Научная статья на тему 'Потенциал УМК для организации проектной деятельности'

Потенциал УМК для организации проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УМК «DEUTSCH» И.Л. БИМ ДЛЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ / СРЕДНЕСРОЧНЫЕ И КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова А.А.

В статье рассматривается потенциал современных УМК для реализации проектной деятельности. В качестве объекта нашего анализа выбран УМК «Deutsch» для средней ступени (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.И. Рыжова, Л.М. Санникова, А.С. Картова, Ж.Я. Крылова). Исследование показало, что серия учебников И.Л. Бим для средней ступени предоставляет широкие возможности для использования метода проектов, предлагая в содержании каждой темы варианты проблемных ситуаций в разделе «Проекты /Projekte, Projekte/». В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал УМК для организации проектной деятельности»

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

129

Данная технология обеспечивает гибкость образовательного процесса и является достаточно комфортной для студентов с разным уровнем владения иностранным языком. Применение открытых форм контроля дисциплинирует студентов, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации изучения дисциплины.

Таким образом, применяемая кафедрой иностранных языков Бийского технологического института АлтГТУ им. И.И. Ползунова система обучения профессионально-ориентированному иностранному языку на основе модульно-рейтинговой технологии успешно реализует цели и задачи, поставленные ФГОС ВО и способствует формированию готовности к иноязычному общению будущих инженеров.

Список литературы:

1. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

2. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / Под ред. М.В. Рыжакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 362 с.

3. Гуськова Т.В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии (на примере технического вуза): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2008. - 25 с.

4. Инструкция для преподавателей и менеджеров учебного процесса по оформлению рейтинговых оценок знаний студентов в период проведения экзаменационных сессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bti. secna.ru/teacher/mrsk.shtml.

5. Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/teacher/mrsk.shtml.

ПОТЕНЦИАЛ УМК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Меркулова А.А.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

В статье рассматривается потенциал современных УМК для реализации проектной деятельности. В качестве объекта нашего анализа выбран УМК «Deutsch» для средней ступени (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Са-домова, Л.И. Рыжова, Л.М. Санникова, А.С. Картова, Ж.Я. Крылова). Исследование показало, что серия учебников И.Л. Бим для средней

Студент кафедры Иностранных языков и методики их преподавания.

130 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ступени предоставляет широкие возможности для использования метода проектов, предлагая в содержании каждой темы варианты проблемных ситуаций в разделе «Проекты /Projekte, Projekte/». В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры.

Ключевые слова проектная технология, УМК «Deutsch» И.Л. Бим для средней ступени, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные проекты, проблемная ситуация.

В связи с формированием поликультурного пространства, усилением глобальной конкуренции, а как следствие, потребностью государства в самостоятельных и инициативных гражданах многие аспекты школьного обучения претерпели существенные изменения - стали другими содержания учебников, цели и задачи образования, методики преподавания.

Одним из путей повышения качества образования является использование инновационных методов и приёмов преподавания. Достаточно эффективной на сегодняшний день методикой обучения иностранному языку и культуре является метод проектов.

Широкое распространение проектной технологии можно объяснить тем, что она характеризуется личностно-ориентированной направленностью. Кроме того, использование проектного метода позволяет реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Это обеспечивает подлинно продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса в целом [6].

Мы хотели бы рассмотреть потенциал современных УМК для реализации проектной деятельности. В качестве объекта нашего анализа мы выбрали УМК «Deutsch» для средней ступени (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.И. Рыжова, Л.М. Санникова, А.С. Картова, Ж.Я. Крылова). Данный учебник рекомендован Министерством Образования РФ и является одним из самых распространенных среди УМК по немецкому языку, используемых в образовательной школе.

УМК для средней школы состоят из следующих компонентов:

1) учебник;

2) рабочая тетрадь, включающая фрагменты языкового портфеля;

3) книга для учителя;

4) книга для чтения;

5) аудиоприложение.

Основные характеристики УМК:

1) личностно-ориентированная направленность материалов УМК

2) использование аутентичных материалов

3) знакомство учащихся со странами изучаемого языка

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

131

4) вовлечение учеников в творческую, в том числе проектную деятельность [7].

