Научная статья на тему 'Методика применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов-ветеранов 35-39 лет'

Методика применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов-ветеранов 35-39 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1261
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИПОКСИЯ / ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА (ИГТ) / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛОВЦЫ-ВЕТЕРАНЫ / SPECIAL SWIMMERS' PREPARATION / SWIMMER VETERANS / INTERVAL GIPOXICAL TRAINING / FUNCTIONAL GENERAL PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камалова Эльвина Ильдаровна, Кузнецова Зинаида Михайловна, Рыженков Александр Викторович

Применение разработанного нами варианта интервальной гипоксической тренировки оказывает положительный тренировочный эффект на повышение устойчивости организма к гипоксии, развитие аэробных возможностей, общей выносливости, общего показателя уровня физических кондиций, специальной подготовленности и соревновательных результатов пловцов-ветеранов 35-50 лет. Эффективное применение интервальной гипоксической тренировки в спортивной подготовке пловцов-ветеранов 35-50 лет предполагает учет при выборе режимов создания гипоксии соответствие его параметров, с одной стороны, адаптационным возможностям организма занимающихся компенсировать возникающие функциональные сдвиги и быстро восстанавливаться после сеанса, с другой функциональную направленность сочетаемых с гипоксическими воздействиями тренировочных нагрузок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камалова Эльвина Ильдаровна, Кузнецова Зинаида Михайловна, Рыженков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using interval hypoxia technique for training process of swimmer veterans at the age of 35-39

Analysis of materials of the different modes of the interval hypoxia training, specialists recommendation who solve tasks of increasing of the training process results by the application of the interrupted hypoxic influence as an additional factors assisting the functional general physical and special swimmers preparation rise were used by us during methods creation of the application IGT to train swimmer veterans at the age of 35 50. When we use IGT the improvement of the index of the functional and physical swimmers state occurs at the result of the adaptation of the sportsmens leading functions and qualities to the training means and methods influence. Training process may be effective if it is a stable and regular training and components interrelation of the loadings with each other during every periods of sportsman preparation.

Текст научной работы на тему «Методика применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов-ветеранов 35-39 лет»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

УДК 797.21 + 796.015 Э. И. КАМАЛОВА

3. М. КУЗНЕЦОВА А. В. РЫЖЕНКОВ

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ-ВЕТЕРАНОВ 35-39 ЛЕТ

Применение разработанного нами варианта интервальной гипоксической тренировки оказывает положительный тренировочный эффект на повышение устойчивости организма к гипоксии, развитие аэробных возможностей, общей выносливости, общего показателя уровня физических кондиций, специальной подготовленности и соревновательных результатов пловцов-ветеранов 35—50 лет.

Эффективное применение интервальной гипоксической тренировки в спортивной подготовке пловцов-ветеранов 35—50 лет предполагает учет при выборе режимов создания гипоксии соответствие его параметров, с одной стороны, адаптационным возможностям организма занимающихся компенсировать возникающие функциональные сдвиги и быстро восстанавливаться после сеанса, с другой — функциональную направленность сочетаемых с гипоксическими воздействиями тренировочных нагрузок. Ключевые слова: гипоксия, интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), функциональная подготовка, физическая подготовка, пловцы-ветераны.

Введение. Для многих поколений спортсменов, активно занимающихся спортом, рано или поздно наступает время, когда они в силу возраста, иных причин, вынуждены прекращать регулярные тренировки и выступления в соревнованиях. Спортсмены очень болезненно, а порой и драматично переживают уход из спорта, считая его лучшим периодом своей жизни, когда они были молоды и здоровы. Спортивное долголетие как важное социальное и культурное явление в последние годы все чаще становится объектом научных исследований. Трудно представить наличие более убедительных доводов о значимости здорового образа и стиля жизни, в качестве наглядного примера которым могут служить спортивные и профессиональные достижения ветеранов спорта [1, 2, 3].

Актуальность заключается в возрастающей активности ветеранского плавания в России. Но в настоящий момент не существует программы подготовки пловцов-ветеранов и тренировочный процесс пловцов носит хаотичный характер [4].

Ситуация осложняется ещё и тем, что речь идёт о людях 35 — 50 лет, в основном занятых трудовой деятельностью, обременённых бытовыми проблемами. Использование метода интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) позволяет добиваться результатов у пловцов за более короткие сроки подготовки [5, 6, 7].

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения методики ИГТ в тренировочном процессе пловцов-ветеранов 35 — 50 лет.

Задачи исследования: 1) изучить возможное применение интервальной гипоксической тренировки в тренировочном процессе пловцов-ветеранов; 2) разработать методику применения ИГТ; 3) экспериментально обосновать эффективность применения ИГТ.

