Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технические вузы / студенты / образовательный процесс / методы обучения / кейс-метод / информационно-коммуникационные технологии / информатизация образования / ин-формационная образовательная среда / профессионально ориентированное обучение / кейсовые за-дания / педагогические кейсы / профессиональная компетентность / профессиональные компетен-ции / производственная практика / учебная мотивация / technical universities / students / educational process / teaching methods / case method / in-formation and communication technologies / informatization of education / information educational envi-ronment / professionally oriented training / case assignments / pedagogical cases / professional competence / professional competencies / Internship / learning motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна

Актуальность исследования обусловлена целесообразностью применения кейс-метода в профессионально ориентированном обучении и связана с проблемой недостаточного освещения вопроса интеграции кейсовых заданий с цифровыми ресурсами, столь востребованными в последнее время. Цель работы состоит в выявлении преимуществ использования данного метода в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями в рамках профессионально ориентированного подхода к образовательному процессу в техническом вузе. Методы исследова-ния, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение, а также эксперимент, помогают добиться поставленной цели. Так, анализ теоретического материала позволяет сформулировать точное опре-деление понятия «кейс-метод». В исследовании представлен также практический опыт применения кейс-метода в сочетании с цифровыми ресурсами во время производственной практики студентов, в результате которого выделяют основные преимущества кейсовых заданий: заинтересованность сту-дентов, повышение мотивации обучающихся, формирование необходимых компетенций, востребо-ванных в будущей деятельности, и профессиональной компетентности в целом. Доказана эффек-тивность педагогических кейсов результатами анкетирования обучающихся. Научная новизна ра-боты заключается в том, что дан комплексный анализ методической разработки кейсовых заданий, созданной специально для курса производственной практики в рамках профессионально ориенти-рованного обучения, что определяет как теоретическую, так и практическую значимость исследо-вания, так как дает возможность его использования в педагогических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CASE METHOD WITHIN A PROFESSIONALLY ORIENTED APPROACH TO TRAINING AT TECHNICAL UNIVERSITY

The relevance of the study is due to the feasibility of using the case method in professionally oriented training and is determined by the problem of insufficient of insufficient coverage of the issue of integrating case assignments with digital resources, which have been so in demand recently. The purpose of the work is to identify the advantages of using this method in combination with information and com-munication technologies within the framework of a professionally oriented approach to the educational process at a technical university. Research methods such as analysis and synthesis, generalization and comparison, as well as experiment help achieve the goal. Thus, the analysis of theoretical material allows us to formulate a precise definition of the concept of “case method”. The study also presents practical expe-rience in using the case method in combination with digital resources during students’ practical training, as a result of which the main advantages of case assignments are highlighted: student interest, increased trainee motivation; formation of the necessary competencies that are in demand in future activities, and professional competence in general. The effectiveness of pedagogical cases has been proven by the results of a student survey. The scientific novelty of the work lies in the fact that it provides a comprehensive analysis of the methodological development of case assignments, created specifically for a practical training course within the framework of professionally oriented training, which determines both the theoretical and prac-tical significance of the study, as it makes it possible to use it for pedagogical purposes.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.147

ББК Ч448.025 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.7

Колесниченко Альвина Николаевна,

SPIN-код: 2210-2142

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки», Ростовский государственный университет путей сообщения; 344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2; e-mail: kolesnichenkoa@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технические вузы; студенты; образовательный процесс; методы обучения; кейс-метод; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; профессионально ориентированное обучение; кейсовые задания; педагогические кейсы; профессиональная компетентность; профессиональные компетенции; производственная практика; учебная мотивация

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена целесообразностью применения кейс-метода в профессионально ориентированном обучении и связана с проблемой недостаточного освещения вопроса интеграции кейсовых заданий с цифровыми ресурсами, столь востребованными в последнее время. Цель работы состоит в выявлении преимуществ использования данного метода в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями в рамках профессионально ориентированного подхода к образовательному процессу в техническом вузе. Методы исследования, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение, а также эксперимент, помогают добиться поставленной цели. Так, анализ теоретического материала позволяет сформулировать точное определение понятия «кейс-метод». В исследовании представлен также практический опыт применения кейс-метода в сочетании с цифровыми ресурсами во время производственной практики студентов, в результате которого выделяют основные преимущества кейсовых заданий: заинтересованность студентов, повышение мотивации обучающихся, формирование необходимых компетенций, востребованных в будущей деятельности, и профессиональной компетентности в целом. Доказана эффективность педагогических кейсов результатами анкетирования обучающихся. Научная новизна работы заключается в том, что дан комплексный анализ методической разработки кейсовых заданий, созданной специально для курса производственной практики в рамках профессионально ориентированного обучения, что определяет как теоретическую, так и практическую значимость исследования, так как дает возможность его использования в педагогических целях.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Колесниченко, А. Н. Применение кейс-метода в рамках профессионально ориентированного подхода к обучению в техническом вузе / А. Н. Колесниченко. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 177-184.

