ПРИМЕНЕНИЕ КАРДИОТРЕНАЖЕРА IPM НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Н.Н. ЧЕСНОКОВ, А.Ю. ТАРАСОВ, МГЮА, г. Москва; А.П. МОРОЗОВ, ФСО «Юность Москвы» Москомспорта,
г. Москва
Аннотация
Применение современных вспомогательных средств в области физической культуры и спорта давно является одним из основных компонентов не только тренировочного процесса, но и занятий оздоровительной направленности. Разработанные отечественными производителями спортивной индустрии новейшие тренажерные устройства позволяют решать весь комплекс задач по развитию определенных мышечных групп, а специальное программное обеспечение оперативно получать данные об уровне подготовленности. Усиление положительного эффекта от включения в тренировочные программы тренажерных комплексов может быть достигнуто за счет их дополнения приборами физиотерапевтического действия, в частности, ионизации или увлажнения воздуха, наличия возможности оперативно изменять режим работы на тренажере и комбинации нескольких тренажеров. В этом аспекте рассматриваемый кардиотренажер IPM представляет собой новое направление в области физической культуры и спорта. В своей основе данное средство дополняет уже имеющиеся и хорошо освоенные тренажеры, позволяет
в меньшие сроки достичь запланированного результата.
Ключевые слова: улучшение уровня подготовленности, средства, комплексы упражнений, инфракрасное излучение,
компонентный состав тела, результат, кардиотренажер IPM.
THE USE OF THE IPM CARDIO MACHINE IN TRAINING WITH STUDENTS OF THE HUMANITIES
N.N. CHESNOKOV, A.Yu. TARASOV, MSAL, Moscow city; A.P. MOROZOV, SA "Youth of Moscow" of Moskomsport
Abstract
The use of modern auxiliary means in the field of physical culture and sports has long been one of the main components not only of the training process but also of health-improving activities. The latest training devices developed by domestic manufacturers of the sports industry allow solving the whole range of tasks for the development of certain muscle groups, and special software promptly receives data on the level of fitness. Strengthening the positive effect of the inclusion of training complexes in training programs can be achieved by supplementing them with physiotherapy devices, in particular ionization or humidification of air, the ability to quickly change the mode of operation on the simulator, the possibility of a combination of several simulators. In this aspect, the IPM cardio machine under consideration represents a new direction in the field of physical culture and sports. At its core, this tool complements the already existing and well-mastered simulators, allows you
to achieve the planned result in a shorter time.
Keywords: improvement the level of preparedness, means, exercise complexes, infrared radiation, body component
composition, result, IPM cardio machine.
Усиление эффекта от тренировочных программ с помощью вспомогательных средств, прежде всего тренажеров, постоянно находится в фокусе внимания многих специалистов [1, 2]. Направленное воздействие на конкретную мышечную группу с целью развития и поддержания высокого уровня ее работоспособности, сни-
жения величины как общей массы тела, так и отдельных ее компонентов (висцерального жира или количества жидкости в организме) позволяет считать тренажеры универсальными средствами, успешно применяемыми при работе с различным контингентом [3]. Кроме того, современные тренажеры в определенной мере являются
фактором, привлекающим молодых людей к занятиям спортом [4, 5].
В перечне существующих современных тренажеров российского производства можно выделить IPM (Infrared Perfect Motion) - кардиотренажер с инфракрасными панелями, обеспечивающими комплексный либо направленный нагрев тела. Практика применения кардиотрена-жера IPM в фитнес-центрах на данный момент в целом показала его эффективность при выполнении деятельности циклического характера - работе на велоэргометре, элипсоидном тренажере и беговой дорожке. Вместе с тем потенциал кардиотренажера IPM может быть шире указанных вариантов. Основным направлением проводимого исследования было определение эффекта воздействия тренажера IPM на функциональное состояние организма и решение поставленных задач тренировочных занятий - снижение массы тела, изменение процентного соотношения жировой и мышечной ткани.
Кардиотренажер IPM представляет собой систему инфракрасных панелей, регулирование излучения которых позволяет направленно воздействовать в трех проекциях - только верхняя часть туловища и руки, только нижняя часть тела, все тело вместе с конечностями. Диапазон температур - от 0 до 100°. Также в составе тренажера имеются вентиляторы, применение которых в свою очередь позволяет обеспечивать комфортные для занимающегося условия выполнения физической нагрузки. Мощность обдува - от 0 до 100%. Варьирование температуры и обдува в совокупности с содержанием нагрузки и обеспечивает нужный эффект занятий. В базовом исполнении кардиотренажер IPM применятся совместно с велоэргометром, оснащенном кардиодатчиками, либо с персональными пульсометрами, что характеризует основную направленность данной системы на снижение массы тела (прежде всего за счет водного и жирового компонента) вследствие увеличения пульса в условиях повышенной температуры. Для усиления эффекта также могут использоваться специальные штаны из пленки, усиливающие потоотделение. Однако применение этого кардиотренажера потенциально может не ограничиваться только циклической нагрузкой, что и было рассмотрено в данном исследовании.
