконтрЬ сактконтр1 - среднеквадратичное отклонение от среднего количества бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл, оценкой активность в контрольной группе №1, о4баллаконтр2, о2баллаконтр2, о1баллконтр2, оактконтр2 - среднеквадратичное отклонение от среднего количества бросков оценкой 4 балла, 2 балла, 1 балл, оценкой активность в контрольной группе №2.

На рис. 1 приведены статистические параметры для броска оценкой 4 балла по группам._____________________________________________________________________

35 30 25 20 15

ю 45 О

29

26

26

21,65

5,31

23

23

16

19

13

24

18

Среднее Мода Мт Мах

□ Экспериментальная группа И Контрольная группа 2 ■ Контрольная группа 1

Рис. 1 Статистические параметры для броска оценкой 4 балла по группам

При обработке данных для броска оценкой в 4 балла были получены следующие значения статистических параметров: ^баллаэксп=416, с4баллаэксп=1.59, Р1=0.1, Р2=0.2.

N4балла * г _4балла л пл хт4балла о/то _4балла л лл

контр1=245, ^ контр1=1.74. N контр2=368, ^ контр2=1.94.

Из рис. 1 и результатов, полученных при обработке экспериментальных данных, видно, что средние количества бросков в 4 балла на одного спортсмена статистически достоверно различаются между экспериментальной и двумя контрольными группами. В экспериментальной группе средние количества выше, чем в контрольных группах. Также в экспериментальной группе выше наиболее часто встречающиеся, минимальные и максимальные количества бросков в 4 балла на одного спортсмена.

На рис. 2 приведены статистические параметры для броска оценкой в 2 балла. При обработке данных для броска оценкой в 2 балла были получены следующие значения статистических параметров: ^баллаэксп=429, с2баллаэксп=2.93. Статистически достоверных различий между средними количествами броска в 2 балла на одного спортсмена для экс-

периментальной и двух контрольных групп обнаружено не было. N1

2балла 2балла 2балла

^ контр1=2.20, ^ контр2=394, ^ контр2=1.94.

контр1

=253,

Рис. 2. Статистические параметры для броска 2 балла по группам

Из рис. 2 и результатов обработки экспериментальных данных для броска оценкой в 2 балла видно, что наиболее часто встречающиеся и максимальные количества броска в

2 балла выше в экспериментальной группе.

На рис. 3 приведены статистические параметры для броска с оценкой в 1 балл.

Рис. 3. Статистические параметры для броска 1 балл по группам

При обработке данных для броска оценкой в 1 балл были получены следующие значения статистических параметров: Шбаллэксп=451, с1баллэксп =1.60. Рг=0.1, Р2=0.2.

^баллконтр1=304, о1баллконтр1=1.03. ^баллаконтр2=405, о1баллКонТр2=1.24.

Из рис. 3 и результатов обработки экспериментальных данных видно, что средние количества бросков с оценкой в 1 балл статистически достоверно различаются между экспериментальной группой и двумя контрольными группами. Наиболее часто встречающиеся, минимальные и максимальные количества бросков, проведенные одним спортсменом выше в экспериментальной группе.

На рис. 4 приведены статистические параметры для броска оценкой «активность».

При обработке данных для броска оценкой «активность» были получены следующие значения статистических параметров: №ктэксп=509, сактэксп=1.87. Р1=0.1, Р2=0.2. N“^1=257, сактконтр1=1.73. N“^2=384, ^^2=2.06.

Из рис. 4 и результатов обработки экспериментальных данных видно, что средние количества бросков с оценкой «активность» на одного спортсмена достоверно различаются между экспериментальной и двумя контрольными группами. Наиболее часто встречающиеся, минимальные и максимальные количества проведенных бросков на оценку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

активность одним спортсменом выше в экспериментальной группе.

Рис. 4. Статистические параметры для броска оценкой активность по группам

Таким образом, из проведенного эксперимента можно сделать вывод, что разработанная программа дополненного ментального тренинга позитивно сказывается на двигательной активности при проведении технических действий в борьбе в стойке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кутергин, Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кутергин Николай Борисович ; [С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта]. - СПб., 2007. - 17 с.

