Научная статья на тему 'Обучающая компьютерная программа для условий педагогического образования'

Обучающая компьютерная программа для условий педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНЫЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ ОКП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузенко И.Г.

В статье анализируются теоретические положения и особенность разработки обучающей компьютерной программы (ОКП) для педагогического образования. Особенность состоит в применении специальной структуры и содержания ОКП, отраженной в «Свидетельстве о гос. рег. программы для ЭВМ №2012614174» и соответствующей запросам подготовки будущего педагога на уровне профессиональной компетенции и компетентности. Результаты исследования ориентированы на интересы педагогического коллектива высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающая компьютерная программа для условий педагогического образования»

1. Viderker M.A., Zazhivnova O.A., Romanov V.V. Primenenie tehnologii skrinkastinga v razrabotke elektronnyh uchebnyh posobiy // Obrazovatel'-nye tehnologii i obschestvo. 2013. T. 16. № 1. S. 429-439.

FREE SOFTWARE FOR SKRINKASTINGA AND ITS USE IN DESIGN ELECTRONIC TEXTBOOKS

M.Yu. Sidlyar

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: mihailsidlyar@gmail.com

The main stages of the work programs for skrinkastinga (videoscreen capture). The article presents the comparative characteristic of free software, and describes the individual strengths and weaknesses of these software products. Shown in detail editing video shot in a comparable programs. The article provides general guidelines when working with video capture screen.

Key words: skrinkasting, video, software.

УДК 004.7

ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИГ. Гузенко

Липецкий государственный педагогический университет, Россия, г. Липецк. e-mail: 0509gudived@mail.ru

В статье анализируются теоретические положения и особенность разработки обучающей компьютерной программы (ОКП) для педагогического образования. Особенность состоит в применении специальной структуры и содержания ОКП, отраженной в «Свидетельстве о гос. рег. программы для ЭВМ №2012614174» и соответствующей запросам подготовки будущего педагога на уровне профессиональной компетенции и компетентности. Результаты исследования ориентированы на интересы педагогического коллектива высшего образования.

Ключевые слова: рефлексивный, интеллектуальный, информационный потенциал, обучающая компьютерная программа, профессиональная деятельность будущего педагога с помощью ОКП.

Разработка компьютерной программы, отвечающей высоким требованиям ФГОС ВПО, - одна из актуальных задач «системного подхода к информатизации и компьютеризации» [1, 2, 3] вузовского обучения. Во всем многообразии дидактических, педагогических, проектировочных концепций вузовского образования наибольший интерес вызывает построение обучающей компьютерной программы, состоящей в реализации особого ресурса, отражающего «совокупность научных положений о проектировании и функционировании» [1], выполняемых на базе «информационно-коммуникативных технологий» [2, 3] со встроенными средствами -компьютерной программой ОКП [4, 5] для системы вузовского образования. Отмечая особенность построения обучающей компьютерной программы, можно подчеркнуть, что в теоретическом и практическом плане активизация процесса обучения на базе представленного комплексного ресурса - это непростая масштабная задача информатизации ВПО в целом [2, 3]. Поэтому необходимо ответить на риторический вопрос: почему и для чего необходимо осуществлять разра-

ботку подобной программы? Отвечая на поставленный вопрос о применении компьютерных программ, следует уделить внимание анализу динамики использования этих программ в учебном процессе вуза. Масштабы компьютеризации обучения в вузе в научной печати комментируются спокойно, сдержанно и даже случается отрицательно. Доходчивых объяснений не мало, из которых можно сделать один из выводов: использование компьютерных программ связано с трудностями, сопряженными с обостряющимся человеческим и технологическим фактором учебной деятельности. В результате не уменьшается число вопросов [2, 4, 6], относящихся к программным «техническим средствам (обучения), которые не раскрывают весь потенциал» научности, наглядности, активизации процесса компьютерного обучения. Существующие программы «не обладают бесспорным качеством» для выполнения учебной деятельности и формирования знаний, умений, мотивации, компетенций будущего педагога. Недостаточно или совсем отсутствуют «педагогические (рекомендации) советы» для развития творческих

способностей средствами информационного потенциала.

