Научная статья на тему 'Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе'

Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина А. В.

В статье обоснована результативность использования интерактивных средств на уроке иностранного языка в начальной школе. Предложены этапы изучения иностранного языка, при которых будет получен высокий результат. Описаны примеры эффективного применения интерактивной доски на уроках иностранного языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе»

УДК 372.8

А.В.Корякина

магистрантка,2 курс, ЕГУ им.И.А. Бунина

г.Елец, РФ

Е-mail: ukolitskaya. anastasiya@mail. ru Научный руководитель: В.Н.Карташова

д.п.н., профессор по кафедре иностранных языков

педагогического профиля г. Елец, РФ

E-mail: [email protected] ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье обоснована результативность использования интерактивных средств на уроке иностранного языка в начальной школе. Предложены этапы изучения иностранного языка, при которых будет получен высокий результат. Описаны примеры эффективного применения интерактивной доски на уроках иностранного языка в начальной школе.

Ключевые слова

Интерактивные средства, учебный процесс, обучение иностранному языку в начальной школе, интерактивная доска.

В настоящее время обучение иностранному языку младших школьников приобретает особую актуальность. «Иностранный язык позволяет обеспечить непосредственные контакты с людьми, говорящими на этом языке, приобщить обучающихся к универсальным, глобальным ценностям, формировать умение общаться с представителями других культур, осознавать значимость своей родной культуры, более глубоко постичь понятие Родины. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение, нравственный облик своих учащихся, затрагивая при изучении отдельных тем вопросы нравственности и духовности, отдельные аспекты поведения человека в различных ситуациях» [2]. С целью повышения качества и эффективности учебного процесса по иностранному языку происходит внедрение в образовательный процесс интерактивных методов и средств обучения. Остановимся подробно на их характеристике. Педагогическая литература рассматривает интерактивные средства как обязательное условие организации интерактивного обучения, связанного с такими понятиями как интерактивность и интеракция. З.И. Тюмасева интерактивность видит в обоюдной, межсубъектной активности или диалоговом режиме активности.

По мнению Т.Г. Трусовой интеракция - это «взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями, возникающими в процессе совместной деятельности и общении» [6,С.200-201].

«Интерактивное обучение - модель обучения, в которой в течение всего процесса обучения осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся, реализуется постоянный мониторинг учебной деятельности обучающихся и целенаправленный распределенный текущий контроль» [6,С.200-201]. К определению Т.Г. Трусовой близко определение интерактивного обучения Е.В. Коротаевой, предлагаемое в учебном пособии «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников». Под таким обучением здесь понимается «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [4,С.102] . Б.М. Бим-Бад определяет интерактивное обучение как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваемого опыта».[ 1,С.107]

В статье «Педагогические условия организации интерактивного обучения» А.А. Струнина обозначает интерактивное обучение как: «обучение посредством рефлексии действий по ходу освоения предметного содержания, способов и стратегий взаимодействия в ситуации общения» [4,С.56]. В.А. Решетникова в своей работе «Интерактивные методы обучения в системе современного среднего профессионального образования» дает следующее определение интерактивного обучения: «Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности» [8]

Говоря о применении ИСО в учебном процессе, необходимо знать на каком именно этапе изучения будет получен высокий результат. Целесообразно использовать ИСО, если требуется:

1. Ознакомление с новым материалом;

2. Закрепление и обобщение изученного материала;

3. Проверка и коррекция сформированных знаний и умений;

4 . Самостоятельная работа учащихся.

5. Тренировка определенных способностей учащегося (память, внимание, мышление, творчество, воображение и т.д.).

Именно применение интерактивных средств дает возможность:

1. Преобразовать содержание учебного курса в нестандартное и увлекательное для обучающихся (использование познавательного и интересного материала, отбор лексики, наличие игр, песен, стихотворений).

2. Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.Предлагать разноуровневые задания, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

4. Организовать повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5. Увеличить степень наглядности в процессе обучения.

6.Внести элементы занимательности, разнообразить и оживить учебный процесс.

7.Значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению учебного предмета.

Использование интерактивной доски (ИД) стало одним из актуальных нововведений. Свою

популярность в процессе обучения ИД приобрела за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала. Внедрение ИД считается эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания на основе применения интерактивных способов обучения, именно это и дает возможность создать условия, способствующие формированию и развитию разнообразных компетенций учащихся. Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это стимулирует их воображение. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, реализовать идеи развивающего обучения.