В тренировках пловцов-ветеранов использовались в основном упрощенные способы создания гипокси-ческих условий, не требующие применения специальной аппаратуры. К таким способам следует отнести задержку дыхания, дыхание в замкнутое пространство, дыхание с дополнительным мертвым пространством и т.п. [8, 9]. Преимущественно применялись экстенсивные нагрузки на средние и длинные дистанции (до 2000 м) в зонах интенсивности ЧСС 22 — 24 уд/10с, с одной стороны, аэробной направленности, с другой — кратковременные спринтерские (суммарно до 200 м), длительность работы которых не превышает 15 — 20 сек [10].

Педагогический эксперимент по изучению влияния методики ИГТ на функциональную и физическую работоспособность пловцов-ветеранов включал в себя три годичных цикла подготовки. В контрольной группе спортсмены тренировались самостоятельно, строя тренировочный процесс на свое усмотрение, в экспериментальной — в качестве дополнительного средства использовались три различных режима интервальной (прерывистой) гипоксии:

а) втягивающий режим: на суше — 3 раза по 8 повторений с 20-секундной задержкой дыхания, разделяемых равными по продолжительности паузами нормоксической респирации равными 1,5 мин. В конце тренировки на воде — плавание 1000 м — вдох через три цикла, 1000 — 2000 м в плавательных трубках (сентябрь);

б) базовый режим: на суше — 2 раза по 8 повторений с 30-секундной задержкой дыхания, разделяемых 2,5-минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде — плавание 2 раза (6x50 м вдох — через 5 циклов), отдых 2 мин, (октябрь);

в) активизирующий режим: на суше — 2 раза по 4 повторения с 45-секундной задержкой дыхания, разде-

Рис. 1. Показатели функциональной и специальной подготовленности пловцов-ветеранов 35—39 лет после эксперимента

ляемых 3,5-минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде: 3 раза (4x25 м на задержке дыхания) со старта (ноябрь-декабрь); 2 раза (12x25 м на задержке дыхания) со старта (март-апрель).

Разработанная нами методика основана на принципе дополняющего воздействия, когда используемые режимы ИГТ и физические нагрузки носят равнонаправленный характер. За год проведения исследования в экспериментальной группе пловцов наблюдалась динамика роста результатов, в контрольной группе динамика результативности невелика. Все участники исследования были подвержены контрольным испытаниям. Тренировочные занятия проводились во внерабочее время, без отрыва от производства, в вечерние часы, три раза в неделю, в объеме 6 часов в неделю. В начале и по окончании педагогического эксперимента у всех испытуемых определялись показатели:1) самооценка физической подготовленности; 2) время задержки дыхания на вдохе; 3) время задержки дыхания на выдохе; 4) ныряние в длину; 5) проплывание 25 м в/с, 100 м в/с, 100 м к/п; 6) тест 4x50 м в/с, пауза 10 с; 7) 12-минутный тест Купера. Экспериментальные данные, полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента, сравнивались между собой с применением 1-критерия Стъю-дента. Предполагалось, что при существовании значительных различий между этими двумя рядами показателей можно сделать заключение о высокой практической эффективности разработанной нами методики интервальной гипоксической тренировки плов-цов-ветеранов 35-50 лет. Исследования проводились на базе СК «Татнефть» в бассейне «Дельфин» города Альметьевска Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте, направленном на практическое обоснование эффективности применения разработанной нами методики интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов-ветеранов, приняли участие 35 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет. Продолжительность эксперимента составила 1 год, с сентября 2003 года по июнь 2004 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Суммарное улучшение результатов в экспериментальной группе (35-39 лет) достоверно составило соответственно: жизненная ёмкость лёгких - 2,3 %; время задержки дыхания на вдохе - 26,1 %; время задержки дыхания на выдохе - 16,3 %; ЧСС - 2,5 %; ныряние в длину - 23,5 %; шаг пловца - 5,5 %; проплывание дистанции 25 м со старта - 4,9 %; тест 4x50 м, отдых 10 с - 4,0 %; 12-минутный тест по К. Куперу- 15,7%.

В контрольной группе (35-39лет) достоверно изменение результатов в сторону улучшения было не

столь значительное: жизненная ёмкость лёгких увеличилась на 1,2 %; время задержки дыхания на вдохе — на 9,2 %; задержка дыхания на выдохе — 4,3 %; ЧСС — 0,9 %; ныряние в длину—на 6,0 %; шаг пловца—на 1,7 %; проплывание дистанции 25 м со старта — на 1,2 %; тест 450 м, отдых 10 с — на 1,5 %; 12-минутный тест по К. Куперу — на 4,6 % (рис. 1).

За годичный цикл проведения исследований в экспериментальной группе время преодолевания дистанции 100 м в/с достоверно улучшилось: на 5,3 % (59,4 с), 100 м комплексное плавание: — на 9,5 % (1.03,5 с).

В контрольной группе достоверно улучшение показателей было менее значительным, чем в экспериментальной и составило на дистанции 100 м в/с: 2,7 % (1.02,1 с), 100 м комплексное плавание: 4,8 % (1.05,6 с).

Наглядная иллюстрация сравнения изменений показателей функциональной и специальной плавательной подготовки в экспериментальной и контрольной группах по окончании эксперимента представлены на рис. 1.

