контрольной группе 4,7±0,8 раз, составила в 3 раза, что статистически достоверно (p< 0,05); в показателях поднимания ног в висе за 10с разница в средних показателях в экспериментальной группе 8±1 раз, в контрольной группе 5±0,8 раз, составило в 3 раза, что статистически достоверно (p< 0,05).
Выводы. В данной работе было рассмотрено определение и принципы интервального метода тренировки. В ходе выполнения работы было осуществлено внедрение интервального метода в занятия физической культурой студентов архитектурного профиля. Замеры и сравнения результатов подтвердили эффективность применяемого метода.
Разработанная нами программа с применением интервального метода позволила в полном объёме развивать профессионально-значимые двигательные качества, которые необходимы будущим специалистам в области архитектуры. В нашей программе подбор каждого средства был направлен на совершенствование общей выносливости, статической и динамической выносливости, развитие быстроты реакции и движения, развитие силовых качеств, способность дозировать силовые напряжения, развитие координации движения, развитие скоростно-силовых способностей. Основные принципы интервального метода, являются важными факторами для развития двигательных качеств для будущей профессиональной деятельности студентов архитектурного профиля. Мы считаем, что данный метод является эффективным для развития двигательных качеств будущего специалиста, а также мотивирует студентов к самостоятельным занятиям физической культурой вне учебного времени.
© Сафонова О.А., Березина В.А., 2016
УДК 378.14
Сергеева Алена Александровна
к.п.н., доцент кафедры педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования инфографики в образовательном процессе педагогического вуза. Раскрывается специфика изучения педагогических дисциплин на современном этапе. Анализируются возможности применения инфографики в качестве метода формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.
Ключевые слова
Инфографика, проблемы современного образования, образовательный процесс, педагогические дисциплины, педагогический вуз, визуализация информации, современный студент педагогического вуза
В последнее десятилетие произошли серьёзные изменения в социальной, экономической и культурной жизни нашей страны. Постепенное превращение информации в основной капитал, усиление роли знаний в общественном развитии принципиально меняет роль образования в структуре современного общества. Специфика современного образования состоит в том, что оно должно не только вооружить учащегося школы и студента вуза прочными знаниями, но и сформировать у них потребность в непрерывном обновлении знаний, обеспечить отработку умений и навыков самообразования, сформировать потребность в личностном развитии. Однако сегодня существенные различия в организации процесса обучения в школе и вузе не позволяют вчерашнему школьнику быстро и безболезненно включиться в новый для него образовательный процесс вуза ввиду целого ряда адаптационных затруднений различного рода (социальных,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
психологических, познавательных). Одним из способов преодоления познавательных затруднений может стать организация процесса обучения студента педагогического вуза - будущего учителя - на основе индивидуально-дифференцированного подхода, суть которого состоит в оптимальном сочетании форм и методов обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям студента. Анализ психолого-педагогических исследований последних лет показывает, что на современном этапе развития образования происходит смещение акцентов на изменение стиля работы с информацией у современных студентов и школьников. Молодые люди воспринимают новый материал очень быстро и в другом объеме. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Психологи на сегодняшний день говорят о существовании клипового мышления у современной молодежи [1,2]. Такое положение вещей необходимо учитывать преподавателям при организации образовательного процесса, в том числе и в рамках изучения педагогических дисциплин.
Важной составляющей процесса изучения педагогических дисциплин в вузе является представление информации в доступном виде. При этом необходимо всегда помнить, что грамотно оформленные материалы могут позволить студентам более эффективно освоить образовательную программу, что, в свою очередь, будет способствовать формированию у них необходимых компетенций. Существуем множество различных способов структурирования информации, однако не все из них одинаково эффективны. Чаще всего преподаватели применяют презентации, как наиболее простой и быстрый способ собрать все необходимые материалы в одном месте. В этом случае вся информация в виде текста и изображений разбивается на слайды. Такой подход наиболее эффективен на уроке в школе, когда материал требуется подавать порционно, при этом комментируя каждый слайд. Однако для вузовского образования, для которого характерен большой объем информации и необходимость самообразования со стороны студента, презентации не являются оптимальным средством. В этом случае необходимо нечто более компактное и простое для восприятия, гармонично сочетающее всю необходимую информацию в понятном и законченном виде. Одной из последних тенденций в сфере образования стало представление информации в виде графиков, отражающих некие изменения в определенной проблеме за промежуток времени или же характеристики и свойства некоторых процессов и явлений. Данный информационный продукт получил название «инфографика».
