«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культу1)ы, спорта и туризма
Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
№8 (3/2008)
УДК 797.2+796.01:61
ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АППАРАТА ФРОЛОВА И ЧИЖЕВСКОГО
В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ
Соискатель Ю.А. Заплахов Камская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма Набережные Челны
EFFECTS OF APPLICATION OF DEVICE FROLOVS AND CHIGEWSKIJS IN PREPARATION OF SWIMMERS
Y.A. Zaplahov, post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: zaplahovamail.ru
Ключевые слова: гипоксическое воздействие, интервальная гипоксическая тренировка, подготовка пловцов.
Аннотация. В данной работе рассматривается опыт применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов, предлагается обратить внимание на один из путей решения функциональной подготовки пловцов в условия ДЮСШ, отличительной особенностью которой является применение, как аппаратного, так и без аппаратного гипоксического воздействия на пловцов, и как результат - отмечается повышение работоспособности у испытуемых. Данная методика позволяет выводить спортсменов-пловцов 10-13 лет на высокие спортивные рубежи без применения допинга, а также средств фармакологии. Преимущество метода заключается в том, что сочетание данной методики с разрешенными средствами фармакологии будет еще более усиливать спортивные результаты.
Key words: hypoxic influence, interval hypoxic training, swimmers preparation.
Summary: This article tells us about the interval hypoxic swimmers training usage experience. There is offered to pay attention on one of the way functional swimmers preparation solution at children sport school. This way differs with apparatus and without apparatus hypoxic influence usage and as a result increase the swimmers workability. This method gives the opportunity to 10-13 years old swimmers to reach the high sports levels without doping or pharmacy means. The advantage of this method is that the composing this method and acceptable pharmacy means usage increase sport results.
Введение. Рост результатов в плавании тесно взаимосвязан с совершенствованием тренировочного процесса: разработкой тренажерных устройств; совершенствованием техники плавания; увеличением объёма работы на суше, разделением ее на общую и специальную физическую подготовку; с ростом объема и интенсивности тренировочных нагрузок, с разделением нагрузки по направленности физиологического воздействия; с широким внедрением в подготовку пловцов нетрадиционных средств. Одним из широко применяемых направлений интенсификации тренировочного процесса является использование гипоксических воздействий.
Использование метода интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) в целях реабилитации и повышения работоспособности, наряду с традиционными средствами, позволяет добиваться высоких результатов у спортсменов-пловцов за более короткие сроки подготовки.
Актуальность работы возрастает в силу того, что в современной России с ее преимущественно равнинными ландшафтами возможности проведения тренировочных сборов в горах весьма ограничены. Кроме того, при изучении и анализе учебно-методической литературы нами не обнаружены исследования применения гипоксических тренировок в подготовке пловцов 10-13 лет.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения интервальной гипоксической тренировки у пловцов 10-13 лет. Нами применялся комплекс методов исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, медико-биологические методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Спортивная тренировка является процессом направленной адаптации, т.е. развитие приспособительных изменений в организме под воздействием применяемых средств и методов тренировки зависит от конкретного выбора: типа применяемых упражнений, в том числе и респираторных, их основных характеристик и условий их выполнения. Создать в организме все
вышеназванные условия позволяет система тренировок дыхания с использованием дыхательного тренажера на фоне аэронофикации. Этот уникальный механизм дыхания в клетке назван эндогенным дыханием, это особенный тип дыхания, имеющий преимущества, как аэробного, так и анаэробного дыхания, одновременно с этим сводящий к минимуму недостатки как одного, так и другого. Увеличивая продолжительность дыхательного акта за счет увеличения выдоха, данная система тренировок дыхания на фоне аэронофикации позволяет создать постепенно нарастающий уровень гипоксии, снижая долю аэробного типа дыхания, уменьшая тем самым образование свободных радикалов, проявляющих агрессию по отношению к клетке. Одновременно активируется анаэробный механизм дыхания, позволяющий организму сохранять достаточно высокий уровень энергетического обмена, а небольшое количество атмосферного кислорода, периодически поступающее в организм при данном способе дыхательной гимнастики, позволяет избежать высокого уровня накопления молочной кислоты и других кислых продуктов, увеличивая тем самым продолжительность использования клеткой анаэробного способа получения энергии. Таким образом, используя механизм эндогенного дыхания, организм, при минимальном количестве атмосферного кислорода, приобретает способность вырабатывать максимальное количество энергии в клетках, повышая активность всех биохимических процессов организма; будь то синтез новых веществ или утилизация продуктов обмена, они немыслимы без использования энергии. В условиях эндогенного дыхания энергетический обмен клетки приобретает другое качество, создавая условия для оптимальной работы всех органов и систем. Высокий функциональный уровень работы иммунной системы, кровообращения и обмена веществ, повышает устойчивость клеток к повреждающим факторам, как внутренней, так и внешней среды; восстанавливаются структура и функции органов даже при острых физических нагрузках. Эндогенное дыхание дает возможность организму, не снижая своей активности, за счет тренировки внутренних
резервов сохранить высокий уровень здоровья, развить свои физические способности, приостановить процессы старения. Производя целенаправленный подбор параметров респираторной тренировочной нагрузки, мы стимулируем развитие адаптационных изменений в определенном направлении, воздействуя на избранные органы и функции (параметры) обмена веществ. Изменения, происходящие в организме девочек в процессе спортивной тренировки, подвержены общебиологической зависимости «доза-эффект». В спортивном плавании пловчихи испытывают сочетанный эффект действия гипоксии нагрузки и гипоксической гипоксии, характер и величина происходящих адаптационных изменений зависит от дозировки применяемого методикой ЭТНАФА воздействия. Доза, применяемой физической нагрузки, определяется её интенсивностью на общую продолжительность воздействия данного стимула с применением ЭТНАФА.