Kolesnichenko Alvina Nikolaevna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Foreign Languages, Rostov State Transport

University, Rostov-on-Don, Russia

APPLICATION OF THE CASE METHOD WITHIN A PROFESSIONALLY ORIENTED APPROACH TO TRAINING AT TECHNICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: technical universities; students; educational process; teaching methods; case method; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; professionally oriented training; case assignments; pedagogical cases; professional competence; professional competencies; Internship; learning motivation

ABSTRACT. The relevance of the study is due to the feasibility of using the case method in professionally oriented training and is determined by the problem of insufficient of insufficient coverage of the issue of integrating case assignments with digital resources, which have been so in demand recently. The purpose of the work is to identify the advantages of using this method in combination with information and communication technologies within the framework of a professionally oriented approach to the educational process at a technical university. Research methods such as analysis and synthesis, generalization and comparison, as well as experiment help achieve the goal. Thus, the analysis of theoretical material allows us to formulate a precise definition of the concept of "case method". The study also presents practical experience in using the case method in combination with digital resources during students' practical training, as a result of which the main advantages of case assignments are highlighted: student interest, increased trainee motivation; formation of the necessary competencies that are in demand in future activities, and professional competence in general. The effectiveness of pedagogical cases has been proven by the results of a student survey. The scientific novelty of the work lies in the fact that it provides a comprehensive analysis of the methodological development of case assignments, created specifically for a practical training course within the framework of professionally oriented training, which determines both the theoretical and practical significance of the study, as it makes it possible to use it for pedagogical purposes.

© Колесниченко А. Н., 2024

FOR CITATION: Kolesnichenko, A. N. (2024). Application of the Case Method Within a Professionally Oriented Approach to Training at Technical University. In Pedagogical Education in Russia. No. 2,

pp. 177-184.

Введение. В настоящее время перед преподавателями открываются большие возможности применения разных педагогических методов, как традиционных, так и современных, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что обусловлено процессом цифровиза-ции современного образования на всех уровнях - от начального до высшего профессионального и послевузовского. В последние годы появляется все больше публикаций, в которых исследователи подробно изучают и экспериментальным путем доказывают эффективность того или иного метода. Среди них следует отметить такие инновационные, как метод ментальных карт [10], технологии виртуальной и дополненной реальности [9; 19] и многие другие.

Данное исследование посвящено изучению кейс-метода, ставшего широко распространенным в образовательном процессе. Понятие восходит к английскому термину «case-study», имеющему следующее значение: case - «ситуация», «случай» и study -«изучение», т. е. «изучение ситуации», и предполагает формирование у обучающихся определенных знаний, умений и навыков в результате решения ситуационных задач. Этим объясняется существование разных синонимов данного термина, таких как «метод деловых ситуаций», «кейс-метод», «метод конкретных ситуаций». В его основе лежит использование метода проблемно-ситуативного анализа, когда перед группой обучающихся поставлена какая-то проблема, ее нужно детально продумать, предложить ее пошаговое практическое решение и как результат дать оценку каждого варианта выхода из проблемной ситуации и выбрать наилучший из них. При этом единственно верного решения проблемы может и не быть, что приводит к дискуссии и аргументации своей позиции, раскрытию творческого потенциала обучающихся. Подобные кейсовые задания приобретают особую актуальность при подготовке будущих специалистов в любом техническом высшем учебном заведении, так как профессионально ориентированный подход к обучению студентов предполагает формирование у них основных компетенций, необходимых для решения возникающих проблем в деловой и профессиональной среде, а также в научно-исследовательской сфере. Этот факт свидетельствует о том, что кейс-метод в обучении можно применить для моделирования реальной ситуации как способ пополнения профессиональных знаний, умений и навыков.

Большая востребованность кейс-метода в рамках профессионально ориентированного подхода к обучению свидетельствует об актуальности выбранной темы. Актуальность исследования обусловлена также проблемой недостаточного изучения вопроса интеграции кейс-метода с современными цифровыми ресурсами и необходимостью анализа практического опыта применения данной технологии в рамках профессионально ориентированного обучения студентов в техническом вузе.

