УДК 797.2+796.01:61
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ 12-14 ЛЕТ
Кандидат педагогических наук, доцент А. В. Рыженков Камский государственный институт физической культуры
THE USAGE OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING FOR 12-14 YEARS OLD SWIMMERS PREPARATION
A.V. Ryzhenkov, Ph.D., associate professor Kama State Institute оf Physical Culture Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: плавание, спортивная тренировка, интервальная тренировка, гипоксия.
Аннотация. В данной статье расматривается вопрос применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 12-14 лет. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы интервальной гипоксической тренировки; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что многократно повторяемые прерывистые (интервальные) гипоксические воздействия в сочетании с тренировочными разнонаправленными нагрузками позволяют более существенно, чем без них, повысить тренировочный эффект и ускорить процессы развития специфической адаптации, улучшить уровень спортивных достижений на различных дистанциях плавания в процессе подготовки пловцов 12-14 лет.
Key words: swimming, sport training, interval hypoxic training, hypoxia, special swimmers training, functional state, physical state, workability, 12-14 years old swimmers
Summary. This article touches the question of the usage of interval hypoxic training for 12-14 years old swimmers preparation. Theoretical acknowledgment created by authors of the interval hypoxic training program takes place in the article. There are results of using this program during the experiment. They showed that if interval hypoxic influence are used for many times with different kinds of training stresses the level of sports achievements will be increased at the 12-14 years old swimmers trainings.
Введение. Рост результатов в плавании тесно взаимосвязан с совершенствованием тренировочного процесса: разработкой тренажерных устройств; совершенствованием техники плавания; увеличением объёма работы на суше, разделением ее на общую и специальную физическую подготовку; с ростом объема и интенсивности тренировочных нагрузок, с разделением нагрузки по направленности физиологического воздействия; с широким внедрением в подготовку пловцов нетрадиционных средств. Одним из широко применяемых направлений
интенсификации тренировочного процесса является использование гипоксических воздействий. Использование метода интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) в целях реабилитации и повышения работоспособности, наряду с традиционными средствами, позволяет добиваться высоких результатов у спортсменов - пловцов за более короткие сроки подготовки.
Актуальность работы возрастает в силу того, что в современной России с ее преимущественно равнинными ландшафтами возможности проведения тренировочных сборов в горах весьма ограничены. Кроме того, при изучении и анализе учебно-методической литературы нами не обнаружены исследования применения гипоксических тренировок в подготовке пловцов 12-14 лет.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения интервальной гипоксической тренировки у пловцов 12-14 лет. Нами применялся комплекс методов исследования, включающий: анализ и обобщение научно-методической литературы, медико-биологические методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Особенности применения интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) в подготовке пловцов 12-14 лет. Материалы анализа различных режимов интервальной гипоксической тренировки, рекомендации специалистов, решающих задачи повышения эффективности тренировочного процесса путём применения прерывистых гипоксических воздействий, как дополнительного фактора, влияющего на повышение функциональной общефизической и специальной подготовки пловцов, были использованы нами при разработке методики применения ИГТ в подготовке пловцов 12-14 лет. Улучшение показателей функционального и физического состояния пловцов при использовании ИГТ происходит в результате адаптации ведущих функций и качеств спортсмена к воздействию применяемых средств и методов тренировки. Тренировочный процесс может быть эффективным, если представляет собой устойчивый порядок построения тренировочных занятий и закономерного взаимоотношения компонентов нагрузки друг с другом в течение всех периодов подготовки спортсмена. Важное значение для развития функциональных и физических качеств спортсмена имеют правильно подобранные средства и методы тренировки, правильное соотношение нагрузок различной направленности, применяемые в годичном цикле и на отдельных этапах подготовки. Тренировка в гипоксических условиях при одних и тех же характеристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубокие изменения во внутренней среде организма пловцов.
