Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО'

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДИСТ / РЕЧЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Адиева Алсу Табрисовна

В данной статьи рассматривается процесс организации методического сопровождения по развитию речи в дошкольной образовательной организации в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Он акцентирует внимание на направлениях, которые должны присутствовать в методической работе по речевому развитию детей и делится собственным опытом по анализу этой работы и по повышению ее уровня. В статье приведены конкретные рекомендации по улучшению методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Адиева Алсу Табрисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL MANAGEMENT OF WORK ON SPEECH DEVELOPMENT IN DOE

The author of this article examines the process of organizing methodological support for the development of speech in preschool education in the framework of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard. He focuses on the areas that should be present in the methodological work on the speech development of children and shares his own experience in analyzing this work and improving its level. The article provides specific recommendations for improving methodological work.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО»

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Адиева Алсу Табрисовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО

Аннотация. В данной статьи рассматривается процесс организации методического сопровождения по развитию речи в дошкольной образовательной организации в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Он акцентирует внимание на направлениях, которые должны присутствовать в методической работе по речевому развитию детей и делится собственным опытом по анализу этой работы и по повышению ее уровня. В статье приведены конкретные рекомендации по улучшению методической работы.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, методическая работа, речевое развитие, дошкольник, дошкольная образовательная организация, методист, речь, федеральный государственный стандарт.

Annotation. The author of this article examines the process of organizing methodological support for the development of speech in preschool education in the framework of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard. He focuses on the areas that should be present in the methodological work on the speech development of children and shares his own experience in analyzing this work and improving its level. The article provides specific recommendations for improving methodological work.

Keywords: preschool pedagogy, methodical work, speech development, preschooler, preschool educational organization, methodologist, speech, federal state standard.

Введение. На сегодняшний момент вся система обучения и воспитания дошкольников претерпевает существенные изменения. Связано это, в первую очередь, с введением ФГОС дошкольного образования. Современное время требует пересмотра методической работы детского сада, контроля за использованием форм и методов, применяемых воспитателями, в процессе организации занятий (в том числе и занятий по развитию речи).

Развитие речи дошкольников - одно из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения. Речь -это главное средство общения людей, она позволяет изучать накопленный человечеством опыт, приобщаться к культурным и духовным ценностям. Кроме того язык и речь - это необходимые условия воспитания и обучения.

Актуальность разработки методических рекомендаций по руководству работой по речевому развитию в дошкольной образовательной организации обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте у детей активно формируются все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Овладение речью на достаточном уровне является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Без речи невозможно поделиться своими знаниями, опытом и чувствами.

Методическая служба в дошкольной образовательной организации должна содействовать воспитателям в вопросах организации занятий по развитию речи и следить за тем, чтобы эти занятия соответствовали ФГОС дошкольного образования.

Главной целью методической работы в дошкольной образовательной организации является поиск и внедрение инновационных методов работы к развитию кадрового потенциала детского сада в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Цель данной работы: изучить особенности организации системы методической работы с воспитателями по развитию речи дошкольников.

Изложение основного материала статьи. На плечи методиста ложится сразу много задач. Он не только должен организовать методическое сопровождение процесса обучения, но и должен следить за постоянным развитием воспитателей, за повышением их квалификации.

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны элементы, которые включены с состав развития речи дошкольников:

- малыши должны овладеть речью как важнейшим средством общения и усвоения культурных ценностей;

- необходимо способствовать обогащению лексикона дошкольников;

- развивать у них связную, грамматически правильную речь (как монологическую, так и диалогическую);

- знакомить дошкольников с детской художественной литературой, учить их понимать тексты разных жанров детской литературы и т.д.

Задача методиста следить, чтобы все эти элементы были внедрены в образовательный процесс. Воспитателям может быть, сложно сразу адаптироваться к новым компонентам стандарта, а методист должен направить их, помочь с применением новых требований на практике.

Однако здесь может возникнуть целый ряд проблем:

- неготовность воспитателей менять привычную форму обучения и воспитания;

- неэффективное методическое сопровождение;

- несоблюдение требований к организации работы по развитию речи и многое другое.

