_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
работы должна строиться в различных формах на основе современного лабораторного оборудования и новейших информационно-коммуникационных технологий. Список использованной литературы:
1. Бахмутская В.В., Елкин В.Д. Основы энергосбережения.- /Практическое пособие. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2006. - 32 с.
2. Стенды по энергосбережению. URL: http://www.denar-prof.ru/brands/22 (дата обращения 08.12.2015).
3. Сенигов П.Н. Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления // Руководство по выполнению базовых экспериментов ЭССЭСП.001 РБЭ (961). - Челябинск: «Учебная техника», 2008. - 62 с.
4. Якимов А.В. Энергосбережение и энергоаудит. - Пермь: ПГТУ, 2005. URL: http://www.Studfiles.ru/preview/2653122/ (дата обращения 15.11.2015).
5. Датчик движения для освещения. URL: http://zametkielectrika.ru/datchik-dvizheniya-dlya-osveshheniya/(дата обращения 28.01.2016).
6. Samedov M.N., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A Study of Socialization of Children and Student-age Youth by the Express Diagnostics Methods // Biosciences Biotechnology Research Asia.
- 2014. -Vol.12, №3. - Р. 2711-2722.
7. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.
- № 8. - С. 125-139.
© Самедов М.Н., 2016
УДК 796.0
Сафонова Оксана Александровна
Старший преподаватель, СПБГАСУ, г. Санкт-Петербург, РФ E- mail: [email protected] Березина Вера Алексеевна Студентка 3 курса архитектурного факультета, СПБГАСУ,
г. Санкт-Петербург, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У
СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В данной работе приводится и раскрывается определение интервального метода тренировки. На основе базовых принципов определяются преимущества метода, которые являются важными факторами развития физических качеств человека. Для анализа эффективности метода был осуществлен опрос студентов архитектурного профиля СПбГАСУ. Проведены замеры результатов упражнений и их сравнение в начале и конце курса тренировок со студентами с применением интервального метода. Подведены итоги анализа, представлены выводы по проделанной работе.
Ключевые слова Физическая культура, интервальный метод, двигательные качества.
Введение. Интервальная тренировка является одним из самых эффективных методов предстартовой подготовки спортсменов, где основополагающее воздействие на физические возможности тренирующегося оказывает многократно повторяемые "серии" комплекса специальных упражнений с максимальной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
интенсивностью, которые чередуются с точно установленными периодами отдыха. Время отдыха между "сериями" не должно превышать 5 минут: такая пауза между комплексом упражнений необходима и достаточна для восстановления ЧСС (частота сердечных сокращений) для дальнейшего выполнения следующей "серии" с максимально возможной интенсивностью.
Интервальная тренировка имеет тесную связь с круговым методом тренировки. Принцип интервальных тренировок широко применяется профессиональными спортсменами, а также эффективно применяются в области физической культуры. Начинающие заниматься по интервальному методу на занятиях физической культурой смогут укрепить сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, развитие двигательных качеств. В данном методе применяема аэробная нагрузка, силовая, скоростно-силовая нагрузки, которые отлично формируют мышечный каркас. Конечный результат этого метода -получение серий пиков частоты пульса в зоне высокой интенсивности в течение желаемого отрезка времени тренировки или дистанции, отдельно от периодов более низкой частоты пульса в течение восстановления или периода отдыха.
Главной целью применения интервально метода тренировки на занятиях физической культурой в вузе - развить у студентов двигательные качества как, выносливость, гибкость, координация, статическая и динамическая сила, а также осуществить мотивацию к самостоятельным тренировкам во вне учебного времени.
Основная задача - доказать эффективность и необходимость интервального метода тренировки в использовании на занятиях физической культурой со студентами.
Работа в продолжительном статичном состоянии в большинстве случаев является развитием побочных проблем со здоровьем, связанных с вегетососудистой системой, в данных условиях интервальный метод тренировки положителен, как профилактика утомляемости и деградации как физической, так и умственной работоспособности, а также необходим для увеличения работоспособности в долгих сидячих условиях.
Методика и организация исследования. Перед началом анализа эффективности метода был осуществлен опрос 78 респондентов архитектурного факультета третьего курса СПбГАСУ, состоящий из семи вопросов с выбором ответов. Выбор студентов архитектурного факультета для проведения опроса и анализа обусловлен тем, что работа людей данной специальности характеризуется долгой сосредоточенной кропотливой деятельностью и отсутствием динамической нагрузки. Это не только особенность самой специальности, но и человеческий фактор: отсутствие мотивации выполнять упражнения, спортивная безграмотность. В данном опросе мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса студентов 3-его курса архитектурного факультета
№ Вопрос Да Нет
1. Проводите ли вы свободное время в статичном положении? 61% 39%
2. Осуществляете ли вы тренировки 2-3 раза в неделю и более? 66% 34%
3. Проводите ли вы утреннюю гимнастику? 96% 4%
4. Часто ли осуществляете перерывы в работе для разминки и отдыха? 56% 44%
5. Соблюдаете ли вы режим дня? 7% 93%
6. Испытываете ли вы частые головные боли? 47% 53%
7. Часто ли вы испытываете чувство усталости/пере утомления? 51% 49%
Полученные из проведенного опроса данные подтверждают необходимость введения интервального метода на занятиях физической культурой.