В процессе интервальной гипоксической тренировки рекомендуется учитывать следующие положения:
1. Тренировка с задержкой дыхания является средством интенсивного воздействия на организм, поэтому применять её нужно планомерно и осторожно. Следует проплывать с задержкой дыхания отрезки не максимально доступной длины, а близкие к ним.
2. Спринтерские упражнения (старты, повороты, отрезки 12,5-25 м ) в значительно большем объёме выполняются при задержке дыхания.
3. Соревновательные заплывы не следует проводить в гипоксическом режиме дыхания, а надо использовать наиболее эффективный вариант дыхания для данных способа плавания и дистанции.
Чем короче тренировочные отрезки, тем большее количество циклов движений может быть выполнено без дыхания. Например, при проплывании серии 10*50 м можно делать один вдох на 34 цикла, а при прплывании 4*500 м - один вдох на 2-3 цикла.
Методика применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 12-14 лет. Педагогический эксперимент по изучению влияния ИГТ на функциональную и физическую работоспособность пловцов 12-14 лет включал в себя два годичных цикла подготовки. В контрольной группе применялось традиционное построение тренировки, в экспериментальной - в качестве дополнительного средства использовались три различных режима интервальной (прерывистой) гипоксии :
а) Активизирующий режим: на суше - 10 повторений 30-секундных гипоксических экспозиций (задержка дыхания), разделяемых равными по продолжительности паузами нормоксической респирации равными 1,5 мин. В конце тренировки на воде - плавание 8*25 м с задержкой дыхания, отдых 1,5 мин., (сентябрь, октябрь).
б) Втягивающий режим: на суше - 8 повторений 45-секундных гипоксических экспозиций, разделяемых 2,5 минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде -плавание 12*50 м вдох - через 5 циклов, отдых 2 мин., (ноябрь-январь).
в) Базовой режим : на суше - 5 повторения 1.-минутных гипоксических экспозиций (задержка дыхания), разделяемых 3.5-минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде - дистанционное плавание 1000 м вдох - через 3 цикла (февраль-июнь).
г) Профилактический режим: работа на дыхательном тренажёре «Аппарат Фролова» ежедневно по15 мин, согласно прилагаемой к аппарату инструкции (июль, август).
Интервальная гипоксическая тренировка на суше проводилась спустя 30 минут после тренировочного занятия.
Разработанная нами методика основана на принципе дополняющего воздействия, когда используемые режимы ИГТ и физические нагрузки носят равнонаправленный характер.
По программе ДЮСШ плавания набор детей в группы начального обучения производится в возрасте 7-8 лет. По нормативам ДЮСШ плавания к 12 годам пловцы должны иметь 2-ой разряд. В секции плавания ДЮСШ «Дельфин» набор производится с 10-11 лет.
В качестве дополнительного фактора в учебно-тренировочном процессе была использована разработанная нами методика применения ИГТ в подготовке пловцов 12-14 лет.
За двухгодичный цикл проведения исследований результаты пловцов в экспериментальной группе максимально приблизились к нормативам ДЮСШ плавания для возраста 14 лет, т.е 1-ый разряд.
Результаты исследования и их обсуждение. За первый год проведения эксперимента результаты в экспериментальной группе достоверно улучшились соответственно: жизненная ёмкость лёгких - на 8,04%; время задержки дыхания на вдохе - на 37,5%; время задержки дыхания на выдохе - на 34,6%; ЧСС - на 4,3%; теппинг-тест - на 20,0%; ныряние в длину - на 38,9%; шаг пловца - на20,0%; проплывание дистанции 25 м со старта - на 15%; тест 6*50 м, отдых 10 с.- на 7,4%; 12-ти минутный тест по К. Куперу - на 17,0%.
В контрольной группе достоверно наблюдалось менее значительное улучшение результатов: жизненная ёмкость лёгких - на 3,21%; время задержки дыхания на вдохе - на 17,5%; время задержки дыхания на выдохе - на 23,1%; ЧСС - на 2,9%; теппинг-тест - на 12,0%; ныряние в длину - на 27,8%; шаг пловца - на 13,3%; проплывание дистанции 25 м со старта - на 10,0%; тест 6*50 м., отдых 10 с. - на 3,7%; 12-минутный тест по К. Куперу - на 6,4%.
