Научная статья на тему 'Методическая поддержка развития информационно-математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарной направленности'

Методическая поддержка развития информационно-математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND MATHEMATICAL COMPETENCE / ИНФОР МА ЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / MATHEMATICAL FOUNDATIONS OF INFORMATION PROCESSING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATION / EDUCATIONALCOMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А.

В статье приводится информация об учебно-методическом комплексе, направленном на формирование информационно математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарных специальностей. Разработанный УМК состоит из программы, учебника, практикума и курса дистанционной поддержки, организующего информационно-образовательную среду на основе принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides information on the educational and methodical complex, directed on formation of information and mathematical competence of students of humanitarian specialities of pedagogical universities. Developed educational and methodical complex consists of programs, tutorial, workshop and course distance support, organizing information and education environment on the basis of the principles of student-oriented and differentiated education in terms of Informatization of education

Текст научной работы на тему «Методическая поддержка развития информационно-математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарной направленности»

УДК 378 ББК 74.489.472

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье приводится информация об учебно-методическом комплексе, направленном на формирование информационно математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарных специальностей. Разработанный УМК состоит из программы, учебника, практикума и курса дистанционной поддержки, организующего информационно-образовательную среду на основе принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, информационно-образовательная среда, учебно-методический комплекс, основы математической обработки информации, компе-тентностный подход к образованию.

Summary. The article provides information on the educational and methodical complex, directed on formation of information and mathematical competence of students of humanitarian specialities of pedagogical universities. Developed educational and methodical complex consists of programs, tutorial, workshop and course distance support, organizing information and education environment on the basis of the principles of student-oriented and differentiated education in terms of Informatization of education.

Keywords: information and mathematical competence, information and educational environment, educationalcomplex, mathematical foundations of information processing, competence-based approach to education.

М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова

86

В связи с переходом на многоуровневую систему образования особую актуальность приобретает проблема совершенствования професси-

ональной подготовки будущих учителей. Изменились требования к качеству высшего образования. Сегодня на первый план выдвигается

компетентностныи подход, ориентированный на практическое применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Анализ источников по проблематике компе-тентностного подхода в образовании показал всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к определенной деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), развиваемых по отношению к определенному аспекту личности.

Компетенции как результат образования рассматриваются в качестве главных целевых установок в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника.

Известные международные организации (UNICEF, UNDP, Европейский Совет, OECD, Международный Совет Стандартов и др.) активно исследуют проблемы, связанные с встраиванием в различные системы образования компетентностно ориентированного обучения. Европейский фонд образования в своих последних документах определил понятие компетентность как способность использовать знание и квалификацию, которая позволяет сделать приобретенное зна-

ние действенным и применять его согласно новым обстоятельствам (Eurydice 2002) [1, с. 109]. Последние исследования в этом направлении (проведенные в 2006—2012 гг.) показывают, что среди сформулированных в 2006 г. восьми ключевых компетенций для непрерывного образования в течение всей жизни основной на данном этапе является компетенция, называемая цифровой (Digital Competence), или компетенция, включающая себя навыки работы с информацией и современными инструментами для работы с информацией (DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe, Author: Anusca Ferrari Editors: Yves Punie and Barbara N. Brecko Еuropean Union, 2013).

Метод компетенций делает упор на достоверность критериев: главное то, что действительно приводит к наилучшему выполнению работы, а не факторы, наиболее достоверно описывающие все характеристики человека в надежде, что некоторые из них будут относиться к выполнению работы.

Требования к результатам освоения студентами образовательной программы прежде всего сосредоточены в условиях реализации всех тех компетенций, которые сформулированы в ФГОС. На сегодняшний день в России и западных образовательных системах существует множество классификаций компетент-ностей в сфере высшего профессионального образования. В первую очередь, рассмотрим различные взгляды на формирование компетентност-ного подхода. Так, Г.К. Селевко предлагает следующую классификацию компетентностей:

87

88

• математическая компетентность — умение работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);

• коммуникативная (которая тесно соотносится с языковой) компетентность — умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

• информационная компетентность — владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;

• автономизационная — способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

• социальная — умение жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

• продуктивная — умение работать и зарабатывать, способность создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

• нравственная — готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

Г.К. Селевко ориентируется на то, что компетентности — это деятель-ностные характеристики человека, поэтому их классификация должна быть адекватна классификации дея-тельностей [2].