Сводная таблица факторного анализа результатов в контрольной группе на начало учебного года в 1998 году и окончание учебного года в 2002 году в четырёхлетних годичных циклах эксперимента.
Фактор На начало эксперимента На конец эксперимента Изменение
Нагрузка Количество Нагрузка Количество Нагрузка Количество
% показателей % показателей % показателей
I 19,781 4 20,912 4 +1,131 -
II 14,479 4 14,487 3 +0,008 -1
III 13,651 4 13,203 4 -0,448 -
IV 11,928 2 10,816 3 -0,112 +1
V 9,020 5 9,456 3 +0,436 -2
VI 6,772 2 6,965 2 +0,193 -
VII 6,158 2 6,258 2 +0,100 -
VIII - - 5,279 2 +2,279 +2
Общая 81,789 - 87,374 - +5,587 -
Анализ сдвигов исследуемых показателей при проведении факторного анализа (таблица 10) показал следующие изменения (приложения 43, 42). На начало в 1998 году к первому фактору относилось 4 показателя с общей дисперсией 19,781 %, на конец 2002 года наблюдается также 4 показателя с общей дисперсией 20,912 %, т.е. роста количества показателей не произошло, и нагрузка возросла всего на +1,131 % дисперсии, это позволяет говорить об отсутствии тенденции влияния на повышение подготовки пловчих с применением стандартизированной нагрузки и стандартных методик воспитания пловчих. На начало - ко второму фактору относилось 4 показателя с общей дисперсией 14,479 %, на конец наблюдается снижение до 3-х показателей с общей дисперсией 14,487 %, т.е. произошло снижение роста количества показателей и нагрузка возросла всего на +0,008 % дисперсии, что свидетельствует о тенденции снижения эффекта воздействия на показатели физического развития стандартных методик воспитания пловчих 10-13 лет.
К третьему фактору на начало относилось 4 показателя с общей дисперсией 13,651 %, на конец наблюдается также 4 показателя с общей дисперсией 13,203 %. Снижения роста количества показателей не произошло, но нагрузка изменилась в отрицательную сторону на -0,448% дисперсии. Это свидетельствует о тенденции снижения эффекта воздействия на показатели физического развития стандартных методик воспитания пловчих 10-13 лет.
К четвёртому фактору на начало 1998 года относилось 2 показателя с общей дисперсией 11,928 %, в конце 2002 года наблюдается 3 показателя с общей дисперсией 10,816 % - нагрузка имеет тенденцию к уменьшению. Произошло увеличение роста количества показателей, но нагрузка изменилась в отрицательную сторону на -0,112 % дисперсии. Это свидетельствует о тенденции снижения эффекта воздействия на показатели физического развития стандартных методик воспитания пловчих 10-13 лет.
К пятому фактору на начало 1998 года относилось 5 показателей с общей дисперсией 9,020 %, в конце 2002 года наблюдается 3 показателя с общей
дисперсией 9,456 %. Произошло уменьшение роста количества показателей на 2 единицы, нагрузка изменилась в положительную сторону на +0,436 % дисперсии. Это также свидетельствует о тенденции снижения эффекта воздействия на показатели физического развития стандартных методик воспитания пловчих 10-13 лет.
На начало в 1998 году к шестому фактору относилось 2 показателя с общей дисперсией 6,772 %, на конец в 2002 году наблюдается также 2 показателя с общей дисперсией 6,965 %, т.е. роста количества показателей не произошло и нагрузка возросла всего на +0,193 % дисперсии, это позволяет говорить об отсутствии тенденции влияния на повышение подготовки пловчих с применением стандартизированной нагрузки и стандартных методик воспитания пловчих.
