УДК 378
О. А. Кондратенко
Ынфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию
проводится анализ проблемы формирования визуальной компетенции будущего учителя технологии и экономики. 'Рассматривается один из способов формирования визуальной компетенции студентов — инфографика. Анализируются возможности применения инфографики в качестве метода, формирования визуальной компетенции студента, педагогического вуза, на материале подготовки по профилю «Технология. Экономика». Раскрываются методические особенности применения инфографики на занятиях со студентами
Ключевые слова: компетенция, визуальная компетенция, компетентность,
компетентностный подход, будущие учителя технологии и экономики, визуализация, инфографика, инфографическое проектирование
О. А. Коп^а1еп1со
tfnfcogZapkLcs in the MnLveZsity: generated visual competence
Xhe analysis oft problems oft formation oft visuaC competence oft future teacher oft technoêogy and. economics. Considered, one oft the ways oft formation oft visuaê competence oft students — infographics. X^e possibilities of appêication of infographics as a method of forming visuaê competence of the student of a pedagogical, institute on the materiaê of the training in the fieêd of "technoêogy. £conomy". Discêosed methodicaê peculiarities of appêication of infographics in the cêassroom with students
Keywords: competence, visuaê competence, competence, competence approach, future teachers of technoêogy and Economics,visualization, graphics, infographie design
овременный этап становления информационного общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: непрерывное нарастание мощи информационных и коммуникационных технологий; увеличение объема информации в целом и возросший массив визуальной информации в общем информационном потоке. Факт увеличения количества визуальных источников констатируют исследователи: «Доля визуального в общем потоке информации стала больше»
[7].
Роль визуальной информации и влияние ее на современную жизнь и сознание человека в течение последних десятилетий возросли существенно. Визуальная информация превращается в неотъемлемую часть работы, досуга, повседневного быта, становится фактором современных общественно-политических практик, коммерческой активности [14]. В условиях визуальной культуры меняются восприятие и мышление. Особенной трансформации в условиях визуальной культуры подверглась коммуникационная сфера. Сформировалось целое
поколение молодежи с особым стилем коммуникации, средствами которой стали не текст, и не дискурс, а иконки, «картинки и смайлики» [17, с. 231]. В мире, насыщенном визуальными образами, сознание в буквальном смысле «визуализируется»: «рассказать» переключилось на «показать» [7].
Тот факт, что происходит увеличение визуального сегмента в общем массиве информации, обусловлен рядом факторов. Во-первых, ускоряются темпы жизни. Во-вторых, повышается интенсивность информации. Специфические свойства визуального образа таковы, что он, как более емкий, сжатый и лаконичный, позволяет экономить время, затраченное на восприятие информации (простой пример — дорожные знаки). В условиях высокой степени интенсивности информации оказывается востребованным именно визуальный образ. Благодаря лаконичности и емкости визуальные образы способствуют более быстрому и точному восприятию информации в динамично меняющемся мире [11; 14; 16].
Вместе с тем, несмотря на происходящие изменения в социокультурной сфере, связанные с
усилением роли визуальной культуры, достоинства визуальных средств в настоящее время не в полной мере используются в образовании. По крайней мере, в действующих образовательных стандартах [20], несмотря на обширный перечень компетенций, приведенных в нем, не предусмотрена компетенция, отражающая владение учителем визуальными навыками.
Укрепление позиций визуальных источников в современном потоке информации потребовало от учителя овладения соответствующими компетенциями в работе с визуальной информацией. Искомые компетенции необходимо формировать к началу профессиональной деятельности.
В нашей работе в структуре профессиональной компетентности предлагается выделить визуальную компетенцию учителя технологии и экономики. Определяя содержание данной компетенции, мы исходили из новых требований к профессиональным качествам учителя. Значимость визуальной компетенции студентов педвуза усиливается не только в связи со становлением визуальной парадигмы в культуре, но и широким распространением в образовании компетентностного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов. Таким образом, актуальность формирования визуальной компетенции учителя технологии и экономики обусловлена изменениями в культуре в целом, и образовании, в частности.
Под визуальной компетенцией учителя технологии и экономики мы понимаем разновидность профессиональной компетенции, позволяющей на высоком уровне отбирать, анализировать учебную информацию, преобразовывать ее визуальными средствами, «переводить» вербальные сигналы в визуальную форму, эффективно передавать визуальные сообщения и обмениваться ими с другими субъектами учебного взаимодействия.
