Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ / РЕЧЕВОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЕЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД / ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна, Согорина Еленаниколаевна

В статье рассматривается проблема развития речи у детей дошкольного возраста в сельской дошкольной образовательной организации . Актуализируется речь как важнейший способ общения. Потому что, педагоги дошкольных образовательных организаций организовывают педагогическую деятельность так, чтобы разговорная речь дошкольника была понятна окружающим, чтобы самому ребенку было удобно и успешно адаптироваться в стремительно развивающейся окружающей реальности, среде. Проведено исследование по проблеме с применением интерактивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна, Согорина Еленаниколаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCIENTIFIC AND NATURAL KNOWLEDGE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE LESSONS OF THE "SURROUNDING WORLD"

The article deals with the problem of speech development in preschool children in a rural preschool educational organization. Speech is being updated as the most important way of communication. Because, teachers of preschool educational organizations organize pedagogical activities in such a way that the colloquial speech of a preschooler is understandable to others, so that the child himself can comfortably and successfully adapt to the rapidly developing surrounding reality and environment. A study was conducted on the problem with the use of interactive games.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Исходя из данных таблицы установлено, что у 3х педагогов (15%) выявлен низкий уровень стремления к саморазвитию, у 10 педагогов (50%) выявлен средний уровень стремления к самореализации, у 7 педагогов (35%) вывален высокий уровень.

У 4-х педагогов (20%) выявлена высокая оценка своих личностных качеств, таких как целеустремленность, эрудированность, сообразительность, упорство, справедливость; у 10 педагогов (50%) выявлен средний уровень самооценки личностных качеств; у 6 педагогов (30%) выявлен высокий уровень самооценки с своих качеств.

Оценку проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации дали 7 педагогов (35%) и 13 педагогов (65%) оценили ее как скорее перспективную для саморазвития.

Рассмотрим результаты анкеты «Барьеры, препятствующие саморазвитию» (К.Ю. Белая). Она дает возможность выявить стимулирующие и препятствующие факторы для саморазвития педагогов.

Препятствующие факторы Недостаток времени Отсутствие поддержки со стороны руководителя Собственная инерция

Количество 12 3 5

Процент 60% 15% 25%

Основными препятствующими факторами к саморазвитию для 12 педагогов (60%) является недостаток времени, для 5 педагогов (25%) - собственная инерция, для 3 педагогов (15%) - отсутствие поддержки со стороны руководителя.

Стимулирующие Получение Занятия Интерес к Признание Новизна

факторы новых знании самообразованием работе деятельности

Количество 8 4 5 1 2

Процент 40% 20% 25% 5% 10%

Главными факторами, стимулирующие самообразовательную деятельность педагогов выступают у 8 педагогов (40%) получение новых знаний, у 5 педагогов (25%) - интерес к работе, у 4 педагогов (20%) - занятие самообразованием, у 2 педагогов (10%) - новизна деятельности, у 1 педагога (5%) - признание со стороны коллег.

Выводы. Таким образом, практическое исследование показало, что большинство педагогов умеют средний уровень готовности к самообразовательной деятельности, стремления к саморазвитию.

Многие педагоги имеют среднюю самооценку своих качеств и оценивают проект педагогической поддержки как скорее перспективную для саморазвития. Основными препятствующими факторами к саморазвитию для педагогов является недостаток времени, и собственная инерция. Основными факторами, стимулирующие самообразовательную деятельность педагогов являются получение новых знаний, интерес к работе и занятие самообразованием.

Литература:

1. Бражко, А.Л. Самообразование - средство повышения профессионализма / А.Л. Бражко, В.М. Попова // Труд и социальные отношения. - 2018. - № 1. - С. 133-134

2. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной организации: учебно-методическое пособие / Н.А. Дильдина. - Челябинск: Изд-во ЗАО Библиотека А. Миллера, 2018. - 102 с.

3. Кашникова, Е.Ю. Подготовка педагогов к самообразовательной деятельности: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Юрайт, 2018. - 287 с.

4. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). -Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 51-54. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8462/ (дата обращения: 27.09.2022)

5. Кронина, Н.К. Самообразование как средство развития воспитателя дошкольного учреждения / Н.К. Кронина // Педагог. - 2018. - № 6. - С. 43-49

6. Мишукова, Н.И. Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Мишукова // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). -С. 304-305. - URL: https://moluch.ru/archive/294/66780/ (дата обращения: 27.09.2022).

7. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О.Л. Шабалина, В.А. Светлова. - Йошкар-Ола, 2014. - 104 с.

8. Юдакова, С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учебное пособие / С.В. Юдакова. - Владимир: ВГПУ, 2020. - 131 с.