Рассмотрим направления, которые должны присутствовать в методическом руководстве по речевому развитию детей дошкольного возраста:

- создание специальных условий, способствующих развитию речи дошкольников;

- оказание содействия и методической помощи воспитателю;

- повышение квалификации;

- работа по распространению передового опыта;

- работа с родителями по ознакомлению с возрастными особенностями и путями развития речи детей дошкольного возраста;

- контроль за проводимой работой по развитию речи в ДОО.

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №46 «Земляничка» г. Набережные Челны проводится активное методическое сопровождение процесса по развитию речи детей. Так, чтобы выявить, на достаточном ли уровне организованна эта работа, мы проанализировали следующие аспекты:

1. Условия, которые были созданы как в группах, так и на участках.

2. Акцентировали внимание на речи взрослых, так как в дошкольном детстве малыши как губки впитывают в себя все что видят и слышат вокруг.

3. Изучили методическое обеспечение по развитию речи детей.

4. Проанализировали программы и планы по обучению и воспитанию детей, конспекты занятий по развитию речи.

На диагностическом этапе были выявлены трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Кроме того он показал возможности личностного роста воспитателей относительно организации работы по развитию речи, то есть стал мотивирующем фактором.

Также, на этом этапе мы выяснили, в чем именно возникают затруднения у воспитателей и какую методическую помощь необходимо организовать.

После проведения анализа было выяснено, что в ДОУ работа по развитию речи организованна очень слабо: воспитатели не применяют инновационные методы обучения, нет стендов для родителей, на которых представлены полезные материалы по развитию речи дошкольников, в группах нет специальных уголков, предназначенных для воспитанников.

Были отмечены, что есть и положительные моменты: большинство воспитателей имеют первую квалификационную категорию, трое - высшую, в планах по воспитательной работе отражено направление по речевому развитию.

Мы посетили занятия по развитию речи, которые проводили воспитатели ДОУ. Их мы анализировали по следующей схеме:

- четкость поставленных целей и задач;

- последовательность в решении задач;

- приемы, которые использует воспитатель для активизации речи дошкольников;

- материалы, которые применяет воспитатель на занятии (музыка, раздаточный материал, картинки, тексты детской литературы и проч.);

- речь воспитателя, ее четкость, когда он дает указания дошкольникам, объясняет задание;

- каким образом воспитатель исправляет, указывает на ошибки и поощряет детей;

- речь воспитанников во время занятий, их эмоциональное состояние;

- индивидуальный подход к дошкольникам.

Анализ работы воспитателей по развитию речи в дошкольном учреждении показывает, что кроме положительных сторон сотрудничества с воспитанниками имеются и недостатки.

Такими недостатками являются:

- зачастую, выбирая методы по развитию речи детей дошкольного возраста, воспитатели не учитывают индивидуальные особенности детей, не использую дифференцированный подход;

- воспитатель не всегда способен поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы по развитию речи;

- многие воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы, оставляя без внимания индивидуальный подход.

Причины:

- недостаточное знание специфики и методики работы по развитию речи;

- неумение анализировать занятия, незнание особенностей обучения детей;

- недостаточно развиты коммуникативные умения.

Стоит отметить, что для повышения организации работы по повышению уровня развития речи дошкольников воспитателям, психологу и методическому работнику необходимо вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков. Кроме того необходимо вести работу и с молодыми воспитателями и родителями.

Во время формирующего этапа был составлен план работы, в который были внесены сроки и перечень изменений, которые необходимо было внедрить в работу по развитию речи в ДОО. Этот список изменений и стал основой для корректировки программы методического сопровождения процесса речевого развития детей.

Остановимся на некоторых моментах. В работе с воспитателями и родителями необходимо использовать различные формы и методы, не останавливаясь только на информационных.

