УДК 378 ББК 74.58 © О. В. Фрик Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10044
О. В. Фрик
О ПРИМЕНЕНИИ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ
Существующие правила обучения студентов ставят образование в такое состояние, при котором параметры традиционного обучения не могут решить поставленные задачи. В настоящее время для реализации образовательных программ необходимо активно использовать интерактивные формы обучения с учетом системности и сложности образовательного процесса. Педагоги из различных учебных заведений активно работают над использованием в учебном процессе неигровых имитационных технологий, имеющих как личностную, так и профессионально-практическую направленность. Это включает использование кейс-метода. Проблема приобщения к практике учебного процесса возникает из выработки требований к личностным качествам специалиста, который умеет ориентироваться в различных ситуациях и при наличии общей ориентации в развитии образования на формирование мыслительной деятельности, развитие навыков. В данной статье анализируются особенности применения кейс-метода в процессе преподавания менеджмента в высшей школе, обосновывается важность этого метода именно в данном направлении подготовки и предлагаются условия повышения эффективности этого метода обучения. В процессе преподавания профильных дисциплин направления подготовки "Менеджмент" (38.03.02) наиболее сложным для студентов является развитие навыков принятия решений и анализа ситуации, тогда как менеджерам необходимо уметь анализировать широкий спектр реальных ситуаций. Для достижения соответствующего уровня способностей и навыков студентами необходимо использовать интерактивные технологии, формирующие аналитическое мышление и дальновидность. С точки зрения методики в статье выделены этапы разработки кейсов и этапы работы с готовыми кейсами. Сформулированы методические рекомендации по применению кейсов при изучении менеджмента.
Ключевые слова: кейс-метод, кейс, этапы создания кейсов, типология кейсов, менеджмент, технологические характеристики кейс-метода.
реди современных интерактивных
С методов обучения есть метод, называемый кейс-методом,
ситуационным исследованием, методом анализа конкретных ситуаций (АКС), или методом ситуационного анализа. Следует упомянуть, что кейс-метод в основном описывает либо метод обучения, либо метод исследования. В качестве метода обучения учащемуся предлагается тематическое исследование с «кейсом», описывающим проблемную ситуацию. Тогда задача состоит в том, чтобы найти решение. В качестве метода исследования кейс-стади рассматривается в рамках качественной парадигмы и означает эмпирическое исследование, направленное на изучение объекта исследования в его реальной среде. Это метод нередко применяется в социальных и медицинских исследованиях.
Рассматриваемый метод был разработан в США. Он берет свое начало в обучении студентов юридических факультетов Гарвардской школы права в 1870 году, когда новый профессор юридического факультета впервые представил этот метод. Он был убежден, что в законе есть положения, которые можно индуктивно передать через практические судебные ситуации на примерах. Он заменил оригинальный метод лекций и упражнений на образцовый профессиональный метод обучения, метод изучения конкретных ситуаций. Первоначально потенциальным юристам
предлагалось рассмотреть реальное или вымышленное «дело». Лектор также использовал сократовскую технику вопросов и ответов, чтобы
обеспечить эффективное использование учебного времени.
Активное использование кейс-метода началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. Заместитель декана, выпускник юридического факультета, выступил за внедрение метода кейс-метода. После того, как профессора убедили начать первый сбор дел, коллекция была расширена за счет дополнительных средств декана. Сегодня коллекция кейсов Гарвардской школы бизнеса насчитывает более 1000 проверенных экземпляров. Первые кейсы были опубликованы в 1925 году. В 1985 году Гарвардская медицинская школа последовала традиции изучения конкретных случаев. Здесь также присутствовало убеждение, что очень типичные и представительные примеры из практики хорошо подходят для подготовки студентов к практике.
В настоящее время этот метод используется при изучении экономики, менеджмента, медицины, права и т.д. Кейс-метод является педагогической технологией проблемно-ситуационного типа, которая предусматривает использование в процессе обучения реальных или близких к реальным ситуациям из экономической, производственной, управленческой сфер деятельности с последующим анализом и обоснованными решениями. В общем, его суть состоит в определении и решении важных реальных проблем в ситуациях неопределенности, в которых нет четкого правильного решения [5, с. 94-95]. Необходимость действовать в ситуации неопределенности и изменчивости способствует развитию неординарного мышления и гибкости. Эти качества весьма востребованы в современном
менеджменте, функционирующем в условиях изменчивости, неопределенности и
противоречивости.