2. Шестак, А.Ф. Проявление агрессивности и ее коррекция в ходе подготовки по спортивным единоборствам с опорой на средства педагогического контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шестак Александр Филиппович ; [С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта]. - СПб., 2003. - 23 с.

3. Татаржицкий, С.Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. . канд. пед. наук / Татаржицкий Сергей Евгеньевич ; [Дальневост. гос. акад. физ. культуры]. -Хабаровск, 2003. - 24 с.

4. Матвеев, Д. А Поиск взаимосвязей между самооценкой агрессивности и спортивным результатом у борцов-самбистов / Д. А. Матвеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 101-105.

5. Матвеев, Д. А. Поиск взаимосвязей между уровнем агрессивности и оценкой здоровья / Д. А. Матвеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 94-97.

6. Матвеев, Д.А. О валидности опросника конструктивной и деструктивной агрессии / Д.А. Матвеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №

3 (85). - С. 117-120.

REFERENCES

1. Kutergin, N.B. (2007), Formation of optimal aggressiveness in wrestlers, dissertation, Saint Petersburg, Russian Federation.

2. Sestak, A.F. (2003), The manifestation of aggression and its correction in preparation for combat sports with the support of the means of pedagogical control, dissertation, Saint Petersburg, Russian Federation.

3. Tatarzhitsky, S.E. (2003), Improving the efficiency of competitive activity basketball players on the basis of the correction of aggressive actions, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

4. Matveev, D.A. (2012), “Search the relationship between self-esteem and aggressive

sports results in wrestlers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No 9, pp.101-105.

5. Matveev, D.A. (2011), “Search the relationship between the level of aggression and health assessment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S3, No 1, pp.94-97.

6. Matveev, D.A. (2011), “On the validity of the questionnaire constructive and destructive aggression”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S5, No 3, pp.117-120.

Контактная информация: dmitrijmatveev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2013.

УДК 793.38

ОДИНОЧНОЕ ТАНЦЕВАНИЕ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

Елена Валентиновна Ленская, аспирант,

Марина Владимировна Сахарова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке методики начальной технической подготовки танцоров одиночников в спортивных танцах. Индивидуальная и парная техника - слагаемые процесса технической подготовки спортсменов и задачи их различны. В ходе эксперимента две группы начинающих танцоров изучали одинаковые связки фигур в танцах медленный вальс и ча-ча-ча. Спортсмены экспериментальной группы работали над фигурами танца и техническими действиями в них соло, а контрольной группы - с самого начала в парах. После этого обе группы продемонстрировали исполнение данных связок в парах судьям, оценившим каждую нару но четырем критериям: ритмическое соответствие и основной ритм танца, линии тела, движение, техника исполнения демонстрируемых фигур. Полученные оценки сравнили нри помощи метода математической статистики - U-критерия Манна-Уитни. Танцоры эксне-риментальной группы продемонстрировали более стабильное исполнение контрольных связок по четырем критериям оценки исполнительского мастерства. Результаты исследования подтверждают предположение о целесообразности выделения одиночного танцевания в качестве отдельного этапа подготовки начинающих спортсменов.

Ключевые слова: спортивные танцы, этап начальной подготовки, техническая подготовка, U-критерий Манна-Уитни.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p91-94

SOLO DANCING AS A SEPARATE STAGE OF BEGINNER ATHLETES DEVELOPMENT IN DANCE SPORT

Elena Valentinovna Lenskaya, the post-graduate student,

Marina Vladimirovna Sakharova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

This article presents the results of research on development and rationale of beginner solo dancers' initial technical training. Both solo and pair technique are terms of general athletes technical preparation process and have different tasks. During the experiment, two groups of beginner dancers have been studying the same figures routines in slow waltz and cha-cha-cha. Athletes in experimental group have been learning figures and basic technique by dancing solo while athletes in control group - in pairs from the beginning. After that, both groups presented these routines in pairs to judges, who have rated each couple by four criteria: basic rhythm, bodylines, movement, and technique. Resulting marks for two groups have been compared using Mann-Whitney U-test. Dancers from the experimental group have demonstrated constituently better performance. Research results do confirm the assumption that it is advisable to distin-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.