Цель научной работы - выявить особенности использования кейс-метода в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями в профессионально ориентированном обучении. Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:

1) представить анализ теоретического материала и определить понятие «кейс-метод»;

2) исследовать практический опыт применения кейс-метода в интеграции с современными цифровыми ресурсами;

3) определить основные преимущества использования педагогических кейсов в профессионально ориентированном обучении.

Анализ последних исследований и публикаций. Основоположником кейс-метода является Христофор Колумб Лэнг-делл, который в 1870 г., занимая должность декана в Школе права в Гарварде, ввел разбор реальных ситуаций из судебных практик в занятия со студентами вместо заучивания ими теории. Постепенно в США и Западной Европе особую популярность завоевали бизнес-кейсы. В 70-80-х гг. XX в. кейс-метод в профессиональном образовании стал широко распространяться по всему миру, в том числе и в СССР, и охватил в первую очередь экономические дисциплины для подготовки будущих специалистов в области управления на примере изучения реальных ситуаций [4]. Позже данный метод стал использоваться не только в юриспруденции и экономике, но и во всех дисциплинах.

В отечественной педагогике научные работы посвящены описанию метода кейсов как определенной педагогической технологии [1; 2]. Так, А. М. Долгоруков относит метод конкретных ситуаций к методу активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении с помощью решения конкретных задач - ситуаций или кейсов, цель которого «совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое

решение» [5]. Похожей точки зрения придерживается С. Ю. Попова, которая считает, что решение кейса представляет собой совместный анализ ситуации и как результат -выбор наилучшего решения проблемы [12].

По мнению исследователей, кейс-метод можно соотнести с другими педагогическими технологиями. О. И. Ваганова выделяет следующие особенности метода кейса: «специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии; технологию коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией; синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями; технологию развивающего обучения, включающую процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых; специфическую разновидность проектной технологии, направленной на формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий; технологию "создания успеха", которая предусматривает деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха и подчеркивание их достижений» [1, с. 40]. Так, в основе кейс-метода лежит сочетание разных педагогических технологий, получивших форму определенного алгоритма обдуманных действий по решению специально подобранной преподавателем ситуации для достижения педагогической цели в процессе совместной работы обучающихся.

Во многих исследованиях представлены разные типы кейсов. Например, З. М. Рама-занова и П. Д. Абдурахманова по структуре выделяют структурированные кейсы (короткое описание ситуации с представлением конкретной информации, данных), неструктурированные (где материал дан с большим количеством данных, так как такой кейс предназначен для оценки стиля и скорости мышления, умения дифференцировать перво- и второстепенную информацию и навыков работы в той или иной сфере), первооткрывательские кейсы (как короткие, так и длинные, позволяющие определить степень креативности человека, умение находить нестандартные решения проблемы). По размеру авторы делят кейсы на полные (до 25 страниц и предназначенные для работы в команде), сжатые (до 5 страниц для проведения дискуссии на занятии), ми-

ни-кейсы (до 2 страниц, часто используемые на занятии для иллюстрации теоретического материала) [13, с. 359].

В исследовании С. Ю. Грузковой, А. Р. Камалеевой классификация кейсов по размеру находит объяснение существованием разных школ - американской (Гарвардской), для которой характерны кейсы больших размеров и наличие единственного правильного решения проблемы, и европейской (Манчестерской) школы, где кейсы намного меньше и допускают вариативность решений конкретной ситуации [4]. Кроме данных типов, выделяют и другие: по функциям (тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие, прогностические); по способу представления материала (эссе, рассказ, аналитическая записка, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов и т. п.) и многие другие.

З. М. Рамазанова и П. Д. Абдурахманова подчеркивают ролевую систему кейса, где «высокая концентрация ролей приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. При этом действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы» [13, с. 359]. Исследователи едины во мнении, что технология case-study является эффективной в педагогическом процессе, так как отличается игровой формой обучения и комплексом тех умений, знаний и навыков, которые нужно, с одной стороны, применить для решения поставленной задачи, а с другой стороны, развить, чтобы стать востребованным специалистом в своей области, компетентным и профессиональным, обладающим критическим мышлением и способным быстро реагировать, справляться с любыми проблемами и принимать верные решения [3, 7; 18].

Многие отечественные исследователи в теории и на практике подтверждают эффективность применения кейс-метода в формировании профессиональных компетенций студентов [8; 11]. Значимость данного метода в профессиональном подходе к обучению отмечает в своей работе А. М. Долгоруков, подчеркивая, что применение «метода case-study в обучении студентов экономических специальностей позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание экономических законов, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений» [5].

