ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
УДК 797.21 + 796.015 Э. И. КАМАЛОВА
3. М. КУЗНЕЦОВА А. В. РЫЖЕНКОВ
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ-ВЕТЕРАНОВ 35-39 ЛЕТ
Применение разработанного нами варианта интервальной гипоксической тренировки оказывает положительный тренировочный эффект на повышение устойчивости организма к гипоксии, развитие аэробных возможностей, общей выносливости, общего показателя уровня физических кондиций, специальной подготовленности и соревновательных результатов пловцов-ветеранов 35—50 лет.
Эффективное применение интервальной гипоксической тренировки в спортивной подготовке пловцов-ветеранов 35—50 лет предполагает учет при выборе режимов создания гипоксии соответствие его параметров, с одной стороны, адаптационным возможностям организма занимающихся компенсировать возникающие функциональные сдвиги и быстро восстанавливаться после сеанса, с другой — функциональную направленность сочетаемых с гипоксическими воздействиями тренировочных нагрузок. Ключевые слова: гипоксия, интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), функциональная подготовка, физическая подготовка, пловцы-ветераны.
Введение. Для многих поколений спортсменов, активно занимающихся спортом, рано или поздно наступает время, когда они в силу возраста, иных причин, вынуждены прекращать регулярные тренировки и выступления в соревнованиях. Спортсмены очень болезненно, а порой и драматично переживают уход из спорта, считая его лучшим периодом своей жизни, когда они были молоды и здоровы. Спортивное долголетие как важное социальное и культурное явление в последние годы все чаще становится объектом научных исследований. Трудно представить наличие более убедительных доводов о значимости здорового образа и стиля жизни, в качестве наглядного примера которым могут служить спортивные и профессиональные достижения ветеранов спорта [1, 2, 3].
Актуальность заключается в возрастающей активности ветеранского плавания в России. Но в настоящий момент не существует программы подготовки пловцов-ветеранов и тренировочный процесс пловцов носит хаотичный характер [4].
Ситуация осложняется ещё и тем, что речь идёт о людях 35 — 50 лет, в основном занятых трудовой деятельностью, обременённых бытовыми проблемами. Использование метода интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) позволяет добиваться результатов у пловцов за более короткие сроки подготовки [5, 6, 7].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения методики ИГТ в тренировочном процессе пловцов-ветеранов 35 — 50 лет.
Задачи исследования: 1) изучить возможное применение интервальной гипоксической тренировки в тренировочном процессе пловцов-ветеранов; 2) разработать методику применения ИГТ; 3) экспериментально обосновать эффективность применения ИГТ.
В тренировках пловцов-ветеранов использовались в основном упрощенные способы создания гипокси-ческих условий, не требующие применения специальной аппаратуры. К таким способам следует отнести задержку дыхания, дыхание в замкнутое пространство, дыхание с дополнительным мертвым пространством и т.п. [8, 9]. Преимущественно применялись экстенсивные нагрузки на средние и длинные дистанции (до 2000 м) в зонах интенсивности ЧСС 22 — 24 уд/10с, с одной стороны, аэробной направленности, с другой — кратковременные спринтерские (суммарно до 200 м), длительность работы которых не превышает 15 — 20 сек [10].
Педагогический эксперимент по изучению влияния методики ИГТ на функциональную и физическую работоспособность пловцов-ветеранов включал в себя три годичных цикла подготовки. В контрольной группе спортсмены тренировались самостоятельно, строя тренировочный процесс на свое усмотрение, в экспериментальной — в качестве дополнительного средства использовались три различных режима интервальной (прерывистой) гипоксии:
а) втягивающий режим: на суше — 3 раза по 8 повторений с 20-секундной задержкой дыхания, разделяемых равными по продолжительности паузами нормоксической респирации равными 1,5 мин. В конце тренировки на воде — плавание 1000 м — вдох через три цикла, 1000 — 2000 м в плавательных трубках (сентябрь);
б) базовый режим: на суше — 2 раза по 8 повторений с 30-секундной задержкой дыхания, разделяемых 2,5-минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде — плавание 2 раза (6x50 м вдох — через 5 циклов), отдых 2 мин, (октябрь);
в) активизирующий режим: на суше — 2 раза по 4 повторения с 45-секундной задержкой дыхания, разде-
Рис. 1. Показатели функциональной и специальной подготовленности пловцов-ветеранов 35—39 лет после эксперимента
ляемых 3,5-минутными паузами нормоксической респирации. В конце тренировки на воде: 3 раза (4x25 м на задержке дыхания) со старта (ноябрь-декабрь); 2 раза (12x25 м на задержке дыхания) со старта (март-апрель).
