ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Кейс-метод в формировании профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование»
Макарова Инна Анатольевна,
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Амурский государственный университет E-mail: [email protected]
Бурдуковская Елена Анатольевна,
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики E-mail: [email protected]
Кора Наталья Алексеевна,
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и педагогики E-mail: [email protected]
Смирнова Светлана Викторовна,
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и педагогики E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена методика использования кейс-метода в формировании профессиональных компетенций бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование». Кейс-метод подразумевает поиск решений по конкретной заданной модели в определенной ситуации. Данная методика предназначена для преподавателей и студентов, которые используют макеты реальных ситуаций в обучении практическим навыкам и умениям. Данный метод является альтернативой традиционному лекционному обучению. Метод помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью. Обучающие при выполнении кейса активны, самостоятельны и успешно осваивают учебный материал, связанный с проблемами инклюзивного образования. Это особенно полезно для специалистов в сфере инклюзивного образования. Именно в рамках инклюзивного образования очень часто возникают ситуации, требующие максимальной ориентации на сложности психолого-педагогического сопровождения каждого отдельного случая Описан авторский взгляд на стадии разработки кейса, этапы работы с ним. Авторы предлагают дополнение существующих классификаций кейс-метода, полезных с точки зрения интеграции теории и практики инклюзивного образования. Приведены образцы кейсов, апробированных в учебном процессе. Апробация метода показала, что при традиционном и дистанционном обучении студенты видят его преимущество и оценивают, как эффективный метод обучения.
Ключевые слова: кейс-метод, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, учебный процесс, модели кейсов, профессиональные компетенции.
Профессиональная деятельность педагогов-психологов, проходящих обучение по программам бакалавриата по завершению обучения тесно связана инклюзивным образованием. Известно, что практика инклюзивного образования, введенная в масштабах нашей страны с момента вступления в силу ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» [20], находится в стадии становления, существуя всего около 10 лет. Это подчеркивает актуальность подготовки будущих педагогов-психологов к организации и содержательному наполнению психолого-педагогического сопровождения инклюзии на всех уровнях образования. В тоже время обнаруживается, что по всей вертикали инклюзии, систематизация опыта эффективного психолого-педагогического сопровождения недостаточна в силу фрагментарности, слабой методической переработки. При наличии даже схожих сложностей, с которыми сталкиваются обучающиеся разных возрастных групп и нозологий, специфика их обучения, а, следовательно, и сопровождения в целом, обусловлена разнообразием особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [20, п. 27 ст. 2]. Часто проблематика, с которой сталкиваются субъекты образовательной инклюзии, нестандартна. Это подчеркивает необходимость расширения представлений о специфике инклюзивного образования у будущих педагогов-психологов и формирование их готовности к решению нестандартных ситуаций, опыт решения которых может отсутствовать не только в отдельной образовательной организации, но и в целом регионе. Таким образом очевидно противоречие, с которым мы сталкиваемся при подготовке педагогов-психологов: с одной стороны, их необходимо обеспечить эффективным набором компетенций, а с другой стороны, при недостаточной наработке практики психолого-педагогического сопровождения образовательной инклюзии, узости собственного опыта у вузовских преподавателей, это обучение становится все более теоретизированным. ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» определяет компетенции, необходимые выпускнику для осуществления практической деятельности в формате инклюзии, что отражено в рабочей программе учебной дисциплины «Основы инклюзивного образования» [16, 17]. Данная дисциплина
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
обеспечивает становление и формирование важнейших профессиональных компетенций (далее -ПК):
- выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся» (ПК-16);
- составлению программ психолого-педагогического и социального сопровождения, поддержки обучающихся (ПК-17).
Успешным решением в преодолении указанного противоречия является применение кейс-метода fcase - перевод c англ. случай, ситуация; case method, case study). Системный анализ применения в современном образовании кейс-метода указывает на неоднозначнос ть его перевода, и, как следствие, большую вариативность его интерпретаций в научно-педагогических исследованиях, методической литературе. Можно встретить такие его обозначения: кейс-стади, метод конкретных ситуаций или бизнес-кейсов, обучение на практических примерах, метод ситуационных задач и др. [5, 10]. Такое разнообразие трактовок, скорее всего, привело и к тому, чем же в большей степени выступает работа с кейсами - технологией или методом. С точки зрения одних - это метод, который можно классифицировать как: а) вариант поискового метода, основанного на ситуационном обучении; б) интерактивный метод; в) проблемно-ситуационного анализа [7, 8].