Необходимо отметить, что формированию отдельных компонентов учебной и профессиональной компетентности учителя технологии посвящено достаточно много исследований. Так, изучено формирование технологической компетентности будущего учителя технологии путем проблемно-деятельностного, модульного, контекстного и игрового обучения (Ю.С. Дорохин). Формирование предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства базируется на широком использовании учебной (технологической) практики (С.И. То-ропов). Разработана модель конструкторско-технологической компетенции, которая реализуется 1) на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов (С.Г. Коротков); 2) средствами проектного обучения (Д.В. Санников); 3) в ходе изучения предметных дисциплин (Т.В. Озерова) и др. Разработана система творческих заданий, лабораторных работ и УМК. Они позволили повысить уровень сфор-
мированности информационно-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства (Д.В. Дахин). Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства осуществляется в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки (Э.Ф. Насырова). Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии осуществляется средствами технического творчества (В.А. Банников). Кроме того, формируются техническая компетентность (Ш.Г.Мусин); информационная компетентность (Ю.И. Аскерко, A.B. Го-ферберг); экономическая компетентность (Е.В. Хлопотова); общетехнологическая компетенция (Э.Ф. Шарипова) и др.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что специального исследования, посвященного изучению процесса формирования визуальной компетенции студентов будущих учителей технологии и экономики, не проводилось.
В то же время многие современные авторы подчеркивают, что визуальная компетенция чрезвычайно важна для будущего профессионала. В научных исследованиях визуальная компетенция рассматривается в контексте конкретной подготовки в русле таких направлений, как: экология [9]; педагогика [19]; информатика [11]. Так, визуальная компетенция эколога, по мнению автора, обусловлена умением будущего специалиста «целенаправленно работать с отраслевой информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современными технико-технологическими средствами и методами» в условиях актуальной профессиональной деятельности в области рационального природопользования [9, с. 172]. Раскрыта роль визуальной профессиональной компетенции учителя. В системе профессиональных компетенций педагога она обозначается как «сквозная» и обусловлена «глобальной тенденцией визуализации культуры и образования» [19]. В другой публикации визуальная компетенция анализируется на материале образовательной области «Информатика». Необходимость ее формирования обосновывается важностью умения работы с информацией [11].
В современной научной литературе проводится подробный анализ сущности понятий «компетентность» и «компетенция», «профессиональная компетентность». Приводятся различные методологические позиции отечественных и зарубежных ученых по поводу сравнительного анализа определений данных понятий (Э.Д. Алисултанова, В.И. Байденко, Ж. Делор, А.И. Жилина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, А.Ю. Петров, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов, О.Н. Ярыгин [21]). Не останавливаясь подробно на всех аспектах теоретического анализа рассматриваемых понятий, так
как он достаточно представлен на страницах публикаций [10; 15; 21], отметим лишь наиболее принципиальные отличия компетенции и компетентности. Компетентность представляет собой единство «качеств субъекта, знаний, мотивации и целеполагания субъекта в процессе обучения и реализации» [21, с. 13] и обязательно включает способность и мотивацию к совершенствованию в данном виде деятельности. Компетенция является условием конкурентоспособности специалиста [10]. Компетенция объединяет в себе «область реализации компетентности, критерии исполнения и используемые ресурсы» [21, с. 13]. Под компетентностью в общем смысле можно понимать конечный итог овладения неким множеством компетенций, высокий уровень владения ими.
При рассмотрении понятия «визуальная компетенция» ключевым оказывается понятие «визуализация». Поэтому для уточнения понятия визуальной компетенции важно определить, что мы понимаем под визуализацией. Исследователи отмечают значительный когнитивный потенциал визуализации: «Визуализация всегда считалась мощным инструментами познания (mind tool), т.е. средством, предназначенным для организации и облегчения процесса познания [2, с. 17]. A.A. Вербицкий выделяет один из основных признаков визуализации, такой как сво-рачиваемость, сокращенность. По сравнению с вербальным высказыванием визуализация более сжатая, «свернутая» [1]. В настоящее время известно множество методов визуального структурирования информации. Оно столь широко, что в науке предпринимаются попытки осмысления и классификации всех имеющихся моделей и инструментов визуального преобразования информации [2]. Результатом осмысления явилось деление всей совокупности методов структурирования знаний на методы визуальные и символьные [2]. К визуальным методам авторы отнесли несколько групп: иерархические («дерево целей», «дерево решений» и др.); сетевые (графы, сети и др.); графики (диаграммы, собственно, графики и др.); линейные и др. Причем отмечается, что, наряду с символьными методами, обладающими высокой степенью структурированности, используются визуальные, как менее формальные, наглядные и простые, с большей вариацией приемов структурирования. [2, с. 16]. Теоретический анализ литературы показал, что в практике высшей школы используются самые разнообразные приемы визуализации информации: группировка, классификация, схематизация, перекодирование, достраивание, использование ассоциаций и др. [8].