А.В. Хуторской в соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выстраивает три уровня компетенций:

• ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

• общепредметные — принадлежат к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

• предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. А.В. Хуторской рассматривает семь групп ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компе-

тенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку [3].

На основе анализа сущности ком-петентностного подхода применительно к понятиям «компетенция» и «компетентность», И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей:

• компетентности, относящиеся к самому себе как личности и субъекту жизнедеятельности;

• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Каждая группа имеет несколько компетенций. В первую группу включены компетенции: здоровьесбереже-ния; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысла жизни; профессионального развития; языкового и речевого развития; овладения культурой родного языка, владения иностранным языком. Вторая группа содержит компетенции социального взаимодействия; общения. Третья группа содержит компетенции: познавательной деятельности; деятельности; информационных технологий [4, с. 40].

В обобщающем докладе В. Хутма-хера (Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие компетентность, ближе к понятийному полю «знаю, как» чем к полю «знаю, что». В. Хут-махер выделяет пять ключевых ком-петентностей:

- политические и социальные компетентности, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

- компетентности, связанные с жизнью в кросскультурном обществе, - принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

89

ВЕК

- компетентности, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;

- компетентности, связанные с возрастанием информатизации общества, - владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации;

- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [5, с. 208].

А.В. Баранников определил следующую структуру ключевых компетенций [6, с. 51].

Учебные компетенции: Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Решать учебные и самообразовательные проблемы. Связывать воедино и использовать отдельные 90 части знания. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.

Исследовательские компетенции: Получать и обрабатывать информацию. Обращаться к различным источникам данных и их использовать. Организовывать консультации с экспертом. Представлять и обсуждать различные видов материалов в разнообразных аудиториях. Использовать и их систематизировать документы в самостоятельно организованной деятельности.

Социально-личностные компетенции: Критически рассматривать

тот или иной аспект развития нашего общества. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Понимать произведения искусства и литературы. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. Справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные компетенции: Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. Дискутировать и защищать свою точку зрения. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках. Выступать на публике. Выражаться себя в литературном произведении. Читать графики, диаграммы и таблицы данных.

Сотрудничество: Принимать решения. Устанавливать и поддерживать контакты. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. Вести переговоры. Сотрудничать и работать в команде.

Организаторская деятельность: Организовывать свою работу. Принимать ответственность. Овладевать инструментарием моделирования. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. Вступать в проект.

Личностно-адаптивные компетенции: Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. Придумывать новые решения. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. Быть упорным и стойким перед трудностями. Быть подготов-

ленным к самообразованию и самоорганизации.

Проанализировав различные классификации ключевых компетенций, предложенных авторами (Г.К. Селевко, А.В. Хуторским, В. Хутмахером и др.), мы пришли к выводу, что большинство авторов выделяет информационную компетентность как ключевую, необходимую как для успешной учебы студента, так и для его профессиональной деятельности в жизни и социуме. А математическую подготовку относят к важному фактору, развивающему способность и готовность эффективно использовать математические знания и умения, в первую очередь те, которые вырабатываются в процессе изучения математики: логичность, аналитичность, последовательность и научность мышления, для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций [7].

О.А. Валиханова в своей диссертации [8, с. 183] вводит понятие информационно-математической компетентности, представляя его как структуру. Образующие компетентности, которые входят в структуру информационно- математической компетентности, позволяют выделить уровни ее формирования в процессе обучения:

1-й уровень — базовые ЗУНы по математике — умение анализировать условия прикладных задач, знания основных приемов построения математических моделей;

2-й уровень — умение строить типовые математические модели, навыки их исследования;

3-й уровень — опыт математического моделирования в квазипрофессиональной деятельности;

4-й уровень — дополнительные знания некоторых информационных компьютерных технологий (ИКТ), применяемых для исследования учебных математических моделей; умение выбирать ИКТ для исследования учебных математических моделей; навыки использования ИКТ в процессе исследования типовых математических моделей;

5-й уровень — опыт применения ИКТ в процессе математического моделирования в квазипрофессиональной деятельности, понимание необходимости и способность применять ИКТ в будущей работе; готовность изучать новые ИКТ, нужные для решения математическими методами задач профессиональной деятельности.

