Научная статья на тему 'Применение "Интернет-ресурсов" для формирования готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию в дистанционном обучении'

Применение "Интернет-ресурсов" для формирования готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / ONLINE RESOURCE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ / INTERACTION IN DISTANCE EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / E-MAIL / ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / LEARNING A COMPUTER PROGRAM / АЛГОРИТМ ЛИНЕЙНО УПОРЯДОЧЕННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ / THE ALGORITHM LINEARLY ORDERED PRESENTATION / ONLINE CONFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Вера Анатольевна, Харитонова Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы использования Интернет-ресурсов для формирования готовности будущего учителя к взаимодействию в дистанционном обучении. Обосновывается выбор особой логистической программы (ОКП), «Обучающая компьютерная программа для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» (Свидетельство гос. регистрации № 2012614174).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Вера Анатольевна, Харитонова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of usage of Internet resources for formation of readiness of future teacher interaction in distance learning. The selection of the particular logistics of the program (ECP), "Educational computer program for the study and research of educational disciplines" (Certificate of state registration № 2012614174).

Текст научной работы на тему «Применение "Интернет-ресурсов" для формирования готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию в дистанционном обучении»

ПРИМЕНЕНИЕ «ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Власова Вера Анатольевна

Соискатель Липецкого государственного педагогического университета, кафедра педагогики, г. Липецк

Харитонова Татьяна Анатольевна

Учитель математики, МБОУ лицей №3 им. К.А. Москаленко, г. Липецк

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы использования Интернет-ресурсов для формирования готовности будущего учителя к взаимодействию в дистанционном обучении. Обосновывается выбор особой логистической программы (ОКП), «Обучающая компьютерная программа для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» (Свидетельство гос. регистрации № 2012614174).

ABSTRACT

The article considers the issues of usage of Internet resources for formation of readiness offuture teacher interaction in distance learning. The selection of the particular logistics of the program (ECP), "Educational computer program for the study and research of educational disciplines" (Certificate of state registration № 2012614174).

Ключевые слова: Интернет-ресурс, взаимодействие в дистанционном обучении, информационное взаимодействие, электронная почта, онлайн конференции, обучающая компьютерная программа, алгоритм линейно упорядоченного изложения.

Keywords: online resource, interaction in distance education, communication, e-mail, online conferences, learning a computer program, the algorithm linearly ordered presentation.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Использование дистанционной образовательной технологии, не является заменой традиционному обучению. Общение с живым педагогом, атмосферу, которая складывается между учителем и учениками на уроках ничто не сможет заменить. Внедрение дистанционной образовательной технологии даст возможность детям с ограниченными возможностями почувствовать себя полно -ценной частью общества.

Применение дистанционной образовательной технологии реализуется на базе «программно-методического обеспечения средствами учебного назначения» (компьютерные программы) для активизации условий взаимодействия в образовательном процессе [6].

В статье представлена, для формирования готовности будущего учителя к взаимодействию в дополнительном обучении с применением дистанционной образовательной технологии, «Обучающая компьютерная программа (ОКП) для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614174) [8]. ОКП позволяет выполнять обучение студентов предметным дисциплинам в условиях вуза и самостоятельно.

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что студенты, в основном, отдалены от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время они имеют возможность взаимодействия, ведения диалога с помощью средств телекоммуникации. Не менее важно отметить, что преимуществом дистанционного обучения является то, что оно позволяет получать образование жителям таких регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Вместе с тем уточненное понятие готовности [5], рассматривается, как активно-положительное отношение выполнению любой деятельности. Многие ученые понимают готовность как составляющую личностного образования, обеспечивающую эффективность будущей деятельности. В статье представлен феномен готовности: как интегра-тивное качество личности, включающее различные компетенции, настрой на конкретные действия [7]; как умение организовывать свой труд, способность видеть перспективы развития, умение работать самостоятельно, как сложное динамическое состояние, характеризуемое достигнутым уровнем физической и психической работоспособности (физическая и психическая готовность) и степенью совершенства необходимых навыков и умений (техническая и тактическая подготовленность) [4].

Готовность к педагогическому взаимодействию студентов с преподавателем посредством Интернет, веб-камеры и программного обеспечения ОКП в нашем исследовании ориентирована на решение трудностей дистанционного образования, связанных с отсутствием личных контактов педагога со студентами.

Диалог и взаимодействие - естественный акт, способствующий и подтверждающий эффективность запоминания, понимания и формирования личной уверенности студентов в усвоении предметных знаний, собственных теоретических представлений и убеждений [1]. Активное предметное общение и взаимодействие студентов и педагога с помощью ОКП позволяет существенно снизить погрешность результатов контроля при дистанционном обучении. Тем не менее, дополнительное применение типовых веб-камер, помогает педагогу привить чувство ответственности студентам за результат усвоения учебной информации [3].

