Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжела Максим Владимирович, Дуюнов Павел Юрьевич, Козлов Илья Владимирович, Борисов Дмитрий Сергеевич, Кузнецова Наталья Викторовна

В статье представлены результаты анализа последних исследований по использованию тренажерных устройств в физкультурно-оздоровительной деятельности. Определены возможные дальнейшие исследования в данной области. Цель исследования - выяснить основные методы и формы использования тренажерных устройств в процессе преподавания физической культуры для совершенствования учебного процесса. Исследование эффективности использования тренажерных устройств в физкультурно-оздоровительной деятельности проводилось в Волгоградском Государственном Техническом Университете. В исследовании принимали участие студенты в процессе занятий физической культурой. В ходе исследования мы пришли к выводам, что использование тренажеров при занятиях физической культурой может использоваться для восстановления организма после учебы. Также возможно использование тренажеров для повышения спортивного мастерства и подготовки к спортивным соревнованиям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манжела Максим Владимирович, Дуюнов Павел Юрьевич, Козлов Илья Владимирович, Борисов Дмитрий Сергеевич, Кузнецова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SIMULATORS IN PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL OF HEALTH OF STUDENTS

The article presents the results of the analysis of recent studies on the use of exercise equipment in physical culture and wellness activities. Possible further research in this area has been identified. The purpose of the study is to find out the main methods and forms of using training devices in the process of teaching physical culture to improve the educational process. The study of the effectiveness of the use of training devices in physical culture and recreation activities was conducted at the Volgograd State Technical University. The study involved students in the process of physical education. In the course of the study, we came to the conclusion that the use of simulators during physical education classes can be used to restore the body after studying. It is also possible to use simulators to improve sports skills and prepare students for sports competitions.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

физической культуры. - Воронеж : Научная книга, 2021. - С. 252-256.

8. Иорданская Ф.А. Цифровые технологии в мониторинге тренировочных и дистанционных процессов подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой / Ф.А. Иорданская // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 3. - С. 31-44.

9. Львова Т.Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2020-2021 гг. в период пандемии COVID-19 / Т. Г. Львова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 158-164.

10. Львова Т.Г. Беговая подготовка и тестирование беговых способностей студентов Московского авиационного института (национального исследовательского университета) в условиях дистанционного и гибридного обучения в 2020-2021 гг. / Т.Г. Львова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021, № 11 (201). - С. 243-250.

REFERENCES

1. Bolbakov, R.G. (2015) "Multimedia educational technologies", Education Management: theory and practice, 2015, No. 1 (17), pp. 156-167.

2. Kozlova, N.Sh. (2019), "Digital technologies in education", Vestnik Majkopskogo gosudar-stvennogo tekhnologicheskogo universiteta, No. 1/40. pp. 83-91.

3. Aleshkovskiy, I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V. "Students of Russian universities on distance learning: assessment and opportunities", Higher education in Russia, 2020; No 10, pp. 86-100.

4. Bulat, R.Y., Baychorova, Kh.S., Lebedev, A.Yu., Nikitin, N.A., "Problems and prospects of distance learning technologies in full-time education", Human capital, No. 2 (158), pp. 42-51.

5. Kremneva, V.N. and Nepovinnykh, L.A. (2020b), "Implementation of practical approaches of distance learning at Petrozavodsk State University on discipline: "Physical culture and sports"", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5-3 (44), pp. 141-144.

6. Korchevskiy, A.M. and Tokar, E.V. (2020), "Electronic training of university students in disciplines of Physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 220-224.

7. Sidorenko, A.S. (2021), "On the effectiveness of using the hybrid form of teaching students in the discipline "physical education"", Physical education, sport and health in modern society: Proceedings of International Scientific and Practical Conference, Voronezh, 07-08 October 2021, Voronezh State Institute of Physical Culture, Publishing and Printing Centre "Nauchnaya Kniga", Voronezh, pp. 252-256.