Такого же мнения придерживаются и зарубежные исследователи. Так, Ян-Филипп Бюхлер и группа соавторов предлагают такое понятие, как «интегрированный кейс-метод», который можно использовать в экосистеме университетов с целью взаимосвязи бизнеса с сектором высшего образования, подготавливая таким образом студентов к профессиональной деятельности. При этом сами студенты могут быть вовлечены частично или полностью в создание кейса, что можно сравнить с процессом исследовательского поиска и деловой практики. Авторы видят расширение метода case-study до комплексного подхода к восприятию окружающей среды, с присущим ему анализом и рефлексией со стороны всех участников образовательного процесса, что ведет к постепенному переходу от высших учебных заведений к бизнес-организациям [16]. При этом большую роль в привлечении студентов, по их мнению, играют информационно-коммуникационные технологии, интегрированные в кейс-исследования, такие как Twitter, YouTube и ResearchGate, с помощью которых студенты должны проанализировать интервью, найти последние публикации по заданной теме, и элементы геймификации, направленные на вовлеченность обучающихся на занятии, готовность учиться.

Анализируя зарубежный опыт, следует отметить похожие взгляды ученых на специфику обучения с помощью метода кейсов: они также отмечают интерактивный характер заданий и наличие некоего вызова - проблемной ситуации, заставляющей обучающихся поразмышлять [20]. Кристен-сен дает определение кейс-методу как способу обучения, основанному на обсуждении, что способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, способности принимать решения, возможности развиваться и меняться, брать инициативу в свои руки, проявляя лидерские качества и раскрывая другие индивидуальные особенности характера [17]. Положительное влияние кейс-метода на когнитивные особенности студентов отмечают также современные исследователи - Хайме А. Байона, Уильям Ф. Дюран, считая преимуществом данного метода преодолевать разрыв между теорией и практикой, что позволяет студентам разрабатывать решения для реальных ситуаций и оценивать их [14].

Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет сформулировать более точное определение понятия «кейс-метод» как способа обучения, направленного на овладение основными компетенциями в результате решения определенных ситуационных задач (как индивидуально, так и

совместно, в ходе дискуссии с группой), которые моделируют реальные, связанные с будущей специальностью проблемы с целью формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Методология и методы исследования. Специфика кейсовых заданий заключается в том, что они могут быть использованы на разных этапах обучения -при объяснении нового материала или закреплении уже изученного в качестве домашнего задания для самостоятельного анализа предложенной ситуации или аудиторного задания, требующего общей дискуссии. Кейс-метод следует отнести к интерактивным методам обучения, которые предполагают активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой для решения поставленной задачи. Он носит характер ролевой игры, где каждый участник проявляет свой творческий потенциал, демонстрирует навыки самостоятельного поиска информации, анализа научной литературы, статистических данных и т. п. и в то же время коммуникативные способности, умение выразить свою точку зрения, аргументировать ее и прислушиваться к мнению других членов команды, умение работы в команде. Данный метод помогает активизировать полученные ранее знания, умения и навыки и находить практические решения профессиональных проблем, основанных на реальных ситуациях.

Несмотря на положительные результаты исследователей относительно применения метода кейсов для овладения разными дисциплинами, существует проблема практического применения кейсов в техническом вузе из-за отсутствия методических разработок такого рода заданий и нехватки аудиторных часов для проведения интерактивных занятий, не предусмотренных рабочей программой, в которой четко прописаны темы и отведенное количество часов на них. Однако в некоторых учебных планах по программе магистратуры университета предусмотрена производственная практика, в том числе педагогическая, в ходе которой и была проведена практическая апробация специально разработанных для нее педагогических кейсов, по результатам которой дан комплексный анализ целесообразности подобных заданий в рамках профессионально ориентированного обучения студентов в техническом вузе.

Научные методы исследования, такие как сравнение, обобщение, анализ и синтез, дают возможность подробно изучить данную проблематику: исследовать теоретическую базу, обобщить практический опыт и представить анализ отличительных свойств

кейс-метода. Экспериментальный метод помогает на практике доказать эффективность его использования в сочетании с цифровыми ресурсами.

В ходе исследования был изучен опыт внедрения педагогических кейсов в рамках курса «Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика)» в группе магистрантов второго года обучения экономического профиля подготовки (26 человек) в ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (далее - РГУПС). Данная практика проходила в 2021/2022 учебном году и имела продолжительность 1 семестр. В течение этого периода студенты должны были выполнить индивидуальное задание и предоставить отчет по проделанной работе. В дополнение к основному заданию магистрантам были предложены педагогические кейсы, которые они должны были решить с учетом полученного на практике опыта в контексте профессионально ориентированного обучения.