Долгое время в педагогической литературе относительно роли визуальных средств в процессе обучения главенствовала позиция, согласно которой визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию,
служат опорой и «подмогой» для восприятия текста. В настоящее время все чаще признается автономная роль визуальных образов, их когнитивный потенциал. Визуализация все чаще рассматривается не только как средство наглядности, но и как метод познания: «научная визуализация становится инструментом, способным прояснить суть моделируемого процесса» [4].
Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод о том, что визуализация является распространенной формой обработки и преобразования учебной информации. Визуализация заключается в структурировании учебной информации визуальными средствами, причем результатом структурирования выступают зримые наглядные образы. Функции визуализации в ходе обучения не исчерпываются иллюстрированием вербального материала. Визуализация наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет познавательную роль, служит инструментом познания.
Поставив перед собой задачу формирования визуальной компетенции, в настоящем исследовании мы считаем, что ее решение возможно лишь при условии, что процесс формирования будет управляемым, целенаправленным и организованным, а не случайным и стихийным. Также подчеркиваем, что формирование визуальной компетенции — процесс двусторонний, в котором, с одной стороны — мотивирующая и направляющая роль преподавателя, с другой — самостоятельность и активность студента.
В настоящей статье формулируется авторская позиция относительно путей формирования визуальной компетенции студента. Исходя из сути визуализации, а также содержания визуальной компетенции, мы предположили, что одним из решений проблемы формирования визуальной компетенции студента педвуза может выступать инфографика.
Инфографика как креативный взгляд на форму подачи информации стала известна не столь давно, с 80-х гг. прошлого века и распространилась, в первую очередь, в масс-медиа. В большом потоке информации инфографику выделяла привлекательная и быстровоспринимаемая форма представления информации благодаря ярким и красочным иллюстрациям. Как показал анализ виртуальных источников и литературы, первыми, кто предпринял попытку теоретически осмыслить феномен инфографики, были специалисты в области информационного дизайна, т. е. те, кто имеет непосредственное отношение к ее разработке. В течение первого десятилетия XXI в. появились российские сайты, в которых было дано определение инфографики, сформулированы цели и задачи, выявлены сферы ее применения и определено содержание. Было показано, что инфографикой является не любое иллюстрированное изображение. Инфографика как информационный жанр об-
ладает специфическими чертами. Инфографика это изображение, в котором графическое отображение логики какого-либо процесса или события сопровождается текстовым описанием. Роль текста при этом заключается в уточнениях и разъяснениях. По мнению создателей сайтов, инфографика применяется в случае, если необходимо выявить структуру, взаимосвязи, представить корреляции, пояснить строение чего-либо или последовательность каких-либо процессов. Специалисты по дизайн-технологиям предложили определение инфографики, которого мы и будем придерживаться в настоящей статье. Итак, инфографика это «изображение, передающее смысл, данные, информацию с помощью графики, не текста» [3].
В XXI веке инфографика стала столь популярна, что опыт медиа стали использовать в школе. Как показал анализ образовательных сайтов [18] и научных публикаций [16] инфографика на уроках используется учителями в целях удобной и визуальной презентации учебного материала во многих случаях, если необходимо наглядно отобразить какие-либо действия, процессы, закономерности или внутреннюю структуру, строение или устройство чего-либо [3].
Предложенный подход к определению инфографики может быть перенесен и в практику обучения студентов. Правда, что касается сферы высшего образования, то здесь инфографика только начинает приживаться. По крайней мере, нам удалось обнаружить лишь единичные публикации на тему применения инфографики в вузе. Теоретический анализ немногочисленных исследований на тему инфографики в высшем профессиональном образовании показал, что в образовательном процессе постепенно начинают занимать свою нишу такие новые образовательные инструменты, как инфографика и комиксы [6].