Многие исследователи утверждают, что уроки с использованием ИД позволяют: создать эмоционально благополучный фон познавательной деятельности, повысить активность в использовании приобретенных знаний, обеспечить сосредоточенность внимания, сохранить стремление преодолеть возникающие трудности, стремление поделиться информацией с одноклассниками. ИД увеличивает интерес обучающихся, следовательно вопрос дисциплины является один из сложных вопросов, с которым на уроке сталкивается учитель. Это зависит от того, сможет ли учитель заинтересовать учащихся визуальной поддержкой интерактивной доски, найдет ли верный тон в обращении с обучающимися. Для организации хорошей рабочей дисциплины необходимо не только глубокое знание предмета, интересное и четкое его изложения, умение точно рассчитать время использования доски (не более 15 минут), но и рассчитать время, чтобы заинтересованность учащихся в успешном освоении новых произносительных навыков или лексических единиц совпала с кульминацией урока. Современные дети с ранних лет знакомы с компьютерными программами, играми и Интернетом. В связи с этим, использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает

качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся, и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием делает уроки динамичными. Ученики могут рисовать поверх любых приложений, делать записи на доске маркером, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Учитель, используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, имеет возможность сформировывать собственные средства изучения, составлять собственные интерактивные задания, презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем многочисленные варианты работы, которые могут помочь разнообразить уроки английского языка. Заранее приготовленные анимации и видеоматериалы являются опорой для легкого усвоения материала, требующего абстрактного мышления. Тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, делают занятия интересными и развивают мотивацию.

Так, например, при обучении чтению возможно использование заданий с ИД таких как: «восстановление деформированного текста»,«установление соответствий», «текст с пропусками», «выделение необходимой информации». При обучении говорению можно прибегнуть к заданиям: «установление соответствий», «незаконченное предложение», «соотнесение реплик в диалоге». При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «распределение на группы», «сопоставление», «убери лишнее», «заполнение пробелов». При обучении письменной речи и правописанию можно использовать задания «текст с пропусками», «заполнение пробелов», «восстановление деформированного текста».

Итак, внедрение интерактивных средств и мультимедийных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, увеличению доступности образования. Грамотное использование ИД в процессе обучения является залогом успешной учебной деятельности и повышения эффективности и качества обучения. Именно в современную эпоху, эпоху развития информационных технологии и всеобщей компьютеризации, эти средства получили своё наивысшее распространение. Безусловно, мультимедийные и интерактивные средства не только добавляют в процесс обучения элемент новизны, но и способствуют достижению лучших результатов при меньшем количестве потраченного времени и усилий. Следует отметить, что рациональное использование данных средств делает процесс обучения иностранным языкам более эффективным и привлекательным для учащихся.

Список использованной литературы:

1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с

2. Карташова В.Н. Научно - методологические аспекты современного урока иностранного Языка//Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 139-141.

3.Карташова В.Н. Взгляды П.Ф. Каптерева на роль в воспитании личности фактора изучения иностранных языков//Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации Под общ.ред. С.Н. Курбаковой, Н.М. Мекеко. Москва, 2017. С. 167-172.

4.Е.В. Коротаева Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева // Директор школы. - Москва. - 2003. - №12. - С. 176

5.А.А. Струнина Педагогические условия организации интерактивного обучения / А.А. Струнина // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 8. - С. 55-56.

6.Трусова Т.Г. Принципы и способы организации учебной деятельности. Интерактивное обучение / Т.Г. Трусова // Вестник Учебно-метод. об-ия по проф.-пед. обр. - Екатеринбург : РГППУ, 2011. - Вып. 1 (45). -С. 197-203

7.Тюмасева З.И. Словарь-справочник современного общего образования : акмеологические, валеологические и экологические тайны: словарь / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак. - СПб. : Питер, 2004. - 464 с

8.Решетникова В.А. Интерактивные методы обучения в системе современного среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: метод. материал / В.А. Решетникова. - Нижнекамск: ГАПОУ Нижнекамский педагогический колледж, 2015. - Режим доступа: https://infourok.ru/interaktivnie-metodi-obucheniya-v-sisteme- sovremennogosrednego -professionalnogo-obrazovaniya-447368.html,свободный.- (дата обращения: 13.02.2018)

© Корякина А.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.