На начало в 1998 году к седьмому фактору относилось 2 показателя с общей дисперсией 6,158 %, на конец в 2002 году наблюдается также 2 показателя с общей дисперсией 6,258 %, т.е. роста количества показателей не произошло и нагрузка возросла всего на +0,100% дисперсии, это позволяет говорить об отсутствии тенденции влияния на повышение подготовки пловчих с применением стандартизированной нагрузки и стандартных методик воспитания пловчих.
В восьмом факторе на начало 1998 года показатели не коррелировали, в конце 2002 года наблюдается 2 показателя с общей дисперсией 5,279 %. Произошло увеличение роста количества показателей на 2 единицы, нагрузка изменилась в положительную сторону на +2,279 % дисперсии. Из-за слабости нагрузки это также свидетельствует о тенденции снижения эффекта воздействия на показатели физического развития стандартных методик воспитания пловчих 10-13 лет.
По сводной таблице прослеживается устойчивая, стабильная тенденция стагнации применения в контрольной группе стандартных методов обучения, оказывающих слабое воздействие в сравнении с аналогичными показателями в экспериментальной группе на юных пловчих. Это позволяет говорить лишь
о сохранении тенденции влияния стандартных методик, и свидетельствует о стандартизированных условиях проведения эксперимента.
В контрольной группе за четырёхлетний цикл тренировок проводимых по стандартизированной программе обучения не наблюдается достаточно высокого роста показателей гипоксической устойчивости организма пловчих 10-13 лет.
Проведённый факторный анализ показал, что данная методика ЭТНАФА, применяемая в экспериментальной группе, дала положительные результаты (рассмотренные ранее). В контрольной группе мы таких результатов не имеем. В контрольной группе у пловчих наблюдалось менее значительное улучшение результатов (в большинстве показателей достоверно). Отсюда следует, что методика ЭТНАФА способствует повышению гипоксической устойчивости, длине скольжения.
На возраст 10-13 лет приходится фаза предпубертатного и пубертатного развития, т.е. именно в этом возрасте закладывается "базовая" подготовка пловца, которую в случае упущения невозможно ничем восполнить. Для достижения высоких спортивных результатов у пловцов 10-13 лет необходимы:
1. Повышение функциональной мощности (с применением аппаратного и безаппаратного дыхания по Фролову в сочетании с ионизацией воздуха).
2. Улучшение функциональной экономизации с применением систем Фролова и Чижевского. При этом эндогенное дыхание способствует увеличению шага ритма, уменьшению количества гребковых движений во всех способах плавания, расслаблению, более частому использованию принципа "корпусной" скорости, уменьшению турбулентности):
а) в вольном стиле - уменьшение колебательных движений из стороны в сторону;
б) на спине - то же самое в сочетании со "стелящимися" движениями плечевого пояса;
в) в дельфине - увеличение "стелящегося" по воде проплывания;
г) в брассе - увеличение фазы скольжения; совмещение центра тяжести тела пловца с центром плавучести.
3. Улучшение функциональной мобилизации. Сочетанное
использование систем Фролова и Чижевского отодвигают порог утомляемости, повышает порог анаэробного обмена, уменьшает уровень энергозатрат.
Такое направленное повышение потенциала позволяет выводить спортсменов-пловцов 10-13 лет на высокие спортивные рубежи без применения допинга, а также без средств фармакологии. Преимущество такого подхода заключается в том, что его сочетание с разрешенными средствами фармакологии будет способствовать более эффективному усилению спортивных результатов.
Эффекты, достигаемые при этом, будут следующими:
1. существенное улучшение техники всех четырех способов спортивного плавания;
2. подготовка пловцов осуществляется всеми известными средствами ОФП, СФП;
3. решение проблемы лимитирования факторов тренированности;
4. простудные заболевания при этом сводятся к минимуму;
5.практически полностью удается моделировать условия среднегорья;
6. снимается проблема гипоксии;
7. при применении эндогенного дыхания во время тренировки уменьшается поступление в организм остаточного хлора.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Разработанная нами методика применения ЭТНАФА может быть использована не только в подготовке спортсменов-пловцов 10-13 лет, но и в группах начальной подготовки данного возраста по другим видам спорта.
2. Данная методика может быть рекомендована к применению, для данной возрастной группы, в других видах спорта, не только циклических.
3. Мы рекомендуем использовать приведённую выше методику на уроках физкультуры в общеобразовательной школе в 5-7 классах с целью общего оздоровления детей.