С точки зрения других работа с кейсами - это отдельная технология, которой свойственны все ее составляющие. Ее можно определить, как проектную, проблемно-поисковую, интерактивную, имитационную или моделирующую [12, 14, 15]. Противоречия в разных подходах нет, поскольку кейс может выступать и методом, и технологией [13]. Это зависит от объёма включения в образовательный процесс, цикличности, воспроизводимости, сочетания с другими составляющими учебной деятельности.
Единство как отечественных, так и зарубежных специалистов прослеживается в том, что применение кейсов в учебном процессе позволяет успешно комбинировать теоретические и практические аспекты в обучении [1, 2, 4]; интенсифицировать технологии профессионального становления специалистов, в т.ч. в условиях онлайн обучения [11, 19], развивает творческий подход к решению нестандартных задач, способно повлиять на становление ряда профессиональных качеств, например, познавательного интереса и педагогического оптимизма, метапредметных компетенций (командная работа, коммуникативность, развитие лидерских качеств) [12, 15].
Широкое использование кейс-метода в образовательной практике обусловлено успешной его апробацией в 20-х годах XX века применени-5 ем различных вариантов кейсов в Гарвардской о бизнес-школе, а позднее в университетах Манче-й стера и Чикаго. В последствии кейс-метод стал ° успешно применятся при подготовке менеджеров, ¡в юристов, фармацевтов, медиков, социальных пе-
дагогов, психологов и специалистов в области социальных наук как за рубежом, так и в нашей стране [2, 3]. Возрастание интереса к применению кейсов в отечественной практике произошло в период активного взаимодействия с системами образования зарубежных стран, происходившей в 90-е гг. XX века. Однако достаточно близкие по концепции аналоги были разработаны и успешно внедрены российскими педагогами гораздо ранее [4, 18]; управленческие задачи [6, 7]. В последние годы, в том числе и в период активного внедрения дистанционных образовательных технологий, интерес к применению кейс-метода значительно возрос, о чём свидетельствует появление большого количества публикаций [8, 9, 10, 11].
Не смотря на различия в методологических подходах суть работы с кейсами сводится к предоставлению обучающимся комплекта документации, с ключевым заданием, а также противоречивой, фрагментарной или даже ложной информацией. После её изучения, дополнения и проработки предоставляется ответ на задание, содержащий аргументированную позицию, оценку, в т.ч. с опорой на экспертное мнение и предложения по решению задания (проблемы).
В методических разработках авторов, применявших кейс-методы, встречаются их классификация. Среди наиболее известных можно отметить классификацию первооткрывателей метода, выделенную ими по типу изложения профессиональной задачи: а) структурированный (highly structured case); б) неструктурированный (unstructured cases); в) первично сформированный (ground breaking cases); г) кейс-набросок (short vignetts) [2,3].
С точки зрения рассмотрения кейсов по степени сложности выделяют: а) иллюстрирующие; б) обучающие; в) практикоориентированные или прикладные кейсы. По степени логического структурирования кейса их можно подразделить на: а) сюжетные, с описанием некоторой предыстории сложившейся ситуации и б) бессюжетные, включающие представление только сухой информации, фактов, параметров и т.д.
Указывается, что степень вовлечения участников кейса, иными словами количество субъектов кейса, может повлиять на его классифицирование по принципу: а) личностного кейса, с участием отдельной личности (руководителя, родителя, ребенка); б) кейса институционального - показывающего ситуацию в рамках деятельности отдельного института в социологическом контексте этого термина; в) полисубъектного кейса - отражающего вовлечение ряда субъектов [6].
Бесспорно, что перечисленные классификации кейсов необходимо применять в зависимости от учебных целей и задач, содержания учебной дисциплины и учете опыта обучения самих студентов.