Результаты исследования. Авторский видеокурс «Педагогические кейсы», разработанный ведущим методистом кафедры «Иностранные языки» РГУПС, доцентом О. Б. Симоновой, представляет собой ряд кейсов, в основе которых лежит дидактический конструктор педагогических кейсовых задач Л. С. Илюшина с учетом известной иерархии учебных целей согласно таксономии Б. Блума: знание - понимание - применение - анализ - синтез -оценка [6; 15]. Данный тип педагогических кейсов называется компетентностно-ориентированными педагогическими ситуациями. Курс состоит из 10 заданий, каждое из которых включает видеоролик, небольшой по продолжительности, в котором представлена педагогическая задача - разрешить типичную конфликтную ситуацию, возникающую во время профессиональной деятельности в любом коллективе, и вопросы к нему, направленные на формирование определенных компетенций. Так, кейсовые задания интегрированы с цифровыми ресурсами, сопровождаются видеороликами, что позволяет наглядно продемонстрировать проблемную ситуацию, вызывает интерес у обучающихся, повышает их мотивацию к выполнению заданий и обучению в целом.

Подробно рассмотрим и проанализируем структуру педагогического кейса. Он включает в себя несколько вопросов:

1. Назовите основные части конфликта.

2. Объясните причины конфликта.

3. Сравните точки зрения участников конфликта.

4. Составьте таблицу компетенций, необходимых для решения конфликта на производстве.

5. Опишите возможные варианты развития событий.

6. Разработайте несколько вариантов решения подобных конфликтов.

Работа с кейсом состоит из нескольких этапов. На начальном этапе обучающиеся знакомятся с проблемой, которая представлена в видеоролике, после чего приступают к следующему этапу - осознанию проблемы, ее пониманию, поиску причин конфликта. Все ролики интересные и красочные, заставляют по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию, обрисованную в форме мультипликационного фильма, оценить всех участников конфликта и представить взгляд со стороны, найти более объективный и разумный выход из сложившейся ситуации, что свидетельствует о следующем этапе - применении найденного решения на практике и его последующего анализа, синтеза и оценки, результаты которых студенты представляют в виде таблицы компетенций, необходимых для решения подобных конфликтов.

Следует учитывать и дальнейшую последовательность шагов в работе над кейсом. Первый шаг подразумевает индивидуальное выполнение задания. На этом этапе решение кейса должно быть представлено в письменной форме объемом 1200 слов. Это заранее подготовленное задание. Второй шаг представляет собой обсуждение в малых группах и проходит на зачетном занятии. Магистранты обсуждают в малых группах (по 2-3 человека) разные варианты решения конфликта. Они представляют свое видение проблемы, вступают в дискуссию, представляя свои аргументы и контраргументы, и как результат оценивают свое решение кейса, выбирают лучший вариант. На третьем этапе каждая группа, работающая над данным кейсом, представляет свой доклад на публичное обсуждение, задают вопросы и выслушивают ответы, в результате чего переходят к следующему шагу - подведению итогов проделанной работы, выделяя проблемные и успешные стороны деятельности, обобщая полученные результаты и возможности их применения в своей профессиональной деятельности. По ходу решения кейса преподаватель дает оценку компетенциям, сформированным у обучающегося в течение производственной практики, после чего предлагает провести рефлексию по проделанной работе в виде опроса.

Опрос был направлен на оценку магистрантами роли педагогических кейсов в профессионально ориентированном обуче-

нии по пятибалльной шкале типа Ликерта: 1 балл - полностью не согласен, 2 балла -частично не согласен, 3 балла - частично согласен, 4 балла - согласен, 5 баллов -полностью согласен. Магистрантам были даны следующие утверждения:

1. Педагогические кейсы воссоздают проблемные ситуации, приближенные к реальности, тем самым способствуют формированию необходимых компетенций и профессиональной компетентности в целом.

2. Применение цифровых средств, интегрированных в кейсовые задания, мотивирует к обучению.

3. Технология кейс-метода наиболее интересна по сравнению с традиционными методами.

Результаты опроса оказались следующими: 98% респондентов поставили высший балл третьему пункту в опросе, так как считают, что эта технология наиболее интересна по сравнению с традиционными методами. 82% опрошенных главным преимуществом педагогических кейсов отмечают формирование профессиональной компетентности в условиях, приближенных к реальным. 77% участников отметили, что использование кейсовых заданий, интегрированных с цифровыми ресурсами, способствует мотивации к обучению. Как показало исследование, большая часть респондентов положительно оценила применение кейс-метода в рамках профессионально ориентированного обучения.