Заключение и практические рекомендации:

1. Нами были проведены исследования, разработана и внедрена в практику тренировочного процесса методика применения интервальной гипоксической тренировки пловцов-ветеранов 35 — 39 лет, как дополнительного средства.

2. Многократно повторяемые прерывистые (интервальные) гипоксические воздействия в сочетании с тренировочными разнонаправленными нагрузками позволяют более существенно, чем без них повысить тренировочный эффект, ускорить процессы развития специфической адаптации, улучшить уровень спортивных результатов в процессе подготовки плов-цов-ветеранов 35 — 39 лет.

3. Данная методика может быть рекомендована к применению, для данных возрастных групп, в других видах спорта, не только циклических.

Библиографический список

1. Булгакова, Н.Ж. Особенности воздействия непрерывного и интервального методов тренировки на организм юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, В.Р. Соломатин // Теория и практика физической культуры. — М., 1981. — № 4. — С. 31 — 33.

2. Вайцеховский, С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.М. Вайцеховский — М., 1985. — С. 52.

3. Гончар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания / И.Л. Гончар : учебник. — М. : «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. — 352 с.

4. Булгакова, Н.Ж. Адаптация спортсменов к комбинированному воздействию интервальной гипоксической тренировки и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

гипоксии / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, Е.А. Коваленко // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. - Киев : Ин-т кибернетики им. В.М. Глуш-кова, 1990. - С. 7-9.

5. Абсалямов, Т.М. Тренировка пловцов на высоте 2000-2700 м / Т.М. Абсалямов, А.Ф. Красиков // Научно-спортивный вестник. -1984. - № 5. - С. 25-27.

6. Абсалямов Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании : автореф. дис... канд. пед. наук / Т.М. Абсалямов - М., 1968. - С. 22.

7. Борисова, Е.С. Оптимизация интервального метода тренировки пловцов / Е.С. Борисова // Тез. докл. научно-практической конференции республик Сов. Прибалтики. - 1984. - С. 44-46.

8. Барбашова, З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы / З.И. Барбашова // - Л. : АН СССР, 1960. -213 с.

9. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов // - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 496 с.

10. Айдаралиев, А.Д. Оценка функционального состояния при адаптации к условиям высокогорья / А.Д. Айдаралтев, В.М. Яковлев, Д.М. Иманалиев //Физиология человека. - 1982. - Т. 8. -№ 3. - С. 463-468.

КАМАЛОВА Эльвина Ильдаровна, аспирантка кафедры теория и методики борьбы и восточных единоборств.

КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.

РЫЖЕНКОВ Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта.

E-mail: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2009 г.

© Э. И. Камалова, З. М. Кузнецова, А. В. Рыженков

УДК 796.011.8 Т. В. СЛЕПЦОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ФЕНОМЕН

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ._________________________________

В статье обосновывается перспективность культурологического направления в теории физической культуры и спорта и возможность использования текстов художественной и мемуарной литературы в качестве источников изучения феномена физической культуры и спорта в широком культурно-историческом контексте. В процессе анализа текстов выявлены роль и место физической культуры и спорта в жизни различных слоёв общества: аристократии и дворянства, купечества, интеллигенции, военнослужащих, рабочих и крестьянства. Материал статьи может быть использован в преподавании следующих дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «История отечественной литературы».

Ключевые слова: генезис современного спорта, физическая культура, культурно-исторический контекст, спорт как социокультурное явление, художественная и мемуарная литература.

Актуальность исследования. В современном мире спорт стал одним из важных явлений социальной жизни и приобрёл такую общественную значимость, что нередко его называют феноменом XX — начала XXI вв., одним из важнейших элементов системы ценностей современной культуры. Уровень развития физической культуры и спорта является одним из факторов, определяющих культуру общества [1]. Рассматривая спорт с различных точек зрения, учёные ставят и пытаются решить связанные с ним педагогические, медико-биологические и культурологические проблемы, вопросы психологии, истории и социологии спорта.

Проблема исследования. В начале третьего тысячелетия в различных областях знаний и общественной практики особенно остро ощущается потребность в едином функциональном учении о человеке. Интегративное изучение человека, неразрывность его биологической природы и духовного состояния-

достаточно актуальная проблема и для теории и практики физической культуры. Идея целостности человека уже в советской историографии связывалась с воздействием упражнений на физическое и духовное развитие личности. Однако, несмотря на активизацию научных поисков, в современной науке есть малоисследованные, дискуссионные и нерешённые вопросы, связанные с недостаточным учётом биосо-циокультурной сущности человека, его соматопси-хического и социокультурного единства, а также недостаточно полной реализацией гуманистического потенциала спорта в обществе. Следовательно, потребность в едином функциональном учении о человеке обусловливает изучение феномена российского спорта и физической культуры в широком культурно-историческом контексте.

В 90-е годы XX века в науке чётко обозначилась тенденция повышенного интереса к отечественной истории и осознание неполноты знаний о прошлом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.