8. Iordanskaya, F.A. (2020), "Digital technologies in monitoring of training and distance processes of training athletes and people involved in physical education", Bulletin of sport sciences, No 3, pp. 31-44.

9. Lvova, T.G. (2021), "Conditions and content of physical education of university students during self-isolation and distance learning in 2020-2021 in the period of Covid-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 158-164.

10. Lvova, T.G. (2021), "Running training and running ability of testing of Moscow Aviation Institute (National Research University) students during distance and mixed learning in 2020-2021", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201), pp. 243-250.

Контактная информация: tatyana.lvova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ

Максим Владимирович Манжела, старший преподаватель, Павел Юрьевич Дуюнов,

преподаватель, Илья Владимирович Козлов, старший преподаватель, Дмитрий Сергеевич Борисов, старший преподаватель, Наталья Викторовна Кузнецова, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты анализа последних исследований по использованию тренажерных устройств в физкультурно-оздоровительной деятельности. Определены возможные дальнейшие исследования в данной области. Цель исследования - выяснить основные методы и формы использования тренажерных устройств в процессе преподавания физической культуры для совершенствования учебного процесса. Исследование эффективности использования тренажерных устройств в физкультурно-оздоровительной деятельности проводилось в Волгоградском Государственном Техническом Университете. В исследовании принимали участие студенты в процессе занятий физической культурой. В ходе исследования мы пришли к выводам, что использование тренажеров при занятиях физической культурой может использоваться для восстановления организма после учебы. Также возможно использование тренажеров для повышения спортивного мастерства и подготовки к спортивным соревнованиям студентов.

Ключевые слова: тренажер, физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p233-237

USE OF SIMULATORS IN PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL OF HEALTH OF STUDENTS

Maxim Vladimirovich Manzhela, the senior teacher, Pavel Yuryevich Duyunov, the teacher, Ilya Vladimirovich Kozlov, the senior teacher, Dmitry Sergeevich Borisov, the senior teacher, Natalia Viktorovna Kuznetsova, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

The article presents the results of the analysis of recent studies on the use of exercise equipment in physical culture and wellness activities. Possible further research in this area has been identified. The purpose of the study is to find out the main methods and forms of using training devices in the process of teaching physical culture to improve the educational process. The study of the effectiveness of the use of training devices in physical culture and recreation activities was conducted at the Volgograd State Technical University. The study involved students in the process of physical education. In the course of the study, we came to the conclusion that the use of simulators during physical education classes can be used to restore the body after studying. It is also possible to use simulators to improve sports skills and prepare students for sports competitions.

Keywords: simulator, physical fitness activity, students, health.

Физическая культура и спорт в высшей школе являются непосредственно важной частью формирования общей профессиональной культуры современных специалистов. Систематическая физическая подготовка и личность студента, сформированная в ее процессе, определяют особенности его адаптации, самообучения, самостоятельности и инициативы как будущего специалиста в своей профессии, что закладывает основу для его высокого уровня профессионализма. Достижение определенных физических способностей является одной из основных задач физических упражнений для студентов, выполняющих физические упражнения различной направленности и сложности.

Задействованы основные функциональные системы организма: сердечнососудистая, нервная и дыхательная системы, которые во многом определяют здоровье студентов. В системе физического воспитания физическая подготовленность обычно понимается как совокупность показателей, описывающих физическое развитие, функциональное состояние организма, физическую подготовленность, которая играет решающую роль в повышении качества физических и психологических показателей. Физическая подготовка напрямую отражает специфическую психофизическую готовность студента к будущей профессии.

Каждый вид профессиональной деятельности представляет собой серию рабочих процессов различной степени сложности, требующих высокого уровня профессиональных качеств и физической подготовки. В настоящее время проблема здоровья студентов

университетов стоит остро, причем 65% из них страдают хроническими заболеваниями.