Как известно, основу подготовки будущего учителя технологии и экономики составляют изучение различных технологий, инноваций в производственно-технологической сфере (например, в производстве продуктов питания). Их изучение осуществляется в рамках общепрофессиональных дисциплин. Как следует из учебных планов бакалавриата естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета, студенты изучают профильные дисциплины «Технология приготовления пищи», «Технология обработки древесины», «Современные технологии промышленного производства», «Современное оборудование пищевого производства» и т. д. При рассмотрении содержательных компонентов данных дисциплин видно, что они ориентированы на рассмотрение технологических процессов различных производств. В ходе изучения дисциплин студенты познают технологические процессы и технологические операции и другие
элементы производственно-технологической деятельности. Каковы возможности применения инфографики в условиях подготовки учителей технологии и экономики? Очевидно, что содержание инфографики должно быть подчинено логике преподаваемых предметов.
Как говорилось ранее, инфографика — удобный способ визуализировать сложные процессы, в том числе технологические [3]. Поиск темы для инфографики, используемой на учебном занятии по технологии, привел нас к информационным сайтам, на которых, собственно, содержится подсказка для выбора темы. Так, ведущий производитель инфографики, лидирующий российский медиахолдинг «РИА Новости» [12; 13] предлагает красочную инфографику, иллюстрирующую сложный технологический процесс производства хлебобулочных изделий. Указанные примеры инфографики как нельзя лучше подходят для наших образовательных задач, так как они наглядно, доступно и последовательно отображают цепочку технологических операций изготовления продуктов.
Эти и другие работы, выполненные в жанре инфографики, успешно применяются нами на занятиях со студентами в качестве наглядности. Интересную инфографику можно создать самим. Сегодня интернет-пространство располагает достаточным количеством различных онлайн-сервисов по созданию инфографики [5]. Дизайнерские навыки не требуются. Сервисы содержат богатую коллекцию инструментов и готовых шаблонов, которые в процессе создания инфографического проекта, можно варьировать в соответствии с авторским замыслом. Перед будущими учителями ставится задача по разработке инфографики. Темой инфографического проекта может выступать, например, последовательность изготовления какого-либо изделия, тенденции в развитии современного промышленного оборудования или нормы потребления продуктов. Требуется проявить не только свои знания в области технологии, но и творческое мышление. Необходимо самостоятельно собрать информацию и данные, ярко и красочно их оформить, использовать понятные обозначения и символы. Итогом работы над инфографическим проектом выступает его презентация и защита. В результате выполнения инфографики повышается степень понимания и усвоения материала обучаемыми, материал лучше запоминается.
Таким образом, мы нашли способ органично вписать инфографику в учебный процесс. Ее можно использовать как наглядное пособие, заимствуя на информационных порталах [12; 13], предложить студентам, будущим учителям, разработать учебный инфографический проект.
Инфографика способствует достижению цели формирования визуальной компетенции, так как в ходе ее создания студенты овладе-
вают навыками визуализирования процесса изготовления какого-либо изделия, последовательно и целостно показать технологию производства: от выработки сырья до получения готовой продукции. В инфографике скомбинированы визуальная подача и текстовый материал, обеспечивающие разностороннее усвоение знаний студентами.
В качестве вывода отметим, что формирование визуальной компетенции будущего учителя технологии и экономики обусловлено, во-первых, введением новых образовательных стандартов, основанных на формировании базовых компетенций. Во-вторых, социокультурными изменениями, выраженными в наступлении визуальной эпохи, характеризуемой преобладанием в современном мире визуальной куль-
туры и оказавшей влияние на стили и способы передачи и восприятия информации. Определен один из основных путей формирования визуальной компетенции, в качестве которого рассматривается инфографика. Исходя из проведенного теоретического анализа литературы, можно утверждать, что специального исследования, посвященного изучению формирования визуальной компетенции студентов педагогического вуза средствами инфографики не проводилось. Однако, как показал собственный опыт работы и проведенный анализ его, инфографика позволяет овладеть умениями емко и компактно отобразить большое количество информации графическими средствами, формировать визуальную компетенцию будущего учителя технологии и экономики.