Практика применения кейс-метода успешно зарекомендовала себя в период 2018-2022 годов и апробирована как в традиционном формате обучения, так и в формате обучения с применением
электронных образовательных ресурсов при дистанционном обучении в Амурском государственном университете. Технология применения кейсов адаптирована для решения разных образовательных задач, поскольку интерактивна, обеспечивает эффективное взаимодействие педагогов и обучающихся, может включать различное количество участников. Запуская разработку кейсов для бакалавров психолого-педагогического образования, мы исходили из осмысления следующей конфигурации знаний, умений и навыков, которые им необходимы в условиях инклюзивной практики:
В контексте перечисленных выше ПК определяется объем знаний, умений и навыков выпускников по направлению психолого-педагогическое образование, готовящихся к работе в условиях образовательной инклюзии:
знать: модели реализации инклюзивного образования с учетом психолого-педагогических особенностей оказания коррекционной помощи детям с OB3 и инвалидностью, особыми образовательными потребностями специалистами служб сопровождения (П^16); этико-методологические и организационные аспекты отечественного и зарубежного инклюзивного образования (П^17);
уметь организовывать работу с детьми с OB3, инвалидностью и особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики (П^16); создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную инклюзивную образовательную среду (N^17);
владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины и навыками анализа литературы по проблемам инклюзивного образования (ПК-16); навыками проектирования и сопровождения взаимодействия субъектов инклюзивного образования ОЖ-17).
Внедренная нами методика применения кейсов базировалась на ранее опубликованных ав-
торских подходах [1, 7, 9, 14]. При организации работы по включению кейс-метода в учебный процесс мы исходили из понимания, что работа с кейсами выступает в качестве самостоятельного метода, встроенного в общую технологию подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование». Это вполне соответствует определению метода обучения (способ организации познавательной активности обучающихся) [18, с 13] и определяет наполненность изложения описания работы.
Обобщая традиционную структуру разработки кейса, известную в нашей стране, было отмечено, что она содержит 5 компонентов [10, 15]. В нашей интерпретации она представлена шестью компонентами: 1) поиск проблемы (ситуации или объекта), взятого в качестве основы для разработки кейса; 2) эмпирический сбор необходимой информации, фактов, противоречий; в) разработка компонентов кейса со структурированием содержания и макетированием; 3) экспертная оценка кейса; 4) аудиторная апробация кейса в учебном процессе; 5) внесение поправок в структуру кейса и корректировок его содержательной составляющей.
Кроме того, в процессе разработки кейсов мы считаем необходимым и обязательным его проработку с точки зрения: а) определения перечня компетенций, формированию которых он способствует; б) выделения конфигурации взаимосвязи знаний, умений, навыков (в том числе из уже изученных дисциплин, опора на которые нужна при решении кейса); в) разработку и унификацию критериальной основы оценки качества подготовки ответа по кейсу обучающимися.
С целью представления информации о том, какое наполнение учебной деятельности ведется преподавателем и обучающимися, представим таблицу 1, отображающую кратко его содержание.
Таблица 1. Содержание учебной деятельности при применении кейс-метода
Этап применения кейс-метода Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
Подготовительный отбор информации, ориентированной на учебные цели; разработка содержания кейса и критериев оценки обобщение теоретических знаний, индивидуальная или групповая подготовка по теме
Предоставление кейса Предоставление содержания кейса на бумажном носителе, файле, в инструментах СДО Moodle, на виртуальной доске, через рассылку на личные электронные почтовые ящики, в виде интерактивной ссылки облачного хранилища анализ представленного кейса, списка рекомендуемых источников, поиск дополнительной информации
Подготовка ответа по кейсу Предоставление необходимого дополнительного консультирования разработка ответа; выбор формы и плана его представления; распределение функций между партнерами по работе с кейсом, участниками микрогруппы
Предоставление ответа Анализ предоставленного ответа формулирование ответов на поставленные проблемные вопросы; аргументирование позиции; представление обобщенной выбранной информации; Взаимодействие с партнёрами по разработке кейса
Оценка результата Оценка, отметка и предоставление ее обоснования анализ итоговой результативности представленного кейса
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Опираясь на опыт преподавательской и методической детальности кафедры в рамках преподавания дисциплины «Основы инклюзивного образования» нами была разработана следующая типология кейсов:
1) нормативно-правовой направленности, а) федеральной; б) межрегиональной/региональной; в) локальной;
2) ведущей нозологии (по всем категориям детей с ОВЗ и инвалидностью);
3) уровням общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее);
4) уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, специалитет, магистратура);
5) видам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование).
В зависимости от особенностей объема кейса были использованы: а) кейсы быстрого решения (1-3 страницы); б) кейс длительного решения (412 страниц, с приложениями).
В зависимости от качества предоставления информации в кейсе нами применялись: а) полностью укомплектованный кейс; б) частично укомплектованный кейс; в) кейс с дефицитарной (фрагментарной, недостающей) информацией; г) кейс с ложной (противоречивой) информацией.