Методы и организация исследования
Основной целью данного исследования было определение наиболее эффективного варианта применения кардиотренажера IPM для решения задач повышения уровня физической подготовленности и коррекции массы тела у студентов. Для проведения исследования были применены: анализ специальной литературы, педагогическое и медицинское наблюдения, методы диагностики состояния функциональных систем, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Было сформировано четыре группы студентов из вуза гуманитарной направленности. Возраст всех испытуемых составил 18-22 года. В исследовании принимали участие лица обоего пола как имеющие опыт регулярных заня-
тий физической культурой и спортом (ФКиС), так и не имеющие. Количество участников исследования в категории «не занимающиеся спортом» составило 10 чел., в категории «студенты-спортсмены» - 20 чел. Количество занятий в каждом варианте - 3 раза в неделю, длительность занятий у неспортсменов составила 12 недель, у студентов, занимающихся спортом, - 16 недель. Направление различных вариантов программ и длительность выполнения физической нагрузки на 1РМ представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика различных вариантов программ занятий с помощью кардиотренажера IPM
Вариант программы Направление программы Длительность выполнения нагрузки на IPM (мин)
№ 1 Снижение массы тела, применение тренажера в основной части занятия 10-15
№ 2 Совершенствование показателей общей выносливости и снижение массы тела, применение тренажера в подготовительной части занятия 5-20
№ 3 Совершенствование показателей специальной выносливости и изменение компонентного состава тела, применение тренажера в основной части занятия 15-25
№ 4 Изменение компонентного состава тела, применение тренажера 1РМ в сочетании с другими тренажерами (в формате круговой тренировки) 15-30
Общая продолжительность одного тренировочного занятия во всех вариантах программы, включая подготовительную и заключительную части, составляла 60 мин. Все участники исследования были разбиты на группы, занимавшиеся по различным программам физической подготовки, что представлено в табл. 2.
В каждом варианте тренировочных программ, помимо занятий на IPM, применялись физические упражнения с собственным весом и спортивным инвентарем - набивными мячами, фитнес-лентами, степ-платформами, гантелями (№ 1, 2, 3) или другими тренажерами (№ 4). Дозирование объема и интенсивности физической нагрузки корректировалось, исходя из объективных данных состояния занимающихся. Тренажер был настроен на обогрев всего тела во всех вариантах тренировочных программ. Контроль показателей ЧСС, массы тела и ее компонентного состава осуществлялся регулярно, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы фиксировалась с помощью пульсометров и треккеров, изменения массы тела - электронными весами с программным обеспечением ОКОК FIT. За весь период проведения исследования жалоб на плохое самочувствие у участников после выполнения нагрузки на кардиотренажере IPM во всех вариантах тренировочных программ не поступало.
Таблица 2
Характеристики исследуемого контингента
Пол, возраст, уровень подготовленности
Вариант программы Общее Девушки Юноши
количество 18-19 лет старше 20 лет 18-20 лет 18-19 лет старше 20 лет 18-22 лет
занимающихся не занимающиеся занимающиеся не занимающиеся занимающиеся
спортом спортом спортом спортом
№ 1 4 1 1 - 1 1 -
№ 2 9 1 2 3 1 - 2
№ 3 9 - 1 2 4 2 -
№ 4 8 - - 2 1 3 2
Однако у пяти испытуемых во время занятий по про- при режиме: температуры = 67-82° и мощности обду-грамме № 4 было зафиксировано, что после выполнения ва = 57-72% непосредственно после работы возникало циклической нагрузки на велоэргометре в течение 30 мин чувство жажды.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование позволило определить различным вариантам тренировочных программ. В таб-влияние направленного температурного воздействия, лицах 3-7 представлены данные оценки результатов вызываемого инфракрасным излучением, на организм изменения параметров физического состояния в начале обучающихся, выполняющих физическую нагрузку по и конце исследования.