Сама концепция кейса - это обучающий кейс, который был разработан на основе фактического материала для дальнейшего анализа в аудитории. Метод конкретных ситуаций относится к неигровым методам имитации [7, с. 19]. Его основная функция -научить студентов принимать сложные неструктурированные задачи, которые невозможно решить аналитически. Кейс-метод рассматривается как фактор повышения качества образования. [2] Он позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий [6, с.114]
Для эффективного использования кейса в образовательном процессе необходимо обратить внимание на два условия: качество кейса (приверженность цели, актуальность, провокация дискуссий, наличие множественных решений, способствование развитию аналитического мышления и т. д.) Отличие кейс-метода от традиционных методов обучения, которые направлены на изучение определенного материала, кейс-метод направлен на то, чтобы научить чему-то, применить существующие знания в конкретной ситуации и решить практические проблемы, которые на первый взгляд имеют четкое решение. Результатом является не только приобретение знаний, но и практических навыков и умений. Классическими школами кейс-метода являются следующие:
1. Американская (Гарвард): предполагается принятие единственно верного решения при объеме дела двадцать-двадцать пять страниц основного текста и восемь-десять страниц приложения.
2. Европейская (Манчестер): предполагаются многомерные решения объемом вдвое меньше американского, но при этом более структурированные.
С педагогической точки зрения кейс-метод обладает такими особенностями, как: присутствие модели конкретной экономической, социальной, производственной, управленческой ситуации в данный период; наличие контролируемого эмоционального напряжения; необходимость найти и сформулировать проблему; связь с реальными ситуациями; разнообразие вариантов решений; коллективное принятие решений, минимальная степень взаимозависимости участников.
Воспитательное значение этого метода заключается в том, что теория может быть представлена с точки зрения реальных событий. С его помощью можно повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, увлечь их, активизировать процесс усвоения знаний, способствовать развитию навыков самостоятельного овладения информацией для дальнейшей работы над той или иной ситуации. Помимо перечисленного, при работе над кейсами у студентов появляется возможность «примерить» на себя различные роли - менеджера, режиссера, юрисконсульта, маркетолога и т.д. Традиционные
формы обучения не предоставляют такой возможности, студент постоянно находится в роли обучаемого. Так, кейс-метод дает возможность «сменить перспективу», изменить позицию пассивного слушателя на деятеля, творца, попробовать свои силы в ситуации, приближенной к реальности.
Преподавателем могут использоваться абсолютно любые кейсы на разных уровнях подготовки. Кейс может быть получен путем его приобретения или самостоятельной разработки. Следует учитывать, что в сети Интернет можно найти распространенные готовые кейсы с ответами. При их использовании преподавателем высока вероятность заимствования студентами ответом из Интернета. Противодействовать этому помогут самостоятельные, оригинальные разработки кейсов, а в случае обоснованных сомнений в самостоятельности работы студента - проверка в системе Антиплагиат. Важным моментов при оценивании работы является также наличие определенного количества баллов за самостоятельную аналитическую деятельность студента и обоснование выбора между различными вариантами решения ситуации. Получает распространение также практика разработки кейсов студентами совместно с преподавателем. [3] Таким образом, создание кейса может стать учебным заданием. При этом следует учитывать интеллектуально-волевую готовность студентов к созданию инструментов для образовательного процесса. В дальнейшем возможен обмен кейсами в рамках одного потока, решение их, взаимное оценивание студентами качества разработанных кейсов и т.д.
Лидером по сбору и распространению кейсов в настоящее время является European Case Clearing House (Европейская информационная палата по кейсам), основанная в 1973 году и объединяющая около трехсот сорока организаций. Европейская информационная палата по кейсам ведет три отдельных сборника материалов по бизнес-кейсам Гарвардской школы бизнеса (HBS), Университета Западного Онтарио (UWO) и Европейской информационной палаты по делам (ECCH). В совокупности они представляют более 10000 наименований и включают кейсы, видео, технические заметки, отраслевые заметки, программное обеспечение для конкретных случаев и модули курсов. Эта информация также доступна через COLIS, онлайн-информационную систему по делам, предоставляемую Европейской информационно -координационной палатой. Этот ресурс часто обновляется и предлагает возможность полного поиска по произвольному тексту.
С методической точки зрения в разработке кейсов можно выделить следующие стадии:
1) определение посвященного проблеме раздела учебной программы;
2) формулирование целей и задач, которые необходимы для рассмотрения дела;
3) поиск подходящей ситуации, детальное ознакомление с ней, выявление особенностей;
4) определение источников и методов, необходимых для сбора информации;
5) определение методов ведения дела;
6) определение желаемого результата, т.е. оценочный лист;
7) подготовка материала дела и его изучение;
8) подготовка окончательной версии дела;
9) введение в учебную практику;
10) создание методических указаний по применению кейса.