Актуальность исследования информационно-математической компетентности обусловлена важностью формирования у будущих учителей способности системно видеть педагогический процесс, анализировать педагогические задачи, выделять цели, делать выводы, выбирать эффективные математические методы, технические средства и информационные технологии для их решения.

Опыт исследования показал, что информационно-математическая компетентность — это необходимая составляющая педагогического образования, которая должна включать в себя:

• способность получать, собирать, классифицировать и представлять информацию в удобном для обработки и восприятия виде;

91

1 Педагоги, получившие образование по стандартам второго поколения, имеют возможность повысить уровень своей профессиональной квалификации до компетенций стандартов третьего поколения по существующим программам повышения квалификации [9].

ВЕК

• способность анализировать информацию, создавать информационные и математические модели, интерпретировать результаты и оценивать степень их достоверности в контексте условий их получения;

• способность формулирования профессиональных, личных и прикладных задач математическим языком, выбор оптимального способа решения и получения конечного математического и практического результата;

• способность использовать современные инструменты получения, обработки, хранения и передачи информации;

• способность аналитически и критически осмысливать результаты решения: проверка правильности и полноты результатов;

• способность к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности: умение работать индивидуально;

• способность к сотрудничеству, профессиональному использованию средств и возможностей информаци-

92 онно образовательной среды.

В связи с этим в рамках учебного процесса педагогического университета пристального внимания заслуживает курс «Основы математической обработки информации». Одна из задач курса состоит в том, чтобы за сложностью математических методов не потерять тот смысл, который заложен в современных принципах обработки информации, и выделить те решения, которые используются на практике сегодня1.

Информатизация человеческой деятельности в современных условиях придает знаниям и умениям обработки информации общекуль-

турную ценность. В современных условиях специалисту, работающему в сфере образования, приходится иметь дело с большим многообразием информации, поэтому наличие коммуникативных навыков и понимания этой информации является одним из базовых признаков современного общества.

Обработка информации и принятие на ее основе правильных решений во многом определяют успех дела. Без использования компьютеров трудно представить сейчас любую работу с информацией: ее получение, обработку, анализ, прогнозирование. В работе всех прикладных программ лежат алгоритмы, основанные на математических методах обработки информации. Знание этих методов и понимание их сути позволяет свободнее ориентироваться в выборе средств для решения как учебных задач, так и задач в будущей профессиональной деятельности.

Для учебно-методического обеспечения курса нами разработаны: программа курса, учебник (учебное пособие), практикум решения задач в табличном редакторе, реализована дистанционная поддержка учебного процесса и самостоятельной работы на основе системы дистанционного обучения МооШе.

Разработанная программа курса «Основы математической обработки информации» соответствует требованиям, предъявляемым к формированию информационных и математических компетенций будущих педагогов. Цель курса — максимально развить интуитивное и практическое представление будущих учителей об анализе данных, статистической обработке педагогического экспери-

мента, научить работать с большим объемом информации, а также совместной работе над исследовательским проектом. В программу включены основы некоторых разделов дискретной математики, развивающие логическое и аналитическое мышление, методы работы с информацией, использующие различные подходы к решению профессиональных задач.

Выбор содержания программы не случаен. Мы исходили из того, что основная информация, обрабатываемая учителями, носит статистический характер (совокупность оценок за определенный период, средние оценки по изучаемым предметам, изменение уровня знаний по разным предметам и т.д.). Изучение статистики логически связано с теорией вероятностей. Теория вероятностей основывается на базовых понятиях комбинаторики, основных понятиях теории множеств и элементов теории графов, так как именно графы наиболее наглядно иллюстрируют решение задач в теории вероятностей и комбинаторике. Основы математической логики включены в программу курса как средство, необходимое для развития логического мышления, поскольку именно знание основ булевой логики позволяет строить логические связи и отношения, лежащие в основе логических выводов, с использованием языка математики.