Таблица 3
Оценка максимальных значений ЧСС до и после исследования при применении различных вариантов программ
Категория студентов Вариант программы
№ 1 № 2 № 3 № 4
Максимальные средние значения ЧСС (уд./мин)
До После До После До После До После
Студенты 18-19 лет Ю 157 ± 8 150 ± 2 161 ± 4 155 ± 3 163 ± 6 153 ± 2 151 ± 2 147 ± 3
Д 168 ± 5 158 ± 3 166 ± 2 159 ± 3 - - - -
Студенты старше 20 лет Ю 167 ± 1 158 ± 2 164 ± 3 155 ± 2 163 ± 3 153 ± 2 150 ± 1 142 ± 1
Д 165 ± 6 154 ± 3 - - 165 ± 2 161 ± 1 - -
Студенты-спортсмены Ю - - 149 ± 3 145 ± 2 157 ± 8 156 ± 3 150 ± 3 149 ± 2
Д - - 155 ± 8 151 ± 8 - - 163 ± 5 154 ± 4
Начальная величина ЧСС фиксировалась в покое, во всех категориях испытуемых средние значения у девушек находились в пределах 60-75 уд./мин, у юношей: 6372 уд./мин. Оценка изменения величины ЧСС позволила определить повышение уровня тренированности сердеч-
но-сосудистой системы (ССС) и ее адаптации к двигательному режиму в условиях повышенной температуры. Отрицательного влияния воздействия инфракрасного излучения на ССС при занятиях физическими упражнениями без кардиотренажера 1РМ в целом выявлено не было.
Таблица 4
Анализ изменения показателей у испытуемых до и после исследования в варианте программы № 1
Категория студентов Вариант программы № 1
Мышечный компонент (кг) Жировой компонент (%) Масса тела (кг)
До После До После До После
Студенты 18-19 лет Ю 63,3 ± 4,5 69 ± 2,3 10 ± 1,5 10 ± 0,5 68 ± 8 67 ± 6,9
Д 39,8 ± 4,7 42 ± 1,2 20 ± 3 18 ± 1,4 53 ± 2,3 53 ± 2,4
Студенты старше 20 лет Ю 61,3 ± 2,5 65 ± 1,1 15 ± 2,9 12 ± 2 72 ± 7 70 ± 6,3
Д 37,3 ± 4,5 41 ± 2,4 24 ± 3 20 ± 2,1 54 ± 3 52 ± 1,7
Ввиду того, что длительность применения 1РМ в данном варианте программы находилась в пределах 10-15 мин, температура нагрева инфракрасных панелей составляла: 70-87о, мощность обдува вентиляторов: 50-65%.
Таблица 5
Анализ изменения показателей у испытуемых до и после исследования в варианте программы № 2
Категория студентов Вариант программы № 2
Мышечный компонент (кг) Жировой компонент (%) Масса тела (кг)
До После До После До После
Студенты 18-19 лет Ю 68,3 ± 3,6 70 ± 1,8 10 ± 1,5 10 ± 1,5 67 ± 2,4 68 ± 3,1
Д 39,8 ± 4,7 45,1 ± 1,2 20 ± 3 18 ± 1,4 54 ± 2,1 53,5 ± 0,9
Студенты старше 20 лет Ю - - - - - -
Д 40,6 ± 3,2 42,4 ± 2,4 24 ± 3 20 ± 2,1 54 ± 0,7 52,1 ± 0,5
Студенты-спортсмены Ю 77,9 ± 3,3 80 ± 0,3 10 ± 1,1 9 ± 0,6 80 ± 2 78,5 ± 0,8
Д 47,5 ± 3,2 48 ± 1,8 19 ± 4 17 ± 1,3 60 ± 2,3 58,7 ± 1,2
Анализ первичных значений и изменений содержания жирового компонента в вариантах программ № 1 и № 2 в целом не выявил значимых изменений после проведенного исследования.
Таблица 6
Анализ изменения показателей у испытуемых до и после исследования в варианте программы № 3
Вариант программы № 3
Категория студентов Мышечный компонент (кг) Жировой компонент (%) Масса тела (кг)
До После До После До После
Студенты Ю 70,2 ± 2,5 73,8 ± 1,6 12 ± 1,5 11 ± 0,5 69 ± 3,9 70 ± 6,9
18-19 лет Д - - - - - -
Студенты Ю 66,5 ± 2,1 70 ± 2,1 13 ± 1,9 12 ± 2 72 ± 3,8 71 ± 2,7
старше 20 лет Д 39,3 ± 2,5 42 ± 2,3 23,9 ± 1,2 21,5 ± 0,7 54 ± 2,3 52 ± 1,7
Студенты- Ю - - - - - -
спортсмены Д 41,0 ± 3,5 46 ± 2,7 10 ± 3,1 9 ± 2,3 50,9 ± 0,2 50 ± 0,3
Как видно из таблицы 6, наиболее существенные отличия в изменениях мышечного компонента наблюдаются у юношей старше 20 лет, не занимающихся спортом, и студентов-спортсменов, а также у спортсменок и девушек 18-19 лет, не занимающихся спортом.