Применение готового кейса в учебном процессе состоит из ознакомления с рассматриваемой проблемой; анализа конкретной ситуации; презентации; обсуждения и стадии подведения итогов работы. Фаза обсуждения может быть с методической точки зрения основана на таких методах, как открытое обсуждение и индивидуальный или групповой опрос (студенты устно оценивают ситуацию и выступают с предложениями по ее решению). Однако обсуждение является центральным, и при анализе случая можно использовать такой оперативный метод генерации максимального количества идей, как «мозговой штурм» - (мозговая атака, англ. brainstorming), который в основном используется при возникновении в группе реальных затруднений.
С точки зрения методики при непосредственной работе с готовыми кейсами можно выделить и более общие по содержанию этапы, такие, как:
1. Начальный этап. Преподаватель знакомит студентов с содержанием кейса (или нескольких кейсов), которые им предстоит решить. Важную роль играет целеполагание - с какой целью применяется кейс? Это может быть обобщение ранее изученного материала курса или включение дополнительного материала в учебный курс. Помимо этого, кейс может включать описание ситуации, проблематику которой еще только предстоит изучать согласно учебному плану. Таким образом можно подготовить студентов к изучению новой темы и впоследствии ссылаться на работу с кейсами. Кейсы могут быть выданы в распечатанном виде, представлены в системе Moodle, на виртуальной доске, высланы студентам по электронной почте и т.д.
2. Основной этап. Мотивирование студентов к автономной умственной работе, способствующей формированию познавательных универсальных учебных действий: способности к восприятию и оценке информации как вербально, так и невербально; умению выделять основные идеи из учебных материалов, характеризовать разные точки зрения; умению диагностировать и анализировать проблемы, искать ответы на вопрос и генерировать альтернативные решения.
3. Заключительный этап. Презентация проделанной работы по «кейсу». Этап характеризуется формированием универсальных коммуникативных учебных действий, учитывающих следующие умения: а) четко и логично отвечать на поставленные проблемные вопросы; б) составить план выступления или презентации; в) уметь аргументировать свою позицию; г) отображать выбранную информацию; д) взаимодействовать с другими студентами в команде.
Важным аспектом использования кейса являются способы презентации проделанной работы. Часто используются устные формы презентации: отчет, участие в дискуссии. Представляется уместным, чтобы студенты выступали с презентациями и защищали их в конце работы с кейсом. Использование информационных технологий позволяет создавать презентации с цветами, анимацией, видео и гиперссылками. Всё это делает презентацию информационно насыщенной и наглядной, позволяет наилучшим образом воспринять результаты работы студента над «кейсом». При оценке презентаций могут быть оценены организационные аспекты: целостность и глубина тематического исследования, логичность изложения, средства презентации, лаконичность и т. д.
Кейсы могут быть типологизированы на основе различных критериев:
1) с точки зрения объема материала: объемный, средний и мини-кейс;
2) с точки зрения наличия сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные;
3) с точки зрения типа отчетности: повествование, эссе, отчет, комплект документов и др.;
4) с точки зрения видов методической продукции: кейс-задача, кейс-задача, кейс-вопрос;
5) по степени воздействия их основных источников: практический (отражающий реальные ситуации), обучающий (основная задача обучение), исследовательская (ведение научно-исследовательской деятельности).
Кейсы отличаются от задач, задействованных при проведении семинаров, главным образом целью их применения. Задачи предоставляют материал, позволяя студентам изучать и использовать методы, знаки и теории. Кейсы помогают приобрести широкий спектр навыков. У проблем есть решение, а у дел есть много альтернативных решений. Кейс-метод характеризуют такие технологические особенности, как:
- присутствуют исследовательские процессы и аналитические методы;
- имеет место коллективное обучение, которое также включает обмен информацией;
- это синергетическая технология, при которой имеет место погружение в конкретную ситуацию, качество знаний улучшается, и их количество увеличивается и т.д .;
- действует как развивающее обучение (индивидуума, группы, личности);
- определенный тип технологии проектирования, в которой проблема решается на основе случая, который является одновременно технической проблемой и источником определенной информации;
- Активизация, развитие творческой активности студентов, создание ситуаций успеха.