Эксперимент позволил выявить особенности использования педагогических кейсов в профессионально ориентированном обучении и подтвердить их эффективность. В ходе эксперимента обучающиеся, внимательно изучив конфликтную ситуацию, среди основных этапов развития конфликта выделяют начальную фазу, фазу подъема, пик конфликта и фазу спада; четко формулируют причины развития конфликта и представляют точки зрения каждого героя ролика весьма убедительно. К основным компетенциям, способствующим решению конфликтной ситуации, студенты относят следующие: конфликтологическую компетенцию, компетенцию управления конфликтом, предотвращения агрессии, способности урегулировать подобные конфликтные ситуации, создавать среду, минимизируя конфликты. Пытаясь разрешить сложившуюся ситуацию, обучающиеся предлагают разные варианты, при этом дают характеристики каждому участнику конфликта, выделяя их слабые и сильные стороны и оценивая нравственную сторону их поступков.

Все участники эксперимента приходят к единому выводу о том, что следует созда-

вать благоприятную среду в любом коллективе, осуществлять профессиональную деятельность в созидательных целях, направленную на избежание деструктивных форм конфликта. Описанная ситуация носит игровой характер и вызывает повышенный интерес у студентов благодаря использованию цифровых средств. Решение педагогических кейс-задач дает возможность самореализации и способствует формированию профессиональной компетентности у обучающихся.

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что педагогические кейсы носят профессионально ориентированный характер, так как кейс задания соотносятся с задачами, реально существующими в производственной практике, что создает впечатление полного погружения в профессиональную среду. В ходе исследования были выявлены следующие преимущества кейсо-вых заданий:

1. Они способствуют развитию коммуникативных навыков - умению вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседников, а также социальных навыков, которые предполагают умение правильно вести себя, поддерживать контакт в коллективе, выслушивать собеседника, договариваться и общаться в социуме.

2. Кейс-метод помогает сформировать аналитические навыки, которые заключаются в способности сбора и обработки информации, ее анализа и представления перед аудиторией, в умении рассуждать логически.

3. Кейсовые задания дают возможность раскрыть творческий потенциал обучающихся, так как в решении задач проявляются их креативность, индивидуальность, способность мыслить самостоятельно и оригинально.

4. Главной целью кейсовых заданий является формирование практических навыков, т. е. навыков использования полученных теоретических знаний, изученных методов и принципов на практике в решении задач, приближенных к реальным профессиональным задачам.

5. Реализация технологии кейсов с помощью цифровых ресурсов является востребованной, так как способствует повышению мотивации студентов к изучаемому курсу, привлекает обучающихся своей интерактивностью, наглядностью и удобством в использовании.

Данное исследование имеет теоретическую и практическую значимость, так как в нем представлен обзор теоретического материала, содержащийся в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также дан анализ практического примене-

ния кейс-метода в курсе производственной (педагогической) практики в ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС). Перспективы

дальнейшего исследования в этой области связаны с методическими разработками для других дисциплин гуманитарного цикла в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваганова, О. И. Метод кейсов в профессиональном обучении : учебно-методическое пособие / О. И. Ваганова. - Нижний Новгород : ВГИПУ, 2011. - 57 с. - Текст : непосредственный.

2. Варданян, М. Р. Практическая педагогика : учебно-методическое пособие на основе метода case-study / М. Р. Варданян, Н. А. Палихова, И. И. Черкасова, Т. А. Яркова. - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. - 188 с. - Текст : непосредственный.

3. Гришина, Т. А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы / Т. А. Гришина. - Текст : непосредственный // Наука и Школа. - 2018. -№ 3. - С. 134-140.

4. Грузкова, С. Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании /

C. Ю. Грузкова, А. Р. Камалеева. - Текст : электронный // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. - 2013. - № 6(26). - https://doi:io.i273i/22i8-7405-20i3-6-24.

5. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А. М. Долгоруков. - Текст : электронный // Технология case-study : учебно-методическое пособие / М. В. Плотников, О. С. Чернявская, Ю. В. Кузнецова. - Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2014. - URL: https://evolkov.net/learn/methods/case.study.html#gsc.tab=o (дата обращения: 18.01.2024).

6. Илюшин, Л. С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока / Л. С. Илюшин. - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2013. - № 1. - С. 123-131.

7. Ионова, Н. В. Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов / Н. В. Ионова. - Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. -2019. - № 5. - С. 96-99.

8. Кейс-метод в профессионально-технологическом образовании (Теоретический курс. Часть 1) : учебное пособие / под ред. А. М. Каунова ; сост. А. М. Каунов, В. В. Кисляков. - Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет ; Перемена, 2019. - 167 c. - URL: https://profspo.ru/books/81249 (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

9. Колесниченко, А. Н. Возможности применения технологии виртуальной реальности при обучении иностранному языку / А. Н. Колесниченко. - Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. -2023. - Т. 12, № 2. - С. 266-270.