Освоение курса «Основы математической обработки информации» способствует приобретению будущим учителем необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а именно:

• владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу,

восприятию информации, ставить цель и выбирать пути её достижения (ОК-1);

• способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, приобрести навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

• готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

• способность использовать воз- 93 можности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Изучив материал, студент должен:

знать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• современные информационные методики и технологии;

• основы методов математической обработки информации;

• методы теоретического и экспериментального исследования.

уметь

• использовать знания о современной естественно-научной карти-

94

не мира в образовательной и профессиональной деятельности;

• применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

• работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

• использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

владеть

• культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, ставить цель и выбирать пути ее достижения;

• основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

• навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Наполнение модулей наиболее полно отражает современный подход к развитию информационно-математических компетенций.

Модуль 1. Информация. Использование математического языка для записи и обработки информации.

Необходим для понимания понятия информации, ее места в современной жизни и образовании, дает понимание о представлении информации в разной форме, первичные основы моделирования как познава-

тельного и научно-исследовательского процесса. Способствует пониманию аксиоматического построения математики как примера научного построения любой дисциплины. Приводит к пониманию роли математики в овладении любой профессии и особенно в деятельности педагога. Первичная информация по построению визуально более информативных документов с помощью таблиц, графиков. Дополнительно рассказывается о способах построения таблиц и графиков, о необходимости правильно выбирать вид таблицы или график для конкретных целей. В практической области студенты учатся построению графиков, представлению информации в максимально удобной форме с помощью графиков и таблиц. В лабораторной части получают навыки работы с табличным процессором: первое знакомство, интерфейс, построение таблиц, оформление таблиц, построение графиков различного вида с помощью компьютерных технологий.

Модуль 2. Элементы теории множеств. Теоретико-множественные основы математической обработки информации.

Включает в себя азы теории множеств, основные понятия, операции над множествами, их свойства. В практическую часть входит решение задач, тесно перекликающихся с профессиональной тематикой студентов, что способствует развитию как математических, так и информационных компетенций.

Модуль 3. Элементы теории графов. Методы решения задач как средство обработки и интерпретации информации.

Знакомит с элементами теории графов, а также средствами матема-

тического моделирования и анализа информации с помощью теории графов. Учит осуществлять корректный подбор методов решения, проводить обработку данных исследования и правильно интерпретировать результаты, практически рассчитывать типовые для педагогики задачи с помощью графов.

Модуль 4. Элементы алгебры логики. Использование логических законов при работе с информацией.

Содержит основные принципы и понятия математической логики, логические методы решения типовых для педагогики задач. Развивает логическое мышление, учит логически корректно осуществлять процесс обработки данных педагогических действий. Практическая часть данного модуля использует возможности моделирования и анализа информации с помощью математической логики средствами табличного редактора.

Модуль 5. Элементы комбинаторики. Комбинаторные методы обработки информации.

Знакомит с основными понятиями комбинаторики, методами комбинаторики, используемыми при планировании, проведении и обработке результатов деятельности в педагогике, со средствами математического моделирования и анализа комбинаторной информации на компьютере с помощью электронных таблиц.

Модуль 6. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностные методы обработки информации.

Содержит основные понятия теории вероятностей, основы современных технологий сбора, обработки и

представления информации средствами теории вероятностей, а также методы вероятностного моделирования педагогических процессов с помощью электронных таблиц.

Модуль 7. Основные понятия математической статистики для педагогов.

Включает в себя основные понятия математической статистики, способы математической обработки информации средствами математической статистики, методы статистического моделирования педагогических процессов, основные концепции и этапы педагогического эксперимента с применением методов математической статистики, современные пакеты прикладных программ статистической обработки данных.

Модуль 8. Выполнение проектной работы.

Данный модуль является завершающим в данном курсе. Будущие педагоги должны применить на практике все приобретенные знания и навыки. Использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации. Выполнить самостоятельную исследовательскую работу на педагогическую тему. Планировать процесс математико-статистической обработки экспериментальных данных, представлять статистические данные в различных видах (таблицы, диаграммы, графики), практически рассчитывать типовые для педагогики статистические задачи.