Инфографика как образовательное средство обладает определенными чертами. Оно представляет собой изображение, в котором графическое отображение логики процесса, явления или педагогического понятия сопровождается текстовым описанием. Роль текста при этом состоит в уточнениях и разъяснениях. Инфографика в процессе изучения педагогических дисциплин позволяет выявить структуру, взаимосвязь понятий, пояснить компонентный состав того или иного педагогического явления. Таким образом, можно предположить, что использование инфографики в процессе изучения педагогических дисциплин способствует становлению продуктивной самостоятельной творческой деятельности студентов в современной информационно насыщенной среде.
Поскольку проблема использования инфографики в образовательном процессе изучается сравнительно недавно, на данный момент не существует фундаментальных исследований, посвященных оценке ее эффективности. Однако, ряд публикаций, посвященных данной проблеме, показывает, что инфографика способна значительно обогатить содержание образовательного процесса, активизировать мыслительную деятельность студентов, обеспечивать реализацию индивидуального подхода, содействовать эффективному усвоению требований. Исследования ЮНЕСКО доказали, что более 80% информации человеком воспринимается и усваивается визуально. А работы в области образовательных методик позволили обнаружить, что через три дня после проведения занятия студенты в состоянии вспомнить 10% от всего услышанного, 35% от всего увиденного, но могут воспроизвести 65% содержания, если оно проходило в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами [3]. Вследствие чего можно предположить, что использование инфографики в процессе изучения педагогических дисциплин как технологии визуализации информации позволит повысить эффективность образовательного процесса, добиться максимально возможного овладения студентами необходимых компетенций.
Мы предполагаем, что в процессе изучения педагогических дисциплин использование инфографики
может идти по двум направлениям. Первый вариант - инфографика создается преподавателем для решения образовательных задач, в первую очередь, для привлечения внимания студента к изучаемой проблеме (например, инфорграфики «Ян Амос Коменский - основатель дидактики», «Структура современного урока», «Методы, приемы и средства обучения», «Методы воспитания», «Основные воспитательные системы»). Но этот вариант не подразумевает участия студентов («можем смотреть, но не можем участвовать»).
Второй вариант, по нашему мнению, будет более успешен - студент, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление и творческие способности студента. С помощью отдельных сервисов (соцсетей, систем видеозвонков и вебинаров) работать над инфографикой можно коллективно. Немаловажно для будущего педагога, что в процессе такой деятельности появляются навыки работы в команде. В рамках изучения педагогических дисциплин («Введение с педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика») возможно предложить студентам составить следующие инфографики:
• «Трансформация целей воспитания в истории педагогики»
• «Идеи Л.Н. Толстого - современной школе»
• «Методы обучения в современном кинематографе»
• «Воспитательный эффект современной мультипликации»
• «Педагогические ситуации в современных СМИ»
• «Новой школе - новые технологии»
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование инфографики в образовательном процессе педагогического вуза обладает значительным потенциалом в формировании ряда компетенций. Следующим этапом рассмотрения данной проблемы станет апробирование созданных заданий при изучении педагогических дисциплин и оценка их результативности.
Список использованной литературы:
1. Берулава Г.А. Методологические основания разработки новых технологий обучения в информационном обществе. Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 10-25.
2. Колин К.К. Информационная антропология: поколение next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 28. № 4. С. 32-36.
3. Современные технологии[Электронный ресурс]. URL:http://conference2014.iite.unesco.org/wp-content/uploads/2014/11/Abramova_Oksana_modify12-11-2014.pdf (дата обращения 03.02.2015)
© А.А. Сергеева, 2016
УДК 7.092
Терзи Константин Григорьевич
к.п.н.,доцент
Московская государственная академия физической культуры
п. Малаховка, Российская Федерация
ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМРЕСТЛЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
На первый взгляд сила оказывает решающее влияние на исход поединка в армрестлинге. Однако как показало проведенное исследование это не так. С ростом спортивного мастерства на результат поединка все