Применение ОКП [4, 5] в учебном процессе в какой-то мере поможет и позволит раскрыть и решить некоторые из перечисленных трудных вопросов разработки и использования компьютерной программы в образовании. Один из первых вопросов, определяющих особенность и необходимость применения обучающей компьютерной программы в ВПО, касается целевой установки (ЦУ) и точки зрения ее применения.

Первая цель построения и реализации разрабатываемой программы состоит в разработке обучающей, развивающей и воспитывающей функций образования, отраженного в названии ОКП. Следует заметить, что в большинстве случаев предъявляется просто «компьютерная программа»; нельзя сказать, что отсутствуют функции образования в их структуре, но они и не обозначены. Следующая целевая установка касается последовательного применения сначала приближенного, затем уточненного и, наконец, самостоятельного решения студентами образовательных задач.

Руководящая целевая установка касается решения задач обучения с помощью ОКП, которые ориентируется на разработку совокупности психолого-педагогических проблем компьютеризации образования, а не только на совершенствование процесса обучения языковыми средствами программирования, хотя это очень важная позиция для компьютерной программы.

Следующая целевая установка отражает комплексный подход в освоении и применении программы (ОКП), являющейся сложным информационно-методическим средством. Суть данной установки состоит в том, что без предварительного изучения структуры, содержания и освоения студентами программы управления в режиме тренажера (как, в общем, для любой программы и как показал опыт) применение становится крайне затруднительным, растягивается по времени, тратится эффект скорого применения ОКП в процессе обучении. Кстати, этот вопрос не решается в разработке известных компьютерных программ, и в результате ограничивается круг решаемых задач и применения.

Наконец, не менее важной является установка на изучение студентами структуры, содержания и управления программой ОКП, осуществляемой в ходе изучения, усвоения предметных дисциплин вуза. Следовательно, не требуется дополнительного учебного времени на усвоение ОКП, нет необходимости выполнять многократные повторы основ программы для каждой новой изучаемой дисциплины.

Совокупная целевая установка реализуется посредством разработанных «презентаций ОИ, УИ, МИ, АИ, ПИ», каждая из которых содержит «Информационные карты 1-4», составленные на базе идей [7], позволяющих последовательно и строго регламентировано решать образовательные задачи с обязательным приближением к учебно-научному результату [7].

ОИ - образец учебного исследования, позволяющий студенту (в условиях необходимой педподдержки) усвоить структуру, содержание и управление ОКП на базе изучаемого программного материала. Следующая «Презентация УИ» - это учебное исследование научного текста (так же на базе программного материала) и процесса обучения с помощью образца ОИ.

«Презентация МИ» - учебное исследование особенностей методического применения учебной информации, позволяющее формировать компетенции, компетентность и готовность будущего педагога [8].

«Презентация АИ» - автономное (самостоятельное) учебное исследование предметной учебной информации, ориентированное на формирование умений выполнять исследование и подготавливать выступление на научных конференциях, защитах курсовых, дипломных работ. «Презентация ПИ» - педагогическое учебное исследование, касающееся проблем современного образования, выполняемых в курсовых, дипломных, конкурсных работах будущего педагога.

Обобщенная характеристика «Презентации» позволяет отметить, что каждая из них предназначена для выполнения функции последовательной, возрастающей по компоненту самостоятельности учебно-исследовательской деятельности будущего педагога. Начало приближения к освоению учебного исследования заложено в структуре и содержании