О научном характере и достоверности кейса могут свидетельствовать статистические материалы, сведения о конъюнктуре рынка, социально -экономические характеристики компании и др. Кроме того, эти материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации и могут служить материалом для расчета тех показателей, которые являются наиболее важными для понимания ситуации. При анализе статистических материалов студент должен ответить на несколько вопросов: «Насколько важны эти материалы в описании ситуации, какая роль им отводится?», «Что в самих материалах прямо характеризует ситуацию?", "Каким образом могут быть рассчитаны и выделены эти свойства?» и др. Публикуются статистические материалы или непосредственно в тексте кейса, или в приложении к нему. Качественные подходящие материалы в случае можно получить, проанализировав научные статьи, монографии и научные сообщения о конкретной проблеме.
Обучение менеджменту в силу специфики самого менеджмента как преимущественно практического вида деятельности существенно отличается от традиционных процессов передачи знаний в гуманитарных и естественных областях знаний. [1, с.207] Кейсы «приближают» студентов к непосредственной практике менеджмента. Например, анализируя случай, когда компания N решала ту или иную проблему в том или ином году и в той или иной ситуации, у студентов-менеджеров фактически есть готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Чем больше кейсов проанализируют студенты, тем больше у них будет заранее составленных планов «на всякий случай». При этом, механизм познавательной деятельности студентов при использовании кейсов можно представить в виде следующих этапов: осознание ситуации, актуализация усвоенных знаний; анализ исходных данных; выдвижение предполагаемого решения, его обоснование; проверка решения, решение задачи; анализ решения; обобщение [4, с. 71].
Можно выделить следующие преимущества кейс-метода:
- применение принципов проблемного обучения, которое способствует приобретению и развитию навыков решения реальных задач;
- развитие учебно-познавательных навыков (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.);
- развитие навыков «командного игрока» -эффективной работы в команде;
- совершенствование презентационных навыков - универсального инструментария, важного и полезного в рамках любой профессии, связанной с общением;
- умение формулировать вопросы различных типов и отвечать на них.
Преимущества кейс-метода также можно продемонстрировать через навыки, развитию которых он способствует:
- практические - проблемы и вопросы, возникающие в деле, способствуют более легкому применению теоретических знаний на практике;
- аналитический - возможность поиска, фильтрации информации с точки зрения ее нужности и существенности;
- творческий - так как предлагаемые проблемы невозможно решить только посредством логики;
- коммуникативный - умение ведения дискуссии, убеждения оппонента, отстаивания собственной позиции;
- социальный - предоставление оппоненту возможности высказать свою позицию, умение учитывать альтернативную точку зрения, договариваться;
- самоанализ, самоконтроль и самокоррекция.
При всех перечисленных преимуществах
данного метода, следует учитывать и некоторые ограничения. Так, в ходе работы с кейсами студенты могут испытывать сложности, а неудачи в процессе аналитической работы могут негативно влиять на мотивацию. Поэтому следует применять кейс-метод в комбинации с другими методами обучения. Злоупотребления могут привести к тому, что у специалиста не будет нормативной «основы».
Мы можем определить следующие условия, при которых применение кейс-метода становится более эффективным:
1. Студенты решают кейс в соответствии со своим пониманием конкретной ситуации. Кейсы основаны на реальных обстоятельствах и условиях, как будто студенты столкнулись с реальной проблемой на практике. По этой причине следует проводить мониторинг актуальности кейсов, так как ситуации в любой из сфер деятельности подвержена изменениям, будь то экономическая, юридическая или политическая сферы. Возможно возникновение непредвиденных ситуаций, которые также могут быть отражены в кейсах. Так, борьба с пандемией СОУГО-19 в различных сферах может быть названа в качестве примера.
2. Если каждый из участников группового обсуждения высказывает свое собственное мнение и предлагает свой вариант решения, то общий результат, полученный путем анализа различных точек зрения и содержащейся в них информации, будет более качественным. Именно по этой причине даже в случае групповой работы каждый участник
обсуждения должен принимать участие в работе над кейсом. Таким образом, необходимо обеспечение условий для максимальной вовлеченности участников в процесс работы.
3. Каждый участник группового обсуждения имеет право на ошибку: смысл совместной работы как раз в том, чтобы обмениваться мнениями, обсуждать разные точки зрения и вместе приходить к рациональному решению.
4. Кейс не имеет стандартного или единственно правильного решения (в этом его отличие от ситуационной задачи): предпосылкой для хорошо поставленной задачи кейса является вариация ответов, которые могут предложить студенты.