10. Колесниченко, А. Н. Преимущество использования ментальных карт при обучении иностранному языку / А. Н. Колесниченко. - Текст : непосредственный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2023. - Т. 15, № 1. - С. 70-76.

11. Макарова, И. А. Кейс-метод в формировании профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» / И. А. Макарова, Е. А. Бурдуковская, Н. А. Кора, С. В. Смирнова. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. -2022. - № 3. - С. 225-230.

12. Попова (Смолик), С. Ю. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. - Тверь : СКФ-офис, 2015. - 114 с. - Текст : непосредственный.

13. Рамазанова, З. М. Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку / З. М. Рамазанова, П. Д. Абдурахманова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018 - № 6(73). - С. 358-360.

14. Bayona, J. A. A meta-analysis of the influence of case method and lecture teaching on cognitive and affective learning outcomes / J. A. Bayona, W. F. Durán. - Text : immediate // The International Journal of Management Education. - 2024. - Vol. 22, issue 1. - 100935. - https://doi.org/i0.i0i6/j.ijme.2024.i00935.

15. Bloom, B. S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. By a committee of college and university examiners / B. S. Bloom, D. R. Krathwohl. - Text : immediate // Handbook 1: Cognitive domain. - New York : Longmans, Green, 1956.

16. Büchler, J.-Ph. Towards an Integrated Case Method in Management Education - Developing an Ecosystem-Based Research and Learning Journey for Flipped Classrooms / J.-Ph. Büchler, Gr. Brüggelambert, H. Hai-jing de Haan et al. - Text : immediate // Administrative Sciences. - 2021. - Vol. 11(4). - https://doi.org/ 10.3390/admsci11040113.

17. Christensen, C. R. Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership / C. R. Christensen,

D. A. Garvin, A. Sweet. - Boston : Harvard Business School Press, 1991. - 312 p. - Text : immediate.

18. Marunevich, O. E-Learning and M-Learning as tools for enhancing teaching and learning in higher education / O. Marunevich, V. Kolmakova, I. Odaruyk, D. Shalkov. - Text : immediate // A Case Study of Russia: SHS Web of Conferences. - 2021. - Vol. 110. - 03007. - https://doi:i0.i05i/shsconf/202iii003007.

19. Simonova, O. The effectiveness of the augmented reality application in foreign language teaching in higher school / O. Simonova, A. Kolesnichenko // XI Международная конференция по аэрокосмическому образованию и кадровому обеспечению высокотехнологичных предприятий (AESHE 2021). SHS Web of Conferences. - 2022. - Vol. 137. - 01025. - DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701025.

20. Wolter, B. H. K. Student Performance in a Multimedia Case-Study Environment / B. H. K. Wolter, M. A. Lundeberg, M. Bergland et al. // Journal of Science Education and Technology. - 2013. - No. 22. - P. 215225. - https://doi.org/10.1007/s10956-012-9387-7.

REFERENCES

1. Vaganova, O. I. (2011). Metod keisov v professional'nom obuchenii [Case Method in Vocational Training]. Nizhny Novgorod, VGIPU. 57 p.

2. Vardanyan, M. R., Palikhova, N. A., Cherkasova, I. I., Yarkova, T. A. (2009). Prakticheskaya pedagogika [Practical Pedagogy]. Tobolsk, TGSPA im. D. I. Mendeleeva. 188 p.

3. Grishina, T. A. (2018). Metod keis-stadi kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya v kurse gumani-tarnykh predmetov shkol'noi programmy [The Case Study Method as a Modern Teaching Technology in the Humanities Subjects of the School Curriculum]. In Nauka i Shkola. No. 3, pp. 134-140.

4. Gruzkova, S. Yu., Kamaleeva, A. R. (2013). Keis-metod: istoriya razrabotki i ispol'zovaniya metoda v obrazovanii [Case Method: History of the Development and Use of the Method in Education]. In Sovremennye is-sledovaniya sotsial'nykh problem. Modern Research of Social Problems. No. 6(26). https://doi:10.12731/2218-7405-2013-6-24.

5. Dolgorukov, A. M. (2014). Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya [Case-study Method as a Modern Technology of Professionally Oriented Training]. In Plotnikova, M. V., Chernyavskaya, O. S., Kuznetsova, Yu. V. Tekhnologiya case-study: uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhny Novgorod, NIU RANKhiGS. URL: https://evolkov.net/learn/methods/case.study.html# gsc.tab=0 (mode of access: 18.01.2024).