К концу второго года проведения эксперимента сохранилась тенденция более высокого прироста результатов в экспериментальной группе, чем в контрольной.
Наглядная иллюстрация сравнения изменений показателей функциональной и специальньой плавательной подготовки в контрольной и экспериментальной группах по окончании эксперимента представлена на рисунке 1
60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
□ Ряд1
□ Ряд2
123456789 10
Рис. 1. Сравнения изменений показателей функциональной и специальньой плавательной подготовки в контрольной и экспериментальной группах по окончании эксперимента
1) ЖЁЛ; 2) задержка дыхания на вдохе; 3) задержка дыхания на выдохе; 4) ЧСС; 5) теппинг- тест; 6) ныряние в длину; 7) шаг пловца; 8) проплавание дистанции 25 м со старта; 9) тест 6^50 м., отдых 10 с.; 10) 12-ти минутный тест по К. Куперу.
1 ряд - контрольная группа; 2 ряд - экспериментальная группа.
Суммарное улучшение результатов в экспериментальной группе достоверно составило соответственно: жизненная ёмкость лёгких - 17,6%; время задержки дыхания на вдохе - 49,8%; время задержки дыхания на выдохе - 45,7%; ЧСС - 8,8%; теппинг-тест - 26,7%; ныряние в длину - 53,7%; шаг пловца - 29,4%; проплывание дистанции 25 м со старта - 23,8%; тест 6*50 м., отдых 10 с. - 14,15%; 12-ти минутный тест по К. Куперу - 23,7%.
В контрольной группе достоверно изменение результатов в сторону улучшения было не столь значительное: жизненная ёмкость лёгких увеличилась на 9,31%; время задержки дыхания на вдохе - на 23,5%; задержка дыхания на выдохе - 29,2%; ЧСС - 5,8%; теппинг-тест - 15,6%; ныряние в длину - на35,8%; шаг пловца - на 19,2%; проплывание дистанции 25 м со старта - на 15,6%; тест 6*50 м., отдых 10 с. - на 7,9%; 12-ти минутный тест по К. Куперу.
За двухгодичный цикл проведения исследований в экспериментальной группе время преодолевания дистанции 100 м в/с достоверно улучшилось: у мальчиков - на 15,8%, у девочек -на 16,9%; 100 м комплексное плавание: у мальчиков - на19,5%; у девочек - на 19,6%.
В контрольной группе достоверно улучшение показателей было менее значительным, чем в экспериментальной и составило на дистанции 100 м в/с: у мальчиков - 13,2%, у девочек - 13,25%; 100 м комплексное плавание: у мальчиков - 15,45%; у девочек - 16,9%.
Наглядная иллюстрация сравнения улучшения результатов проплывания дистанций 100 м вольный стиль и 100 м комплексное плавание в контрольной и экспериментальной группах по окончании эксперимента представлена на рисунке 2.
20,00% 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%
□ Ряд1
□ Ряд2
1
2
3
4
Рис 2.
1)100 м в/с, мальчики;
2) 100 м комплексное плавание, мальчики;
3) 100 м в/с, девочки;
4) 100 м комплексное плавание, девочки.
1 ряд - контрольная группа; 2 ряд - экспериментальная группа
Заключение и практические рекомендации Нами были проведены исследования, на основании результатов которых можно сделать заключение:
1. При изучении и анализе содержания научно-методической литературы по вопросу влияния искусственной и естественной гипоксии на организм спортсменов, использования гипоксической тренировки в современной системе их подготовки, нами было отмечено существование достаточно большого количества исследований, посвящённых применению гипоксической и интервальной гипоксической тренировки в подготовке высококвалифицированных пловцов. Однако, подобных исследований применительно к пловцам в возрасте 12-14 лет не обнаружено.