«Презентации ОИ». Наравне с целевой установкой, образец ОИ предназначен для выполнения особой функции изучения сложной структуры и содержания ОКП (подобные рекомендации отсутствуют в обычных компьютерных программах). Образец ОИ является эталоном для выполнения учебно-научных действий, выполняемых по «учебному образцу» [9]. Образец предназначен для изучения, освоения и применения психолого-педагогического содержания сложных учебных комплексов и их ресурсов, необходимых для учебного исследования. На изучение подобных объектов в вузе не отводится учебного времени, нет даже такой дисциплины и специальной литературы. Но возникла реальная потребность применять сложные информационные понятия, блоки, системы для разработки ОКП. И тогда была применена в «Инфокартах 1-4» «идея образца в образовании» [9], позволяющая решать непростую образовательную задачу. В наглядной и отчасти упрощенной информационно-табличной форме образец ОИ демонстрирует учебное исследование информации: выявление в текстовой информации смысловых образов, ключевых идей, концептуальных действий, на базе которых разрабатывается тема, план, тезаурус собственного самостоятельного исследования. Инфокарты образца составляются по одной из тем учебной программы и демонстрируют приемы изучения информации, формы управления программой, завершающиеся тестовым контролем на знание образца. Далее предлагается пустая табличная схема для самостоятельного учебного исследования по образцу ОИ, но уже по другой теме изучаемого курса [4]. Таким образом, для применения ОКП не требуется дополнительного учебного времени на изучение структуры, содержания сложных объектов учебного исследования.

Методическая поддержка самостоятельного изучения и применения «презентаций ОИ, УИ, МИ, АИ, ПИ» осуществляется с помощью особых методических разработок, представленных отдельно на бумажном (книжном) и электронном носителях учебной информации. Дублирующие носители позволяют максимально упростить самостоятельное изучение и освоение образца ОКП в учебном процессе. «Инфокарты 1-4», раз-

работанные на базе указанных носителей, позволяют осуществить эффективное взаимодействие студентов с учебной информацией и помогают осваивать предметные знания, умения [4], отвечающие современным требованиям подготовки будущего педагога на уровне компетенции, компетентности и готовности к учебной деятельности. «Презентация ОИ» с помощью специально разработанных «инфокарт 1-4» позволяет решать и другую методическую задачу, которая не предусмотрена в современных компьютерных программах. Особенность общения студентов (учащихся) с информацией на мониторе компьютера - особая задача, требующая отдельного исследования. Одно можно сказать, что со сменой носителя информации (общий переход в усвоении информационного текстового сообщения с бумажного на электронный носитель) в значительной мере меняется режим формирования «механизма памяти» (из теории В.И. Зиновьева, Р. Аткин-сона [4]). Возникают затруднения в формировании интеллектуальных действий, и эта особая задача, решаемая с помощью заложенных в предлагаемую программу приемов, способов преодоления подобных затруднений.

Информационно-методические приемы преодоления затруднений в восприятии, запоминании, усвоении и воспроизведении информации сводятся к применению особых табличных форм построения вербально-графического текста и предъявления информации. Например, структура «инфокарт» построена в табличной форме по схеме «пять на пять» (идея «Пента системы» В.И. Вернадского [4]). Пента схема позволяет организовать поиск решения задачи путем выбора результата, который является началом учебного исследования. Началом и продолжением учебного исследования является применение вербально-графических средств соотнесения, сопоставления, сравнения учебной информации. Рассматриваемые эти и другие приемы позволяют существенно активизировать формирование «механизма памяти» студентов, который представлен в традиционной форме на базе курса «Психология» (под редакцией А.А. Крылова).

Информационные и графические способы активизации процесса обучения позволяют рассмотреть простейшие приемы форми-

рования «механизма памяти» студентов в процессе работы с «презентациями»:

1. Восприятие: рассматривается как начало методического обеспечения (МО) применения ОКП; средство обеспечения (С) -яркое компьютерное предъявление объектов информации, активизирующих восприятие информации; умственные действия (УД) -обработка и трансляция максимального объема УНИ в буферную память.

2. Запоминание: С - информационные повторы учебных действий с помощью ин-фокарт ОКП; УД - разнообразные повторы, вызывающие удлиненные реверберации в зоне энграмм буферной памяти, обеспечивающие установку на запоминание, хранение и применение УНИ.

3. Понимание: С - поиск решения учебных творческих задач средствами выбора результата по схеме «пять на пять» ОКП; УД -пролонгация повторов с ориентацией на осмысление и длительное хранение УНИ в оперативной памяти студентов.

4. Воспроизведение: С - введение аудио-видео средств в сообщение по ОКП для активизации письменного и речевого воспроизведения УНИ; УД - целенаправленное включение средствами ОКП человеческих центров: «Центр Вернике» (понимание речи) и «Центра Брока» (воспроизведение речи) для громко-речевого представления учебно-исследовательских действий и принятия решений в учебной практике.