Далее мы ввели на занятиях методику интервальной тренировки. В эксперименте участвовало две группы контрольная и экспериментальная. Наполняемость групп по 38 человек в каждой. На занятиях физической культурой контрольная группа занималась по общепринятой программе в вузе, а экспериментальная занималась по авторской методике предсталенной на рисунке 1.
Повышение умственной работоспособности и увеличение двигательного потенциала
Рисунок 1 - Методика интервального метода тренировки
Результаты исследования. Из анализа проведенного эксперимента мы получили следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Результаты физической подготовленности студенток архитектурного профиля на занятиях физической культурой п = 78
№ Показатель экспериментальная контрольная Стат. вывод
X + Sx
1 2 3 4 5
1 Прыжок с места, (см) 186,4± 8,3 169,9± 6,2 p< 0,001
2 Сгибание рук в упоре лежа 15±5,2 12±5,9 p<0,05
3 Наклон из положения стоя (см) 10±3 8,4±3 p<0,05
4 Бег 60 метров, (с) 9,3±0,4 с 9,9±0,3 p<0,05
5 Бег 500 метров, (с) 113,1±2,5 115,5±2,5 p<0,05
6 Подтягивание в висе с опорой (за 10с) 7,5±1,1 4,7±0,9 p<0,05
7 Поднимание ног в висе (10 с) 8±1 5±0,8 p<0,05
Анализируя полученные средние результаты (х ^ ), в конце 3 года обучения в
экспериментальной и контрольной группах выявилось следующее: в прыжке с места разница между средними показателями экспериментальной группы (186,4± 8,3) и контрольной группы (169,9± 6,2 см) составила 16,5 см, что является статистически достоверно (р< 0,001); в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, разница в средних показателях в экспериментальной группе 15±5,2 раз, в контрольной группе 12±5,9 раз, составило в 3 раза, что статистически достоверно (р< 0,05); в наклоне вперед из положения стоя разница в средних показателях в экспериментальной группе 10±3 см, в контрольной группе 8,4±3 см, разница составила в 2,4 с, что статистически достоверно (р<0,05); в беге на 60 метров, разница в средних показателях в экспериментальной группе 9,3±0,4 с, в контрольной группе 9,9±0,3 с, составила в 0,6 с, что статистически достоверно (р<0,05); в беге на 500 метров разница в средних показателях в экспериментальной группе 113,1±2,5 с, в контрольной группе 115,5±2,5 с, составила в 2,4 с, что статистически достоверно (р<0,05); в подтягивании в висе с опорой, разница в средних показателях в экспериментальной группе 7,5±1,1 раз, в
контрольной группе 4,7±0,8 раз, составила в 3 раза, что статистически достоверно (p< 0,05); в показателях поднимания ног в висе за 10с разница в средних показателях в экспериментальной группе 8±1 раз, в контрольной группе 5±0,8 раз, составило в 3 раза, что статистически достоверно (p< 0,05).
Выводы. В данной работе было рассмотрено определение и принципы интервального метода тренировки. В ходе выполнения работы было осуществлено внедрение интервального метода в занятия физической культурой студентов архитектурного профиля. Замеры и сравнения результатов подтвердили эффективность применяемого метода.
Разработанная нами программа с применением интервального метода позволила в полном объёме развивать профессионально-значимые двигательные качества, которые необходимы будущим специалистам в области архитектуры. В нашей программе подбор каждого средства был направлен на совершенствование общей выносливости, статической и динамической выносливости, развитие быстроты реакции и движения, развитие силовых качеств, способность дозировать силовые напряжения, развитие координации движения, развитие скоростно-силовых способностей. Основные принципы интервального метода, являются важными факторами для развития двигательных качеств для будущей профессиональной деятельности студентов архитектурного профиля. Мы считаем, что данный метод является эффективным для развития двигательных качеств будущего специалиста, а также мотивирует студентов к самостоятельным занятиям физической культурой вне учебного времени.
© Сафонова О.А., Березина В.А., 2016
УДК 378.14
Сергеева Алена Александровна
к.п.н., доцент кафедры педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования инфографики в образовательном процессе педагогического вуза. Раскрывается специфика изучения педагогических дисциплин на современном этапе. Анализируются возможности применения инфографики в качестве метода формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.
Ключевые слова
Инфографика, проблемы современного образования, образовательный процесс, педагогические дисциплины, педагогический вуз, визуализация информации, современный студент педагогического вуза
В последнее десятилетие произошли серьёзные изменения в социальной, экономической и культурной жизни нашей страны. Постепенное превращение информации в основной капитал, усиление роли знаний в общественном развитии принципиально меняет роль образования в структуре современного общества. Специфика современного образования состоит в том, что оно должно не только вооружить учащегося школы и студента вуза прочными знаниями, но и сформировать у них потребность в непрерывном обновлении знаний, обеспечить отработку умений и навыков самообразования, сформировать потребность в личностном развитии. Однако сегодня существенные различия в организации процесса обучения в школе и вузе не позволяют вчерашнему школьнику быстро и безболезненно включиться в новый для него образовательный процесс вуза ввиду целого ряда адаптационных затруднений различного рода (социальных,