Разработанная нами методика основана на принципе дополняющего воздействия, когда используемые режимы ИГТ и физические нагрузки носят равнонаправленный характер. За год проведения исследования в экспериментальной группе пловцов наблюдалась динамика роста результатов, в контрольной группе динамика результативности невелика. Все участники исследования были подвержены контрольным испытаниям. Тренировочные занятия проводились во внерабочее время, без отрыва от производства, в вечерние часы, три раза в неделю, в объеме 6 часов в неделю. В начале и по окончании педагогического эксперимента у всех испытуемых определялись показатели:1) самооценка физической подготовленности; 2) время задержки дыхания на вдохе; 3) время задержки дыхания на выдохе; 4) ныряние в длину; 5) проплывание 25 м в/с, 100 м в/с, 100 м к/п; 6) тест 4x50 м в/с, пауза 10 с; 7) 12-минутный тест Купера. Экспериментальные данные, полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента, сравнивались между собой с применением 1-критерия Стъю-дента. Предполагалось, что при существовании значительных различий между этими двумя рядами показателей можно сделать заключение о высокой практической эффективности разработанной нами методики интервальной гипоксической тренировки плов-цов-ветеранов 35-50 лет. Исследования проводились на базе СК «Татнефть» в бассейне «Дельфин» города Альметьевска Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте, направленном на практическое обоснование эффективности применения разработанной нами методики интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов-ветеранов, приняли участие 35 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет. Продолжительность эксперимента составила 1 год, с сентября 2003 года по июнь 2004 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Суммарное улучшение результатов в экспериментальной группе (35-39 лет) достоверно составило соответственно: жизненная ёмкость лёгких - 2,3 %; время задержки дыхания на вдохе - 26,1 %; время задержки дыхания на выдохе - 16,3 %; ЧСС - 2,5 %; ныряние в длину - 23,5 %; шаг пловца - 5,5 %; проплывание дистанции 25 м со старта - 4,9 %; тест 4x50 м, отдых 10 с - 4,0 %; 12-минутный тест по К. Куперу- 15,7%.
В контрольной группе (35-39лет) достоверно изменение результатов в сторону улучшения было не
столь значительное: жизненная ёмкость лёгких увеличилась на 1,2 %; время задержки дыхания на вдохе — на 9,2 %; задержка дыхания на выдохе — 4,3 %; ЧСС — 0,9 %; ныряние в длину—на 6,0 %; шаг пловца—на 1,7 %; проплывание дистанции 25 м со старта — на 1,2 %; тест 450 м, отдых 10 с — на 1,5 %; 12-минутный тест по К. Куперу — на 4,6 % (рис. 1).
За годичный цикл проведения исследований в экспериментальной группе время преодолевания дистанции 100 м в/с достоверно улучшилось: на 5,3 % (59,4 с), 100 м комплексное плавание: — на 9,5 % (1.03,5 с).
В контрольной группе достоверно улучшение показателей было менее значительным, чем в экспериментальной и составило на дистанции 100 м в/с: 2,7 % (1.02,1 с), 100 м комплексное плавание: 4,8 % (1.05,6 с).
Наглядная иллюстрация сравнения изменений показателей функциональной и специальной плавательной подготовки в экспериментальной и контрольной группах по окончании эксперимента представлены на рис. 1.
Заключение и практические рекомендации:
1. Нами были проведены исследования, разработана и внедрена в практику тренировочного процесса методика применения интервальной гипоксической тренировки пловцов-ветеранов 35 — 39 лет, как дополнительного средства.
2. Многократно повторяемые прерывистые (интервальные) гипоксические воздействия в сочетании с тренировочными разнонаправленными нагрузками позволяют более существенно, чем без них повысить тренировочный эффект, ускорить процессы развития специфической адаптации, улучшить уровень спортивных результатов в процессе подготовки плов-цов-ветеранов 35 — 39 лет.
3. Данная методика может быть рекомендована к применению, для данных возрастных групп, в других видах спорта, не только циклических.