Обучение на базе ОКП позволяет формировать готовность будущих учителей к педагогическому взаимодействию, обеспечивает индивидуальный подход к личностному развитию в современном высшем педагогическом образовании.

Решение задачи формирования готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию с применением дистанционной образовательной технологии

при помощи обучающей компьютерной программы (ОКП) требует существенного изменения учебного процесса. Содержание обучения изменяется в сторону доступности. Используя ОКП, будущие учителя применяют приёмы структурирования текста (выявление информантов, фреймов, дескриптора); наглядного представления учебно-научной информации (построение моделей, технологических схем, диагностических карт, оценочных параметров); возможности освоения приёмов работы с большими и очень большими объёмами учебной информации (сначала определение границ информационных блоков, затем свёртывание блоков в информанты и их составляющие (тему, вопросный план и тезисы), развёртывание в тезаурус и его составляющие (оценивание и тестирование); формирование стратегии поиска и решения педагогических задач (поиск эффективных способов структурирования текста учебного пособия, научных статей, монографий, вырабатывающих навык составления темы, вопросного плана).

Структура программы ОПК базируется на положении о том, что процесс обучения всегда представляет собой алгоритм линейно упорядоченного изложения учебной информации во времени [2], независимо ни от каких средств и методов изучения. Абсолютное большинство программ имеет линейно-упорядоченную структуру, которую принято называть традиционной. Для таких программ обучения применение технологических схем и информационных карт как наглядных средств не противоречит принципу наглядности изучения учебного материала и соответствует поставленным учебным целям.

Экспериментальное исследование формирования готовности будущих учителей к условиям дистанционных форм обучения обусловило необходимость применения ОКП для дистанционного обучения. ОКП сформирована на базе нескольких компьютерных программ, которые позволили представить структуру и содержание обучающей компьютерной программы (ОКП) для изучения учебных дисциплин в условиях дистанционного обучения.

Подобный подход к подготовке будущего учителя требует принципиальных перемен в учебной деятельности в вузе и ведет к изменению его роли, а также гарантирует доступность и комфортность обучения, давая возможность в полной мере реализовать принципы опережающего профессионального обучения в сети Интернет пользуясь Интернет-ресурсом.

По нашим наблюдениям, использование Интернет-ресурсов и ОКП «Обучающая компьютерная программа для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» позволяет значительно интенсифицировать процесс обучения, повысить уровень знаний, повысить качество самостоятельной работы студентов за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией, индивидуализировать процесс обучения.

Достижение эффективного сочетания имеющихся информационных, образовательных Интернет-ресурсов требует большой работы. Поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети, особенно важен человеческий фактор — желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность.

Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов и ОКП, учителю необходимо: изучить сайты по интересующей тематике; ориентироваться на публикацию собственных материалов в Интернете; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы школьники, изучили материал и заполнили информационные карты, используя Интернет.

Примерная схема моих действий такова: я планирую, свои уроки с привлечением Интернета, для этого выбираю темы, при изучении которых Интернет-ресурсы впишутся в процесс обучения, и будет, достигнут максимальный образовательный эффект; предварительно необходимо найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Web - ресурсов, с которыми обучающимся надо познакомиться, выполняя задание; после чего, я, объяснив определенную тему, даю задание школьникам (при выполнении его дети могут обратиться к информационным картам, заполненным ранее и проверенные учителем); далее школьники должны представить выполненные задания с подробным объяснением его выполнения (известно, что материал запоминается лучше, когда его объясняют друг другу). Работая с информационными картами, мы получаем: глубокое рассмотрение вопроса; самостоятельное работу с главными темами учебного курса; сформированное взаимодействие; наглядное пособие, помощь в дальнейшем изучении; хороший результат, эффективность обучения с привлечением Интернет-ресурсов.

Кроме списка Web-ресурсов предлагаемого преподавателем, ученики могут вести поиск дополнительной информации по вопросам предмета самостоятельно. Так школьники могут проявить творческий подход и показать свое виденье вопроса, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернете. В Сети существует достаточно много всевозможных Интернет - проектов по разным предметным направлениям, меня интересовали, конечно же, проекты по математике, физике и информатике [9].

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим регионам нашей страны, поэтому, считаю, что «Обучающая компьютерная программа для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» является инструментом работы с информацией, который помогает оценить уровень усвоения вопроса, наглядным пособием в дальнейшей работе, диалогом учителя и обучаемого.

Рассмотренные общие положения об актуальности готовности будущего учителя к условиям дополнительного обучения с применением обучающей дистанционной технологии будут не полными, если на тенденцию сокращения часов изучения наук в вузе не обратить внимание. Применение дополнительного обучения с применением образовательной дистанционной технологии предполагает в какой-то мере компенсировать сокращение часов на изучение программы для этого необходимо выявить резервы для углубленного изучения дисциплин в лабораториях, библиотеках и за семейным компьютером. Следовательно, масштабность применения дополнительного обучения с применением дистанционной образовательной технологии приобретает социальную значимость для вузовского образования.