Ухудшение здоровья учащихся связано с социально-гигиеническими проблемами и генетической предрасположенностью. Также во время тренировки меняется отношение к жизни, сну и питанию. Большинство студентов совмещают учебу и работу во время учебы, что негативно сказывается на их здоровье. Постоянная усталость, слабость, недосып, стресс, низкая активность, вредные привычки являются основными факторами плохого качества здоровья.

На данный момент в ВолгГТУ популярны занятия в тренажерном зале. Создаются лучшие возможности для занятий. Использование спортивного инвентаря, тренажеров в ВолгГТУ помогает удовлетворить потребность студентов в мобильности, справиться с нервными перегрузками, развить их выносливость, улучшить координацию. Комплекс -ные упражнения на тренажерах способствуют быстрому спортивному развитию студентов, что положительно сказывается на физическом и умственном развитии. Чем разнообразнее движения студентов, тем больше информации поступает в их мозг, тем сильнее психологическое развитие. Занятия становятся эмоциональными, прививают самодисциплину.

На современном этапе развития общества меняются подходы, запросы и требования, касающиеся, в частности, физического воспитания студентов. Эти требования проявляются в том, что сам образовательный процесс должен стать более привлекательным, эмоциональным, разнообразным в выборе форм, средств и методов.

При тренировках на тренажере особенно важно правильно выстроить отдельную тренировку. В связи с этим необходимо решить вопрос индивидуального подхода при занятиях на тренажерах. Для этого необходимо определить начальный уровень функционального состояния организма до начала тренировок, а затем следить за изменением показателей во время тренировок.

Тренировки на тренажерах можно начинать только после консультации с профессиональным спортивным врачом. Тренировка на тренажере требует правильного соотношения частоты, продолжительности и интенсивности тренировок. Рекомендуется заниматься спортом 3-4 раза в неделю. Для более интенсивных занятий рекомендуется по крайней мере один день полного отдыха. Наибольший эффект достигается при сочетании сердечно-сосудистых тренировок с силовыми тренировками. Благодаря такому сочетанию возможно избавиться от лишнего веса и укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Желательно начинать первые занятия с кардиотренажеров и уделять им 45-55 процентов тренировочного времени, а 35-45 процентов времени лучше посвятить работе с силовыми тренажерами. Тренировка обязательно должна состоять из трех частей: разминки, основной и заключительной.

В силовых тренажерах необходимо применять веса в диапазоне от 50 до 70 процентов от максимального веса, который может поднять студент. Чем выше вес, тем меньше повторений. Если упражнение слишком легкое, рекомендуется увеличить нагрузку. Во время первых пяти упражнений на силовом тренажере рекомендуется выполнять движения без большого напряжения 12-15 раз по два подхода в каждом упражнении. Рекомендуется выполнить 4-6 упражнений для нижней части тела, а затем - 6-8 упражнений для верхней. Сначала нужно начать тренировать большие мышцы, а затем переходить к более мелким.

Необходимо выполнять силовые упражнения сосредоточенно и спокойно, по возможности, не напрягая мышцы, которые не задействованы в этом упражнении. Необходимо оставаться в вертикальном положении, сохраняя правильную осанку. Фаза снижения веса должна быть примерно в два раза длиннее фазы подъема. Очень важной вещью при занятиях на силовых тренажерах является контроль дыхания. Рекомендуется вдыхать при подъеме и выдыхать при опускании.

Когда учебные занятия по физической культуре в ВолгГТУ организуются с использованием современных тренажеров, уделяется особое внимание функциональному состоянию студентов.

Для объективного педагогического управления функциональным состоянием студентов на начальном этапе обучения в соответствии с программой общефизических упражнений рекомендуется изучить реакцию сердечно-сосудистой системы студентов на ожидаемую физическую нагрузку. Для этой цели рекомендуется использовать широко известный в мировой практике индекс Руффье (далее "индекс Руффье"). Индекс Руффье определялся по формуле:

(р2 _ 70) + (Рз _ Р ) 10 ,

где ИР - индекс Руфье; Р1 - частота сердечных сокращений в состоянии покоя (на спине в течение 5 минут); Р2 - частота сердечных сокращений Р2 после 30 приседаний за 45 секунд; Р3 - частота сердечных сокращений Р3 через 15 секунд после второго измерения; цифры 10 и 70 являются обычными стандартными единицами измерения.