По типологии предоставления ответа на задания кейса обучающимся предлагалось: а) устное или письменное изложение решения; б) проектная защита решения кейса; в) составление в группе экспертных оценок на решение кейса, выполненное другой группой обучающихся; г) слепое рецензирование ответа по задаче кейса; д) рейтинговое оценивание представленного ответа всеми обучающимися.
По количеству разработчиков ответа на задание кейса: а) индивидуальное; б) парное; в) микрогрупповое; г) дуальное - с привлечением к одному обучающемуся одного специалиста-практика.
По методической сложности содержания в учебный процесс были включены: а) кейс с готовым составом вопросов; б) кейс с самостоятельным выделением вопросов и этапов его проработки для решения задачи.
По количеству описанных в содержании кейса субъектов инклюзивного образования кейсы подразделялись на кейсы с описанием задания в рамках одного субъекта, диады и триады субъектов.
Если рассматривать кейс с точки зрения его методического назначения в отношении учебного процесса, то они применялись с целью: а) контроля усвоенных знаний; б) контроля формирования компетенции в рамках изученного материа-5 ла и межпредметных связей; в) контроля знаний, § полученных в рамках самостоятельного изучение й по теме; г) проработки контроля темпа выполне-° ния самостоятельной работы студентов. ав Приведем пример описания кейса
Кейс 1. (типология: кейс быстрого решения, с ложной (противоречивой) информацией, с применением федеральной нормативно-правовой базы; для парной работы обучающихся с готовым составом вопросов).
В общеобразовательную школу небольшого населенного пункта обращаются родители ребенка с ОВЗ. Цель их обращения заключается в том, что они переезжают из крупного города в указанный пункт. В силу того, что они были в хороших отношениях с администрацией школы по месту проживания в крупном городе, с их слов, им не потребовалось предоставлять документы о прохождении ПМПК перед устройством в школу ребенка. Ребенок проходил обучение по варианту программы 7.1, учится хорошо, контактен, мотивирован на учебу, но имеет остаточные сложности в понимании обращенной речи. Родители уточняют - есть ли специалисты в небольшой школе, куда собственно, они скоро приедут. Задания по кейсу:
1. Обоснуйте и распишите алгоритм работы с данной семьей и их запросом. Аргументируйте представленные вами шаги и последовательность деятельности.
2. Укажите какие нормативные документы потребуются администрации школы небольшого населенного пункта при подготовке ко встрече с родителями.
3. Какие запросы необходимо подготовить администрации школы и в какие организации их целесообразно направить, если это не запрещено законодательством РФ?
4. Каких специалистов школы необходимо привлечь для первичного собеседования с семьей?
Кейс 2. (типология: кейс длительного решения, с неполной информацией; для микрогрупповой работы обучающихся с готовым составом вопросов; по типу подготовки ответа - дуальный, с привлечением к одному обучающемуся одного специалиста-практика).
Состав кейса: выписка из истории болезни ребенка, заключение ПМПК, заключения специалистов об особенностях работы с ребенком.
Краткое содержание кейса: обучающийся 8 лет, 2 класс общеобразовательной школы. Мама имеет в анамнезе тяжелое протекание беременности, сложные роды. Тип развития ребенка в период до школы - задержанный, посещал логопедический сад. Интровертирован, малоактивен, высоко истощаем при высоких нагрузках. За период 5,5-7 лет пережил длительную коррекцию зрения, депривацию зрения в связи с использованием поочерёдного сменяющегося на глазах ок-клюдерера, имеет выраженную близорукость. Перед поступлением в 1 класс не проходил ПМПК. По заключению ППК ДОО - нуждается в особых режимах работы, смене видов деятельности. Мало включается в командную работу, медлителен. Направлен на ПМПК, которое родители решили не посещать. В первом классе практически все
второе полугодие болел, далее находился со всем классом на дистанционном обучении. Во втором классе выявлена смешанная форма дисграфии, возникли значительные проблемы с осознанием ребенком своей неуспешности.
Задания по кейсу:
1. Дайте характеристику сложившейся ситуации.
2. Какие недостающие документы, информацию необходимо запросить у родителей.
3. Представьте алгоритм беседы с родителями, отказавшимися проходить ПМПК перед 1 классом. Каким образом получить объективную информацию об истинной причине отказа от получения заключения?
4. Предложите стратегии включения ребенка в инклюзивную практику.