2. Разработана и внедрена в практику учебно-тренировочного процесса методика применения интервальной гипоксической тренировки, как дополнительного средства, в подготовке пловцов 12-14 лет.
3. Многократно повторяемые прерывистые (интервальные) гипоксические воздействия в сочетании с тренировочными разнонаправленными нагрузками позволяют более существенно, чем без них, повысить тренировочный эффект и ускорить процессы развития специфической адаптации, улучшить уровень спортивных достижений на различных дистанциях плавания в процессе подготовки пловцов 12-14 лет.
4. Разработанная нами методика применения ИГТ может быть использована не только в подготовке спортсменов-пловцов, но и в группах начальной подготовки данного возраста.
5. Данная методика может быть рекомендована к применению для данной возрастной группы, в других видах спорта, не только циклических.
6. Мы рекомендуем использовать приведённую выше методику на уроках физкультуры в общеобразовательной школе в 5-7 классах с целью общего оздоровления детей.
Литература:
1. Барбашова, З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы / З.И.Барбашова. - Л.: АН СССР, 1960. - 213 с.
2. Борисова, Е.С. Оптимизация интервального метода тренировки пловцов: тез. докл. научно-практической конференции республик сов. Прибалтики / Е.С.Борисова. - 1984. - С.44-46.
3. Булгакова, Н.Ж. Эффективность применения плавания с задержкой дыхания в тренировке юных пловцов / Н.Ж.Булгакова // Теория и практика физической культуры. - 1967.- № 7. - С.8-10.
4. Булгакова, Н.Ж. Адаптация спортсменов к комбинированному воздействию интервальной гипоксической тренировки и гипоксии / Н.Ж.Булгаков, Н.И.Волков, Е.А.Коваленко // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. - Киев.: Ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова, 1990. - С. 7-9.
5. Булгакова, Н.Ж. Особенности воздействия непрерывного и интервального методов тренировки на организм юных пловцов / Н.Ж.Булгакова, Н.И.Волков, В.Р.Соломатин // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 4. -С. 31-33.
6. Вайцеховский, С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.М.Вайцеховский. - М., 1985. - С. 52-133.
7. Гончар, И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник / И.Л.Гончар. - Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. - 352 с.
8. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н.Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
Glossary:
1. Kuznetsova, Z.M. Acclimatization to hypoxia and its physiological mechanisms / Kuznetsova Z.M. - L.: AN SSSR, 1960.
- 213 p.
2. Borisova, E.S. Optimization of interval method during swimmers trainings: Thesis Sc. Republican conference Pribaltic / Borisova E.S.-1984. - P. 44-46.
3. Bulgakova, N.J. The effects of swimming without breathing under the young swimmers trainings / Bulgakova N.J. // Theory and practice of physical culture and sport. - 1967. - №7. - P. 8-10.
4. Bulgakova, N.J. Sportsmen adoption to combination influence with interval hypoxic training and hypoxia / Bulgakova N.J., Volkov N.I., Kovalenko E.A. // Hypoxia of training, math modeling, prognoses and correction. - Kiev.: Inst. Cybernetics named by V.M. Glushkov, 1990. P. 7-9.
5. Bulgakova, N.J. The influence features of unbroken and interval methods of young swimmers training / Bulgakova N.J., Volkov N.I., Solomatin V.P. // Theory and practice of physical culture and sport. - 1981. - №4. - P. 31-33.
6. Vaitsehovsky, S.M. The swimmers sport training system to Olympic games: Autoreferat. Dis. ... Dr. / Vaitsehovsky S.M.
- M., 1985. - P. 52-133.
7. Gonchar, I.L. Swimming: Theory and methods of teaching: St. book / Gonchar, I.L. - Mn.: «Four quarters»; «Ecoperspektiva», 1998.-352 p.
8. Platonov, I.L. Swimming / Platonov I.L. - Kiev: Olympic literature, 2000. - 496 p.