6. Ilyushin, L. S. (2013). Ispol'zovanie «Konstruktora zadach» v razrabotke sovremennogo uroka [Using the "Task Constructor" in Developing a Modern Lesson]. In Shkol'nye tekhnologii. No. 1, pp. 123-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ionova, N. V. (2019). Keis-tekhnologiya kak sredstvo razvitiya kriticheskogo myshleniya u studentov [Case Technology as a Means of Developing Critical Thinking among Students]. In Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5, pp. 96-99.

8. Kaunov, A. M. (Ed.). (2019). Keis-metod v professional'no-tekhnologicheskom obrazovanii (Teoreticheskii kurs. Chast 1) [Case Method in Vocational and Technological Education (Theoretical Course. Part 1)]. Volgograd, Volgogradskii gosudarstvennyi sotsial'no-pedagogicheskii universitet, Peremena. 167 p. URL: https://profspo.ru/ books/81249 (mode of access: 21.01.2024).

9. Kolesnichenko, A. N. (2023). Vozmozhnosti primeneniya tekhnologii virtual'noi real'nosti pri obuchenii inostrannomu yazyku [Possibilities of using Virtual Reality Technology in Teaching a Foreign Language]. In Sa-marskii nauchnyi vestnik. Vol. 12. No. 2, pp. 266-270.

10. Kolesnichenko, A. N. (2023). Preimushchestvo ispol'zovaniya mental'nykh kart pri obuchenii inostran-nomu yazyku [The Advantage of Using Mind Maps When Teaching a Foreign Language]. In Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Vol. 15. No. 1, pp. 70-76.

11. Makarova, I. A., Burdukovskaya, E. A., Kora, N. A., Smirnova, S. V. (2022). Keis-metod v formirovanii professional'nykh kompetentsii studentov-bakalavrov napravleniya «Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie» [Case Method in the Formation of Professional Competencies of Bachelor Students in the Direction of "Psychological and Pedagogical Education"]. In Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. No. 3, pp. 225-230.

12. Popova (Smolik), S. Yu., Pronina, E. V. (2015). KEIS-STADI: printsipy sozdaniya i ispol'zovaniya [CASE STUDY: Principles of Creation and Use]. Tver, SKF-ofis. 114 p.

13. Ramazanova, Z. M., Abdurakhmanova, P. D. (2018). Didakticheskie vozmozhnosti metoda case study v protsesse obucheniya shkol'nikov angliiskomu yazyku [Didactic Possibilities of the Case Study Method in the Process of Teaching English to Schoolchildren]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 6(73)., pp. 358-360.

14. Bayona, J. A., Durán, W. F. (2024). A Meta-analysis of the Influence of Case Method and Lecture Teaching on Cognitive and Affective Learning Outcomes. In The International Journal of Management Education. Vol. 22. Issue 1, 100935. https://doi.org/10.1016/jj.ijme.2024.100935.

15. Bloom, B. S., Krathwohl, D. R. (1956). Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. By a Committee of College and University Examiners. In Handbook 1: Cognitive domain. New York, Longmans, Green.

16. Büchler, J.-Ph., Brüggelambert, Gr., Haijing de Haan, H. et al. (2021). Towards an Integrated Case Method in Management Education - Developing an Ecosystem-Based Research and Learning Journey for Flipped Classrooms. In Administrative Sciences. Vol. 11(4). https://doi.org/10.3390/admsci11040113.

17. Christensen, C. R., Garvin, D. A., Sweet, A. (1991). Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership. Boston, Harvard Business School Press. 312 p.

18. Marunevich, O., Kolmakova, V., Odaruyk, I., Shalkov, D. (2021). E-Learning and M-Learning as Tools for Enhancing Teaching and Learning in Higher Education. In A Case Study of Russia: SHS Web of Conferences. Vol. 110, 03007. https://doi:10.1051/shsconf/202111003007.

19. Simonova, O., Kolesnichenko, A. (2022). The Effectiveness of the Augmented Reality Application in Foreign Language Teaching in Higher School. In XI Mezhdunarodnaya konferentsiya po aerokosmicheskomu obrazovaniyu i kadrovomu obespecheniyu vysokotekhnologichnykh predpriyatii (AESHE 2021). SHS Web of Conferences. Vol. 137, 01025. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701025.

20. Wolter, B. H. K., Lundeberg, M. A., Bergland, M. et al. (2013). Student Performance in a Multimedia Case-Study Environment. In Journal of Science Education and Technology. No. 22, pp. 215-225. https://doi.org/10.1007/s10956-012-9387-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.