134 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Таким образом, в учебниках, выпущенных под руководством И. Л. Бим, каждая тема предоставляет огромные возможности для создания проекта, каждый из них соотносится с определенной темой устной речи. В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. Кроме того, цикл УМК И.Л. Бим для средней ступени позволяет создавать проекты культуроведческого содержания, т.к. в учебниках содержится огромное количество информации, касающейся быта, традиций и обычаев жителей Германии, достопримечательностей и великих людей.
Список литературы:
1. Бим И.Л. Рыжова Л.И. «Deutsch» 5 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2013.
2. Бим И.Л. Садомова Л.В. Санникова Л.М. 6 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.
3. Бим И.Л. Садомова Л.В. «Deutsch». 7 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.
4. Бим И.Л. Садомова Л.В. Крылова Ж.Я. «Deutsch». 8 класс [Текст]. -М.: Просвещение, 2013.
5. Бим И.Л. Садомова Л.В. «Deutsch». 9 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2014.
6. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии [Текст]. - М., 2010. - С. 23-184.
7. Сайт «Просвещение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25828.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
© Петухов И.А.*
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В данной статье описывается опыт применения интерактивных методов обучения для развития навыков говорения в средней школе, представлены результаты применения данной группы методов обучения на практике. Раскрывается суть интерактивного обучения, его формы и
* Магистрант 1 курса (Лингвистика: теория и методика обучения иностранным языкам и культурам).
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
135
методы, методические принципы данного подхода в обучении иностранным языкам, а также анализ опыта педагогов в исследовании данной проблемы.
Ключевые слова интерактивное обучение, иностранный язык, английский язык, интерактивные методы и формы.
В методической литературе обучения в настоящее время много информации про интерактивное обучение, основанное на деятельностных и диалоговых формах познания. В этой связи хочется отметить особую роль интерактивных методов обучения в развитии навыков говорения на уроках иностранного языка.
Интерактивное методы обучения основаны на взаимодействии учителя и учащегося (от англ. «interaction» - «взаимодействие») Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [3, с. 147]. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (минилекция). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [5].
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; педагогическая студия, встречи с приглашёнными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др. [7].
Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности [1]. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
136 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам, выделяют следующие [3, с. 147]:
- изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
- взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
- совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трёх объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
- рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и учащихся.
Таким образом, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причём формирование нового опыта осуществляется с учётом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов [4, с. 242].
При прохождении педагогической практики в школе нами был поставлен эксперимент, целью которого было применение интерактивных технологий на уроках английского языка в 8 классе средней школы. Основной задачей являлась выявление эффекта применения данных технологий на уроках иностранного языка. Для реализации цели эксперимента на каждом уроке применялись приемы интерактивного обучения: ролевые игры, групповая дискуссия, особое внимание уделялось технологиям обучения в сотрудничестве: обучение в команде, «пила». Эти приемы использовались наряду с приемами традиционной формы обучения (описать картинку, составить диалог, перевести предложения с русского на английский, и наоборот):
Проверка результатов экспериментальной и контрольной групп была проведена в начале и в конце эксперимента.
Анализ результатов тестов в начале эксперимента и в его конце показал следующие изменения в экспериментальной группе:
- возросла активность учащихся на уроке;
- увеличилось количества фраз, использованных в неподготовленных диалогах;
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
137
- увеличилось количество учеников, которые использовали фразы для поддержания диалога (наличие интерактива);
- увеличилось количество учащихся в группе со средним уровнем и уменьшилось в группе низкого уровня.
Все эти положительные изменения происходили на фоне повышения заинтересованности в предмете (результаты представлены на рис. 1-2).
Рис. 1. Распределение учащихся по уровню развития навыков диалогической речи на констатирующем этапе
10%
60%
: НИЗКИЙ I средний * высокий Рис. 2. Распределение учащихся по уровню развития навыков диалогической речи на контрольном этапе
Описывая свой опыт использования технологий интерактивного обучения на уроках английского языка, О.М. Свазьян [6] отмечает, что данная технология способствовала:
- формированию интереса к изучаемому предмету;
- развитию самостоятельности учащихся;
- обогащению социального опыта учащихся путём переживания жизненных ситуаций;
- проявлению своей индивидуальности в учебном процессе;
- тому, что учащиеся чувствовали себя комфортно на занятиях.
Интерактивные формы и методы можно применять на всех этапах урока. Совместная деятельность учащихся эффективна как для уроков формирования знаний и умений, так и для повторительно-обобщающих уроков. Она создаёт условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности. Выбор тех или иных интерактивных форм и методов определяется конкретными целями, которые преследуются на каждом этапе урока.
Из изученного опыта учителей можно сделать вывод о том, что применение интерактивных форм и методов преподавания:
- стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников;
138 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- даёт возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку;
- создаёт положительное отношение к его изучению;
- повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся;
- даёт возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении.
Опыт работы с учащимися образовательных учреждений позволяет судить о том, что интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [2, с. 13]. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
Таким образом, применение интерактивных методов в обучении говорению позволяет учащимся свободно выражать свои мысли благодаря соответствующей психологической атмосфере во время урока, что способствует повышению уровня развития навыков говорения на английском языке.
Список литературы:
1. Беляева О.Н. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / О.Н. Беляева. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/590708.
2. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся / П.Д. Гаджиева // Инновации в образовании. - 2012. - № 10. - С. 5-13.
3. Горькова Л.А. Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку / Л.А. Горькова // Академический вестник. - 2007. - № 1. - С. 147-149.
4. Николина В.В. Интерактивные педагогические технологии в подготовке учителя как способ развития его профессиональной компетентности / В.В. Николина // ROSSICA OLOMUCEnSiA XLVT-П: Sbormk pnspevku z mezinarodm konference XIX. Olomoucke dny rusistu. - Olomouc, 2008. - С. 241-244.
5. Рабинович П.Д. Практикум по интерактивным технологиям на уроках: учебно-методическая разработка / П.Д. Рабинович, Э.Р. Баграмян. - М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2010. - 156 с.
6. Свазьян А.М. Методы и приёмы интерактивного обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс] / А.М. Свазьян. - Режим доступа: http://www.olga. sh11 stav.ru.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.