В реальном процессе обучения с использованием ОКП в аудиторных условиях на установочных лекциях осуществляется первичное освоение информационных действий исследование-знакомство с фундаментальными вопросами изучаемых предметных наук. Знакомство осуществляется на примере лекционного материала и выполняется как интеллектуальное занятие, упражнение, развивающее способности студентов. Затем на следующих лекционных занятиях осуществляется переход к конкретному изучению и исследованию содержания текста с приближением к заданным контрольным результатам программных дисциплин. На протяжении ряда учебных семестров (по опыту Липецкого гос. пед. ун-та) осуществляется всего лишь три этапа: первоначально на лекциях в классических аудиторных условиях фор-

мируются в соответствии с учебной программой знания в «приближенном значении» и закладывается ориентиры «информационного потенциала». В добавочной дистанционной форме [6] (ДФ - лаборатория, читальный зал, домашние условия с применением компьютера и «Презентации - ОИ») закрепляются, усваиваются сформированные знания, умения на уровне учебного исследования УНИ. Далее автономно в условиях ДФ студенты выполняют учебное самостоятельное исследование по схеме «Презентация -УИ», предполагающее (по заданию на повышенный балл контроля) дополнительное углубленное изучение, комментирование, формирование методических прогнозов на будущее применение полученных знаний в МБОУ. По дополнительному заданию выполняется углубленное учебное исследование сложных вопросов применения в обучении «компьютерной визуализации», технологии «виртуальной реальности», способствующих выявлению возможности применения их в современном обучении. В завершение студенты выполняют реферирование, аннотирование программных материалов и осуществляют разработку самостоятельных проектов по схеме «Презентация - АИ».

Таким образом, выполняется последовательное усвоение-восхождение и перенос полученных знаний, умений в подготовку докладов к научным конференциям, предметным конкурсам, а также в курсовые, дипломные работы и т.п.

В заключении отметим, что представленная обучающая компьютерная программа (ОКП), разработанная на основе комплексного решения образовательных задач и встроенная в педагогическую технологию, позволяет формировать знания, умения, навыки учебно-исследовательской работы и развивать творческие способности студентов на уровне компетенций и компетентности будущего педагога.

Выводы: Вопросы компьютеризации ВПО привлекают внимание многих исследователей, и в данном сообщении уделено внимание разработке структуры и содержания обучающей компьютерной программы. Представленная структура, содержание и применение обучающей компьютерной про-

граммы (ОКП) позволяет сделать вывод о том, что рассмотрено и выдвинуто научное предположение о построении обучающей компьютерной программы, отличающейся «совокупностью научных положений о проектировании и функционировании» [1], выполняемых на базе «информационно-коммуникативных технологий» [2, 3] со встроенной компьютерной программой [4, 5] для системы вузовского образования.

Выполненные исследования позволяют выразить уверенность, что разработанная на уровне современных педагогических теорий и экспериментально апробированная программа ОКП, найдет понимание педагогической общественности вузов и привлечет внимание к коллективной разработке компьютерных программ для подготовки будущего педагога к профессионально-компе-тентностной деятельности.

Литература

1. Монахов В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактик при переходе к новым ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. № 5. С. 18-26.

2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспект). 2-е изд., доп. М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.

3. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: монография. Тамбов; М., 2000.

4. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии. Липецк: ЛГПУ, 2009. 298 с.

5. Гузенко И.Г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614174 «Обучающая компьютерная программа для исследования общеобразовательных дисциплин». Правообладатель и автор Гузенко Иван Гаврилович (в соавторстве с Власовой В.В. и др.) // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 11 мая 2012 г.

6. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие / под общ. ред. В.А. Трайнева. 2-е изд. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 294 с.

7. Монахов В.М. О возможности методологии нечеткого моделирования как нового инструмента информатизации педагогических объектов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М., 2008.

8. Змеев С.И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI века // Педагогика. 2012. № 5. С. 69.

9. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства, недостатки: научная монография. М.: «Канон»-РООИ «Реабилитация», 2008. 256 с.