5. Оценка результатов работы осуществляется самой командой во взаимодействии участников. Объективность оценки можно повысить путем привлечения профессионала в той или иной сфере. Эту роль вполне может сыграть преподаватель, или специалист-практик. В процессе ретроспективного анализа такой специалист объясняет студентам обстоятельства дела и в некоторых случаях помогает им пройти этапы решения.
Важная роль кейса в обучении менеджменту объясняется следующими особенностями
деятельности менеджера. Обеспечение
конкурентоспособности менеджера на рынке труда связано с тем, что ему важно не только заявить о себе на рынке труда, испытав своеобразную конкуренцию по сравнению с работниками других профессий, но также нужно завоевать определенную нишу, определенный сегмент для реализации продукции и получения прибыли и ведения различных видов деятельности (управление, финансы, экономика и дд.) Деятельности современного предпринимателя присущ по преимуществу ситуативный характер, то есть она детерминируется ситуациями, складывающимися и развивающимися на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Специфика этих ситуаций заключается не только в том, что они могут быстро меняться под влиянием рыночных условий, но и в том, что они характеризуются своей полиструктурой и многофункциональностью и зависят от деятельности акторов. Менеджер преимущественно действует в условиях неопределенности, такая ситуация предполагает гибкий, творческий подход. Еще одна характеристика деятельности предпринимателя и менеджера -высокая активность образа жизни. Самые успешные
предприниматели являются на сегодняшний день сверхактивными людьми, которые не только ведут активную деловую жизнь на разных уровнях, в разных системах и в разных направлениях. Перечисленные факторы повышают значение таких методов обучения, которые способствуют ментальным изменениям, повышают активность и эффективность деятельности студента и впоследствии специалиста. Этого, конечно, нельзя достичь с помощью традиционных методов обучения, которые все еще доминируют в российском бизнес-образовании.
Итак, кейс-метод имеет ряд несомненных преимуществ. Это и развитие важных навыков, и вариативность обучения, отсутствие необходимости особых материальных и временных затрат. Участники могут в спокойной атмосфере (так как это все еще бизнес-игра) продемонстрировать свои творческие и лидерские способности, навыки командной работы, умение находить и анализировать свои ошибки, а также представлять результаты работы. Кейс-метод активно применяется в процессе изучения дисциплин, где истина носит плюралистичный характер, то есть однозначный ответ на поставленный вопрос отсутствует. Именно гуманитарные дисциплины не предполагают жесткую обусловленность, им свойственно внимание к ситуативности и неоднозначности, поэтому применение кейс-метода здесь вполне логично. Менеджмент относится к социально-гуманитарным наукам и носит прикладной характер. Кейс-метод демократичен по сути, он предполагает сотворчество преподавателя и студентов, способствует развитию системы ценностей студентов, их профессиональных и жизненных позиций и установок, профессионального мировосприятия,
миропонимания, мирооценивания и мироощущения. Студент получает возможность почувствовать себя в профессиональной роли, пережить в ней ситуацию успеха. В конечном итоге решение кейсов помогает студентам принимать обоснованные решения о выборе будущей карьеры. Тщательное понимание практики анализа кейсов также полезно, так как многие международные компании в настоящее время используют кейсы при отборе кандидатов на вакансии. Все эти особенности обуславливают популярность кейс-метода как среди преподавателей, так и среди студентов.
Библиографический список
1. Бабаян, А. В. Использование кейс-стади в процессе преподавания дисциплины «менеджмент» студентам СПО // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-stadi-v-protsesse-prepodavaniya-distsipliny-menedzhment-studentam-spo (дата обращения: 06.09.2020). - Режим доступа свободный. - Текст электронный.
2. Баринова, Н.В. Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы Науки. - 2016. - №22 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
keys-metoda-pri-obuchenii-studentov-vuza-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020). - Режим доступа свободный. - Текст электронный.
3. Гурова, М.Е., Исаев, М.В. Разработка студентами авторских учебных кейсов по изучаемым дисциплинам // Скиф. 2018. - №12 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razrabotka-studentami-avtorskih-uchebnyh-keysov-po-izuchaemym-distsiplinam (дата обращения: 21.08.2020). - Режим доступа свободный. - Текст электронный.
4. Даутова, О.Б., Крылова, О.Н., Мосина, А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов. Ч .1. - Текст непосредственный - СПб., 2007.
5. Махотин, Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин - Текст непосредственный // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1 (10). - С. 94-95.