Таблица 7
Анализ изменения показателей у испытуемых до и после исследования в варианте программы № 4
Вариант программы № 4
Категория студентов Мышечный компонент (кг) Жировой компонент (%) Масса тела (кг)
До После До После До После
Студенты Ю 77,3 ± 4,5 80,2 ± 1,3 10 ± 1,5 10 ± 1,5 68 ± 4,8 67 ± 3,9
18-19 лет Д - - - - - -
Студенты Ю 71,3 ± 2,6 75 ± 1,3 15 ± 2,9 11 ± 2,1 72,4 ± 4,3 70 ± 2,2
старше 20 лет Д - - - - - -
Студенты- Ю 77,9 ± 4,9 80 ± 0,3 10 ± 1,2 9 ± 0,9 74 ± 9 73 ± 5,5
спортсмены Д 43,0 ± 3,5 46 ± 2,7 19 ± 4 17 ± 1,3 53 ± 0,5 51,5 ± 0,3
В таблице 7 представлены данные анализа применения варианта программы № 4. Наиболее заметны изменения в показателях жирового компонента, что может быть связано с более длительной работой в условиях управляемого изменения температуры. Основными характеристиками работы 1РМ в данном варианте были: величина нагрева - от 73о до 89о и мощность обдува - до 60%.
В целом следует указать, что во всех вариантах применения 1РМ наблюдалось снижение массы тела и жирового компонента при повышении уровня мышечного компонента. Кроме того, анализ полученных данных также показал, что при работе во всех вариантах программ содержание жидкости в организме сокращается на 2,0-3,0% у юношей и 2,2-3,1% у девушек. Показа-
тели максимальной величины ЧСС при выполнении нагрузки также снизились во всех группах, величина снижения составила от 4,4% (программы № 1 и № 2)
до 5,5% (программы № 3 и № 4), что также свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности.
Заключение
Проведенное исследование позволило установить, что по результатам оценки наиболее оптимальными вариантами применения кардиотренажера 1РМ в качестве одного из вспомогательных средств физической подготовки студентов стали тренировочные программы № 1 и № 3, которые позволяют гибко подходить к дозированию нагрузки
и построению занятий с различными категориями занимающихся. Другие варианты применения 1РМ также усиливают положительный эффект от занятий физическими нагрузками, но требуют более высокого уровня физической подготовленности от занимающихся, что не ограничивает их применение у других категорий студентов.
Литература
1. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2014. - 624 с.
2. Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособ. для олимпийского образования / В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. - 27-е изд., перераб. и доп. - М.: Спорт, 2019. - 216 с.
3. Чесноков, Н.Н. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин, А.П. Морозов. -М., 2017. - 248 с.
4. Чесноков, Н.Н. Физическая культура и спорт как основа здоровья студентов: учебное пособие / Н.Н. Чесноков, Н.А. Храмов, А.П. Морозов [и др.]. - М., 2021. - 192 с.
5. Чесноков, Н.Н. Оздоровительная физическая культура: учебное пособие / Н.Н. Чесноков, О.А. Козлова, А.П. Морозов. - М., 2021. - 119 с.
References
1. Platonov, V.N. (2014), Periodizaciya sportivnoy tre-nirovki. Obshchaya teoriya i ee prakticheskoe primenenie, Kiev: Olimpiyskaya literatura, p. 624 (in Russ.)
2. Rodichenko, V.S. and al. (2019), Tvoy olimpiyskiy uchebnik: ucheb. posobie dlya olimpiyskogo obrazovaniya, 27-e izd, pererab. i dop., Olimpiyskiy komitet Rossii, M.: Sport, 2019, p. 216 (in Russ.)
3. Chesnokov, N.N., Nikitushkin, V.G. and Morozov, A.P. (2017), Upravlenie sportivnoy podgotovkoy vysokokvali-ficirovannyh sportsmenov: monografiya, M., 2017, p. 248 (in Russ.)
4. Chesnokov, N.N., Hramov, N.A., Morozov, A.P. and al. (2021), Fizicheskaya kul'tura i sport kak osnova zdorov'ya studentov: uchebnoe posobie, M., 2021, p. 192 (in Russ.)
5. Chesnokov, N.N., Kozlova, O.A. and Morozov, A.P. (2021), Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie, M., 2021, p. 119 (in Russ.)