В разработанный учебник [10, с. 345] входит теоретический материал, примеры разобранных задач, за-

95

96

дачи для самостоятельного решения, вопросы для проверки знаний. Курс рассчитан на применение в педагогических вузах, в связи с этим материал иллюстрирован примерами и задачами, близкими по содержанию к проблемам и нуждам образования.

При отборе содержания учебника мы исходили из того, что в процессе изучения рассматриваемой дисциплины происходит предпрофессио-нальная подготовка бакалавра к выполнению функций учителя. Именно поэтому подбор задач, которые предлагаются для решения, по содержанию охватывают, прежде всего, материал, связанный с особенностями математических способов и методов обработки информации. Для обеспечения взаимосвязи предметного содержания и содержания задач, возникающих в профессиональной деятельности, весь материал курса сгруппирован вокруг основных вопросов использования математического аппарата для обработки информации.

Теоретическая основа курса предполагает как традиционные формы обучения и контроля знаний (чтение лекций, проведение практических групповых и индивидуальных работ, написание проверочных работ), так и компьютерное тестирование по каждому модулю программы. На лекциях излагается содержание курса с примерами по основным способам обработки информации с помощью различных подходов, использующих основы математических знаний из нескольких разделов дискретной математики, базовые математические понятия и определения из этих разделов, решение задач вырабатывает умение пользоваться математическим аппаратом, прививает

практические навыки математической обработки информации. Поскольку дисциплина «Основы математической обработки информации» ориентирована на содействие формированию у студентов навыков математических корректных и логически обоснованных исследований прикладных задач, профессионального использования современных достижений компьютерных технологий в обучении, будущей профессиональной деятельности, в процессе самообразования, математической культуры, приемов самостоятельного изучения математической литературы, то в процессе ее освоения используются современные педагогические технологии, такие как проектная, технология индивидуальной работы и работы в малых группах, создание электронного портфолио, деловая игра.

Практическую основу курса составляет практикум работ, знакомящих студентов с методами компьютерной обработки информации и решения математических и профессиональных задач с помощью табличного редактора. В качестве итоговой работы студентам предлагается выполнить самостоятельную исследовательскую работу — индивидуальный или групповой проект для демонстрации приобретенных навыков и компетенций.

Дистанционная поддержка курса, реализованная с помощью системы дистанционного обучения МооШе, позволила создать единое учебное пространство для студентов и преподавателей, возможность вернуться к плохо понятому материалу и повторить его, а преподавателю проконтролировать уровень знаний с помощью тестов и практических работ [11].

ЕК

Использование системы МооШе позволило достичь более высокого уровня в обучении, реализовать модель личностно-ориентированного обучения. Будущие педагоги получают опыт в применении инновационных педагогических технологий: проблемное обучение, проектная деятельность, личностно-ориентирован-ное обучение.

Технология витагенного обучения предполагает, что учебный процесс базируется на активизации жизненного опыта обучающегося, который рассматривается как витаген-ная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готов -ности к актуализации в адекватных ситуациях. Источниками витагенной информации для каждого обучающегося являются: личностное, деловое общение; средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; различные виды деятельности и др.

В основе проектной технологии лежит умение студента ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания.

Таким образом, проектные технологии формируют осмысленное развитие профессионально-исследовательского интеллекта, а также целесообразное проектирование практических действий будущего специалиста в сфере выполнения профессионально-ориентированного учебно-познавательного задания.

Каждый модуль структурирован по уровням, как в содержательном,

так и в практическом плане. На каждом этапе изучения нового материала студентам предлагаются разноуровневые стандартные и творческие задания, и они вправе выбирать задания, которые соответствуют их уровню подготовки. Очень важно, чтобы процесс выбора индивидуального творческого задания был осознанным и студент смог самостоятельно принять верное для себя решение. После изучения модуля программы проводится текущий контроль в форме тестирования, на основании результатов составляются индивидуальные траектории обучения: восполнение недостающих начальных знаний и умений. Возможность интерактивного общения в системе дистанционного обучения также позволяет индивидуализировать процесс обучения. В зависимости от ситуации преподаватель оперативно реагирует на запросы студента, применяя гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагая ему дополнительные, ориентированные на обучающегося блоки учебных материалов. Времени, отводимого на ау- 97 диторную работу, порой бывает недостаточно, и эта проблема решается при использовании дистанционной поддержки курса, реализуя тем самым личностно-ориентированные технологии обучения, что особенно важно для студентов педагогических вузов гуманитарного направления. При выполнении итоговой проектно-исследовательской работы студентам предлагается самостоятельно выбирать методы обработки, способы представления информации.