ЛИТЕРАТУРА
Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
Гаврилова Т.А., Гулякина Н.В. Визуальные методы работы со знаниями: попытка обзора II Искусственный интеллект и принятие решений, 2008. -№1. - С. 15-21.
Горчаков М. Всё-таки, что же такое инфографика? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infographer.ru/vsyo-taki-chto-zhe-takoe-infografika/ (дата обращения: 15.04.2014).
Давыдова В.Ю. Методология визуализации теоретических знаний // Вестник Самарского государственного университета, 2011.-№84.-С. 24-28.
Как создать инфографику самостоятельно? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.platon.ua/ru/B_MHpe_ технологий/как_создать_инфографику_самостоятельно_1369821064.Ы:т1 (дата обращения: 15.04.2014).
6. Калитина К.В. Использование инфографики в образовании II Проблемы высшего образования, 2013. - № 1. - С. 189-192.
7. Любарский Г. Новый наряд Гутенберга II Отечественные записки, 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2012/3/novyy-naryad-gutenberga (дата обращения: 15.04.2014).
Петрова Е.В. Обучение стратегии визуализации технической лексики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузеII Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. - №4,- С. 135-138.
Полянская A.B. Когнитивно-образовательный потенциал компьютерной визуализации учебной информации в профессиональной подготовке экологов II Теория и практика общественного развития, 2012. - №8. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-8-2012/pedagogics/polyanskaya.pdf (дата обращения: 15.04.2014).
10. Пушкарева КА. Компетенции персонала как фактор качества образования II Перспективы науки образования, 2014. -№1.-С. 112-116.
11. Рапуто А.Г. Запись и формирование визуальной компетенции «уметь работать с информацией при создании коллажа» II Информатика и образование, 2009. - №5. - С. 67-69.
12. РИА Новости / Инфографика / Особенности изготовления хлеба. URL: http://ria.ru/infografika/20111114/488403497.html# 13932441974444&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения: 15.04.2014).
13. РИА Новости / Инфографика / Секреты успеха домашней выпечки. URL: http://ria.ru/infografika/20130417/931926184.ht ml#13932589675733&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration (дата обращения: 15.04.2014).
14. Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: Автореф. дисс ... докт. культурол. наук: Москва, 2012. - 52 с.
15. Самусева Г.В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях компетентностного подхода II Перспективы науки и образования, 2014. -№ 1. - С. 17-119.
16. Селеменев С.В. Школьная инфографика II Образование в современной школе, 2010. -№2. - С. 34-42.
17. Симбирцева H.A. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности II Политическая лингвистика, 2013. - №4. - С. 230-233.
18. Сообщество учителей Intel Galaxy / Рубрики форума / Опросники / Инфографика в школе [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=3101 (дата обращения: 15.04.2014).
19. Тихомирова В.Т. Психологическое сопровождение визуальной профессиональной компетенции учителя в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/40584/tihomirova-stat._ ya.doc (дата обращения: 15.04.2014).
20. Федеральные государственные образовательные стандарты. Проекты ФГОС высшего профессионального образования. Образование и педагогика: Педагогическое образование (796kb.pdf). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cspu.ru/norm_baza/fgos_2009/files/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf (дата обращения: 15.04.2014).
21. Ярыгин О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных
и научно-педагогических кадров: Автореф. дис. ... докт. пед. наук II Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-
metodologiya-formirovaniya-kompetentnosti-v-analiticheskoy-deyatelnosti-pri-podgotovke-nauchnyh-i-nauchno-pedagogicheskih#ixzz2tSLf5cLS (дата обращения: 15.04.2014).
REFERENCES
1. Verbitskii A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod [Active learning in higher school: the contextual approach]. Moscow, Vysshaia shkola, 1991. 207 p.
2. Gavrilova T.A., Guliakina N.V. Visual methods of work with knowledge: attempting review. Iskusstvennyi intellekt i priniatie reshenii - Artificial intelligence and decision making, 2008, no.l, pp.15-21 (in Russian).
3. GorchakovM. Vse-taki, chto zhe takoe infografika? [What is infographics?]. Available at: http://infographer.ru/vsyo-taki-chto-zhe-takoe-infografika/ (accessed 15 April 2014).
4. Davydova V.Iu. Methodology visualization of theoretical knowledge. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Samara State University, 2011, no.84, pp.24-28 (in Russian).