Учебники для 5-9 классов состоят из глав, каждая из которых включает от 5 до 7 блоков (в зависимости от учебника), которые направлены как на овладение средствами языка, так и умениями во всех видах речевой деятельности. В каждой главе есть блок, знакомящий учеников с лингвострановедческой информацией, помогающий осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны / стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера) [7].

На наш взгляд, серия учебников И.Л. Бим для средней ступени предоставляет широкие возможности для использования метода проектов, предлагая в содержании каждой темы варианты проблемных ситуаций в разделе «Проекты /Projekte, Projekte/».

Следует рассмотреть проекты, предложенные авторским коллективом под руководством И.Л. Бим в УМК «Deutsch» для 5-9 классов.

5 класс. Тематика учебника:

1. Hallo, 5. Klasse. Womit kommen wir aus der vierten Klasse? Kleiner Wiederholungskurs.

2. Der erste Schultag im neuen Schuljahr. Was sehen wir im Schulhof? Wie machen sich Kinder bekannt?

3. Auch die Eltern der neuen Schuler machen sich bekannt.

4. Wir machen uns mit einer neuen Marchenfigur bekannt.

5. Was machen die Kinder gewohnlich in den Sommerferien?

6. Wollt ihr noch etwas wiederholen?

7. Deutsch lernen - Land und Leute kennen lernen.

8. Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier?

9. Die StraBen der Stadt. Wie sind sie?

10. Wo und wie wohnen hier Menschen?

11. Bei Gabi zu Hause. Was sehen wir da?

12. Wie sieht Gabis Stadt zu verschiedenen Jahreszeiten aus?

13. Grofies Reinemachen in der Stadt. Eine tolle Idee! Aber...

14. Wieder kommen Gaste in die Stadt. Was meint ihr, welche?

15. Unsere deutschen Freundinnen und Freunde bereiten ein Abschiedsfest vor. Und wir? [1].

В 5 классе И.Л. Бим предлагает реализовать один среднесрочный проект: «Ihr kdnnt einen grofien Stadtplan machen». В ходе работы над проектом дети должны объединиться в группы и определить план их будущего города (сколько кварталов в нем будет, как они будут расположены и т.д.). Затем все куски (кварталы) они должны соединить воедино и обсудить поставленные цели. Бим И.Л. также формулирует конкретные задачи, которые ученики должны решить при работе над проектом.

132 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Учебник для 5 класса И.Л. Бим имеет потенциал для реализации долгосрочного проекта: «Unsere deutschen Freundinnen und Freunde bereiten ein Abschiedsfest vor. Und wir?». Это - подготовка к прощальному празднику в конце учебного года, в ходе которого дети должны рассказать о своем городе (нарисовать, смастерить модель).

Кроме того, учитель, использующий учебник И.Л. Бим, имеет возможность активно применять проектную методику в образовательном процессе самостоятельно. Мы можем предложить следующие проекты в качестве дополнительных: «Welche Haustiere leiben die Deutschen Kinder», «Grofien deutschen Marchendichter», «Die beruhmten deutschen Automarkten», «Typische deutsche Wohnhauser».

6 класс. Тематика учебника:

1. Schulanfang. 1st er uberall gleich?

2. DrauBen ist Blatterfall.

3. Deutsche Schulen. Wie sind sie?

4. Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen?

5. Freizeit ... Was gibt es da alles!

6. Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?

7. Am Ende des Schuljahrs - ein lustiger Maskenball! [2].

В учебнике для 6 класса представлено восемь различных проектов. По окончании каждой темы И.Л. Бим предлагает варианты проблемных ситуаций. Так, например, после изучения темы «Deutsche Schulen. Wie sind sie?», она предлагает детям нарисовать школу своей мечты («Meine Traumschule») и описать ее. Форма проведения данного проекта - выставка с приглашением гостей. Кроме того, нам показался интересным проект, предложенный И.Л. Бим после изучения темы «Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?». Дети получают задание нарисовать страноведческий альбом, в котором они опишут, что характеризует Германию. Также могут выбрать и другое задание, например, составить вопросы для викторины о городах Германии.

Как дополнительный можно рассмотреть следующий проект: «Wie war eure erste Lehrerin».

7 класс. Тематика учебника:

1. Wiederholugskurs. Nach den Sommerferien.

2. Was nennen wir unsere Heimat?

3. Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes.