9. Ящук, А.В. Организация самообразования педагогов в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования / А.В. Ящук // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2016. - №5 (170). - С. 89-91

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Согорина ЕленаНиколаевна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи у детей дошкольного возраста в сельской дошкольной образовательной организации. Актуализируется речь как важнейший способ общения. Потому что, педагоги дошкольных образовательных организаций организовывают педагогическую деятельность так, чтобы разговорная речь дошкольника была понятна окружающим, чтобы самому ребенку было удобно и успешно адаптироваться в стремительно развивающейся окружающей реальности, среде. Проведено исследование по проблеме с применением интерактивных игр.

Ключевые слова: развитие речи, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников, недоразвитие речи, сельский детский сад, интерактивная игра.

Annotation. The article deals with the problem of speech development in preschool children in a rural preschool educational organization. Speech is being updated as the most important way of communication. Because, teachers of preschool educational organizations organize pedagogical activities in such a way that the colloquial speech of a preschooler is understandable to others, so that the child himself can comfortably and successfully adapt to the rapidly developing surrounding reality and environment. A study was conducted on the problem with the use of interactive games.

Key words: speech development, cognitive, socio-communicative, speech, artistic, aesthetic and physical development of preschool children, speech underdevelopment, rural kindergarten, interactive game.

Введение. По требованию ФГОС ДО от педагогов дошкольных образовательных организаций ждут исключительную организацию образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Перед педагогами ДОО стоит важная задача, которая заключается в способствовании овладением детьми речью, так как она является средством общения и культуры. Также развитию активного словаря, связной речью, звуковой и интонационной культуры речи.

Речевое развитие - это осознанное, разумное использование языка, умение понимать и осмысливать его. Именно в младшем возрасте наблюдается активное обогащение словаря детей. В этот период формируется грамматический строй речи, развивается связная речь и воспитывается звуковая культура речи у детей дошкольного возраста.

В свое время педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, КД. Ушинский, Е.И. Тихеева и др. в своих трудах представили основу методики развития речи. Они не утратили и сегодня своей ценности.

Педагогам и воспитателям известно, что общение является важнейшим фактором общего психического развития детей дошкольного возраста. Речь - важнейший способ общения.

Без речи невозможно сформировать и развить способность к познанию. Дошкольное детство - это то время, когда ребёнок в активном изучении мира. Он усваивает разговорную речь, все ее стороны.

По ФГОС ДО и единению образовательных областей в ДОО в сущности деятельности воспитателей находится речевое развитие детей дошкольного возраста.

Учеными рассматриваются пять областей развития дошкольника. Нам известны познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в образовательно-воспитательном процессе по ФГОС ДО. Все они связаны с общением, речью.

Проблема формирования и развития речи дошкольников является и сегодня актуальной. Педагоги-практики, воспитатели в своей деятельности организовывают педагогическую деятельность так, чтобы разговорная речь дошкольника была понятна окружающим, чтобы самому ребенку было удобно

и успешно адаптироваться в стремительно развивающейся окружающей реальности, среде.

В современном образовательном пространстве многое делается в инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций. Инновации помогают усовершенствовать систему дошкольной образовательной организации.

Также с их помощью обновляется, эффективнее становится образовательно-воспитательный процесс ДОО.

Все это реализуется посредством методов, приемов, средств, в целях достижения положительных результатов в развитии личности дошкольника. Благодаря сочетанию прогрессивных творческих технологий, инновации доказали продуктивность в системе образования ДОО.

Традиционная методика воспитания и образования детей дошкольного возраста в области развития речи рекомендует применить в качестве основных приемов обучения:

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга);

- образец рассказа педагога по сюжетным картинкам;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- тематические беседы;

- ситуации общения.

Но опыт показывает, несмотря на насыщенность даваемого материала, у нормально развивающихся 80% детей идет общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.

Дошкольники проговаривают свистящие, шипящие, сонорные звуки. Получается, что педагогу необходимо менять методику по развитию речи дошкольников.

Решая проблему, педагогу дошкольной образовательной организации важно не только побуждать воспитуемых к активности, к речевому общению, но и учить детей правильно артикулировать звуки.

Изложение основного материала статьи. Педагоги «Поспеловского детского сада» Елабужского района Республики Татарстан успешно пользуются такими педагогическими технологиями, как интерактивное взаимодействие. Они помогают им реализовывать системно-деятельностный подход к воспитанникам.

Потому что, такой подход гарантирует активное участие дошкольников в образовательно-воспитательном процессе исходя способностей и уровня развития детей дошкольного возраста. Нами было проведено исследование по данной проблеме в сельской ДОО.

В МБДОУ «Поспеловский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшая группа №1 имеет наполняемость возрастов от 4 до 7 лет.

Комплектование групп в сельских детских садах имеет особенность разновозрастного типа.

Для реализации цели была запланирована деятельность с тремя возрастными подгруппами в течение 2021-2022 учебного года (средний, старший и подготовительные группы).

Нами были изучены и анализированы труды ученых Эльконина Л.В., Выготского Л.С., Ушаковой О.С., Щерба Л.В., Волосовец Т.В. и др.