Оценка трудоспособности студентов на основе полученного индекса Руфье определяется: 0-2,9 - отлично; 3,0-5,9 - хорошо; 6,0-7,9 - удовлетворительно; 8,0 и более -плохо. Таким образом, использование современных технологий в учебном процессе позволяет эффективно воздействовать на нервно-мышечный аппарат учащихся с локальным воздействием на отдельные группы мышц, повышать двигательную плотность занятий за счет сокращения времени простоя и повторяющихся упражнений. А для определения объективной оценки функционального состояния организма в различных видах спорта рекомендуется использовать функциональный тест Руфье.

Использование тренажеров в физической культуре может зависеть от состояния здоровья, физического и функционального состояния учащихся, существуют разные направления. При хорошем самочувствии возможно использование тренажеров в свободное время для восстановления организма после учебы и предотвращения чрезмерной усталости. Для цели реабилитации используют тренажеры в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функции организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний; поддержанию здоровья. Также возможно использование тренажеров для повышения спортивного мастерства, подготовки к спортивным соревнованиям со стремлением достижения максимального результата; улучшение спортивных качеств и их поддержание.

ВЫВОДЫ

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что для повышения уровня здоровья студентов ВолгГТУ в процессе занятий физической культурой необходимо использовать тренажерные устройства. С использованием тренажеров можно добиться высоких результатов за короткое время и улучшить свои физические качества, что доказывает их эффективность и многофункциональность. Высокая эффективность применения тренажеров заключается в обучении и совершенствовании двигательных навыков, использовании всех групп мышц, положительном воздействии на различные органы и системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водлозеров, В.Е. Тренажеры направленного действия / В.Е. Водлозеров. - Киев : Издательский центр КГМУ, 2004. - 134 с.

2. Гильбух Ю.З. Тренировочные устройства в профессиональном обучении / Ю.З. Гиль-бух. - Киев : Высшая школа, 2000. - 320 с.

3. Евсеев, С.П. Тренажеры в аэробике / С.П. Евсеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2001.

- 296 с.

4. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий / С.П. Евсеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. - 354 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 237 с.

REFERENCES

1. Vodlozerov, V.E. (2004), Directional simulators, Publishing Center of KSMU, Kiev.

2. Gilbukh, Yu.Z. (2000), Training devices in vocational training, Higher school, Kiev.

3. Evseev, S.P. (2001), Simulators in aerobics, Physical culture, and sport, Moscow.

4. Evseev, S.P. (2003), Formation of motor actions, Physical culture, and sport, Moscow.

5. Zatsiorsky, V.M. (1981), Physical qualities of athletes, Physical culture, and sport, Moscow. Контактная информация: natulek0684@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2022

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наталья Михайловна Мартынова, адъюнкт, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности. Цель исследования - дать определение и перечислить основные формы проявления деструктивного поведения личности. Выделить и обосновать совокупность педагогических условий формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как средство профилактики деструктивного поведения личности. Профилактика деструктивного поведения личности посредством формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России предполагает педагогические циклы развития лидерских качеств обучающихся в образовательном процессе вузов ФСИН России. В результате исследования выявлено, что работа по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности включает в себя различные тесты, тренинги, упражнения, задания, профессиональные ситуации для развития лидерских качеств курсантов и последующей профилактикой деструктивного поведения. Командно-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России необходимо проводить последовательно-поэтапное ориентирование курсантов на ценностное осмысление лидерских компетенций через реализацию совокупности педагогических условий.

Ключевые слова: лидерские качества, деструктивное поведение личности, курсанты, образовательные организации ФСИН России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p237-241

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AS A PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

Natalya Mikhailovna Martynova, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article is devoted to the problem of formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as prevention of destructive behavior of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.