4. Das Leben in einer modernen Groftstadt. Welche Probleme gibt es hier?

5. Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes.

6. Umweltschutz ist das aktuellste Problem heutzutage. Oder?

7. In einem gesunden Korper wohnt ein gesunder Geist [3].

В учебнике для 7 класса также есть возможности для организации проектной деятельности. Бим И.Л. предлагает по окончании изучении четырех

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

133

тем осуществлять различные проекты. При этом ученик имеет возможность выбрать тему самостоятельно, так как один блок («Projekte») содержит в себе несколько подтем. В первую очередь, она предлагает реализовать два долгосрочных проекта, которые берут свое начало еще в 6 классе. Это такие темы, как «Das Buch fiber mich» и составление страноведческого альбома про Германию. Срок осуществления данных проектов - один год. Кроме того, И.Л. Бим предлагает реализовать среднесрочный проект - «Dorfes der Zukunft».

Мы можем предложить следующие проекты в качестве дополнительных: «Welche Probleme konnen entstehen, wenn man im Ausland in einer fremdem Stadt ist und die Sprache des Landes nicht spricht», «Olympische Spiele».

8 класс. Тематика учебника:

1. Schon war es im Sommer.

2. Aber jetzt ist schon langst wieder Schule.

3. Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor.

4. Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland [4].

Учебник для 8 класса имеет высокий потенциал для реализации проектной деятельности. Он состоит из пяти блоков, каждый из которых содержит задания для выполнения проекта. Также как и в учебнике для 7 класса И.Л. Бим предлагает ученикам выбрать заинтересовавшую их тему самостоятельно. Например, ученики могут нарисовать предмет одежды и описать его на немецком языке или подготовить информационный коллаж к темам «Deutschland popularste Reiseziele», «Einkaufen in Deutschland». Кроме того, нам показался интересным следующий проект: «Unsere Sommerer-lebnisse». По замыслу И.Л. Бим, дети должны объединиться в группы и сделать совместный коллаж про летные каникулы, написать рассказ, стихотворение, нарисовать картинки, приклеить фотографии.

9 класс. Тематика учебника:

1. Ferien, ade! Wiederholungskurs.

2. Ferien und Bucher. Gehoren sie zusammen?

3. Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?

4. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit der Berufswahl?

5. Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht? [5].

В учебнике для 9 класса представлено три блока с различными проектами. Все проекты носят долгосрочный характер. В первом блоке И.Л. Бим снова предлагает ученикам проект: сделать страноведческий коллаж про Германию. Кроме того она формулирует и новую тему для проекта: «Wie steht es mit euren Sprachfihrern? Es ware toll, wenn ihr es weiter macht!». В третьем блоке представлены пословицы на немецком языке. И.Л. Бим предлагает собрать коллекцию этих пословиц с русскими эквивалентами и в конце учебного года организовать выставку.

134 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Таким образом, в учебниках, выпущенных под руководством И. Л. Бим, каждая тема предоставляет огромные возможности для создания проекта, каждый из них соотносится с определенной темой устной речи. В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. Кроме того, цикл УМК И.Л. Бим для средней ступени позволяет создавать проекты культуроведческого содержания, т.к. в учебниках содержится огромное количество информации, касающейся быта, традиций и обычаев жителей Германии, достопримечательностей и великих людей.

Список литературы:

1. Бим И.Л. Рыжова Л.И. «Deutsch» 5 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2013.

2. Бим И.Л. Садомова Л.В. Санникова Л.М. 6 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.

3. Бим И.Л. Садомова Л.В. «Deutsch». 7 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.

4. Бим И.Л. Садомова Л.В. Крылова Ж.Я. «Deutsch». 8 класс [Текст]. -М.: Просвещение, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бим И.Л. Садомова Л.В. «Deutsch». 9 класс [Текст]. - М.: Просвещение, 2014.

6. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии [Текст]. - М., 2010. - С. 23-184.

7. Сайт «Просвещение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25828.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

© Петухов И.А.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В данной статье описывается опыт применения интерактивных методов обучения для развития навыков говорения в средней школе, представлены результаты применения данной группы методов обучения на практике. Раскрывается суть интерактивного обучения, его формы и

* Магистрант 1 курса (Лингвистика: теория и методика обучения иностранным языкам и культурам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.