5. Kak sozdat' infografiku samostoiatel'no? [How to create an infographie yourself?]. Available at: http://blog.platon.ua/ru/v_mire_ tekhnologii/kak_sozdat'_infografiku_samostoiatel'no_1369821064.html (accessed 15 April2014).
6. Kalitina K.V. Using infographics in education. Problemy vysshego obrazovaniia - Problems of higher education, 2013, no.l, pp.189-192 (in Russian).
7. Liubarskii G. New outfit by Gutenberg. Otechestvennye zapiski - Notes of the Fatherland, 2012, no.3. Available at: http://www. strana-oz.ru/2012/3/novyy-naryad-gutenberga (accessed 15 April 2014).
8. Petrova E.V. Training strategy rendering technical vocabulary at the lessons of foreign languages in non-linguistic University. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova - Vestnik KSU named afrter N.A. Nekrasov, 2010, no.4, pp.135-138 (in Russian).
9. Polianskaia A.V. Cognitive-educational potential of computer visualization of educational information in the professional training of ecologists. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia - Theory and practice of social development, 2012, no.8. Available at: http://www.teoria-practica.ru/-8-2012/pedagogics/polyanskaya.pdf (accessed 15 April 2014).
10. Pushkareva K.A. tte competence of the staff as a factor in the quality of education. Perspektivy nauki obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.l, pp.112-116 (in Russian).
11. Raputo A.G. Record and formation of visual competences to be able to work with information when you create collage. Informatika i obrazovanie - computers & education, 2009, no.5, pp.67-69 (in Russian).
12. RIA News / Infographics / Particularities of manufacture of bread. Available at: http://ria.ru/infografika/20111114/488403497.ht ml#13932441974444&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (accessed 15 April 2014).
13. RIA News / Infographics / Secrets of success with homemade cakes. Available at: http://ria.ru/infografika/20130417/931926184.ht ml#13932589675733&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration (accessed 15 April 2014).
14. Sal'nikova E.V. Fenomen vizual'nosti i evoliutsiia vizual'noi kul'tury: Avtoref. diss... dokt. kul'turol. nauk [Phenomenon of visuality and the evolution ofvisual culture: Avtoref. Diss ... Doctor of Cultural Sciences]. Moskow, 2012. 52 p.
15. Samuseva G.V Professional self-determination of students in conditions of a competence approach. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.l, pp.17-119 (in Russian).
16. Selemenev S.V. School infographics. Obrazovanie v sovremennoi shkole - Education in modern school, 2010, no.2, pp.34-42 (in Russian).
17. Simbirtseva N.A. Visual in contemporary culture: the question of visual literacy. Politicheskaia lingvistika - Political linguistics, 2013, no.4, pp.230-233 (in Russian).
18. A community of teachers Intel Galaxy / Rubrics forum / Questionnaires / Infographics in school. Available at: https://edugalaxy. intel.ru/?showtopic=3101 (accessed 15 April 2014).
19. Tikhomirova V.T. Psychological support visual professional competence of a teacher in a comprehensive school. Available at: http://www.docme.ru/doc/40584/tihomirova-stat._ya.doc (accessed 15 April 2014).
20. Federal state educational standards, tte FSES projects for higher professional education. Education: Pedagogical education. Available at: http://www.cspu.ru/norm_baza/fgos_2009/files/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf (accessed 15 April 2014).
21. Iarygin O.N. Metodologiia formirovaniia kompetentnosti v analiticheskoi deiatel'nosti pri podgotovke nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [tte methodology of formation of competence in analytical work in the preparation of scientific and scientific-pedagogical personnel: Avtoref. Diss.... Doctor of Pegagogical Scinces]. Available at: http:// nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-metodologiya-formirovaniya-kompetentnosti-v-analiticheskoy-deyatelnosti-pri-podgotovke-nauchnyh-i-nauchno-pedagogicheskih#ixzz2tSLf5cLS (accessed 15 April 2014).
Информация об авторе
Кондратенко Ольга Анатольевна
(Россия, Челябинск)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства Челябинский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Kondratenko Ol'ga Anatol'evna
(Russia, Chelyabinsk) Associated Professor, PhD in Pedagogy Associate Professor of Technology and Entrepreneurship and Methods of Teaching Technologies and Entrepreneurship Chelyabinsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]