6. Равино, А.В. Метод CaSe Study как средство повышения качества подготовки менеджеров // Высшее техническое образование. 2012. №8 (155). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/metod-gase-study-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-podgotovki-menedzherov (дата обращения: 20.09.2020). ). - Режим доступа свободный. -Текст электронный.
7. Раджабова, П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете - Текст непосредственный // Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 19-20.
References
1. Babayan, A. V Ispol'zovanie kejs-stadi v processe prepodavaniya discipliny «menedzhment» studentam SPO [Using case studies in teaching the discipline "management" to students of secondary vocational education] // Crede Experto: transport, society, education, language. - 2019. - No. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-stadi-v-protsesse-prepodavaniya-distsipliny-menedzhment-studentam-spo (date accessed: 09/06/2020). - The access mode is free. -Electronic text.
2. Barinova, N.V Ispol'zovanie kejs-metoda pri obuchenii studentov vuza kakfaktor povysheniya kachestva obra-zovaniya [The use of the case method in teaching university students as a factor in improving the quality of education] // Problems of Science. - 2016. - No. 22 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nispolzovame-keys-metoda-pri-obuchenii-studentov-vuza-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (date accessed: 21.08.2020). - The access mode is free. -Electronic text.
3. Gurova, M.E., Isaev, M.V Razrabotka studentami avtorskih uchebnyh kejsovpo izuchaemym disciplinam [Development by students of author's educational cases on the studied disciplines] // Skif. 2018. - No. 12 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-studentami-avtorskih-uchebnyh-keysov-po-izuchaemym-distsiplinam (date accessed: 21.08.2020). - The access mode is free. - Electronic text.
4. Dautova, OB, Krylova, ON, Mosina, A.V Tradicionnye i innovacionnye formy i tekhnologii obucheniya studentov [Traditional and innovative forms and technologies of teaching students]. Part 1. - Direct text - SPb., 2007.
5. Makhotin, D.A. Metod analiza konkretnyh situacij (kejsov) kakpedagogicheskaya tekhnologiya [Method of analysis of specific situations (cases) as a pedagogical technology] / D.A. Makhotin - Direct text // Bulletin of the RMAT. - 2014. - No. 1 (10). - S. 94-95.
6. Ravino, A.V Metod CaSe Study kak sredstvo povysheniya kachestva podgotovki menedzherov [CaSe Study method as a means of improving the quality of training managers] // Higher technical education. 2012. No. 8 (155). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-gase-study-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-podgotovki-menedzherov (date accessed: 20.08.2020). ). - The access mode is free. - Electronic text.
7. Radzhabova, P.A. Sochetanie tradicionnyh i innovacionnyh metodov obucheniya na yuridicheskom fakul'tete [Combining traditional and innovative teaching methods in the Faculty of Law] - Tekst neposredstvennyj // Yuridicheskoe obra-zovanie i nauka. - 2014. - № 1. - S. 19-20.
ON THE APPLICATION OF THE CASE METHOD IN THE PROCESS OF TEACHING MANAGEMENT
AT THE UNIVERSITY
Olga V. Frik
PhD in Philosophy, Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
The existing rules for teaching students put education in a state in which the parameters of traditional education cannot solve the assigned tasks. At present, for the implementation of educational programs, it is necessary to actively use interactive forms of education, taking into account the consistency and complexity of the educational process. Teachers from various educational institutions are actively working on the use of non-play simulation technologies in the educational process, which have both a personal and professional-practical orientation. This includes using the case method. The problem of familiarizing with the practice of the educational process arises from the development of requirements for the personal qualities of a specialist who is able to navigate in various situations and in the presence of a general orientation in the development of education towards the formation of mental activity, the development of skills. This article analyzes the features of the application of the case method in the process of teaching management in higher education, substantiates the importance of this method in
this particular area of training, and proposes conditions for increasing the effectiveness of this teaching method. In the process of teaching core disciplines of the direction of training "Management" (03/38/02), the most difficult for students is the development of decision-making and situation analysis skills, while managers need to be able to analyze a wide range of real situations. To achieve the appropriate level of abilities and skills, students need to use interactive technologies that form analytical thinking and foresight. From the point of view of the methodology, the article highlights the stages of case development and the stages of working with ready-made cases. Methodological recommendations for the use of cases in the study of management are formulated.
Key words: case method, case, stages of case creation, typology of cases, management, technological characteristics of the case method.
Сведения об авторе:
Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент по специальности «Социальная психология», доцент факультета очного обучения, АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1), e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2020 г.