Гораздо важнее совершенствовать практические навыки молодых воспитателей. Для этого к каждому молодому воспитателю в ДОУ был назначен наставник из более опытных воспитателей. Также, был проведен ряд тренингов для сотрудников, целью которых было продемонстрировать на практике инновационные методы развития речи детей дошкольного возраста. Были организованы круглые столы, на которых обсуждались возникающие у воспитателей проблемы и вопросы.

При проведении мероприятий по методической помощи при организации работы по развитию речи были затронуты самые актуальные для данного возрастного периода вопросы.

Эффективность работы по речевому развитию во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателем, детьми и родителями.

Самым основным способом взаимодействия с родителями по пропаганде работы по развитию речи в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №46 «Земляничка» г. Набережные Челны у нас были родительские собрания и оформление информационных стендов, разработка брошюр.

Во время родительских собраний мы использовали следующие методы работы с родителями: информационные тексты, где печатали информацию необходимую для родителей по развитию речи

дошкольников; устные информационные сообщения, на которых выступал психолог; информационные лекции, проблемные лекции и круглый стол. А также, использовали анкетирование и тестирование родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Кроме того были организованы выставки книг и методических пособий по развитию речи детей дошкольного возраста. Мы также организовали контроль за выполнением разделов программ по развитию речи.

В результате все это позволило достичь положительных результатов:

- во время занятий по развитию речи воспитатели стали применять разнообразные методики, начали учитывать индивидуальные особенности детей;

- сами занятия стали разнообразней и начали выстраиваться от самого простого к постепенному усложнению;

- начала вырисовываться взаимосвязь между занятиями по русскому языку и работой по развитию речи дошкольников;

- согласно нашим наблюдениям, работа по развитию речи продолжалась и вне непосредственных занятий: специальная среда была организована как в группе, так и на участке на улице;

- родители стали ответственнее относится к развитию речи ребенка, и продолжали занятия дома и во время пути с детского сада (каждому были розданы специальные памятки с практическими советами);

- молодые воспитатели организовали открытые уроки по развитию речи.

Данные нашего исследования позволяют нам сделать вывод об эффективности проделанной нами в дошкольной образовательной организации методической работе по развитию речи. Следовательно, разработанные нами рекомендации могут быть полезны методистам дошкольных учреждений.

Выводы. Существует множество различных методов для изучения организации работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации, которые могут применять методисты учебного заведения. Среди них индивидуальные беседы, тестирование родителей и педагогов, посещение занятий по развитию речи, наблюдение за группой, анализ планов и т.д.

Нами была проделана работа по изучению особенностей организации методического руководства по речевому развитию детей дошкольного возраста. Результаты диагностики воспитателей показали, что:

- многие воспитатели лишь поверхностно знакомы с требованиями ФГОС по развитию речи дошкольников;

- в своей работе многие предпочитают использовать стереотипные (привычные) стратегии речевого развития детей;

- рефлексивные навыки сотрудников развиты на низком уровне.

Мы выявили, что уровень организации работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации находится на достаточно низком уровне. После чего были разработаны планы по методическому сопровождению процесса обучения детей связной речи и проведена необходимая методическая работа. Затем мы вновь провели анализ по тому же принципу и сравнили результаты.

После проделанной методической работы мы увидели положительные результаты:

1. Воспитатели дошкольной образовательной организации регулярно повышают свой квалификационный уровень. В группах создана необходимая развивающая среда. Проводится регулярная работа по обмену педагогическим опытом по развитию речи (как внутри дошкольного учреждения, так и на различных республиканских конференциях).

2. В своей работе по развитию речи детей воспитатели стали применять инновационные технологии.

3. Активность воспитателей выросла: они стали регулярно давать открытые уроки по развитию речи, участвовать в конкурсах методических разработок по этой теме.

Таким образом, благодаря организованной нами работе по методическому сопровождению в дошкольной образовательной организации вопросов по развитию речи, а также систематической помощи молодым специалистам удалось достичь положительных результатов.

Литература:

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.

2. Гербова В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с.

3. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.

4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. - М.: Эксмо, 2012. - 112 с.

5. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.

6. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах. - РнД: Феникс, 2016. - 141 с.

7. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

8. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 с.

9. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М., «Просвещение», 2000. - С. 78.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Даминова Рамиля Робертовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ

ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье представлены лингводидактические аспекты формирования языковой личности дошкольника, проживающего в национально-региональных условиях Республики Татарстан. Рассмотрены педагогические условия формирования языковой личности ребенка в процессе развития иноязычной речевой деятельности. Определены условия, при которых будет осуществляться гармоничное развитие личности ребенка.

Ключевые слова: языковая личность дошкольника, национально-региональные условия, система речевых упражнений, гармоничное развитие, полиязычие, полилингвальное образование, языковая деятельность, формирование личности.

Annotation. This article presents the linguodidactic aspects of the formation of the linguistic personality of a preschooler living in the national and regional conditions of the Republic of Tatarstan. The pedagogical conditions for the formation of a child's linguistic personality in the process of developing a foreign language speech activity are considered. The conditions under which the harmonious development of the child's personality will take place have been determined.

Keywords: linguistic personality of a preschooler, national and regional conditions, a system of speech exercises, harmonious development, multilingualism, multilingual education, linguistic activity, personality formation.

Введение. Сегодня вопросу развития языковой личности дошкольника уделяется особое внимание. Данная проблема достаточно многогранна, она требует изучения как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Научные изыски педагогов и психологов направлены, в первую очередь, на поиск новых методов и подходов, на выдвижение гипотез и их экспериментальную проверку. До сих пор проблема формирования языковой личности детей дошкольного возраста остается малоизученной, несмотря на огромные продвижения в области двуязычия и полиязычия [6, с. 15].

Так, например, в педагогической науке недостаточно глубоко и всесторонне исследован процесс становления языка как средства подготовки дошкольников к школе и формирование языковой личности в ее единении с творческой и исследовательской деятельностью.

Все это говорит о необходимости пересмотреть, переосмыслить существующую структуру учебного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Благодаря внедрению инновационных методов обучения, удастся, на наш взгляд, пробудить у дошкольников творческие, интеллектуальные, коммуникативные, нравственные способности, которые будут им необходимы не только во время обучения в школе, но и в течение всей жизни, а также позволят решать задачи экономического, политического, межкультурного характера.

Изучению двуязычия и полилингвизма посвящены работы выдающихся как отечественных, так и зарубежных авторов. В исследованиях поднимаются проблемы обучения говорению, педагогического мониторинга и проч. Среди зарубежных авторов можно выделить Aitchison J., Carroll D.W., Chomsky N. и др. Важный вклад в изучение проблем внесли и отечественные педагоги и психологи: В.И. Андреев, В.П. Беспалько, М.И. Богомолова и проч.

Современные исследовательские работы, посвященные становлению языковой личности, не могут стать фундаментом для концепции формирования языковой личности дошкольника, так как они все слишком противоречивые и разнохарактерные [4, с. 25].

В них представлены разнообразные подходы к изучению этого вопроса. Кроме того, язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и речь меняется, поэтому необходимо рассматривать становление языковой личности с точки зрения современных реалий действительности. Именно поэтому, современные концепции и тенденции развития языковой личности в дошкольных образовательных учреждениях в процессе обучения все еще не были предметом специального исследования педагогики.

Цель данного исследования - выявить перечень необходимых педагогических условий, которые являются обязательными для успешного формирования языковой личности дошкольника в национальных и региональных условиях Республики Татарстан в процессе развития языковой деятельности на иностранном языке.

Гипотезой нашего исследования стала: процесс формирования языковой личности, которая будет хорошо владеть несколькими языками, может быть эффективным при соблюдении следующих условий:

- обучение языкам должно быть системным и базироваться на основе комплексной диагностики речевой деятельности;

- освоение языков должно основываться на интегративной основе, с помощью адаптации материалов зарубежных УМК к национально-региональным условиям Республики Татарстан;

- в основе речевой работы должен лежать комплекс упражнений, продиктованный интегративной технологией;

- творческая и исследовательская деятельность является важной частью процесса формирования личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям и способной к самореализации в языковой и коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.