Самостоятельная работа по курсу организована в виде двух взаимосвязанных компонентов:

98

1. Аудиторная самостоятельная работа реализована во время проведения лекционных занятий в виде опросов, тестов.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа:

• самостоятельное изучение материалов предоставленных в системе МооШе;

• выполнение домашних заданий разнообразного характера — решение задач; подбор и изучение источников по определенной тематике; разработка и составление различных таблиц, диаграмм и др.;

• подготовка и написание письменных работ, исследовательских докладов на заданные темы, разработка и реализация индивидуальных и групповых проектов.

Самостоятельная работа студен -тов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся. Цель самостоятельной работы — помочь студентам приобрести прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также вырабатывать навыки применения полученных знаний умений [12].

Разработанный учебно-методический комплекс курса «Основы математической обработки информации», был разработан в соответствии с такими дидактическими принципами, как:

• принцип профессиональной направленности;

• принцип интеграции с информатикой — в сочетании с информатикой математика становится междисциплинарным инструментарием, выполняющим две основные функции: во-первых, позволяет определять цели поступков людей и условия их достижения; во-вторых, анализировать широкий спектр возможных ситуаций и намечать оптимальные решения посредством использования математических моделей;

• принцип диалектической взаимосвязи математизации гуманитарного образования и гуманитаризации математического образования;

• принцип учета специфики гуманитарного стиля мышления;

• принцип приоритета развивающей функции в обучении;

• принцип интерактивности;

• принцип педагогической целесообразности применения информационных технологий;

• принцип неантагонистичности дистанционных технологий существующим формам образования: используемые технологии должны быть не инородным элементом, а интегрированы в процесс обучения.

Применение дистанционной поддержки курса позволило осуществить в полной мере взаимодействие информационных технологий и педагогических технологий.

Комплексный подход к методической поддержке и преподаванию данного курса, включающий в себя как наполнение курса, так и форму его изучения, позволяет говорить о том, что студенты приобретают не только навыки и компетенции, относящиеся непосредственно к тематике данного курса, но и дополнительно осваивают на практике современные педагоги-

ЕК

ческие технологии, что немаловажно в современном образовательном процессе, ориентированном на синтез и взаимодействие дисциплин, особенно для будущих педагогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авво, Б.В. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий [Текст] / Б.В. Авво и др. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

2. Селевко, Г. К Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138145.

3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А.В. Хуторский// Интернет-журнал «Эйдос». 2005 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/20 05/1212.htm (дата обращения: 07.10.2013).

4. Зимняя, И.А. Компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / С.А. Хазова. М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2010.

6. Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход [Текст] / А.В. Баранников. - М. : ГУ ВШЭ, 2002.

7. Шеховцова, Д.Н. Формирование информационно-математической компетентности будущего учителя [Текст] / Д.Н. Шеховцова // Вестник ТГПУ - 2012. - № 7.

- С. 234-240.

8. Валиханова, О.А. Формирование информационно-математической компетентности студентов инженерных вузов в обучении математике с использованием комплекса прикладных задач: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.А. Валиханова. -Красноярск, 2008.

9. Глотова, М.Ю. Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения [Текст] / М.Ю. Глотова, Е.А. Са-мохвалова // Наука и школа. - 2012. - № 6.

- С. 47-52.

10. Математическая обработка информации. Учебник и практикум [Текст] / М.Ю. Гло -това, Е.А. Самохвалова. - М. : Изд-во Юрайт, 2014. (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

11. Информационные технологии и инструменты образования XXI [Электронный ресурс]. - URL: http://education21.ru (дата обращения: 07.10.13).

12. Глотова, М. Ю. Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО Moodle [Текст] / М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 4. - С. 15-23. ■

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.