References

1. Monahov V.M. Perspektivy ponyatiyno-katego-rial'nogo apparata didaktik pri perehode k novym FGOS VPO // Pedagogika, 2012. № 5. S. 18-26.

2. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiy i teh-nologicheskiy aspekt). 2-e izd., dop. M.: IIO RAO, 2008. 274 s.

3. Chvanova M.S., Lipskiy I.A. Informatizatsiya sistemy nepreryvnoy podgotovki spetsialistov: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Tambov; M., 2000.

4. Guzenko I.G. Pedagogika refleksivnoy praksiolo-gii. Lipetsk: LGPU, 2009. 298 s.

5. Guzenko I.G. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM № 2012614174 «Obuchayuschaya komp'yuternaya programma dlya issledovaniya obscheobrazovatel'nyh distsip-lin». Pravoobladatel' i avtor Guzenko Ivan Gavri-lovich (v soavtorstve s Vlasovoy V.V. i dr.) // Federal'naya sluzhba po intellektual'noy sobstven-nosti. 11 maya 2012 g.

6. Traynev V.A., Gurkin V.F., Traynev O.V. Dis-tantsionnoe obuchenie i ego razvitie / pod ob-schey redaktsiey V.A. Trayneva. 2-e izd. M.: Iz-datel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2010. 294 s.

7. Monahov V.M. O vozmozhnosti metodologii ne-chetkogo modelirovaniya kak novogo instrumenta informatizatsii pedagogicheskih obektov // So-vremennye informatsionnye tehnologii i IT-obra-zovanie. M., 2008.

8. Zmeev S.I. Kompetentsii i kompetentnosti prepo-davatelya vysshey shkoly HHI veka // Pedagogika. 2012. № 5. S. 69.

9. Bozhovich E.D. Obraztsy v obuchenii: ih dos-toinstva, nedostatki: nauchnaya monografiya / E.D. Bozhovich. M.: «Kanon»-ROOI «Reabilitat-siya», 2008. 256 s.

THE EDUCATIONAL SOFTWARE FOR CONDITIONS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

I.G. Gouzenko

Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia. e-mail: 0509gudived@mail.ru

The article analyzes theoretical positions and feature of educational software (ES) development for teacher educa-

tion. Peculiarity of it is the applying of a special structure and content of the educational software, as reflected in the "Certificate of state reg. of computer program №2012614174" and the corresponding needs of the future teacher's level of professional competence and expertise. Results of the study

are focused on the interests of the teaching staff of higher education.

Key words: reflexive, intellectual, informational potential, educational software, professional activity of future teacher with help of ES.

УДК 378.147

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ В СРЕДЕ ADOBE INDESIGN

И.А. Киселева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: irinakiselyo@yandex.ru

В статье рассмотрена организация работы студентов-информатиков с использованием метода проектов на примере создания интернет-газеты «КИИТ» в среде Adobe Indesign.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, интернет-газета, среда Adobe Indesign.

В рамках учебного процесса использование метода проектов можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда студент самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития студента, предполагает творческий поиск. Роль преподавателя - организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом -это коллективная работа студентов и преподавателей [1, 2, 3].

Проектная форма обучения достаточно актуальна. Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской рассматривает проектную форму обучения для ориентации

учащихся на создание образовательного продукта, для решения научной, технической или иной проблемы, выполняя при этом познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему [4, с. 199].

По мнению Е.С. Полат, реализация метода проекта строится на общих подходах к структурированию проекта:

выбор темы проекта, его типа, количества участников;

продумывание возможных вариантов решения проблемы с последующим коллективным обсуждением;

распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;

самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

промежуточные обсуждения полученных данных в группах;

- защита проектов, оппонирование;

- коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [1].

В работах В.В. Гузеева рассматривается проектное обучение как одна из интегральных технологий [4, с. 202]. Последовательность этапов в работе над проектом представлена в таблице 1.

Конкретно применяемые средства и приемы определяются характером решаемых данным проектом задач, которые представлены в таблице 2.

Проведенный анализ работы Д. Жака позволяет определить организационные этапы работы над проектом в следующем виде [5, с. 68-84] (табл. 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.