5. Какие психолого-педагогические ошибки допущены в отношении обучения этого ребенка.
6. Каким образом можно представить стратегию психолого-педагогического сопровождения данного ребенка?
Не смотря на различное структурирование и уровень сложности кейсов их оценивание проходило по шкале в 5 баллов (полнота выполнения задания, лаконичность и аргументированность представленных ответов, качество предоставления ответа на задания и их полный охват, творческий (и/ или) командный подход, рефлексия проделанной работы с точки зрения формирования значимых профессиональных компетенций).
Применение кейс-методов положительно отмечено 70% обучающимися в ходе опроса 1-3 курсов, отметивших их преимущества: а) развитие навыков первичного анализа и синтеза позволяет формировать сложный навык системной обработки информации; б) инновационное решение профессиональных затруднений благодаря синергии коллективной (микрогрупповой, парной) позволяет всесторонне рассматривать встречающиеся противоречия в ситуации и стратегиях ее сопровождения; в) поиск решений кейс-задачи требует постоянного возврата к теории инклюзии и ненавязчивому повторению материала; г) развивает навыки профессионального общения, не допускающие конфликтов.
В рамках методической деятельности кафедры психологии и педагогики намечено продолжение применения кейс-метода и систематизация накопленного методического опыта.
Литература
1. Абаева, Ф.Б. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов / Ф.Б. Абаева. - Текст: электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 1. - URL: http://web.snauka. ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 11.06.2020)
2. Барнс Л. Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций
(конкретные ситуации и дополнительная литература): пер. с англ. / под ред. А.И. Наумова. М.: Гардарики, 2000. 154 с.
3. Бахтина А.С. Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе / А.С. Бахтина // Вестник науки Сибири. - 2016. -№ 2(21). - С. 21-31.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
5. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6 (26). URL: https:// cybeMeninka.ru/article/n/keys-metod-istonya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii (дата обращения: 01.02.2022).
6. Деревянкина О.М. Применение модели совместного использования методов «перевернутого обучения» и кейс-стади // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-modeli-sovmestnogo-ispolzovaniya-metodov-perevernutogo-obucheniya-i-keys-stadi (дата обращения: 03.02.2022).
7. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Российское право в Интернете. 2009. № 10. С. 37-38.
8. Жигилей И.М. Формирования профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании // Преподаватель XXI век. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-s-pomoschyu-keys-metoda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 02.02.2022).
9. Зайцев В.С. Кейсовое обучение студентов в вузе: учебно-методическое пособие / В.С. Зайцев. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 31 с.
10. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (дата обращения: 03.04.2022).
11. Коньков Д.С. Решение кейсов в условиях онлайн-образования как технология освоения и использования социально-гуманитарного знания // Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
12. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1 (10). -С. 94-95.
13. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с. С 77
14. Пономарева, И.Ю., Танкиева Т.А. Проектное обучение с использованием кейс-методов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см со
proektnoe-obuchenie-s-ispolzovaniem-keys-metodov (дата обращения: 01.02.2022).
15. Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учеб. пособие для академического бакалавриата / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. - М.: Юрайт, 2019. - 126 с.
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak7440302_B_3_20032018.pdf
17. Учебная программа дисциплины «Основы инклюзивного образования» /автор-составитель И.А. Макарова - Благовещенск, 2018 г. - https://cabinet.amursu.ru/uploads/ sveden/edu_prog/Rab_prog_Code_Name_ Date/52282/Rab_prog_44.03.02_Osnovy_ inklyuzivnogo_obrazovaniya_31.01.2020.pdf
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 125 с.
19. Сорокоумова, Г.В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам / Г.В. Соро-кумова // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 71-79.
20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» http://ivo.garant.ru/#/ document/70291362/paragraph/1/doclist/4168/ showentries/0/highlight/%D0%A4%D0%97%20 273:1
CASE METHOD IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELOR STUDENTS OF THE DIRECTION "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION"
Makarova I.A., Burdukovskaya E.A., Kora N.A., Smirnova S.V.