О.С. Ушакова считает, что при правильной организации обучения и дидактического общения, дети могут овладевать речью, коммуникативными умениями [71. Также, наблюдается развитие творческих способностей воспитуемых в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельности.

К.Д. Ушинский в свое время утверждал, что изучая свой родной язык, дошкольник успешно усваивает слова, их сложения, видоизменения, разные понятия, воззрения на предметы, огромное количество мыслей, чувств, художественных образов, логику, а также философию языка [51.

Дети должны научиться правильно артикулировать звуками, владеть фонетическим слухом. Вот тогда и можно развивать у воспитуемых связную, грамматически правильную диалогическую, монологическую речь.

Опытные воспитатели сельских ДОО, в условиях укомплектованности групп детьми разного возраста, отсутствия групп детьми разного возраста, отсутствия логопеда, читают важным внедрение в развивающую среду сельского сада инновационные технологии, в частности интерактивные игры по речевому развитию «Мерсибо».

А также включение артикуляционной гимнастики в дополнение к традиционным занятиям по развитию речи.

«Мерсибо» - Санкт-Петербургский портал объединения специалистов коррекционного профиля: логопедов, психологов, дефектологов, педагогов, которые разрабатывают уникальные интерактивные игры на флешках, программы для ведения документации, настольные пособия и многое другое для специалистов сферы образования, в частности для развития речи детей дошкольного возраста.

Данные интерактивные пособия включают игры: по артикуляционной гимнастике, по развитию правильной артикуляции звуков и фонематического слуха, воспитанию звуковой культуры у детей, обогащению связной речи. То есть, здесь есть все для выполнения самых важных задач по достижению цели в деятельности по развитию речи воспитуемых.

Артикуляционную гимнастику и интерактивные игры «Мерсибо» по развитию речи у детей 4-7 лет в данной ДОО применяют с 2021 -2022 учебного года.

Почему именно интерактивное взаимодействие решит проблему развития речи в детском саду?

Потому что, во-первых, лучшее восприятие информации в дошкольном детстве происходит с помощью наглядно-образного материала; во-вторых, перед детьми - программа игр, активизирующая прямой диалог с сюжетом и персонажами интерактива, которая привлекает детское внимание основательно.

Дети большим интересом «работают» в режиме интерактивных игр.

Следовательно, интерактивное взаимодействие активизирует по цепочке активную деятельность детей в процессе занятия: активное внимание, мышление, действие - выполнение заданий по проговариванию звуков, слов.

Ниже приводим динамику развития по трем возрастам разновозрастной группы:

- средний возраст - 4-5 лет;

- старший возраст - 5-6 лет;

- подготовительный возраст - 6-7лет.

На начало 2021-2022 учебного года в сельской ДОО функционирует 1 группа, укомплектованная в соответствии с возрастными нормами, детьми старшего дошкольного возраста (4-7 лет):

- средняя подгруппа (4-5 лет) - 2 детей;

- старшая подгруппа (5-6 лет) - 13 детей;

- подготовительная подгруппа (6-7 лет) - 9 детей.

Сводная диаграмма результатов диагностики по усвоению речи дошкольников на начало учебного

года 2021-2022 учебного года

Сводная диаграмма результатов мониторинга по усвоению речи детьми-дошкольниками на конец учебного

2021-2022 учебного года

Анализируя диагностику по уровню развития речи детей сельского детского сада за 2021-2022 учебный год, в области в области речевого развития, мы видим хорошую динамику.

С внедрением новаций в сельскую дошкольную образовательную организацию, а именно технологию интерактивных игр по речевому развитию «Мерсибо» с применением артикуляционной гимнастики, в дополнение к основным традиционным мероприятиям по развитию речи, произошел значительный рост показателей высокого уровня развития речи дошкольников, как среднего возраста, так и старшего, подготовительного возрастов.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что при активном и целенаправленном внедрении интерактивных игр в образовательно-воспитательный процесс ДОО развиваются фонематические процессы, мелкая моторика, активизируется у дошкольников концентрация внимания, памяти, мышления. Также можно заметить, что расширяется словарный запас и кругозор у воспитуемых, растет речевая активность, и все это способствует формированию навыков правильной речи.

Педагогам ДОО необходимо проявлять внимание на своевременное формирование речи детей, на чистоту и правильность. Важно предупреждать и исправлять различные нарушения, чтобы не было отклонений от общепринятых форм языка.

Также, надо отметить, что применение инновационных технологий в ДОО по развитию речи воспитуемых показала свою эффективность.

Мы считаем, что развивающие, логопедческие игры «Мерсибо» помогут педагогам дошкольных образовательных организаций при проведении мастер-классов, семинаров-практикумов для родителей с участием детей. В них содержится яркий, наглядный, игровой, увлекательный материал. Они многофункциональны, занимательны и современны.

Литература:

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.

2. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.

3. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 396 с.

4. Ворошнина, Л.В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 302 с.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПб.: Питер, 2017. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под. общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев. 2007. - 224 с.

7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.