Библиографический список
1. Булгакова, Н.Ж. Особенности воздействия непрерывного и интервального методов тренировки на организм юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, В.Р. Соломатин // Теория и практика физической культуры. — М., 1981. — № 4. — С. 31 — 33.
2. Вайцеховский, С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.М. Вайцеховский — М., 1985. — С. 52.
3. Гончар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания / И.Л. Гончар : учебник. — М. : «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. — 352 с.
4. Булгакова, Н.Ж. Адаптация спортсменов к комбинированному воздействию интервальной гипоксической тренировки и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
гипоксии / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, Е.А. Коваленко // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. - Киев : Ин-т кибернетики им. В.М. Глуш-кова, 1990. - С. 7-9.
5. Абсалямов, Т.М. Тренировка пловцов на высоте 2000-2700 м / Т.М. Абсалямов, А.Ф. Красиков // Научно-спортивный вестник. -1984. - № 5. - С. 25-27.
6. Абсалямов Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании : автореф. дис... канд. пед. наук / Т.М. Абсалямов - М., 1968. - С. 22.
7. Борисова, Е.С. Оптимизация интервального метода тренировки пловцов / Е.С. Борисова // Тез. докл. научно-практической конференции республик Сов. Прибалтики. - 1984. - С. 44-46.
8. Барбашова, З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы / З.И. Барбашова // - Л. : АН СССР, 1960. -213 с.
9. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов // - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
10. Айдаралиев, А.Д. Оценка функционального состояния при адаптации к условиям высокогорья / А.Д. Айдаралтев, В.М. Яковлев, Д.М. Иманалиев //Физиология человека. - 1982. - Т. 8. -№ 3. - С. 463-468.
КАМАЛОВА Эльвина Ильдаровна, аспирантка кафедры теория и методики борьбы и восточных единоборств.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.
РЫЖЕНКОВ Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта.
E-mail: kzm_diss@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.03.2009 г.
© Э. И. Камалова, З. М. Кузнецова, А. В. Рыженков
УДК 796.011.8 Т. В. СЛЕПЦОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ФЕНОМЕН
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ._________________________________
В статье обосновывается перспективность культурологического направления в теории физической культуры и спорта и возможность использования текстов художественной и мемуарной литературы в качестве источников изучения феномена физической культуры и спорта в широком культурно-историческом контексте. В процессе анализа текстов выявлены роль и место физической культуры и спорта в жизни различных слоёв общества: аристократии и дворянства, купечества, интеллигенции, военнослужащих, рабочих и крестьянства. Материал статьи может быть использован в преподавании следующих дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «История отечественной литературы».
Ключевые слова: генезис современного спорта, физическая культура, культурно-исторический контекст, спорт как социокультурное явление, художественная и мемуарная литература.
Актуальность исследования. В современном мире спорт стал одним из важных явлений социальной жизни и приобрёл такую общественную значимость, что нередко его называют феноменом XX — начала XXI вв., одним из важнейших элементов системы ценностей современной культуры. Уровень развития физической культуры и спорта является одним из факторов, определяющих культуру общества [1]. Рассматривая спорт с различных точек зрения, учёные ставят и пытаются решить связанные с ним педагогические, медико-биологические и культурологические проблемы, вопросы психологии, истории и социологии спорта.
Проблема исследования. В начале третьего тысячелетия в различных областях знаний и общественной практики особенно остро ощущается потребность в едином функциональном учении о человеке. Интегративное изучение человека, неразрывность его биологической природы и духовного состояния-
достаточно актуальная проблема и для теории и практики физической культуры. Идея целостности человека уже в советской историографии связывалась с воздействием упражнений на физическое и духовное развитие личности. Однако, несмотря на активизацию научных поисков, в современной науке есть малоисследованные, дискуссионные и нерешённые вопросы, связанные с недостаточным учётом биосо-циокультурной сущности человека, его соматопси-хического и социокультурного единства, а также недостаточно полной реализацией гуманистического потенциала спорта в обществе. Следовательно, потребность в едином функциональном учении о человеке обусловливает изучение феномена российского спорта и физической культуры в широком культурно-историческом контексте.
В 90-е годы XX века в науке чётко обозначилась тенденция повышенного интереса к отечественной истории и осознание неполноты знаний о прошлом,