Список литературы

1. Rogers C.R. On becoming a person. A Therapist's view of psychotherapy / - Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. - P. 294-297.

2. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии: монография. - Л.: Издательство ЛГПУ, 2009.304 с.

3. Змеев С.И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI в. // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования: издается с июля 1937 / Ред. Р.С. Бозиев. - 2012. - №5 2012. - с. 69-74.

4. Матвеев, Л.П. Физическая культура личности как

проблема педагогики [Текст] / Л.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 10-12.

5. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды; под ред. Бодалева А.А. -М: Институт практической психологии, 1998. -368 с

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. -368с.

7. Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб.:

Питер Пресс, 1997. - 288 с.

8. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2012614174. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, зарегистрировано 11.05. 2012г.

9. Старова Т.С., Могилев А.В. Типология образовательных веб-сайтов [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http ://vio .fio.ru/vio_02/cd_site/Articles/Art_4_4.htm

10. Могилев А.В. Типология образовательных сайтов [Электронный документ] / А.В. Могилев, Т.С. Старова // http://vio.fio.ru/vio 02 /cd site /Articles /Art 4 4.htm

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Войтик Инна Александровна

Доцент кафедры вокала МосГУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье освещается новая концепция педагогической системы компетентностного подхода в вокальной педагогике. ABSTRACK

This article is highlights the new concept of the pedagogical system the competence approach in the vocal pedagogic. Ключевые слова: вокальная педагогика, новая концепция, компетентностный подход, профессиональное развитие. Keywords: vocal pedagogy, new concept, the competence approach, professional development.

Концепция компетентностного подхода является одной из наиболее актуальных в современном образовании, в вокальной педагогике - особенно. Особый статус академического пения - базовой дисциплины вокальной педагогики, обусловлен именно тем, что «пение в ощущениях», как господствующая ранее концепция, не может быть в вокале основой индивидуальной стратегии обучения: невозможность однозначного описания субъектных ощущений делает их ещё более абстрактными, чем понятия современной математики.

Научно-теоретическое обоснование компетент-ностной концепции в вокальной педагогике находится на начальном этапе своего становления, особенно актуальны вопросы разработки предметно-профессионального уровня, в нашем случае - профессиональных вокальных компетенций.

Отметим, что в образовательных стандартах ком-петентностный подход, как одна из современных парадигм образования, формулируется в рамках потенциальных условий (почти на 70% - в категориях «способность», более 27% - через «готовность»; крайне редко (3%) - через категорию «владение», характеризующую актуальные условия профессиональной деятельности). В педагогике в широком качественном смысле «способности» по Б.М.Теплову, - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении. Следовательно, и «готовность», и «владение» могут быть отнесены к новым по качеству способностям, качественная сторона которых может быть определена через новые категории, [6,7]. Наличие способностей, в том числе - вокальных, диагностируется только в действии, то есть - практически. Вместе с тем, если способности не выявлены, это не дает нам право судить об их отсутствии - в этом как раз и проявляется потенциальность способностей. В педагогической теории различают не только потенциальные и актуальные, но и общие и спе-

циальные способности: способности к пению складываются из специальных (голос, тембр, слух, музыкальная память и т.д.) и общих (творческий потенциал, фантазия, работоспособность и пр.). Первая из них - «готовность» -состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта деятельности, является не только потенциальной, но и актуальной субъектной характеристикой; и далее, в категории «владение», отражается высший качественный уровень актуальных способностей, [7]. Владение теми или иными навыками и компетенциями, иначе - их демонстрация, - в обязательном порядке присутствует в субъектной профессиональной практической деятельности. Само «владение» поэтому оценивается всегда с субъективно - релятивных позиций, в единстве с критериями оценки. Например, «Владение основами профессиональной этики и речевой культуры» (ОПК-5) - может быть измерено непосредственно в процессе профессиональной деятельности согласно выбранным критериям.

Наибольший интерес в плане исследуемых проблем профессиональной компетентности в вокале имеют так называемые «жесткие» профильные компетенции -без владения которыми субъект-профессионал не может быть отнесен к вокалистам. В отличие от «жестких», «мягкие» профессионально ориентированные компетенции характеризуют наличие потенциальных (профильных) качеств субъекта профессиональной деятельности. Профессиональные компетентности во многом определяются спецификой профессии. В современной музыкальной педагогике системная предметно-технологическая профессиональная деятельность (не только какие компетенции, но и способы их выработки) не структурирована, дидактически не детализирована, [3]. Еще на одном, структурном, уровне компетентностный подход может быть представлен на основании классификации основных компетенций по этапам обучения, с характеристиками их профессионального содержания на каждом этапе-уровне. Подчерк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.