Amur State University
The article considers the method of using the case method in the formation of professional competencies of bachelors of the direction "Psychological and pedagogical education". This method is an alternative to traditional lecture-based learning. The method helps to bring theoretical training material closer to real life. When completing the case, the trainees are active, independent and successfully master the educational material related to the problems of inclusive education. This is especially useful for specialists in the field of inclusive education. This method is an alternative to traditional lecture-based learning. It is within the framework of inclusive education that very often situations arise that require maximum orientation on the complexity of the psychological and pedagogical support of each individual case. The authors offer an addition to the existing classifications of the case method, useful from the point of view of integrating the theory and practice of inclusive education.The author's view at the stage of developing the case, the stages of working with it is described. Examples of cases tested in the educational process are given. Approbation of the method showed that in traditional and distance learning, students see its advantage and evaluate it as an effective teaching method.
Keywords: case-method, inclusive education, educational process,
psychological and pedagogical support, case models, professional
competencies.
References
1. Abaeva, F.B. Didactic possibilities of the case-study method in teaching students / F.B. Abaev. - Text: electronic // Modern scientific research and innovation. - 2016. - No. 1. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (date of access: 06/11/2020)
2. Barnes L. B., Christensen K.R., Hansen E.J. Teaching and the method of specific situations (concrete situations and additional literature): Per. from English. / ed. A.I. Naumova. M.: Gardariki, 2000. 154 p.
3. Bakhtina A.S. The problem of using case studies in the educational process / A.S. Bakhtin // Bulletin of Science of Siberia. -2016. - No. 2 (21). - P. 21-31.
4. Verbitsky A.A. Active learning in higher education: A contextual approach. M., 1990.
5. Gruzkova S. Yu., Kamaleeva A.R. Case method: the history of the development and use of the method in education // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. No. 6 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-method-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii (Date of access: 02/01/2022).
6. Derevyankina O.M. Application of the model of sharing methods of "flipped learning" and case studies // Pedagogical education in Russia. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/primenenie-modeli-sovmestnogo-i spolzovaniya-metodov-perevernutogo-obucheniya-i-keys-stadi (date of access: 02/03/2022).
7. Dolgorukov A. The case-study method as a modern technology of professionally oriented education // Russian Law on the Internet. 2009. No. 10. S. 37-38.
8. Zhigilei I.M. Formation of professional competencies using the case method in higher education // Lecturer XXI century. 2012. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-s-pomoschyu-keys-metoda-v-vysshem-obrazovanii (date of access: 02.02.2022).
9. Zaitsev V.S. Case study of students at the university: teaching aid / V.S. Zaitsev. - Chelyabinsk: CJSC "A. Miller's Library",
2018. - 31 p.
10. Kazun A.P., Pastukhova L.S. Practices of application of the project method of teaching: the experience of different countries // Education and Science. 2018. № 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (date of access: 04/03/2022).
11. Konkov D.S. Case solving in online education as a technology for the development and use of social and humanitarian knowledge // National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia
12. Makhotin D.A. Method of analysis of specific situations (cases) as a pedagogical technology / D.A. Makhotin // Vestnik RMAT. -2014. - No. 1 (10). -FROM. 94-95.
13. Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts. - M.: M.: IET Publishing Center, 2013. - 268 p. C 77
14. Ponomareva, I. Yu., Tankieva T.A. Project-based learning using case methods // Russian regions: a look into the future.
2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-obuchenie-s-ispolzovaniem-keys-metodov (date of access: 02/01/2022).
15. Popova S. Yu. Modern educational technologies. Case study: textbook. manual for academic baccalaureate / S. Yu. Popova, E.V. Pronin. - M.: Yurayt, 2019. - 126 p.
16. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 No. 122 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education" (with amendments and additions) https://fgosvo. en/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440302_B_3_20032018.pdf
17. The curriculum of the discipline "Fundamentals of inclusive education" / author-compiler I.A. Makarova - Blagoveshchensk, 2018 - https://cabinet.amursu.ru/uploads/sveden/edu_prog/ Rab_prog_Code_Name_Date/52282/Rab_prog_44.03.02_0s-novy_inklyuzivnogo_obrazovaniya_31.01.2020.pdf
18. Selevko G.K. Modern educational technologies / G.K. Se-levko. - M .: People's education, 1998. - 125 p.
19. Sorokoumova G.V. The use of modern active teaching methods in the classroom in psychological disciplines / GV Sorokumo-va // Modern educational environment: theory and practice: materials of the Intern. scientific-practical. conf. (Cheboksary, Feb-
ruary 5, 2018) / editorial board: O.N. Shirokov [and others]. -Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2018. - P. 71-79.
20. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/70291362/paragraph/1/doclist/4168/showentries/0/high-light/%D0%A4%D0%97%20273:1